Напоминание

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста


Автор: Журавлёва Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: Башкортостан, г.Салават
Наименование материала: публикация
Тема: Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.

Если мы хотим воспитывать человека во всех отношениях,

то мы должны понять его во всех отношениях.

К.Д.Ушинский

Когда мы говорим о мальчиках или девочках, мы — хотим этого или

нет — постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и

поведении. Вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее

время привлекают многих исследователей (Т.П.Хризман, В.Д.Еремеева,

Т.А.Репина,

Т.Доронова

и

др.).

Интерес

этот

обусловлен

тем,

что

современные

требования

индивидуального

подхода

к

формированию

личности не могут игнорировать особенности пола ребенка, т.к. это

биосоциокультурные характеристики.

Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка

раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с

этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В

этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей.

Гендерный подход в воспитании и обучении — это индивидуальный

подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем

человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть

достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Конструирование педагогического процесса на основе индивидуально-

дифференцированного подхода в условиях совместного воспитания девочек

и мальчиков в детском саду является современной и очень актуальной

задачей. Актуальность её заключается в том, что содержание работы с

дошкольниками

с

учетом

их

гендерных

особенностей

разработано

недостаточно, что, по мнению исследователей (Т.В.Бендас, С.А.Марутян,

Т.А.Репина)

приводит

к

отсутствию

у

детей

специфических

черт,

характерных для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости,

выносливости, а девочки — терпимости, скромности, стремления к мирному

разрешению конфликтов.

Социальные изменения, происходящие в обществе в последнее время,

меняют

стереотип

женского

и

мужского

поведения,

привычные

представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское

начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние

на становление и развитие пола оказывает социальная среда:

- семья;

- система воспитания.

Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт

воспитания,

обладает

своими

специфическими

возможностями

в

формировании полоролевой социализации ребёнка.

Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в

дошкольном возрасте, может существенно повлиять на развитие личности

ребёнка.

И позволит проявиться у девочек и мальчиков тем качествам

личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Родители и педагоги несут

на себе особую социокультурную и

психологическую

нагрузку

«конструирования»

в

сознании

ребёнка

гендерных установок на:

1. отсутствие страха перед людьми противоположного пола;

2. возможность контактировать с людьми противоположного пола;

3. половую идентичность личности, соответствующую реальному

восприятию своего собственного пола.

Очень

важно

учитывать

особенности

мальчиков

и

девочек

в

воспитании и обучении. Но их нельзя рассматривать в отрыве

от

особенностей характера, мышления, уровня эмоциональности, реакции на

различные события и явления, активности и других качеств детей. В целом

оба

пола

психологически

равноценны

и

обладают

взаимными

преимуществами (как, впрочем, и недостатками) лишь в определенных

ситуациях и отношениях.

В

настоящее

время

проблемы

семьи

и

семейного

воспитания

приобрели особую актуальность. И это объясняется тем, что традиционно

основным

институтом

воспитания человека,

начиная

с момента

его

непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой

личности, была и остается семья. Она является источником формирования

личности и полоролевой социализации ребенка. Это обусловлено тем, что

ребенок значительную часть своей жизни проводит именно в семье. Именно

здесь он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и

учится как себя вести в различных ситуациях.

Семья

является

важнейшей

средой

формирования

личности

дошкольника. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между

ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития

личности. Это объясняется тем, что основы личности закладываются в том

возрасте, когда представления о себе и других возникают и развиваются в

результате взаимодействия с родителями, а вследствие того, что ребенок

зависит от родителей физически, эмоционально и социально, они имеют

возможность влиять на развитие его личности и характера.

Дошкольный возраст является периодом становления личности и

полоролевой

социализации

ребенка.

Возникновение

эмоционального

предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и

осознание

переживаний,

обогащение

новыми

чувствами

и

мотивами

эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей,

характерных для личностного развития дошкольника.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и

отрицательного фактора воспитания. С одной стороны в семье к ребенку

хорошо относятся и заботятся о нем, но вместе с тем ничто не может

потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может

сделать семья.

Семья для ребёнка - это не только место его рождения, но и основная

среда его обитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или

негативным зависит от семьи. Мамы и папы оказывают основное влияние на

формирование гендерного типа. Неправильное восприятие особенностей

своего пола часто возникает в неполных или неблагополучных семьях.

С момента рождения и на протяжении всей жизни человек является

действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным

механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным

образцам

деятельности,

которые

воспроизводятся

каждым

новым

поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми

традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют

важную роль в воспитании ребенка, и в том числе в появлении и становлении

у него гендерной идентичности.

Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к

подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых

определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние

признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве примера

для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к

личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только

проявления некоторых действий и внешних отличительных признаков, но и

такие сложные качества личности, как мягкость или решительность,

стойкость или доброта, отзывчивость.

Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает

главенствующую позицию, и как следствие — отсутствие стабильности в

занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребенок часто не осознает роли,

отведенной его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей

характерна для неполных семей, где чаще всего «родителем» является мать-

одиночка или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие

«женских»

черт

характера:

излишняя

мягкость,

феминизированность.

Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В

других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной

мужественности» ребенок, наоборот, становится черствым и жестким.

Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период

дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой

осложняя их, а сильный материнский гнет отрицательно сказывается на

формировании личности.

Девочки

легче

адаптируются

к

разным

ситуациям:

они

менее

чувствительны, чем мальчики, в этом возрасте, и полностью копируют своих

мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как

строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери

разведенных родителей перенимают критическое отношение матери к

ушедшему отцу и мужскому полу вообще.

Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряженные, плохие

отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у

мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и

требовательный отец, которому ребенок никак не может угодить, подрывает

его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребенком

половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем

матери, приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие

женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина

покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын

впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и

менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие

ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны

быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т. е. компетентными.

При этом компетентность родителей не может появиться в результате того,

что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист.

Компетентность

родителей

предполагает

овладение

ими

культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают

широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже

исторического

плана.

Так,

например,

родителям

важно

знать,

как

воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из

прошлого в настоящее.

Родительская

семья

важнейший

институт

социализации

дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей

дошкольного возраста. Однако, нередко, родители желают переложить

ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи

дошкольных учреждений.

В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного

учреждения, где его личность тонет в массе других. Сердечность семейных

отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальности каждого ребенка

дают ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные

особенности личности.

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными

ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей

выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и

мальчиков

дошкольного

возраста

безграничен.

Именно

родители,

эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непо-

средственную возможность развивать и укреплять личностные качества

каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как

никто другой, хорошо знают индивидуально типологические особенности

раннего

развития

своего

ребенка,

основные

симптомы

недомоганий,

индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента его рождения

находятся рядом.

Организация системной и научно обоснованной поддержки гендерной

идентичности детей в семье, когда большинство родителей не имеет

специального образования и знакомо с особенностями психического раз-

вития детей только эмпирически, сложная и подчас недостижимая задача.

Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции

родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.

В результате специального изучения было установлено, что в

настоящее время значительная часть родителей (80 %) положительно

относится к воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, при

этом только единицы (5 %) знают, как это делать. А как быть с остальными?

Очевидно,

что

взаимодействие

дошкольного

образовательного

учреждения с родителями надо начать с формирования доверительных

отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка:

здоровье и физическое развитие;

социально-личностное;

познавательно-речевое развитие;

художественно-эстетическое.

С целью педагогического и психологического просвещения родителей

и появления у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов

поведения, в «Информационных уголках» следует размещать наглядную

информацию,

оформлять

буклеты

с

рекомендациями

по

воспитанию

мальчиков и девочек в семье, проводить обучающие семинары и конкурсы

для родителей по этой теме, обсуждать вопросы о роли отца и матери при

воспитании ребенка, вопросы о значении «образа матери» и «образа отца».

Формированию

у

детей

гендерной

устойчивости

способствуют

праздники, проводимые для мальчиков и девочек. При подготовке к этим

праздникам родители должны проявить понимание и уважение к самой идее

их проведения и принять посильное участие в этой работе, заучив с

мальчиками наизусть стихотворения про девочек, а с девочками — про

мальчиков и прочитав их вместе на празднике.

В

настоящее

время

учеными

и

практическими

работниками

разработано множество эффективных приемов влияния на родителей,

которые

могут

использоваться

по

формированию

у

них

гендерной

компетентности.

Но сотрудникам дошкольных образовательных учреждений в первую

очередь важно помнить, что у родителей воспитанников тоже было детство,

и воспоминания, связанные с ним, являются опорой при овладении новым

педагогическим содержанием.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что

первые образы типичного «мужчины» или «женщины» ребенку дает семья.

Что за образ для подражания будет продемонстрирован в семье, зависит от

типа и вида семьи, представлений членов семьи о роли и месте женщины и

мужчины в обществе, значимости культурных норм и требований, которых

придерживаются члены семьи и которые культивируются в ней.



В раздел образования