Автор: Савченко Екатерина Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОБУ ДО "ЦВР" АГО Отделение Экологии и Туризма
Населённый пункт: г. Арсеньев
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экология и Экологическая безопасность"
Раздел: дополнительное образование
План - конспект урока-игры
Группа: (1-4 классы)
Автор: Савченко Е.Л.
Тема: Экология и Экологическая безопасность.
Цели урока:
ознакомление обучающихся с правилами экологической безопасности,
развитие речи, мышление, обогащение словарного запаса, воспитание
бережного отношения к окружающей природе.
создание условий, способствующих приобретению экологических
знаний и выработке практических навыков созидательного и
эффективного участия в предупреждении и решении экологических
проблем.
повышение экологической культуры и ответственности молодого
поколения за состояние окружающей среды.
Задачи:
раскрыть сущность новых терминов и понятий «Экологическая
безопасность», «Экология», «Цепь загрязнения», «Эколог»;
создать образное представление правил экологической безопасности;
развивать речь путём беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить
сравнивать, обобщать;
воспитывать экологическую культуру обучающегося.
Оборудование: кроссворд, таблица на слайде в компьютере, листочки со
словами.
ХОД УРОКА
I.
Организационный момент, сообщение темы и цели урока
Сегодня мы с вами познакомимся с новыми терминами и понятиями. Но
для начала немного поиграем, игра «Где логика?» На экране представлены
картинки, с помощью этих картинок вам необходимо догадаться чему
сегодня будет посвящен урок. А теперь, тоже самое про цель нашего
урока. А теперь я вам предлагаю посмотреть небольшой ролик.
(Социальный ролик про экологию)
Ребята давайте ответим на следующие вопросы:
– Что необходимо для жизни? (Свет, тепло, воздух, вода и др.)
– Чтобы всё живое существовало, для этого необходимо охранять.
– Как вы понимаете, слово «охрана»? (Охранять какой то объект и т.д.)
– Тема урока «Экология и Экологическая безопасность».
Ребята, мы отправимся в путешествие по нашей планете. На каждом этапе
мы будем выполнять задания, которые помогут нам относиться к природе
бережно, помогать ей. За время нашего путешествия мы должны
сохранить нашу чистую планету, а чтобы это сделать мы должны все
задания выполнить верно.
II. Работа по новой теме
Итак, отправляемся в путь, на первом этапе нашего путешествия нужно
вам вспомнить, без чего невозможна жизнь, для этого нам нужно отгадать
задания кроссворда.
1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.
3. Плодородный слой Земли.
4. Смесь газов.
Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.
– Ребята, давайте проговорим хором, без чего невозможна жизнь?
– Отчего загрязняется окружающая среда?
– Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?
– Ребята, а вам известно слово «экология»?
В июне 1980 г. в нашей стране был принят закон об охране природы –
животных и воздуха.
Ребята, давайте вместе разберем, что же такое экология и экологическая
система?
На экране представлено определение понятию экология в разбросанном
порядке, вам необходимо все слова и словосочетания собрать в единое
целое понятие. То же самое Экологическая система.
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей
их средой.
Экологическая система - это исторически сложившееся единое природное
пространство,
образованное
живыми
организмами
и
средой
их
совместного обитания, в котором живые и неживые элементы связаны
между собой обменом вещества и энергии.
– Отправляемся дальше, на этом этапе нам предлагают экологический
рассказ «Воскресенье в лесу». Посмотрите на экран. Этот текст с
экологическими ошибками, вы внимательно прочитайте, следите и после
прочтения назовёте эти ошибки.
«Воскресенье в лесу».
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в
лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили ехать
одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой
музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие.
Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались
грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал
их, а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и
пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и
полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на
прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые
яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького
ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками
луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд.
Весело прошёл день.
– Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время
прогулки. Дети отвечают.
IV. Межпредметная связь
– Молодцы, отправляемся дальше.
А теперь задание такое, вам необходимо решить примеры представлены
на экране, а ответы расположить в порядке возрастания и вы прочтёте
слово.
Л 7 х 8 – 26 = (30)
Г 9 + 9 х 9 = (90)
О 6 х 4 – 10 = (14)
Л 5 х 5 + 1 = (26)
К 2 х 6 – 3 = (9)
Э 75 – 6 х 7 = (5)
О 100- 5 х 8 = (60)
– Какое слово у вас получилось? (ЭКОЛОГ)
– Кто он такой? (Человек, не допускающий загрязнения окружающей
среды)
Отправляемся дальше, сейчас мы с вами поиграем в игру Ассоциация,
делимся на ряды, на каждый ряд я раздам по листку бумаги со славами,
эти слова взяты из букв зашифрованного слова, ваша задача по очереди
предавая литок по партам придумать ассоциации к этим словам и записать
в конце вы должны будете отгадать зашифрованное слово. (вода, воздух,
продукты)
Все эти понятия образуют единую цепь, она называется цепь загрязнения,
ребята как вы думаете, как работает эта цепь? (Ответы ребят:Загрязняя
один из элементов этой цепи мы загрязняем все остальное)
VI. Закрепление изученного материала.
Для того чтобы закрепить пройденный материал мы с вами поиграем в
игру «Крокодил».
Суть игры: Загадывается слово, словосочетание или фраза (на усмотрение
ведущего или участников). Один из игроков должен показать загаданное
без слов, лишь только жестами, мимикой, и позами, т.е пантомимой.
(Дерево, листок, вода, снег, цветок, земля, небо, эколог, солнце, море,
ветер, яблоко, земной шар, грязь.)
VII. Итог урока
– Итак, ребята мы с вами завершили путешествие и за время нашего пути,
мы сохранили планету такой же какой она была.
А для того, чтобы она всегда была такой, что мы должны делать?
(Соблюдать правила экологической безопасности)
– Какой теме посвящён был наш сегодняшний урок?
– Что же нового вы узнали на уроке?
– С какими новыми терминами и понятиями познакомились?
– Каждому из нас нужно соблюдать правила экологической безопасности.
Игра закончена. Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями!