Автор: Перфилова Анна Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 50
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в воспитании и обучении ребенка с особыми образовательными потребностями
Раздел: дошкольное образование
Роль семьи в воспитании и обучении ребенка
с особыми образовательными потребностями
Статья предназначается родителям, заинтересованных в развитии своих
детей.
Если вы читаете эту статью, значит у вас появился вопрос: "Почему у моего
ребенка возникло нарушение речи?" В этой статье я постараюсь ответить на этот вопрос.
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых
конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Выделяют два вида речи: устную и письменную.
Сегодня мы будем говорить об устной речи.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование
мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны восприятие языковых
конструкций и их понимание.
А что же такое нарушение речи? Это не просто нарушение звукопроизношения,
бедность словарного запаса или неправильно выстроенное предложение, все лежит
гораздо глубже. К нарушению речи приводят биологические причины, социальные, либо
их сочетание. Для того, чтобы определить причину, специалист (невролог, психиатр,
логопед, дефектолог) соберет у вас анамнез (историю) развития ребенка, начиная с
момента его зачатия. Полученные сведения помогают определить структуру речевого
нарушения,
а
следовательно,
определить
подходящую
программу
реабилитации
конкретно для каждого ребенка индивидуально .
Речь возникает при сохранности необходимых социальных и биологических
предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной
нервной системы (ЦНС).
Нервная система закладывается на 18-19 день развития эмбриона. В 4 недели уже
сформирован головной и спинной мозг. К 7 недели закладывается кора больших
полушарий. На 11 недели работают оба полушария. Каждую минуту образуются 250
новых клеток мозга. Этот глобальный процесс завершается к седьмому месяцу развития
эмбриона.
А вообще мозг человека развивается до 30 лет. Полушария мозга человека
отличаются в своей работе друг от друга.
Правое
полушарие,
отвечает
за
следующие
основные функции: чувственное
восприятие, образное восприятие, запечатление картинок и использование их в
творческом воображении и памяти. Продукты работы правого полушария становятся
материалом для работы левого полушария, которое их логически связывает, осмысляет,
абстрагирует.
Левое полушарие определяет существующие
причинно-следственные
связи,
зависимости между событиями и явлениями, обрабатывает и осмысливает информацию,
которую передают с помощью знаков и слов. Короче сортирует и систематизирует всю
поступающую информацию.
Целостность и осмысленность получается только при взаимодействии полушарий
между собой.
До 2х лет преобладает работа правого полушария. Ребенок накапливает опыт от
тактильных
ощущений,
эмоций,
обоняния,
вкусовых
впечатлений
и
тд.
В 2 года у ребенка начинает активно развиваться речь, происходит это за счет общения со
взрослыми носителями языка, подражанию звукам, словам, словосочетаниям, которые
ребенок слышит. Происходит «скачок» развития левого полушария, идет бурное развитие
речи.
Пример развития полушарий можно представить в виде двух мешочков. До двух
лет ребенок складывает весь свой накопленный опыт в мешочек №1 (правое полушарие).
Когда мешочек №1 начинает переполняться, приходит время, перемещать накопленный
опыт в мешочек №2. Вот тут и проявляется дефект. "Перекладывать" накопленную
информацию некуда, во втором мешочке дырка.
Вспомните, у кого был поставлен ребенку диагноз ЗРР (Задержка речевого
развития) в три года .
Если ребенок не заговорил к 2 годам, заговорил после 3лет, то у него скорее всего
есть нарушения развития речи, но организм компенсировал поломку и речь развивается,
хотя и с опозданием от возрастной нормы. И далее детям выставляются следующие
диагнозы: алалия, дизартрия, дислалия, общее недоразвитие речи, задержка психического
развития и т.д.
Что обозначают, эти страшные "названия" вы можете узнать у своего логопеда
(невролога, психиатра), который вам подробно раскроет все нюансы выявленного
отклонения.
Во многих случаях показано медицинское сопровождение (наблюдение невролога,
психиатра).
Чем вы можете помочь своему ребенку?
1. Пересмотреть свое отношение к речевому нарушению и к ребенку в целом. Ваша
цель помочь! А не привыкнуть к особенностям малыша.
2. Повышение собственной мотивации и мотивации ребенка. Ответить себе на
вопрос: "Для чего Вам и ему нужны коррекционные занятия, медицинское сопровождение
и лечение? Что будет если он не будет правильно и четко говорить?" Вполне возможно,
такой ребенок не будет успешным и социализированным в обществе, не сможет ясно
излагать свои мысли. При выборе профессии придется отказаться от мечты. Человека с
дефектами звукопроизношения не возьмут в летчики. Любой работодатель предпочтет
работника с чистой грамотной речью. Рынок труда диктует высокие требования к
работнику. Чем не мотивация?
3. Развивающая игра, как образ жизни! Девиз на время дошкольного возраста.
Используйте каждую свободную минуту, чтобы развивать ребенка. Коррекция в семье
должна проходить, как бы между прочим, а не представлять собой сложный процесс со
множеством пособий. Например, мама варит суп. Расскажите из чего вы варите, как суп
называется. Или выйдя на прогулку считайте лужи (одна лужа, две лужи, три лужи,
четыре лужи, пять луж), считать можно все на что упадет взор. Прогулки будут проходить
весело и познавательно. Читая книгу, останавливайтесь на непонятных словах, беседуйте
о прочитанном.
4. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Выделите пять минут в день для
того, чтобы покривляться у зеркала. Можно облизывать губы обмазанные вареньем,
сдувать с носа пушинку или пускать и дуть на кораблик в тазике. Очень много
интересных и веселых приемов для развития артикуляционной моторики и правильной
воздушной струи. Интернет в помощь.
5. Поощрение. Поощряйте ребенка за его успехи и не надо ругать, если у него не
получается что - то выполнить с первого раза. Порицание снижает мотивацию. Наоборот
подбодрите его, нацельте на успех. Поощрение тоже должно быть полезным, например,
драка подушками вместо мультика. Во первых - это весело и снимет напряжение после
артикуляционной гимнастики, во вторых - развивает координацию и в третьих - это еще
немного времени проведенного вместе с ребенком, которого нам так всегда не хватает.
Будьте терпимее и результат не заставит себя ждать.