Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА


Автор: Козлова Елена Валентиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОБУ "Алексинская средняя школа"
Населённый пункт: Ленинградская обл. Волховский р-он, с. Колчаново
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ НА

ОСНОВЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Е.В. Козлова

МОБУ «Алексинская средняя школа», с. Колчаново

«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой

буквы живой смысл»

К.Ушинский

Чтение — специфическая мыслительная операция, в основе которой

лежит становление и развитие многочисленных нервных связей в коре

больших полушарий при активном участии зрительного, речедвигательного и

речеслухового анализаторов.

6-7-летний возраст - сензитивный период развития зрительной

воспринимающей

системы,

играющей

основную

роль

в

зрительном

восприятии текста. Чтение зависит от уровня сформированности областей

коры больших полушарий, созревание которых продолжается до 20-летнего

возраста

Чтение – это труд,

и труд тяжелый.

Сделать его более

производительным, продуктивным – задача современного учителя.

Вопрос

беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов

начальных, средних и старших классов, так как чтение – одно из важнейших

условий

дальнейшего

успешного

обучения.

Навыки

такого

чтения

закладываются в начальных классах.

Чтение является сложным актом, который включает в себя: технические

навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное

на

связи

между

их

зрительными

образами,

с

одной

стороны,

и

акустическими и речедвигательными с другой , а также процесс понимания

смысла читаемого – извлечение его смысла, содержания.

Существует много причин, тормозящих скорость чтения. Среди них:

Природный темп деятельности

Регрессии

Отсутствие антиципации

Нарушения артикуляции

Неправильное дыхание

Малое поле зрения

Уровень организации внимания

Уровень развития памяти

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на

технику чтения. В рамках психологического сопровождения обучения,

особенно

на

начальном

его

этапе,

был

разработан

коррекционно-

развивающий курс «Развиваем скорость чтения», основной задачей которого

является устранение причин, выявленных в результате диагностики чтения

учащихся начальных классов. Разрабатывается индивидуальная программа

для каждого ребенка с подбором

упражнений, помогающих устранить

проблемы,

мешающие

качественному

становлению

технической

составляющей

процесса

чтения,

без

которой

невозможно

смысловое

восприятие прочитанного.

Чтобы понять какие упражнения необходимо отрабатывать с

конкретным

ребенком для успешной коррекции, подробно рассмотрим

основные причины, тормозящие скорость чтения.

Природный темп деятельности – это скорость, с которой

работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление,

воображение. Это количество операций, действий, движений, которые

выполняет человек за единицу времени. Темп деятельности, являясь

врождённым, определяет насколько быстро человек работает, запоминает,

рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно,

читает. Но, хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым

свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые

разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться. Это

значит, что, используя определенные упражнения, можно увеличивать темп

чтения. Для развития темпа деятельности при становлении технической

составляющей чтени хорош себя зарекомендовали следующие упражнения:

многократное прочтение ( не меньше 5 раз) разными способами: читаем

обычно, читам шепотом, читаем через слово, читаем, наращивая по одному

слову с повтором предыдущих до конца предложения, с конца текста и тд.;

чтение «буксиром», чтение «молнией» и др.

Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного

чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый.

Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как

лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают

движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

Для устранения этой причины, прежде всего, нами использовались

специальные накладки на текст, для «чтения с окошечком», а также особый

блок упражнений, способствующих устранению регрессий. (ПРИЛОЖЕНИЕ

1)

Антиципация. Возможно, вы замечали за собой при чтении, что

многие слова, которые вы читаете, не дочитываете до конца, догадываясь,

что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для

дальнейшего

осмысления

текста,

называется

антиципацией,

или

предвосхищением, по-другому - смысловой догадкой.

Хорошо развитая антиципация при чтении повышает качество чтения, и

способствет

развитию

смыслового

чтения,

и

наоборот,

отсутствие

антиципации тормозит зарвитие хорошего наыка чтения. Подобранные нами

упражнения показали неплохой результат для развития смысловой догадки.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Артикуляция. Следующей причиной, тормозящей скорость чтения,

может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата.

