Автор: Гончарова Людмила Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №5
Населённый пункт: Краснодарский край, город Лабинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Для чего малышам нужны эксперименты"
Раздел: дошкольное образование
Для чего малышам нужны эксперименты.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными,
умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решающими
возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Ребенок сам по себе уже является исследователем, живо интересуясь
различного рода деятельностью, в частности экспериментированием.
При организации познавательно - исследовательской деятельности очень
важен личностно - ориентированный подход к каждому ребенку, его
интересам и желаниям. Отношения со своими воспитанниками я строю на
основе партнерства.
Я хочу, чтобы мои воспитанники, взрослея научились ставить цель, решать
проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать
выводы, одним словом стали настоящими исследователями. Для достижения
поставленных целей я разработала для себя план. Первый этап работы
заключался в определении цели и задач. Далее я обозначила для себя пути
решения поставленных задач подобрав методы и формы работы с детьми
младшего возраста. Стала изучать литературу по данному вопросу, активно
взялась за перестроения предметно - развивающей среды.
Мы постоянно пополняем наш уголок природы и экспериментирования
новыми экспонатами. Ребята собирают шишки, желуди, семена цветов, как
на прогулке, так и дома. Я предложила детям посадить и вырастить лук. Для
того чтобы заинтересовать детей я рассказала им сказку, о лукавице, которая
грустила у меня на полке, чтобы она повеселела, поставила ее в воду. У нее
появились зеленые перышки. Принесла ее в сад и предложила ребятам,
вырастить ей друзей. Идея им очень понравилась, мы стали думать, что нам
для этого понадобится. Когда все было готово, следили за процессом, если
было нужно подливали воду в стаканчики. Наконец, у луковиц появились
зеленые перышки и белые корешки. Ребята поняли, что для выращивания
нужна вода и солнце. Когда перья луковиц вырастут, мы будем их пробовать
на вкус, поговорим о полезных свойствах лука.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается
неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно
объяснить и понять. В своей работе с младшими дошкольниками мы чаще
использует не сам опыт а лишь отдельные поисковые действия.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление,
любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Уже сегодня мои
малыши испытывают большую радость, удивление и даже восторг от своих
маленьких и больших «открытий», которые вызывают чувство
удовлетворения от проделанной работы. А я в свою очередь стараюсь
подбросить им всё новые и новые вопросы или идеи. Не люблю начинать
вопрос словом «почему», для большинства детей это слово ассоциируется с
недовольством их поведения, поэтому начинаю разговор со слов: «Как
получается, что…» Для поддержания интереса к экспериментированию
практикую задания от имени сказочного героя – куклы. Если детей младшего
дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и кукла
«Зайчик-Любознайчик», многое хочет узнать и всем интересуется.
Когда мы проводили эксперименты со льдом, я рассказала детям о
бельчонке, который принес льдинку в свое дупло. Утром льдинка исчезла, но
появилась лужица. Я спросила ребят, как так получилось и предложила
проверить самим. Дети с удовольствием включаются в работу и становятся
активными участниками обсуждения. Я не формирую за них выводы, делаю
это совместно с ними (если нужно, то помогаю и направляю). Проводя
опыты, стараюсь связать результаты с повседневной жизнью, с
наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде,
использовать в играх детей. Игра- двигатель прогресса. Так, играя на
прогулке с крутящейся вертушкой, дети узнали, как изменяется направление
и сила ветра. Они заметили, что вертушка, может не крутиться просто так,
стоя на месте, а только во время бега. А на следующей прогулке вертушка
крутилась на месте, то сильнее, то медленнее. Мы обсудили с ребятами,
почему, так происходит, чем сильнее ветер, тем сильнее крутится вертушка.
Направление и силу ветра, мы также определяем по верхушкам деревьев.
При пересаживании комнатных растений– говорили о действиях воды, почвы
и солнечного света. Сначала приготовили почву, посадили в нее растение,
полили его и поставили в солнечное место. Наше растение быстро
восстановилось, а другое растение, убрали в темное место, когда достали,
увидели, что оно стало погибать.
Существует мнение, что экспериментирование является, наряду с
игровой, ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Деятельностью,
которой дети охотно занимаются, и которая дает очень многое для их
развития. Среда где дети чувствуют себя естественно это природа. Именно
поэтому, они любят экспериментировать и играть с природными
материалами. Конечно, это создает дополнительные хлопоты, так как часто
рассыпается песок или разливается вода, но нас это не останавливает мы все
дружно наводим порядок и снова погружаемся в игру. Чтобы было
интересно, я предлагаю детям поиграть в своеобразную игру: превратиться в
ученого и провести ряд исследований того или иного предмета или явления.
Детям очень нравиться такие игры с песком, водой, камнями, ракушками,
шишками, желудями листьями и т.д. они увлекают детей, у них проявляется
желание хорошо рассмотреть предметы, поиграть с ними. Я поддерживаю
такую заинтересованность детей, использую чтобы познакомить их с
некоторыми признаками и свойствами предметов, приучить пользоваться
общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков
предметов и явлений.
К своей работе я подключаю и родителей. Провожу беседы,
консультации, рекомендую экспериментировать вместе с детьми, как в
помещении, так и на улице, во время путешествий и прогулок, используя
природный материал песок, глину, воду, камнями, шишки. Этот материал
несложно собрать во время прогулки.
Не одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить
без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между
родителями и воспитателями (педагогами).
Через различные виды наглядной агитации я стараюсь убедить родителей
в необходимости повседневного внимания к ребенку, признавая за ним право
на собственную точку зрения, познавательный интерес, стремление детей
узнать что-то новое.
Методическое объединение по теме:
«Как привить интерес к
экспериментированию и
вырастить исследователя»
Опыт работы воспитателя МДОБУ детский
сад № 5 г. Лабинска
Гончаровой Людмилы Алексеевны.
Тема: «Прививаем
малышам интерес к
экспериментированию
через знакомство с
природой»