Автор: Ракитина Наталья Николаевна
Должность: Преподаватель хора и вокала
Учебное заведение: МБОУ ДО "Первоуральская Детская Школа Искусств"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Первоуральск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ В ХОРЕ»
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДОД «Первоуральская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ В ХОРЕ»
Исполнил преподаватель
Ракитина Наталья Николаевна
МБОУ ДОД ПДШИ
1. Пение в хоре - развитие личности
Попробую начать с постановки цели. Для чего мы учим детей петь в хоре? Надо думать, что
не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель - развитие личности
ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие
эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой
морали. Итак, - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы
ребенка средствами музыкального искусства. Путь такого развития видно только во
включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. Пение для меня -
ведущий способ музыкальной деятельности. Почему пение? На мой взгляд, певческая
деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования.
Петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением. Для
того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания
певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности
обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.
Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной
музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.
Конечно, мало только петь, но певческая деятельность является стержнем всей работы по
музыкальному воспитанию.
Что же, кроме пения, я использую в хоровой работе? Прежде всего это импровизация -
ритмическая, вокальная, хоровая и пластическая; ритмические многоголосные упражнения, в
том числе и с применением простейших музыкальных инструментов; освоение детьми
элементарных приемов дирижирования: так называемое свободное дирижирование; изучение
музыкальной грамоты в необходимом объеме в строгом соответствии с возрастом детей;
различные развивающие музыкальные игры. Фундаментом всей работы по музыкальной
грамоте является относительная сольмизация. Систематическая работа в рамках системы
относительной сольмизации, предполагающая демократические и игровые формы знакомства
с музыкальной грамотой, дает хороший развивающий эффект, а впоследствии позволяет без
сложностей освоить и абсолютную нотацию.
2. Методы хоровой работы
Обучение пению начинаю всегда с небольших попевок – интонаций, состоящих из двух –
трех разновысоких звуков. Попевки основаны на нисходящем движении, это позволяет, во –
первых, сохранить головное резонирование, во – вторых, высокий звук лучше отражается в
сознании, следовательно, чище интонируется. Стремиться к тому, чтобы звук при пении был
мягкий, негромкий, динамика меццо – форте; призывать ребят все время внимательно себя
слушать.
Подводя некоторые итоги сказанному, хочется подчеркнуть, что на первом этапе обучения
пению перед учителем и детьми стоят три главные задачи:
1) освоение певческой установки;
2) освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент
организации единовременного вдоха, и момент начала фонации) и
одновременного окончания пения;
3) освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в
первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.
3. Вокальные принципы работы с детьми
В вокальной работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов :
1. Развивать голос из примерных тонов, постепенно, не спеша, расширяя
диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает
напряжения.
2. Главным методом вокальной работы является устное объяснение и пение
учителя и лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным
показом правильного звучания. Важно никогда не передразнивать детей, всегда
демонстрировать им правильное пение. Всю работу вести в спокойной и
доброжелательной обстановке. Не повторять плохо прозвучавшую фразу до того,
как будет точно сформулирована задача.
3. Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.
4. Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального
слуха и музыкальным развитием личности ребенка.
5. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют
русские народные попевки и песенки.
6. Работать без торопливости; критерий - не количество, а качество выученного.
Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и
получаются.
7. На каждом занятии, особенно с малышами, необходимо повторить выученное.
Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для
последующей работы, с другой - позволяет детям уже на первых этапах обучения
пению получать удовольствие от процесса пения.
8. По возможности использовать в работе показ видимых движений
артикуляционного аппарата - губ, челюстей, языка.
Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является
зажатость нижней челюсти. Предложите ребятам подставить к подбородку кисть
руки и следить, отпускаем ли подбородок при пении, особенно при пении гласных
«о», «а», «у». Очень полезно такое упражнение: приложить кисть руки к уху или
закрыть слуховой проход указательным пальцем, чтобы лучше услышать себя. Это
прекрасный способ контроля, и плохо интонирующие дети могут петь, прикрыв
ухо. Надо внимательно следить за тем, чтобы ребята не задирали и не отпускали
низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о неправильном
положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо
также следить, чтобы учащиеся во время пения не наклоняли головы в разные
стороны, так как важно сохранять вертикальное положение гортани.
4.
