Автор: Зыкова Светлана Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №7 им.З.В.Хабибуллина
Населённый пункт: РФ,Татарстан г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение игре на ложках как элемент музыкального развития
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное Бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«
№7
.
.
.
»
Детская музыкальная школа
им З В Хабибуллина
.
Вахитовского района г Казани
Тема: Обучение игре на ложках как элемент музыкального
развития
Составитель:
Зыкова С.Ю. преподаватель
«Детской музыкальной школы №7
им. З.В.Хабибуллина»
Вахитовского района г. Казани.
Обучение игре на ложках как элемент музыкального развития
.
Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию самобытных
музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой. Деревянные ложки до сих
пор являются распространѐнным предметом быта и в то же время они являются самым
популярным и колоритным народным инструментом.
Общеразвивающая программа «Ложкари» имеет художественную направленность как
элемент музыкального развития.
Уровень освоения программы – общекультурный, предполагающий развитие
музыкальных способностей детей, мотивации к творческой деятельности, удовлетворение
их познавательных интересов в области музыкального искусства, сформировать навыки
ансамблевого исполнения на уровне практического применения.
Актуальность данной программы заключается в приобщении детей к народной культуре,
еѐ традициям. Ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию музыкальной
культуры, к возрождению культурных ценностей.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного
процесса на развитие природных способностей учащихся, на практическое применение
навыков игры на инструментах. Игра на ложках доступна детям, так как способы и
приѐмы игры на них просты. Доступность ложек, привлекательность и легкость игры на
них в ансамбле приносят детям радость, помогает само раскрыться и само развиться через
активную созидательную деятельность. Игра на ложках активно влияет на развитие
координации движений, на тонкую моторику, а также быстроту реакций. Осознанные
действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и
ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других
музыкальных инструментов.
Цель программы
Способствовать творческому развитию учащихся, посредством игры на ложках. Помочь
любому ребѐнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке.
Задачи
Обучающие
-
Познакомить с народными инструментами, их историей, музыкальными
традициями русского народа.
- Научить основам техники игры на ложках.
- Научить выразительно, исполнять свою партию.
- Научить основам музыкальной грамоты.
- Сформировать необходимые навыки и умения для дальнейшего совершенствования в
игре на музыкальных инструментах.
Развивающие
Развить внимание, музыкальный слух, мышление, воображение. - Развивать ритмический
слух.
- Развить творческий потенциал.
- Сформировать стремление к самостоятельному мышлению и проявлению собственной
инициативы.
- Развивать эстетический вкус.
- Способствовать расширению общекультурного кругозора.
Воспитательные
Способствовать мотивации к формированию собственного интереса к народному
творчеству.
- Воспитывать трудолюбие и целеустремлѐнность.
- Приобщать ребѐнка к здоровому образу жизни.
- Воспитывать толерантность.
- Развивать исполнительскую волю
.
Этапы обучения
Знакомство с инструментом – историей создания, конструктивными особенностями;
Постановка исполнительского аппарата. Освоение основных приѐмов звук извлечения
Развитие исполнительского мастерства – работа над художественно выразительным,
эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением
музыкального произведения.
Принципы реализации программы
:
принцип единства художественного и технического развития инструментального
музицирования;
принцип постепенности и последовательности, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья
ребенка;
принцип творческого развития;
принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребѐнка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
Формы проведения занятий
Форма занятий - групповая
Групповые ансамблевые занятия предназначены для формирования у детей целостного
восприятия разучиваемых произведений, а также развития умений и навыков
выразительного совместного инструментального творческого музицирования.
Структура занятия.
Занятие состоит из трех частей
1. вводная - упражнения на координацию, мышечную свободу исполнительского
аппарата.
2. основная - работа над пьесами, ансамблем;
3. заключительная - закрепление пройденного материала. Занятия в подгруппах
предусматривают знакомство с основами музыкальной грамоты, освоение технических
приемов и навыков игры на музыкальных инструментах, разучивание оркестровых
партий, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и
дополняют друг друга. В программе использованы различные методы работы, такие как
наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический. Данные методы способствуют
целостному развитию учащихся, формированию у них практических умений и навыков,
расширению слуховых представлений, развитию креативности. Участники ансамбля
принимают участие в тематических концертах для жителей района, в школе, на конкурсах,
фестивалях и отчетных концертах музыкальной школы.