Напоминание

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ В ХОРЕ»


Автор: Ракитина Наталья Николаевна
Должность: Преподаватель хора и вокала
Учебное заведение: МБОУ ДО "Первоуральская Детская Школа Искусств"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Первоуральск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ В ХОРЕ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДОД «Первоуральская детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ В ХОРЕ»

Исполнил преподаватель

Ракитина Наталья Николаевна

МБОУ ДОД ПДШИ

1. Пение в хоре - развитие личности

Попробую начать с постановки цели. Для чего мы учим детей петь в хоре? Надо думать, что

не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель - развитие личности

ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие

эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой

морали. Итак, - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы

ребенка средствами музыкального искусства. Путь такого развития видно только во

включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. Пение для меня -

ведущий способ музыкальной деятельности. Почему пение? На мой взгляд, певческая

деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования.

Петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением. Для

того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания

певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности

обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.

Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной

музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.

Конечно, мало только петь, но певческая деятельность является стержнем всей работы по

музыкальному воспитанию.

Что же, кроме пения, я использую в хоровой работе? Прежде всего это импровизация -

ритмическая, вокальная, хоровая и пластическая; ритмические многоголосные упражнения, в

том числе и с применением простейших музыкальных инструментов; освоение детьми

элементарных приемов дирижирования: так называемое свободное дирижирование; изучение

музыкальной грамоты в необходимом объеме в строгом соответствии с возрастом детей;

различные развивающие музыкальные игры. Фундаментом всей работы по музыкальной

грамоте является относительная сольмизация. Систематическая работа в рамках системы

относительной сольмизации, предполагающая демократические и игровые формы знакомства

с музыкальной грамотой, дает хороший развивающий эффект, а впоследствии позволяет без

сложностей освоить и абсолютную нотацию.

2. Методы хоровой работы

Обучение пению начинаю всегда с небольших попевок – интонаций, состоящих из двух –

трех разновысоких звуков. Попевки основаны на нисходящем движении, это позволяет, во –

первых, сохранить головное резонирование, во – вторых, высокий звук лучше отражается в

сознании, следовательно, чище интонируется. Стремиться к тому, чтобы звук при пении был

мягкий, негромкий, динамика меццо – форте; призывать ребят все время внимательно себя

слушать.

Подводя некоторые итоги сказанному, хочется подчеркнуть, что на первом этапе обучения

пению перед учителем и детьми стоят три главные задачи:

1) освоение певческой установки;

2) освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент

организации единовременного вдоха, и момент начала фонации) и

одновременного окончания пения;

3) освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в

первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.

3. Вокальные принципы работы с детьми

В вокальной работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов :

1. Развивать голос из примерных тонов, постепенно, не спеша, расширяя

диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает

напряжения.

2. Главным методом вокальной работы является устное объяснение и пение

учителя и лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным

показом правильного звучания. Важно никогда не передразнивать детей, всегда

демонстрировать им правильное пение. Всю работу вести в спокойной и

доброжелательной обстановке. Не повторять плохо прозвучавшую фразу до того,

как будет точно сформулирована задача.

3. Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.

4. Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального

слуха и музыкальным развитием личности ребенка.

5. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют

русские народные попевки и песенки.

6. Работать без торопливости; критерий - не количество, а качество выученного.

Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и

получаются.

7. На каждом занятии, особенно с малышами, необходимо повторить выученное.

Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для

последующей работы, с другой - позволяет детям уже на первых этапах обучения

пению получать удовольствие от процесса пения.

8. По возможности использовать в работе показ видимых движений

артикуляционного аппарата - губ, челюстей, языка.

Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является

зажатость нижней челюсти. Предложите ребятам подставить к подбородку кисть

руки и следить, отпускаем ли подбородок при пении, особенно при пении гласных

«о», «а», «у». Очень полезно такое упражнение: приложить кисть руки к уху или

закрыть слуховой проход указательным пальцем, чтобы лучше услышать себя. Это

прекрасный способ контроля, и плохо интонирующие дети могут петь, прикрыв

ухо. Надо внимательно следить за тем, чтобы ребята не задирали и не отпускали

низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о неправильном

положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо

также следить, чтобы учащиеся во время пения не наклоняли головы в разные

стороны, так как важно сохранять вертикальное положение гортани.

4.

