Напоминание

«Актуализация знаний педагогов о личностно-ориентированном взаимодействии педагогов с детьми в условиях реализации ФГОС»


Автор: Щелканова Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 1
Населённый пункт: Новосибирская область, г. Обь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Актуализация знаний педагогов о личностно-ориентированном взаимодействии педагогов с детьми в условиях реализации ФГОС»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическое объединение педагогов

Тема: «Актуализация знаний педагогов о личностно-

ориентированном взаимодействии педагогов с детьми в

условиях реализации ФГОС»

Есть такая притча, которая как раз, на наш взгляд, в полной мере

раскрывает смысл личностно-ориентированного подхода:

"Давным-давно, жил на Руси один помещик. И славился он тем, что

каждый из его крепостных жил богато, да еще и слыл при том редким

умельцем в какой-то области. Соседи завидовали и удивлялись: откуда же

барин берет такое количество умных, талантливых людей? Как-то раз

прибился к нему местный «дурачок». Ни на что он был не годен: ни в поле

работать толком не умел, ни ремеслам обучен не был. Другой бы тут уже и

махнул на убогого рукой, но помещик тот рук не опускал, подолгу наблюдая

за этим странным человеком. И заметил он, что «дурачок» целыми днями

способен просидеть, полируя рукавом, маленький кусок стекла, доводя его до

состояния горного хрусталя. Всего через год бывший убогий считался

лучшим

мойщиком

стекол

во

всей

Москве,

его

услуги

были столь популярны, что бывший же крепостной, который к тому времени

уже давно выкупил себе вольную, составлял список из желающих едва ли не

на полгода вперед...»

Это пример – классического личностно-ориентированного подхода «в

полевых условиях». Помещик умел присматриваться к каждой личности и

выявлять те таланты человека, которые были заложены в нем изначально.

В дошкольных детских учреждениях, да и во всей системе образования

перед педагогами стоят ровно такие же задачи.

Согласно

ФГОС

ДО,

образовательный процесс в

ДОУ

должен

строиться на принципе личностно - ориентированного взаимодействия

взрослых с детьми.

Личностно

-

ориентированная

модель образования

основана

на

гуманистических

принципах,

подчеркивающих

право

ребенка

на

собственный путь развития.

Так называемые три «П»:

1. «Понять» – увидеть

ребенка «изнутри»,

посмотреть

на

мир

его

глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.

2. «Признать» –

позитивное

отношение

к

индивидуальности

ребенка,

независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его

индивидуальность.

3. «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных

проблем.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ:

- обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия к миру, радости

существования;

- формирует предпосылки личностной культуры;

- развивает индивидуальность каждого воспитанника.

При личностно - ориентированной модели образования меняется тактика

общения с ребенком:

- позиция взрослого исходит из интересов ребенка и перспектив его

дальнейшего развития;

- создаются и используются ситуации, требующие от детей проявления

интеллектуальной и нравственной активности;

- в зависимости от ситуации меняется стиль общения.

Происходят позитивные изменения в общении с родителями воспитанников:

- обеспечивается психологическая поддержка ребенку и психоэмоциональная

поддержка родителей ;

-

родителям

дается

реальное

представление

о

характере взаимодействия ребенка со сверстниками и представление о его

уровне развития

- создаются условия для преемственности работы с ребенком в домашних

условиях,

обеспечивается

содержательная

и

организационная

преемственность ;

Следуя этой модели, возможно воспитание у ребенка таких черт, как

благородство, патриотизм, доброта, долг, достоинство, интеллект.

Эти же качества лежат и в основе целевых ориентиров ФГОС ДО.

Одним из важнейших условий для реализации личностно- ориентированной

модели образования является личность самого педагога! С одной стороны он

должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него

ребенок, с другой стороны, он должен овладеть такими профессиональными

качествами, педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие

детей.

Самое главное, чтобы педагог

-УВАЖАЛ РЕБЕНКА

-ВЕРИЛ В РЕБЕНКА

-ЗНАЛ РЕБЕНКА

-ПОНИМАЛ РЕБЕНКА

-БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА -

все дети разные

-БЕРЕГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

РЕБЕНКА

-ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– как субъекта образования

Одним из основных условий реализации ЛОМ ДО является эффективная

организация развивающей среды ДОУ.

Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях ДОУ

развивающая

среда

служит,

в

большей

степени,

для

реализации

самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению

деятельности педагога при

организации

им

непосредственно

образовательной деятельности.

Особое

внимание

уделяется

подбору

и

организации

игрового

и

дидактического

материала,

который

позволяет

выявить

творческий

потенциал каждого ребенка, изобретательность детей к содержанию, виду и

форме познания, отражать зону ближайшего развития дошкольников.

Содержание и насыщенность может изменяться в зависимости от интересов и

потребностей детей, продвижения в решении, стоящих перед детьми задач.

Прежде всего, детям предоставляется возможность выбора содержания,

выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности,

выбора результатов и способов их оценивания.

Педагог строит

образовательную

работу

с

ребенком

на

основе

систематического наблюдения и анализа его развития.

Задачи, темы, содержание и виды деятельности должны планироваться и

реализовываться

исходя

из

реальных

возможностей,

интересов

и

потребностей детей, при непосредственном активном участии детей и их

родителей.

Планирование

воспитательно-образовательной

работы

может

осуществляется педагогами вместе с детьми в виде разработки и реализации

тематических мероприятий.

Тематические мероприятия, объединяющие в одной теме все способы

познания

и различные виды

детской

деятельности,

дают

возможность

каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен.

Таким

образом,

при личностно-

ориентированной

модели образования

воспитываются и развиваются качества личности, отвечающие требованиям

информационного

общества,

создаются

условия

для

становления

нравственной и успешной личности.

В личностно-

ориентированной

модели,

воспитатель

в

общении

с детьми придерживается принципа: "Не рядом и не над, а вместе!"

Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

- развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования ;

- формирование начал личности;

- развитие индивидуальности ребенка.

Ожидаемые

результаты

-

расширение

степеней

свободы

развивающегося ребенка: его способностей, прав, перспектив.

Эта модель способствует становлению ребенка как личности, обретению им

самого

себя

как

неповторимой

индивидуальности,

предупреждает

возникновение возможных тупиков личностного развития.

В личностно- ориентированной модели своя педагогическая технология:

переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального

контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть

его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов

ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена

общества.

Практическая часть: (работа в группах)

1.

Упражнения на «Понять»;

Упражнение на «Признать»;

Упражнение на «Принять».

2.

Командам предлагаются модели взаимодействия педагогов с детьми.

Определить названия данных моделей.

3.

Педагогам предлагается ответить на вопросы по методике

В.Г.Моралова «Выявление типа ориентированности воспитателя на

учебно-дисциплинарную или личностно-ориентированную модель

взаимодействия с детьми».

Показ мультфильма «Моя жизнь».



В раздел образования