Автор: Ефремова Мария Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №2
Населённый пункт: Г. Мариинск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей: «Развитие речи у детей
младшего дошкольного возроста»
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к
дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к
самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления,
активным развитием речи.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном
детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в
дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением
представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об
окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение
словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В
этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов
питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение
высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою
мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное,
понимать связь и причинно-следственные отношения.
Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на
картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка,
плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь,
почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и
даже пофантазирует, придумает окончание истории.
Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что
он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к
воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со
взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать
стремление ребенка, активно вступать в общение, откликаться на вопросы и
предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства,
мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание
общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных
качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и
настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После
просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите
содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать.
Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить,
помочь (например, кукла заболела, зайка грустный).
Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет
волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что
при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на
кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются
сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга,
отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении
разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а
значит, и мышления.
И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда
ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной
литературы, устное народное творчество.