Работа над песней

Новое произведение я всегда показываю целиком, все куплеты, максимально

выразительно, чаще всего сама, реже в записи или в исполнении других учащихся,

обычно старших. Можно показать песню в разном исполнении, сравнить и определить

то, которое глубже раскрывает ее содержание. Хорошо показать произведение, если

есть такая возможность, в исполнении профессиональных певцов, хоров. Показать

произведение надо так, чтобы ребенок понимал, к чему он должен стремиться при

разучивании и исполнении.

После показа непременно обсуждаю услышанное с детьми: выясняю, как они поняли

содержание песни, объясняю непонятные слова (на самом деле их гораздо больше,

чем нам кажется); вместе мы анализируем в самых общих чертах характер музыки,

так как более подробный анализ происходит в процессе разучивания. Маленьким

детям надо все показывать очень четко и точно - и качество звука, и необходимые

штрихи, и когда брать дыхание, и логику развития музыкальной фразы. На начальном

этапе обучения при показе я несколько утрирую желаемое качество пения: более

долгое «удивление» - задержка, более яркое замыкание слов, а главное - большая, чем

обычно, протяженность звуков при пении.

Я учу ребят пропевать, протягивать гласные звуки, учу правильному вокальному

разделению на слоги. Протягивая, удлиняя звучание гласных звуков, мы вместе

слушаем, как льется голос, учимся собственно пению. С самых первых занятий дети

должны понять и усвоить главное правило вокальной орфоэпии - согласный звук,

замыкающий слог, относится при пении к следующему слогу, давая гласному свободу

и время для звучания.

Долгие гласные дети, пропевая, как бы протягивают рукой : А я по лу – гу. Рука делает

плавное полукружие, напоминая главное хороводное движение. Эта фраза просто клад

для начала работы: здесь органично слиты движение мелодии и вершина фразы,

удивительно удобна последовательность гласных, да и тянется удобный и полезный

звук «о». При работе с детьми я стараюсь большое внимание уделять работе над

орфоэпией. Слушая многие хоры, я чаще всего слышу ошибки именно в этой области.

Неверно произносятся согласные, целые слоги, а это оставляет впечатление низкой

вокальной культуры.

Перед началом разучивания любого, самого простого произведения я всегда в

партитуре проставляю все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамику,

фразировку. Считаю, что без тщательной проработки партитуры к детям выходить

нельзя, надо заранее продумать все сложности произведения и определить главный

путь разучивания, а это без детального звания партитуры и ее серьезного,

многостороннего анализа невозможно. Анализировать надо интонационно –

ритмическую структуру произведения, текстовые сложности, форму, а исходя из нее -

фразировку, дыхание, орфоэпию и т.д.

Мне рассказывали, что когда – то А. Свешникова спросили: «Что делать, чтобы хор

пел чисто?» он ответил: «Не давать петь фальшиво!» Мы все из практики знаем, как

трудно, а порой невозможно переучить популярные песни, которые дети поют с

ошибками. Это происходит потому, что первое впечатление обычно бывает наиболее

ярким и, согласно законам человеческой психики, часто особенно глубоко врезается в

память. Отсюда следует, что лучше лишний раз правильно показать произведение

детям, спеть его «про себя», вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудный

с точки зрения вокала слог. Выучить, освоить их отдельно - по нотам, в процессе

музыкальной игры, вокализируя, - но не допустить неверного пения! Считаю

категорически неверным выучивание произведения вообще, а затем исправление

деталей.

Как же происходит разучивание песни? Традиционно песню учим частями: фразами,

предложениями, куплетами. Начинаем обычно с 1-го куплета, но если фонетически

текст неудобен, то лучше учить куплет с наиболее удобной фонетикой.

Перед первым пропеванием учащиеся должны услышать предназначенную для

разучивания часть не менее трех раз, при этом каждый раз перед прослушиванием

должна быть поставлена новая задача.

Возможно, кому – то покажется, что я учу очень долго, а на самом деле все

происходит быстро, так как я максимально активизирую музыкальные и

интеллектуальные способности ребят и во время прослушивания и выполнения моих

заданий ребенок практически выучивает музыкальный материал. На практике песня

выучивается быстрее, а сам процесс разучивания становится более интересным для

детей благодаря разнообразным заданиям учителя. Этот подход к разучиванию вносит

в него элементы самостоятельности и творчества детей.

Разучивать песню можно различными методами, например учить по слуху, с

применением высотного тактирования, по графической записи, с опорой на нотную

запись, сольфеджируя, с помощью ручных знаков, принятых в ладовой сольмизации.

