Автор: Федорова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №42
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: полоролевое развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Игра в полоролевом развитии дошкольников
Как известно, игра является основной деятельностью дошкольников. О
важном значении игры для развития личности дошкольника писал еще Л. С.
Выготский. Т. А. Репина также подчеркивает важное значение игры,
выступающей в качестве условия формирования полоролевого воспитания.
Сюжетная игра не выражает реальных отношений, в ней все «понарошку»,
однако посредством игры устанавливаются положительные стереотипы
качеств и поведения, присущих представителям разных полов. В игре
складывается фундамент эмоционально позитивного отношения к роли
ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы в
дальнейшем
его
развитии.
На современном этапе развития общества активно происходят изменения
ценностно-нравственных
ориентаций
в
отношениях
между
полами,
происходит стирание границ между мужскими и женскими социальными
ролями, наблюдается зависимость негативного информационного фона и
выраженные эмоциональные нарушения в развитии детей — агрессия у
девочек и повышенная тревожность у мальчиков. Наиболее сензитивным к
подобным влияниям является старший дошкольный возраст, который
характеризуется
наличием
интереса
детей
к
половым
различиям,
в
становлении устойчивого понимания и принятия собственной половой роли.
В дошкольном возрасте возникает дифференциация интересов мальчиков и
девочек — предпочтение способов деятельности, познания, общения,
ориентированное на представителей того же пола, что и ребенок. Наряду с
другими ориентациями ориентация на представителей своего пола ложится в
основу формирования структуры личности и определяет ее психическую и
социальную
активность.
Старший дошкольный возраст — важный период для создания условий,
способствующих осознанию и принятию ребенком своей социальной
принадлежности по половому признаку, адекватной системе смыслов и
значений, представляющих понятия «мужественность» и «женственность» в
культуре нации. В настоящее время воспитание мальчиков и девочек в
дошкольных
образовательных
организациях
с
учетом
их
половой
дифференциации проводится не в полной мере эффективно в связи с тем, что
в воспитательном процессе основной упор делается на устаревшие гендерные
стереотипы.
В
воспитании
дошкольников
не
учитываются
реалии
современной
жизни,
игнорируется
или вообще
упрощаются
половые
различия, не реализуется направление развития вариативности полоролевого
поведения, недостаточно формируются у детей навыки овладения мужскими
и женскими ролями. В связи с этим, актуальным на сегодняшний день
становится необходимость в создании специальных условий, учитывающих
специфику развития дошкольника, для того чтобы процесс половой
идентификации протекал более успешно. Важным условием сопровождения
процесса формирования полоролевой идентичности является организация
педагогической среды, представляющей собой разнообразную систему
взаимоотношений в триаде «воспитатель — ребенок — родитель», в диадах
«ребенок — ребенок» и «ребенок — полоразвивающая предметная среда». В
данной позиции раскрывается целый ряд значимых условий формирования
идентичности
у
старших
дошкольников.
В условиях имеющегося развивающего пространства мы стараемся создать
такую игровую среду, в которой имеются зоны самореализации мальчиков и
девочек, организовываем равноправное сотрудничество детей в совместной
деятельности, способствуем снятию традиционных культурных запретов на
эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрения их к выражению
чувств, созданию у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки,
созданию условий для тренировки гендерной чувствительности, привлечение
к воспитанию родителей того и другого пола. Также в работе с детьми по
формированию
полоролевой
идентификации
посредством
игры
мы
учитываем
особенности,
обеспечивающие
полноценное
становление
мужественности и 0женственности: ‒ обеспечение большого количества
участников игры; ‒ продумывание четкой иерархии в игре (доминирование-
подчинение); ‒ развитие игровой конкурентности и корпоративности; ‒
предоставление возможности проявления мальчиками физической силы в
борьбе за лидерство во время игры; ‒ использование соревновательного
момента
игры.
В течении работы с дошкольниками возможно применение таких методов
как: – моделирование игровых ситуаций; – обыгрывание фрагментов
сюжетно - ролевых игр; – мини – рассказы; – решение проблемных ситуаций
при совместной деятельности мальчиков и девочек; – рефлексивная
деятельность. С целью умножения знаний дошкольников о себе как
представителе
определенной
гендерной
группы
возможно
проведение
занятий на темы: «Девочки и мальчики», «Кто Я?»; проведение бесед:
«Мальчики и девочки – кто они?», «Что я знаю о себе?», «Различие полов:
будущие папы, будущие мамы», «Поведение мальчиков и девочек», «Моя
семья», «Вместе весело играть». В игровой деятельности мальчиков и
девочек применяются прямые и косвенные приемы руководства ею,
реализовывается
педагогическая
поддержка
мальчиков
и
девочек,
организовываются специальные условия для гендерной социализации детей.
«Совместное построение педагогом с дошкольниками игровой среды
содействует воспитанию взаимоотношений детей обоего пола, вырабатывает
способность
слышать
и
замечать
друг
друга,
интересоваться,
симпатизировать и распределять социальные интересы и поведение».
Подобная
среда
способствует
освоению
мальчиками
и
девочками
полоролевых ценностей, вступлению во взаимоотношения друг с другом на
основе интереса к совместной игровой деятельности, игровым замыслам,
желанию играть вместе, а также проявлению активности, творчеству,
инициативности,
самостоятельности,
свободе выбора в формировании
игровых ролей, игровых атрибутов, в игровом и реальном взаимодействии,
реализации
сюжета.
Таким
образом,
педагогически
правильно
организованная игра дошкольников содействует формированию интереса,
эмоциональноположительного
отношения
к
противоположному
полу,
будущей роли, овладению опытом мужского и женского поведения в семье и
обществе, умениями взаимодействовать, договариваться с противоположным
полом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения, а также
обнаруживает положительное воздействие на процесс общего развития
личности ребенка, игровой деятельности в целом.