Напоминание

"Для чего малышам нужны эксперименты"


Автор: Гончарова Людмила Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №5
Населённый пункт: Краснодарский край, город Лабинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Для чего малышам нужны эксперименты"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Для чего малышам нужны эксперименты.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными,

умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решающими

возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Ребенок сам по себе уже является исследователем, живо интересуясь

различного рода деятельностью, в частности экспериментированием.

При организации познавательно - исследовательской деятельности очень

важен личностно - ориентированный подход к каждому ребенку, его

интересам и желаниям. Отношения со своими воспитанниками я строю на

основе партнерства.

Я хочу, чтобы мои воспитанники, взрослея научились ставить цель, решать

проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать

выводы, одним словом стали настоящими исследователями. Для достижения

поставленных целей я разработала для себя план. Первый этап работы

заключался в определении цели и задач. Далее я обозначила для себя пути

решения поставленных задач подобрав методы и формы работы с детьми

младшего возраста. Стала изучать литературу по данному вопросу, активно

взялась за перестроения предметно - развивающей среды.

Мы постоянно пополняем наш уголок природы и экспериментирования

новыми экспонатами. Ребята собирают шишки, желуди, семена цветов, как

на прогулке, так и дома. Я предложила детям посадить и вырастить лук. Для

того чтобы заинтересовать детей я рассказала им сказку, о лукавице, которая

грустила у меня на полке, чтобы она повеселела, поставила ее в воду. У нее

появились зеленые перышки. Принесла ее в сад и предложила ребятам,

вырастить ей друзей. Идея им очень понравилась, мы стали думать, что нам

для этого понадобится. Когда все было готово, следили за процессом, если

было нужно подливали воду в стаканчики. Наконец, у луковиц появились

зеленые перышки и белые корешки. Ребята поняли, что для выращивания

нужна вода и солнце. Когда перья луковиц вырастут, мы будем их пробовать

на вкус, поговорим о полезных свойствах лука.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается

неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно

объяснить и понять. В своей работе с младшими дошкольниками мы чаще

использует не сам опыт а лишь отдельные поисковые действия.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление,

любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Уже сегодня мои

малыши испытывают большую радость, удивление и даже восторг от своих

маленьких и больших «открытий», которые вызывают чувство

удовлетворения от проделанной работы. А я в свою очередь стараюсь

подбросить им всё новые и новые вопросы или идеи. Не люблю начинать

вопрос словом «почему», для большинства детей это слово ассоциируется с

недовольством их поведения, поэтому начинаю разговор со слов: «Как

получается, что…» Для поддержания интереса к экспериментированию

практикую задания от имени сказочного героя – куклы. Если детей младшего

дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и кукла

«Зайчик-Любознайчик», многое хочет узнать и всем интересуется.

Когда мы проводили эксперименты со льдом, я рассказала детям о

бельчонке, который принес льдинку в свое дупло. Утром льдинка исчезла, но

появилась лужица. Я спросила ребят, как так получилось и предложила

проверить самим. Дети с удовольствием включаются в работу и становятся

активными участниками обсуждения. Я не формирую за них выводы, делаю

это совместно с ними (если нужно, то помогаю и направляю). Проводя

опыты, стараюсь связать результаты с повседневной жизнью, с

наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде,

использовать в играх детей. Игра- двигатель прогресса. Так, играя на

прогулке с крутящейся вертушкой, дети узнали, как изменяется направление

и сила ветра. Они заметили, что вертушка, может не крутиться просто так,

стоя на месте, а только во время бега. А на следующей прогулке вертушка

крутилась на месте, то сильнее, то медленнее. Мы обсудили с ребятами,

почему, так происходит, чем сильнее ветер, тем сильнее крутится вертушка.

Направление и силу ветра, мы также определяем по верхушкам деревьев.

При пересаживании комнатных растений– говорили о действиях воды, почвы

и солнечного света. Сначала приготовили почву, посадили в нее растение,

полили его и поставили в солнечное место. Наше растение быстро

восстановилось, а другое растение, убрали в темное место, когда достали,

увидели, что оно стало погибать.

Существует мнение, что экспериментирование является, наряду с

игровой, ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Деятельностью,

которой дети охотно занимаются, и которая дает очень многое для их

развития. Среда где дети чувствуют себя естественно это природа. Именно

поэтому, они любят экспериментировать и играть с природными

материалами. Конечно, это создает дополнительные хлопоты, так как часто

рассыпается песок или разливается вода, но нас это не останавливает мы все

дружно наводим порядок и снова погружаемся в игру. Чтобы было

интересно, я предлагаю детям поиграть в своеобразную игру: превратиться в

ученого и провести ряд исследований того или иного предмета или явления.

Детям очень нравиться такие игры с песком, водой, камнями, ракушками,

шишками, желудями листьями и т.д. они увлекают детей, у них проявляется

желание хорошо рассмотреть предметы, поиграть с ними. Я поддерживаю

такую заинтересованность детей, использую чтобы познакомить их с

некоторыми признаками и свойствами предметов, приучить пользоваться

общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков

предметов и явлений.

К своей работе я подключаю и родителей. Провожу беседы,

консультации, рекомендую экспериментировать вместе с детьми, как в

помещении, так и на улице, во время путешествий и прогулок, используя

природный материал песок, глину, воду, камнями, шишки. Этот материал

несложно собрать во время прогулки.

Не одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить

без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между

родителями и воспитателями (педагогами).

Через различные виды наглядной агитации я стараюсь убедить родителей

в необходимости повседневного внимания к ребенку, признавая за ним право

на собственную точку зрения, познавательный интерес, стремление детей

узнать что-то новое.

Методическое объединение по теме:

«Как привить интерес к

экспериментированию и

вырастить исследователя»

Опыт работы воспитателя МДОБУ детский

сад № 5 г. Лабинска

Гончаровой Людмилы Алексеевны.

Тема: «Прививаем

малышам интерес к

экспериментированию

через знакомство с

природой»



В раздел образования