Напоминание

"Воспитание воли музыканта"


Автор: Ирина Валерьевна Прокопюк
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. М.И. Глинки г.Всеволожск"
Населённый пункт: г.Всеволожск.Ленинградская область.
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Воспитание воли музыканта"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «ДШИ им. М.И. Глинки г. Всеволожск»

Методическое сообщение преподавателя фортепиано

Прокопюк И. В.

на тему: «Воспитание воли музыканта»

« Главной задачей массового музыкального воспитания является не

только обучение музыке, сколько воздействие через музыку на весь

духовный мир учащегося, прежде всего на их нравственность»

Д. Кабалевский

Воспитание

воли

музыканта

это

главная

составляющая

в

эстетическом воспитании ребёнка, которая играет большую роль во

всестороннем

развитии

личности.

Музыка

воздействует

на

эмоциональную сферу человека.

Воспитание музыканта не только приобщает к миру музыки, но и

помогает

в

формировании

и

развитии

ценных

качеств,

необходимых человеку во всех жизненных ситуациях.

Прежде

всего,

занятия

музыкой

это

творческий

труд.

От

преподавателя зависит, каким путём поведёт он своего ученика и

захочет ли ученик следовать этим путём.

Педагогика

не

только

наука,

но

и

искусство,

а

музыкальная

педагогика- искусство вдвойне. Ученик должен стать не просто

исполнителем воли учителя, он должен стать творцом. Характерной

особенностью музыкального обучения является необходимость в

систематических

домашних

занятиях

и

задача

преподавателя

состоит

в

том,

чтобы

сделать

этот

труд

творческим,

содержательным, радостным. Надо ребёнка научить учиться. Надо,

чтобы он видел в учителе не злодея, а более опытного партнёра,

который тоже хочет учиться, хочет и любит узнавать новое, умеет

удивляться и радоваться новому. Авторитет учителя для ученика и

в

высоком

профессионализме

в

своём

предмете

и

в

общей

компетентности по основным вопросам быстро меняющейся жизни

и в доброжелательном отношении к ребёнку.

Занятие музыкой - это школа творцов. А быть творцом – значит

быть сильным.

На пути к большой цели стоит, конечно

– же,

ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ, как важный фактор формирования таких

ценных качеств как:

Целеустремлённость. Умение видеть, понимать свою цель и

находить пути её достижения.

Умение

жертвовать

несущественным,

определение

приоритетов, самоорганизация. Видеть цель.

Уверенность в своих силах и возможностях.

Самокритичность.

Стремление

к

самосовершенствованию,

развитию

собственных качеств.

Адекватное, позитивное отношение к возможным, случайным

ошибкам. Каждый имеет право ошибаться, ошибки нас учат и

двигают вперёд. Главное делать из них правильные выводы и

обращать их себе на пользу.

И, пожалуй, самое главное – вера в себя. Отношение к себе

как к неповторимой личности. Признание этих достоинств за

другими людьми.

При правильном воспитании этих качеств не остаётся места для

зависти, нездорового соперничества, комплексов.

Главное предназначение музыканта - нести красоту людям. Для

этого надо научиться самому её видеть и чувствовать. Надо стать

творцом

этой

красоты,

чтобы

донести

её

до

других.

Здесь

требуются

знания,

умения,

которые

надо

развивать.

Осознание

того, что ты несёшь радость, что ты многое умеешь, даёт основу

для самоуважения, позитивного отношения к себе и окружающим.

С

первых

уроков

необходимо,

чтобы

ребёнок

чувствовал,

что

занимается

очень

серьёзным

делом.

А

дело

действительно

серьёзное и трудное, требующее постоянных и упорных занятий,

отказ от привычных удовольствий. Часто дети, не видя никакого

смысла в этих усилиях, чувствуют себя несчастными жертвами и

противятся дальнейшим занятиям музыкой. Задача преподавателя –

придать смысл этим занятиям, очаровать его музыкой.

Большую

роль

в

воспитании

воли

ученика

является

целеустремлённость. И чтобы у ребёнка появилась цель в изучении

данного

преподавателем

репертуара,

он,

прежде

всего,

должен

нравиться ребёнку, вызывать живой непосредственный отклик в его

душе.