Для процесса чтения чрезвычайно важна произносительная сторона речи:

хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил

орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить

(и читать!) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами.

Для развития артикуляции мы используем упражнения (ПРИЛОЖЕНИЯ 3)

Неправильное дыхание – это еще одна причина, по которой у

ребенка низкая техника чтения В книге М.Р. Львова “Школа творческого

мышления” в памятке “Что нужно уметь, чтобы говорить или читать

правильно и выразительно” на первое место ставятся “умение ровно и

глубоко дышать – владеть своим дыханием” и “умение говорить звонко,

громко, но без крика”. [ 4] Для развития правильного дыхания при чтении

мы выполняем упражнения «Задуйте свечу»,

«В цветочном магазине»,

«Выдох со счетом», « В лифте» и др.

Малое поле зрения.

Поле зрения

– участок текста, чётко

воспринимаемый глазами при одной фиксации.

Малое поле зрения

большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало,

их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы

взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Психологи убедительно доказали, что размер оперативного поля, с которого

происходит съем информации, зависит от обучения. Значительно расширяют

поле зрения широко известные у психологов цифровые таблицы Шульте. Но

при работе с ними глаза читающего движутся скачкообразно. А для

расширения поля зрения для чтения, необходима фиксация глаз в одном

центре. Для этого нами были подобраны упражнения на расширение поля

зрения с фиксацией в центре. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Уровень организации внимания. «Внимание есть именно та

дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из

внешнего мира», говорил К. Д. Ушинский. Роль внимания при чтении так же

велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто

внимание

младшего

школьника

рассеивается,

он

не

может

сконцентрироваться, сосредоточитья, поэтому развитию внимания при

коррекции

навыка

чтения,

мы

отводим

особое

место,

используя

разнообразные упражнения (ПРИЛОЖЕНИЕ 5 )

Развитие оперативной памяти. Развитие техники чтения тормозится из-

за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это значит? Часто можно

наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8

слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому

он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае

поработать над оперативной памятью.

В своей практике для развития

оперативной памяти мы используем так называемые зрительные диктанты,

тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.[1]

В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть

предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит

всего два слова – “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение

восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины

предложения происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы

со всеми наборами составляет примерно 2 месяца, результат такой работы

всегда дает положительный результат.

Свою работу по устранению вышеперечисленных причин, влияющие

на техническую составляющую навыка чтения, в рамках коррекционно-

развивающего курса «Развиваем скорость чтения» мы

строим

по

следующему алгоритму:

1.

Выявление детей с проблемами в формировании навыка чтения. ( по

наблюдениям учителя)

2.

Диагностика навыка чтения у обучающихся с несформированным

навыком чтения, с целью выявления причин, томозящих его

развитие.

3.

Составление инивидуальной программы для обучающегося по

развитию навыка чтения, подбор упражнений, способствующих

устранению причин, тормозящих скорость чтения

4.

Групповые и индивидуальные занятия по усвоению упражнений

способствующих устранению причин, тормозящих скорость чтения.

(Упражнения даются блоками)

5.

Консультация для педагога по использованию в процессе обучения

ребенка

упражнений,

способствующих

устранению

причин,

тормозящих скорость чтения

6.

Консультация для родителей по привлечению их к отработке

упражнений, способствующих устранению причин, тормозящих

скорость чтения, так как только систематическое ежедневное

выполнение

правильно

подобранных

упражнений,

приносит

результаты.

7.

Отслеживание продвижений обучающихся, чередование блоков с

новыми

упражнениями

для

поддержания

мотивации

и

более

успешой коррекции скорости чтения

8.

Повторная диагностика с целью изучения результатов, проделанной

работы и коррекции индивидуальной программы при отсутствии

положительной динамики.

Список литературы

1.

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению// Начальная школа. – 1990. -

№8 - С. 52-62.

2.

Зотов С.Г. Повышение скорости чтения - Изд. 2-е, - Ростов н/Д,:

Феникс, 2008.

3.

Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь XXI века или Как научить детей

читать, считать, думать – Санкт-Петербург: ТЦ Северо-Запад, 1992

4.

Львов М.Р. Школа творческого мышления : Пособие по рус. Яз. –

Тула : Родничок ; М. : Астрель, 2003

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

козы – косы

трава – травы

ветер – вечер

взбежал – вбежал

Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

Чтение цепочек родственных слов:

вода – водный – подводный

лес – лесной – лесник - подлесок

Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости

фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть

галка – галька

угол – уголь

Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были

напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛи

взлеТЕЛ

БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1.Чтение с пропущенными окончаниями.

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на

самом краю, лежа… шляпа.

2. Доскажи строчку.

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не … (любила).

3. Занимательные модели.

- е- (мел, сел, лес)

е - - (еда, ели, ела)

е - - - - (енот, езда, ерши)

-е - - (леса, село, пела)

4. Слова-невидимки

- Я толстый и большой. С - - -

- Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

- На мне кузнечики звенят. С - - -

- А я - конечный результат. И- - -

(слон, стон, стог, итог)

5. «Чтение наоборот» по словам.

Написанное

причитывается

таким

образом,

что

последнее

слово

оказывается первым, и т.д.

6. «Поиск смысловых несуразностей».

Детям предлагается специально подготовленный текст, в котором наряду с

обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые

содержат смысловые ошибки, делающие нелепым описание.

Например: «Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под

телеграфным столбом».

7. «Чтение текста через слово».

Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит

разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...

(Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью

произношения).

з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...

С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...

Ба - бя

бо - бё

бу - бю бэ – бе бы - би

За - зя

зо - зё

зу - зю зэ - зе

зы - зи

Фа - фя

фо - фё фу - фю

фы – фи фэ - фе

Ла - ля

ло - лё

лу - лю лы – ли лэ - ле

2. Чтение чистоговорок.

Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно

произнести этот же слог последним.

Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.

Ло - ло - ло — на улице тепло.

My - му - му — молоко кому?

Ры - ры - ры — летают комары.

Чи - чи - чи — у дома кирпичи.

Нужно использовать те слоги, произношение которых у ребенка вызывает

трудности.

3.

Для развития правильного произношения, совершенствования

навыка чтения я использую работу со структурными слоговыми

таблицами.

5.

Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за

отрывистого чтения. В таком случае надо поработать над плавностью

чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы

следующего вида:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

1.Упражнение «Пирамида»

КОС*ТЕР

ПАТ * РОН

ПЛА * КАТ

ГНЕЗ * ДО

ПАШ * ТЕТ

ЛИ * ВЕНЬ

ЛО * ШАДЬ

МОР * КОВЬ

ТЕТ * РАДЬ

Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо

постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на

следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок

видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз

опускаясь на одну строчку ниже.

2.Расположив в центре

точку

или

вопросительный знак, взгляд

обязательно фиксируется на зеленой точке в центре таблицы. Ставится

задача видеть всю таблицу целиком. Учитель называет букву, ученик

должен найти её, не отрывая взгляда от центра.

3. Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА»

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде

«Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от

книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По

команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где

остановились и продолжить чтение вслух.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Я

Е

И

Ю

?

Г

А

К

О

I.

Распределение внимания

1.Найди среди букв слова и подчеркни их.

Оасолнцетиоьстолпои . Киноыаелмухаорлфсыропрмамарпмашина

2.Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели

предложение на слова.

СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ

МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС

ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО

II. Переключение внимания

1.

Упражнение «Клетчатая таблица»

III . Объем внимания

1.Это упражнение проводится коллективно, чтобы ребёнку было с кем

соревноваться. По сигналу «Внимание» показать карточку, на которой

написаны буквы или цифры, но не более, чем на 2 сек. Ребёнок должен

прочесть предъявляемый материал и записать его. По мере тренировок

увеличивать объём материала.

IV . Концентрация внимания

1.Постарайся без ошибок переписать следующие строки:

Аммадама реберге ассамаса

Гесклалла ессанессас

Еналсстаде енадслат етальтаррс

Усогката лиммодорра клатимор



В раздел образования