Автор: Петрова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад
Населённый пункт: г. Нерехта
Наименование материала: Развлечение
Тема: Детство Ники
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Солнышко» муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район
Костромской области
Конспект развлечения
Подготовительная к школе группа
«Детство Ники»
Подготовила и провела:
воспитатель высшей категории
МДОУ детский сад «Солнышко»
Петрова Елена Николаевна
г. Нерехта 2018г
Цель:
- дать представление о детстве Николая 2
Задачи:
-содействовать формированию уважительного, милосердного,
внимательного отношения к близким, способности к
сопереживанию;
-формировать у воспитанников желание подражать благим
образцам;
- помочь детям, их родителям и педагогам понять, что без
Православной культуры невозможна полноценная жизнь личности
и семьи, общества и государства;
- с помощью игр повысить положительный настрой и укрепить
психоэмоциональное здоровье.
- воспитывать достойного человека и будущего гражданина
России.
Ведущий: Добрый день дорогие дети, гости!
В смутные времена, когда на Россию надвинулась страшная беда –
революция, когда люди теряли веру в Бога, любовь к Отечеству и
ближним, Господь явил святой образец православный семьи –
семьи последнего русского Императора.(На экране семья
Николая2)
- Что же это была за семья?
- Это была Святая, чистая семья.
Глава этой дивной семьи венценосцев- мучеников – святой Царь
Николай Александрович родился 19 мая 1868 году в
день святого Иова Многострадального. Назван был в
память Николая Чудотворца.
Про семью Николая 2 много говорят, а мы сегодня окунемся в
его детство. (на экране детская фотография императора)
Николай был ребёнок ласковый, уступчивый, вежливый от
природы, щедрый; он никогда не позволял себе съесть конфетку, не
поделившись прежде с братом или товарищем. В своих родителях
он просто души не чаял. Он рос добрым мальчиком, он готов был
молиться за спасение жизни даже маленького птенца. Он с детства
был трогательно боголюбив.
(Выбегает ребенок-ангел с иконой Святых царственных
мучеников)
Ведущий: Думаю, что мальчика Ники, будущего царя, наставлял
невидимо его Ангел – хранитель. Давайте сейчас мы прочитаем
вместе стихотворение «Мой ангел дорогой». (Ребёнок
- «ангел» передаёт икону Святых царственных мучеников
воспитателю).
Ангел – хранитель над нами кружит
(кружатся).
Ангел-хранитель на помощь спешит
(машут ручками).
Спать лёг ребёнок, он сон охраняет
(присели, ручки подложили под ушко).
Утром проснулся – благословляет
(ручки в стороны).
В школу идёт или в садик спешит
(маршируют,
Ангел-хранитель всегда защитит
(все обнимаются).
Дети поочерёдно подходят к фотовыставке Царской Семьи и
читают стихотворения
1.
Взгляд Ангела! Глаза... Глаза - России!
О, этот взгляд! Вовек мне не забыть:
Готовый сердцем всех людей любить!...
Им любовался после литургии...
И страшно грешному мне рядом быть.
И радостно смотреть и умиляться, -
Так... с чистотой Небесной не расстаться!
2.
Царь плакал скорбными слезами -
Незримыми - о всей Руси.
Как истово под Небесами -
За люд - прощения просил!
3.
Всей кротостью, смиреньем духа
Он возносился в Дом Святой ...
И Горний мир касался слуха
Нежнейшей песней неземной.
4.
Царь Николай считал, что у России –
Особый несравненный путь,
Он верил, что Россия самобытна
И станет лучше всех когда-нибудь.
5.
Он был подвижником идеи русской,
На высоту небесную народ превозносил,
И бережно с величием и честью
Заветы древние славянские хранил.
6.
Народ же отвечал благоговением,
Любовью бесконечною к царю,
И в знак признания красивыми цветами
Дорогу осыпал государю.
7.
Поверь, о Николай, туман растает
Из лжи и смуты, подлости, вранья,
Тогда пред миром в ярком свете заблистает
Фигура честного и незабвенного царя.
Ведущий: Судьба даровала Николаю, казалось бы, на редкость
счастливые дни детства и юности. Они отличались от детских лет
большинства его предшественников на престоле гораздо более
семейным, «домашним» характером воспитания.
Воспитание и образование цесаревича
Николая проходило под личным руководством его отца, на
традиционной религиозной основе и в спартанских условиях. Отец
приучал сына спать на простых солдатских койках с жёсткими
подушками, утром обливаться холодной водой, на завтрак есть
простую кашу. «Милый Ники», как его звали в семье, мог себе
позволить не так много из того, на что имели право его сверстники:
нельзя было шумно себя вести, возбранялось привлекать к себе
внимание играми и детской вознёй, не допускались неразрешённые
прогулки, бесконтрольные забавы.
- Давайте и мы с вами посоревнуемся в ЭСТАФЕТАХ.
1 эстафета. «Прыжки на двух ногах из обруча в обруч».
У каждой команды по 5 обручей. Необходимо как можно быстрее
пропрыгать из обруча в обруч, при этом их не задеть. Оценивается
скорость и аккуратность ребенка.
2 эстафета. «Прокати мяч».
Мяч катить двумя руками до стойки, затем взять его в руки и бегом
назад к своей команде. У линии старта передают эстафету
следующему.
3 эстафета. «Попрыгушки».
Прыжки на одной правой ноге вперед. Назад – на другой левой
ноге. Руки на поясе. У линии старта передает эстафету следующему
касанием руки.
Ведущий: Николай – Ники, воспринял от отца простоту в общении
и живость характера. Он был обаятельно шаловлив, любил игры и
занятия, требующие много движения – и это стремление быть
всегда в движении, содержать себя в хорошей физической форме
сохранилось у Государя Николая Второго на всю жизнь.
Игра
:
«Ловишка, бери ленту»
.
Цель: повысить положительный настрой и укрепить
психоэмоциональное здоровье.
Игровые действия: Дети строятся в круг; у каждого имеется
цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит
ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три — лови!» — дети
разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь
вытянуть у кого-нибудь ленточку. По сигналу воспитателя: «Раз,
два, три в круг скорей беги!» все строятся в круг. Воспитатель
предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, т. е. проиграл,
и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям, и игра
повторяется, с новым водящим.
Ведущий: С ранних лет в Ники проявлялись утонченность,
поэтичность и некоторое внутреннее изящество, стремление к
прекрасному и любовь ко всему живому. Уже в маленьком
мальчике обращал на себя внимание окружающих его мечтательно-
задумчивый взгляд. Удивительными казались его очень красивые
чистые глаза, когда Ники смотрел на птиц, летящих высоко в
небе…
Его волновала боль каждого живого существа – и он слезно
молился за выпавшего из гнезда воробья. Его завораживало
звучание стихотворных строчек – и Ники просил, чтобы ему читали
стихи вслух, когда он сам читать еще не умел. С раннего детства в
душе этого мальчика жила очень искренняя, взволнованная
религиозность, проявлявшаяся даже в детских мелочах. Все эти
качества будущего святого Императора прекрасно развивались в
естественной семейной атмосфере, поддерживаемой отцом…
Ведущий: - ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру
«Передай доброе слово» (дети передают друг другу мяч и говорят
комплименты)
- молодцы, а теперь помогите мне вспомнить «Пословицы о
доброте»
Дети:
- Доброе слово лечит, злое калечит.
- Добрые слова дороже богатства.
- За добрые дела добром платят.
- Не одежда красит человека , а его добрые дела.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
- Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Ведущий: Молодцы, я вижу, что вы тоже добрыми растете.
Пожалуйста, пройдите на свои места.
Ведущий: Хочется вспомнить о любимых игрушках Николая.
Игрушечный поезд Николая второго
«Огляделся: комната волшебная. Ничего подобного сроду не
видывал. Во-первых, идет по полу железная дорога, маленькая, но
настоящая, с рельсами, с сторожевыми будками, с тремя классами
вагонов, стоят полки солдат с киверами, с касками, казаки в
шапках, а вот лошади с гривами, верблюды о горбами, а вот
барабан, ружья в козлах, труба с кисточкой, гора песку»…
Так описывали детскую, принадлежавшую будущему русскому
императору.
Хозяин всех этих игрушечных сокровищ заводил ключиком свою
дорогу, и вот уже «паровоз побежал, из будки вышла сторожиха,
замахала флажком, на платформе появился пузатый начальник,
зазвенел звонок»…
Железная дорога — не случайная игрушка
Железные дороги, строительство их — одно из важнейших занятий
последнего русского императора
ИГРА В ПОЕЗД
(Материал: Две длинных рейки (или веревки).
ХОД ИГРЫ: Взрослый или один из детей - "паровоз", все
остальные дети изображают вагоны. На полу лежат длинные рейки
- рельсы. Дети сидят верхом на стульчиках друг за другом.
"Паровоз гудит", и "поезд трогается". Дети могут двигать руками и
произносить:
- "Чу-чу-чу!"
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
"Чу-чу-чу, чу-чу-чу" -
Пыхтит паровоз.
Далеко, далеко
Ребят он повез.
(А. Ануфриева)
Дети идут друг за другом между рейками, "по рельсам". По
сигналу "Быстрей!" - бегут, по команде "Стой!" "поезд" подходит к
станции и останавливается. Дети выходят, гуляют по комнате,
бегают. "Паровоз" уезжает за водой. По сигналу: "Поезд
отправляется!" - все встают на свои места и продолжают
коллективное движение.
На пути надо проехать по мосту, то есть пройти по скамейке,
подняться на горку и спуститься с нее (подняться по наклонной
доске и сбежать по другой такой же доске). Подъезжая к другой
станции, "поезд" останавливается, дети снова могут погулять,
"собрать цветы", затем "поезд" едет дальше.
Закончить игру можно большой остановкой: дети шагают на
месте - "стучат колеса", шагают все медленнее и медленнее - "поезд
останавливается".
Ведущий:
Бывало, во время крупной ссоры с братьями или
товарищами детских игр, Николай, чтобы удержаться от резкого
слова или движения, молча уходил в другую комнату, брался за
книгу и, только успокоившись, возвращался к обидчикам и снова
принимался за игру, как будто ничего не было.
В этом поведении уже отчетливо просматривался образ будущего
Императора Николая II, имевшего высокое самообладание, не
позволявшего себе обидные слова и раздражение в адрес
подчиненных, имевшего огромное мужество и силу воли. Николай,
кроме того, обладал прекрасной памятью, умением в нужные
моменты внутренне собраться для обдумывания сложного дела, а
также немногословием.
Песня «Царь Николай» (Г. Пономарёва) в записи.
Цесаревич Николай Александрович с матерью, Цесаревной Марией Феодоровной. 1869 г
Цесаревич Николай Александрович с матерью, Цесаревной Марией Феодоровной. 1869 г
Снимок можно увеличить
Цесаревич Николай Александрович с отцом, Цесаревичем Александром Александровичем
и матерью, Цесаревной Марией Феодоровной. 1870 г?