Мы

часто

встречаемся

с

проблемами,

как

детская

неуравновешенность, неврозы, комплексы. А занятия музыкой и

особенно

связанные

с

ними

частые

публичные

выступления

требуют

выдержки,

стойкости,

собранности.

Это

действительно

серьёзное испытание даже для людей с крепкой психикой. Мы

прекрасно понимаем состояние музыканта перед выходом на сцену

:

дрожание

рук,

ног,

смятение

в

мыслях,

состояние

паники,

зачастую кажется, что ты не помнишь ни одной ноты из твоей

программы.

Такое

состояние

может

пагубно

сказаться

на

исполнении музыкального произведения, вызвать стойкий страх

перед

сценой.

Поэтому

мы

должны

самым

серьёзным

образом

готовить

ребёнка

к

публичным

выступлениям

с

самых

первых

занятий. У детей младшего школьного возраста, выступления на

сцене обычно не вызывают страха. Они любят выступать и делают

это с удовольствием. Проблемы начинаются позднее.

Подростки

в

силу

своей

особой

чувствительности

к

мнению

окружающих, очень переживают от страха перед сценой. Вот у них

мы

и

наблюдаем

синдром

«ледяные

руки»,

дрожащие

пальцы,

судорожные движения и другие проявления страха. А ведь сцена

должна стать для ребёнка не мукой, а радостью. Ведь именно сцена

формирует и развивает такие качества как вера в себя, в свои

возможности,

стойкость,

собранность,

умение

идти

к

цели

и

главное чувство радости, удовлетворение от своего творческого

труда. Добиться этого - серьёзная педагогическая задача.

Работа эта начинается с первых уроков. Мы должны осознавать и

ориентировать

учеников

на

то,

что

каждая

пьеса

должна

быть

доведена до совершенства, т. е. ребёнок должен каждое выученное

произведение

играть

абсолютно

свободно,

без

напряжения,

выполняя все необходимые музыкальные задачи ( красивый звук,

нужные штрихи, динамические оттенки). И главное- эта музыка

должна ему нравиться, вызывать у него радость. Только тогда эту

пьесу можно играть на концерте или конкурсе.

« Горячая влюблённость в то, что играешь, помогает преодолеть

стрессовые ситуации с их шлейфом тревожной возбудимости» Я.

Фишер

Нужно

привлекать

к

этой

работе

и

родителей.

Дома

ребёнок

должен регулярно устраивать небольшие выступления. Для таких

концертов в нашем репертуаре постоянно есть несколько хорошо

выученных

музыкальных

произведений,

чтобы

в

нашем

активе

были

произведения

,которые

можно

исполнить

и

родителям,

гостям,

друзьям,

в

общеобразовательной

школе,

в

ДМШ,

и

в

детских садах. Список таких произведений постоянно пополняется,

репертуар

растёт.

Близким

радость

и

гордость

за

своего

маленького

музыканта,

а

ребёнку

и

радость

и

польза.

Растёт

уверенность

в

себе,

растёт

самоуважение

и,

главное,

всё

это

достигается собственным трудом и приходит понимание ценности

своего творческого труда. И уже выступления перед полным залом

вызывают

не

страх,

а

творческий

подъём.

Важно

постоянно

закреплять это чувство в ученике – оно впоследствии поможет ему

во всевозможных жизненных испытаниях.

У подростков успешные выступления перед публикой рождают

высокую

самооценку

и

ощущение

успешности.

Ученик

должен

усвоить, что пьеса к выступлению должна быть готова идеально,

звучать

свободно,

выразительно

и

ярко.

Сам

ребёнок

должен

чувствовать и знать, что его исполнение призвано нести радость

людям, его слушающим. Таким образом, у ребёнка развивается

самоуважение,

позитивное

отношение

к

себе

и

другим

людям,

смелость, решительность,

творческая активность. Эти качества

продвигают ученика к большой цели - воспитание воли.

Страх

перед

сценой

зачастую

связан

с

неверием

в

свои

силы,

боязнью

совершить

ошибку,

выглядеть

недостойно,

смешно

в

глазах других людей. Чтобы избежать подобных неприятностей и

воспитать душевную стойкость в музыканте, надо привить ребёнку

осознание

того,

что

каждый

человек

имеет

право

на

ошибку.