Работа над песней
Новое произведение я всегда показываю целиком, все куплеты, максимально
выразительно, чаще всего сама, реже в записи или в исполнении других учащихся,
обычно старших. Можно показать песню в разном исполнении, сравнить и определить
то, которое глубже раскрывает ее содержание. Хорошо показать произведение, если
есть такая возможность, в исполнении профессиональных певцов, хоров. Показать
произведение надо так, чтобы ребенок понимал, к чему он должен стремиться при
разучивании и исполнении.
После показа непременно обсуждаю услышанное с детьми: выясняю, как они поняли
содержание песни, объясняю непонятные слова (на самом деле их гораздо больше,
чем нам кажется); вместе мы анализируем в самых общих чертах характер музыки,
так как более подробный анализ происходит в процессе разучивания. Маленьким
детям надо все показывать очень четко и точно - и качество звука, и необходимые
штрихи, и когда брать дыхание, и логику развития музыкальной фразы. На начальном
этапе обучения при показе я несколько утрирую желаемое качество пения: более
долгое «удивление» - задержка, более яркое замыкание слов, а главное - большая, чем
обычно, протяженность звуков при пении.
Я учу ребят пропевать, протягивать гласные звуки, учу правильному вокальному
разделению на слоги. Протягивая, удлиняя звучание гласных звуков, мы вместе
слушаем, как льется голос, учимся собственно пению. С самых первых занятий дети
должны понять и усвоить главное правило вокальной орфоэпии - согласный звук,
замыкающий слог, относится при пении к следующему слогу, давая гласному свободу
и время для звучания.
Долгие гласные дети, пропевая, как бы протягивают рукой : А я по лу – гу. Рука делает
плавное полукружие, напоминая главное хороводное движение. Эта фраза просто клад
для начала работы: здесь органично слиты движение мелодии и вершина фразы,
удивительно удобна последовательность гласных, да и тянется удобный и полезный
звук «о». При работе с детьми я стараюсь большое внимание уделять работе над
орфоэпией. Слушая многие хоры, я чаще всего слышу ошибки именно в этой области.
Неверно произносятся согласные, целые слоги, а это оставляет впечатление низкой
вокальной культуры.
Перед началом разучивания любого, самого простого произведения я всегда в
партитуре проставляю все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамику,
фразировку. Считаю, что без тщательной проработки партитуры к детям выходить
нельзя, надо заранее продумать все сложности произведения и определить главный
путь разучивания, а это без детального звания партитуры и ее серьезного,
многостороннего анализа невозможно. Анализировать надо интонационно –
ритмическую структуру произведения, текстовые сложности, форму, а исходя из нее -
фразировку, дыхание, орфоэпию и т.д.
Мне рассказывали, что когда – то А. Свешникова спросили: «Что делать, чтобы хор
пел чисто?» он ответил: «Не давать петь фальшиво!» Мы все из практики знаем, как
трудно, а порой невозможно переучить популярные песни, которые дети поют с
ошибками. Это происходит потому, что первое впечатление обычно бывает наиболее
ярким и, согласно законам человеческой психики, часто особенно глубоко врезается в
память. Отсюда следует, что лучше лишний раз правильно показать произведение
детям, спеть его «про себя», вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудный
с точки зрения вокала слог. Выучить, освоить их отдельно - по нотам, в процессе
музыкальной игры, вокализируя, - но не допустить неверного пения! Считаю
категорически неверным выучивание произведения вообще, а затем исправление
деталей.
Как же происходит разучивание песни? Традиционно песню учим частями: фразами,
предложениями, куплетами. Начинаем обычно с 1-го куплета, но если фонетически
текст неудобен, то лучше учить куплет с наиболее удобной фонетикой.
Перед первым пропеванием учащиеся должны услышать предназначенную для
разучивания часть не менее трех раз, при этом каждый раз перед прослушиванием
должна быть поставлена новая задача.
Возможно, кому – то покажется, что я учу очень долго, а на самом деле все
происходит быстро, так как я максимально активизирую музыкальные и
интеллектуальные способности ребят и во время прослушивания и выполнения моих
заданий ребенок практически выучивает музыкальный материал. На практике песня
выучивается быстрее, а сам процесс разучивания становится более интересным для
детей благодаря разнообразным заданиям учителя. Этот подход к разучиванию вносит
в него элементы самостоятельности и творчества детей.
Разучивать песню можно различными методами, например учить по слуху, с
применением высотного тактирования, по графической записи, с опорой на нотную
запись, сольфеджируя, с помощью ручных знаков, принятых в ладовой сольмизации.