Можно использовать кисть руки по Г. Струве («рука - нотный стан») или свободное

дирижирование, пластическое интонирование. Обычно я использую все

перечисленные методы как отдельно, так и в различных сочетаниях, в зависимости от

трудности произведения и от задач обучения, стоящих на данном этапе. Чаще всего я

пользуюсь разными знаками, применяемыми в ладовой сольмизации, «пальцовкой». Г.

Струве и, разумеется, нотной записью во всех видах и вариантах. С малышами больше

использую графическую запись, свободное дирижирование, элементы пластического

интонирования.

Итак, мы разучили по фазам весь 1-й куплет. В заключение надо обязательно спеть

выученный фрагмент песни целиком, чтобы у детей в сознании остался целостный

образ. Если законченный фрагмент выучить не удалось, то дети исполняют то, что они

выучили, а остальное допевает учитель.

Следующий урок или внеклассное занятие надо обязательно начать с пения детьми

выученного на предыдущем занятии фрагмента целиком, не нужно останавливать их,

чтобы стало ясно, как усвоен материал. В куплетной песне я затем учу 2-й куплет,

исправляя на этом материале замеченные ошибки. Как правило, песня учится три –

четыре урока, а с хором произведение в зависимости от его сложности разучивается

на трех - пяти занятиях и непременно повторяется в конце. Иногда, выучив

произведение, полезно дать ему «отлежаться», затем снова вернуться к нему. Чтобы

выученное произведение звучало, его надо «впевать», работая над певческой и

исполнительской свободой. Впевание - процесс более длительный, чем разучивание.

Впетое произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях;

исполнение впетого произведения дает возможность для исполнительской

импровизации, т.е. живого исполнения.

В процессе работы на одном занятии хорошо совмещать разные произведения и

разные этапы работы над ними. На одном занятии должны звучать от трех до четырех,

пять (в старшем хоре) произведений. Задачи работы самые разные : в одной песне -

первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразой, в третьей -

разучивание нового куплета, в четвертой - соединение выученной мелодии с

аккомпанементом, в пятой - работа над исполнением. Произведения могут

исполняться не целиком, а частями, фрагментами. Если музыка разная и решаются

различные учебные задачи, то дети меньше устают и занятие будет более

продуктивным. На уроках музыки я также всегда стараюсь одновременно работать

над двумя – тремя песнями разной сложности и объема, ставя различные задачи, - это

очень стимулирует вокальное и музыкальное развитие моих учеников.

Я описала наиболее известный. Традиционный подход к разучиванию песни, однако

есть и другой путь - от общего к частному. Этот способ разучивания хорош для

небольших и несложных песен с повторяющимися или частично изменяющимися

фразами. Он предполагает охват на слух всей песни целиком, затем детальный

анализ : количество фраз, их сходство и различие, выяснение различий. В процессе

анализа песня пропевается несколько раз и целиком, и частями, и ученики имеют

возможность ее запомнить. После этого песня исполняется сразу целиком, детали

доделываются потом.

Одним из важных вопросов хоровой работы является работа над текстом песен. Я всегда учу

текст только вместе с мелодией. Если в дальнейшем возникает необходимость, то я, конечно,

выделяю сложные в плане произношения куски, но первое обращение к плакату с текстом

для меня всегда накрепко связано с интонацией музыкальной. Практика показывает, что мало

знать текст отдельно, надо каждое слово «впеть», соединить его с высотностью,

облагородить вокально последовательность фоном. Нарушение этого правила приводит к

тому, что мы часто слышим, как хорошо звучит у детей первый куплет, а остальные - все

хуже и хуже. Каждое слово требует внимания, каждый звук, и не стоит уповать на то, что

хорошо выучена мелодия: это, увы, не гарантирует качества вокального звучания. Конечно, я

никогда не диктую тексты отдельно для записи в тетрадь, но была бы очень довольна, если

бы у каждого моего ученика и на занятиях хора, и на уроке музыки перед глазами лежала

партитура произведения с полным текстом.

Главным при разучивании любого произведения является, конечно его содержание, характер,

эмоциональный строй. Дети преодолевают любые сложности только в том случае, если они

глубоко проникли в художественный образ произведения. Никогда не надо жалеть времени

на объяснение содержания, еще и еще раз читать текст, вдумываться в него. Иногда надо и

стихи прочесть и сказку рассказать, показать репродукции картин, слайды и подробно

рассказать об эпохе создания произведения, об авторе. Сколько времени мы уделяем на

хоровых занятиях разговорам об искусстве, о человеческих судьбах и характерах, о

нравственных проблемах, стоящих перед человечеством!



В раздел образования