Нельзя быть абсолютно непогрешимым. Правильное восприятие

возможных случайных ошибок – залог успеха в будущем.

Надо

играть

увлечённо,

представлять

в

своём

сознании

музыкальные

образы,

а

не

думать

ежесекундно

про

текст.

Погружённость

в

исполнение,

проработка

деталей

во

время

концерта

или

экзамена

помогает

преодолеть

волнение

и

его

негативные

проявления.

А

если

и

случится

помарка,

то

надо

сделать

её

незаметной,

ни

в

коем

случае

не

останавливаться,

продолжать игру дальше, выполняя все музыкальные задачи. Мы

должны

специально

тренировать

детей

на

такое

преодоление

непредвиденных

трудностей.

Например,

во

время

подготовки

к

выступлению, когда произведение уже хорошо выучено, звучит

уверенно, я останавливаю ребёнка в самых неожиданных местах,

чтобы

он

продолжил

исполнение

с

этого

места

дальше.

Такой

метод развивает стойкость и находчивость.

Музыкант – человек публичный и не должен теряться в любой

ситуации.

Устойчивость,

как

составляющее

звено

в

воспитании

воли, помогает детям не только в занятиях музыкой. Не секрет, что

дети, которые обучаются в ДШИ, чувствуют себя увереннее, и

впоследствии это умение держаться на « плаву» помогает им во

многих жизненных ситуациях.

После

выступления

необходимо

вместе

с

ребёнком

проанализировать его выступление. Важно, чтобы он сам адекватно

мог оценить свои плюсы и минусы, зная, на что следует обратить

внимание

-

над

чем

ещё

надо

поработать.

Очень

важно

воспитывать умение слушать себя, контролировать все игровые

действия. Порой некоторые учащиеся не помнят своё выступление.

Это значит, что слуховой контроль во время игры был утерян.

Поэтому

надо

постоянно

привлекать

внимание

ученика

к

необходимости

слухового

контроля.

Обязательно

анализировать

полученный

результат:

как

прозвучало

произведение,

что

было

сделано хорошо, какие недостатки обнаружились и каким образом

их надо исправлять. Сначала анализ провожу я, обращая внимание

ученика

на

мельчайшие

детали.

Затем

обращаюсь

к

ученику

с

вопросами: «Удалось ли тебе сделать то, что ты хотел?», « Как

прозвучало произведение?», « Какие ты слышишь недостатки?»,

«Как

будешь

их

исправлять?»

и

т.д.

Таким

образом,

в

форме

постоянного диалога идёт совместная работа учителя и ученика.

Главное, что ребёнок привыкает постоянно оценивать свою работу,

все

свои

действия

и

результативность.

Здесь

развивается

самоконтроль, и сосредоточенность в своей работе, ответственное

отношение к делу, и умение находить пути решения проблем.

Для того, чтобы достичь успеха в выбранном деле, необходима

вера

в

свои

возможности.

Адекватная

самооценка,

понимание

своих

сильных

и

слабых

сторон,

и

знание

того,

что

любые

способности и качества поддаются развитию совершенствованию

при умелой работе. Главное – уметь по - настоящему хотеть чего –

либо, видеть цель. Именно видение цели определяет успешность.

Такие

качества,

как

энергия,

настойчивость,

инициативность,

упорная работа, целеустремлённость, самоорганизация - всё это

составляющие воли человека. И прежде всего воля тесно связана с

видением цели. Все эти качества активизируются при наличии у

ребёнка целей, и напротив – эти же качества исчезают при их

отсутствии.

И.П.Павлов

изложил

эту

истину

в

виде

научного

закона: « Рефлекс цели имеет огромное значение, он есть основная

форма жизненной энергии каждого из нас». Этот рефлекс цели мы

и должны помочь развивать в своих учениках.

Уметь мечтать и знать, что ты можешь сделать мечту реальностью,

всё

зависит

от

самого

человека.

Чтобы

это

знание

стало

для

учеников

их

собственной

позицией,

педагогу

надо

умело

и

кропотливо работать.