Можно использовать кисть руки по Г. Струве («рука - нотный стан») или свободное
дирижирование, пластическое интонирование. Обычно я использую все
перечисленные методы как отдельно, так и в различных сочетаниях, в зависимости от
трудности произведения и от задач обучения, стоящих на данном этапе. Чаще всего я
пользуюсь разными знаками, применяемыми в ладовой сольмизации, «пальцовкой». Г.
Струве и, разумеется, нотной записью во всех видах и вариантах. С малышами больше
использую графическую запись, свободное дирижирование, элементы пластического
интонирования.
Итак, мы разучили по фазам весь 1-й куплет. В заключение надо обязательно спеть
выученный фрагмент песни целиком, чтобы у детей в сознании остался целостный
образ. Если законченный фрагмент выучить не удалось, то дети исполняют то, что они
выучили, а остальное допевает учитель.
Следующий урок или внеклассное занятие надо обязательно начать с пения детьми
выученного на предыдущем занятии фрагмента целиком, не нужно останавливать их,
чтобы стало ясно, как усвоен материал. В куплетной песне я затем учу 2-й куплет,
исправляя на этом материале замеченные ошибки. Как правило, песня учится три –
четыре урока, а с хором произведение в зависимости от его сложности разучивается
на трех - пяти занятиях и непременно повторяется в конце. Иногда, выучив
произведение, полезно дать ему «отлежаться», затем снова вернуться к нему. Чтобы
выученное произведение звучало, его надо «впевать», работая над певческой и
исполнительской свободой. Впевание - процесс более длительный, чем разучивание.
Впетое произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях;
исполнение впетого произведения дает возможность для исполнительской
импровизации, т.е. живого исполнения.
В процессе работы на одном занятии хорошо совмещать разные произведения и
разные этапы работы над ними. На одном занятии должны звучать от трех до четырех,
пять (в старшем хоре) произведений. Задачи работы самые разные : в одной песне -
первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразой, в третьей -
разучивание нового куплета, в четвертой - соединение выученной мелодии с
аккомпанементом, в пятой - работа над исполнением. Произведения могут
исполняться не целиком, а частями, фрагментами. Если музыка разная и решаются
различные учебные задачи, то дети меньше устают и занятие будет более
продуктивным. На уроках музыки я также всегда стараюсь одновременно работать
над двумя – тремя песнями разной сложности и объема, ставя различные задачи, - это
очень стимулирует вокальное и музыкальное развитие моих учеников.
Я описала наиболее известный. Традиционный подход к разучиванию песни, однако
есть и другой путь - от общего к частному. Этот способ разучивания хорош для
небольших и несложных песен с повторяющимися или частично изменяющимися
фразами. Он предполагает охват на слух всей песни целиком, затем детальный
анализ : количество фраз, их сходство и различие, выяснение различий. В процессе
анализа песня пропевается несколько раз и целиком, и частями, и ученики имеют
возможность ее запомнить. После этого песня исполняется сразу целиком, детали
доделываются потом.
Одним из важных вопросов хоровой работы является работа над текстом песен. Я всегда учу
текст только вместе с мелодией. Если в дальнейшем возникает необходимость, то я, конечно,
выделяю сложные в плане произношения куски, но первое обращение к плакату с текстом
для меня всегда накрепко связано с интонацией музыкальной. Практика показывает, что мало
знать текст отдельно, надо каждое слово «впеть», соединить его с высотностью,
облагородить вокально последовательность фоном. Нарушение этого правила приводит к
тому, что мы часто слышим, как хорошо звучит у детей первый куплет, а остальные - все
хуже и хуже. Каждое слово требует внимания, каждый звук, и не стоит уповать на то, что
хорошо выучена мелодия: это, увы, не гарантирует качества вокального звучания. Конечно, я
никогда не диктую тексты отдельно для записи в тетрадь, но была бы очень довольна, если
бы у каждого моего ученика и на занятиях хора, и на уроке музыки перед глазами лежала
партитура произведения с полным текстом.
Главным при разучивании любого произведения является, конечно его содержание, характер,
эмоциональный строй. Дети преодолевают любые сложности только в том случае, если они
глубоко проникли в художественный образ произведения. Никогда не надо жалеть времени
на объяснение содержания, еще и еще раз читать текст, вдумываться в него. Иногда надо и
стихи прочесть и сказку рассказать, показать репродукции картин, слайды и подробно
рассказать об эпохе создания произведения, об авторе. Сколько времени мы уделяем на
хоровых занятиях разговорам об искусстве, о человеческих судьбах и характерах, о
нравственных проблемах, стоящих перед человечеством!