Давно

миновало

время,

когда

учиться

музыке

приходили

способные и даже одарённые дети. Сейчас мы работаем со всеми

детьми, которые выражают желание учиться музыке. Тем не менее,

профессиональный

подход

к

обучению

остаётся

основополагающим

и

нам

приходится

постоянно

искать

новые,

эффективные

методы

обучения,

чтобы

развивать

способности

каждого ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок верил в свои силы и

возможности, а педагог, при грамотно построенной работе, должен

развить необходимые музыкальные способности ученика.

Воспитание воли музыканта – это главная составляющая в развитии

личности исполнителя. Вдумчивое отношение педагога, правильно

подобранная программа, упорный труд ученика и преподавателя

творят чудеса!

Воля не врождённое качество человека. Человек не рождается с

готовой сильной или слабой волей, она не передаётся по наследству

от родителей к детям. Воля формируется в процессе деятельности

человека, и огромную роль в её развитии играют так же условия

жизни и воспитание. Если ребёнок окружён чрезмерной опекой

родителей, ему не приходится прикладывать ни малейших усилий в

достижении желаемого.

Совместные усилия преподавателя и родителей помогают ребёнку

воспитывать в себе качества сильной воли: выдержку, смелость,

настойчивость, самовоспитание. При организации самовоспитания,

зная возможности ребёнка, можно определить реальные цели и

задачи, методы работы, стимулировать достижение цели, научить

самоконтролю,

приёмам

самоубеждения

и

самовнушения,

избавляющим от нерешительности и страха.

Говорят, что силу воли можно тренировать как мышцу. Сила воли,

как и мышца от постоянных нагрузок становится сильнее и крепче.

Иными

словами,

чтобы

идти

по

жизни

в

том

направлении,

в

котором

нужно,

а

не

плыть

туда,

куда

понесёт,

вам

придётся

напрягать свою волю часто и помногу. Психологи заметили, что в

каждом человеке живёт « человек привычки» и «человек воли».

«Человек привычки» всё делает автоматически, не задумываясь,

подчиняясь

желанию.

А

«человек

воли»

совершает

поступки

сознательно, обдумано.

Для воспитания воли нужно преодолеть 5 ступеней.

1.

Постановка

цели.

Определите,

какие

волевые

качества

вам

необходимо развивать.

2.

Борьба.

Начинайте

бороться

с

недостатками,

проявляя

свои

положительные качества.

3.

Самоприказ, самоубеждение. Убеждайте себя и приказывайте

себе поступать правильно.

4.

Самоконтроль. Упорно контролируйте свои действия. Каждый

вечер, анализируя прошедший день, отмечайте, что вам удалось,

и намечайте план завтрашнего дня. Отмечайте, что помешало

довести дело до конца.

5.

Самоодобрение.

Подбадривайте

себя,

поощряя

прогулками,

отдыхом, маленькими сюрпризами самому себе.

Знаменитый

древнегреческий

оратор

Демосфен

на

первом

же

выступлении в народном собрании провалился. У него был слабый

голос, плохая дикция. Другой на его месте отказался бы от своей

мечты

стать

оратором.

Но

Демосфен

поступил

по-другому.

Он

разработал целую систему упражнений и стал упорно добиваться

своей цели. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал

жесты. Чтобы исправить дикцию, подкладывал мелкие камушки и

произносил речи. И вот результат: он стал выдающимся оратором и

политиком. Но умение повелевать собой необходимо не только

ораторам и полководцам, но и обычным школьникам. Для этого не

обязательно

брать

реальные

крепости

и

завоёвывать

другие

государства.

Самый

обычный

процесс

учёбы

уже

содержит

большие возможности для развития и воспитания воли. Чем раньше

начинается сознательный процесс воспитания воли, тем больших

успехов он принесёт.

Дополнительный материал:

Схема 1. Бланк – карта « Круг воли»

Нарисуйте круг ( это 100% силы воли ) и отметьте в нём сектор,

который,

как

вы

считаете,

соответствует

вашей

силе

воли.

Подберите

те

цвета

карандашей,

которые

как

вы

считаете,

соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектор,

соответствующий количеству этого качества у

вас.

Схема 2. «Пять ступеней»

Список используемой литературы.

1.А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»

2.ГюНейгауз «Об искусстве фортепианной игры»

3.Г.М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано»

4.Й.Гатт «Техника фортепианной игры»

5.В.И.Петрушин «Музыкальная психология»

6.Г.М.Коган «У врат мастерства»



В раздел образования