Автор: Иевлева Ольга Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Пермь Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система творческих заданий на урокаха обществознания и истории"
Раздел: полное образование
На уроках обществознания используются дидактические карточки, которые позволяют глу-
боко и основательно проверить универсальные учебные умения ученика и возможность при-
менения их в новых условиях. Предполагается разноуровневый подход к оцениванию, ученик
сам видит, где находится «предел» его подготовки по данной теме.
Дидактическая карточка
1.
Задания для формирования и развития знаний (репродуктивные задания);
2.
Задания для формирования и развития учебных умений;
3.
Творческие задания по работе с учебной информацией;
4.
Творческие задачи;
5.
Практические работы творческого характера;
6.
Исследовательские задания;
7.
Задания для формирования и развития нравственных качеств у учащихся.
8.
Указать, если необходимо, алгоритмы выполнения задания.
Технология конструирования дидактических карточек
1.
Записать название карточки в соответствии с темой урока.
2.
Выбрать и записать задания нескольких уровней сложности в соответствии с
заданиями урока:
- Задание для формирования и развития знаний (репродуктивные задания);
- Задание для формирования и развития учебных умений;
- Творческие задания по работе с учебной информацией;
- Творческие задачи;
- Практические работы творческого характера;
- Исследовательские задания;
- Задания для формирования и развития нравственных качеств учащихся.
3.
Записать задания на карточке по этапам урока.
4.
Указать, если необходимо, алгоритмы выполнения задания
5.
Провести практическую проверку карточки, сделать необходимую коррекцию
и подготовить параллельный или альтернативный варианты карточки.
Инструменты реализации учебных задач. Развитие умений работы с
учебной информацией.
1.
Составление элементарных копий учебной информации: переписывание пра-
вил, определений, схем, формул из учебника и др.
2.
Изготовление элементарных копий с выделением взаимосвязей между понятиями.
3.
Составление частичных оригиналов информации: конспектов, рефератов,
докладов, структурно - логических схем, тематических планов...
4. Систематизация информации из научно - популярных изданий с выделением
25
исследо-
вательских задач (научная картотека).
Алгоритмы выполнения заданий для формирования и развития учебных уме-
ний.
№1. Как нужно запоминать определения терминов и закономерностей.
1.
Записать определение термина в тетрадь.
2.
Прочитать записанное.
3.
Изобразить определение в виде рисунка, схемы, слов и сравнить с надписью.
4.
Упростить изображение.
5.
Повторить цикл два - три раза.
№2. Как составить план текста.
1.
Прочитать предложенный текст и записать его название.
2.
Указать карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст.
3.
Записать названия для каждого из разделов текста в тетрадь - это и есть план тек-
ста.
№3. Как составить конспект.
1.
Записать в тетрадь тему конспекта, т.е. название параграфа учебника.
2.
Прочитать внимательно материал параграфа и подчеркнуть во время чтения ка-
рандашом основные идеи, которые составят тему конспекта.
3.
Записать в тетради или изобразить с помощью схем основные идеи темы.
4.
Прочитать еще раз параграф и проверить полноту выписанных идей.
№4. Как составить схему.
I
1.
Прочитать предложенный текст и записать его название.
2.
Указать карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст, дать
им названия.
3.
Провести от названия текста стрелки в низ и подписать возле каждой из них на-
звания разделов текста.
4.
Дополнить схему примерами.
№5. Как заполнить таблицу.
1.
Прочитать названия оглавлений таблицы.
2.
Прочитать текст учебника и записать его название.
3.
Записать в соответствующие графы таблицы указанные материалы из текста в
сокращенном виде.
№6. Как составить аннотацию.
1.
Прочитать предложенный текст и записать его название.
2.
Указать карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст.
3.
Записать в тетради аннотацию текста по схеме: «в тексте рассказывается о...»,
затем включить названия разделов текста.
№7. Как составить реферат.
1.
Записать название реферируемой статьи.
2.
Записать проблемы-затруднения, о которых идет речь в статье.
3.
Записать решения проблем, которые предложены автором статьи.
4.
Составить системный план или вепольный анализ этих проблем и записать ваши
решения.
5.
Записать Ф.И.О. автора, название статьи, название и номер журнала, год изда-
ния, номер страницы.
Какие виды творческих заданий необходимо применять на уроках по
каждой теме, чтобы комплексно формировать интеллект детей?
1.
Выбор требуемой информации из предложенной;
2.
Исправление ошибок;
3.
Установление взаимосвязей - закономерностей;
4.
Объединение (систематизация) закономерностей;
5.
Сравнение;
6.
Доказательство, опровержение;
7.
Составление плана деятельности;
8.
Моделирование;
9.
Установление причин;
10.
Определение последствий;
11.
Определение новых функций;
12.
Решение противоречий;
13.
Поиск проблем.
В основу уровней творчества закладываются следующие критерии:
1.
Уровень - аналогичный - внесение в систему известного элемента (вместо одного
из имеющихся, одинакового по строению и функциям);
2.
Уровень - гомологичный - внесение в систему известного элемента (вместо одно-
го из имеющихся, который отличается по строению, но выполняет сходные функции);
3.
Уровень - элементный - создание в системе нового элемента, с новой функцией;
4.
Уровень - системный - создание новой системы из известных элементов или но-
вых элементов (с новыми функциями);
5. Уровень - пионерный - создание новой системы в новом направлении.
Для решения творческих задач и других видов заданий можно использо-
вать следующие алгоритмы активизации мышления.
1. Мозговой штурм.
1.
Прочитать внимательно условие задачи и предложить все возможные, в т.ч. аб-
сурдные на первый взгляд гипотезы для её решения. При выдвижении гипотез запреща-
ется их критика.
2.
Провести анализ предложенных гипотез и выбрать те из них, которые наиболее
вероятны.
2. Метод контрольных вопросов.
1.
Прочитать внимательно условие задачи и предложить всевозможные ответы. Для
обеспечения поиска решений попробуйте ответить на следующие вопросы:
2.
Как по-новому применить систему (тело, вещество, явление, процесс, поле, зако-
номерность, в которых возникла проблема).
3.
Как упростить систему.
4.
Как модифицировать систему.
5.
Что можно увеличить в системе.
6.
Что можно уменьшить в системе.
7.
Что можно заменить.
8.
Что можно преобразовать.
9.
Что можно перевернуть наоборот.
10.
Возможные комбинации элементов системы
Какие виды творческих заданий необходимо применять на уроках по
каждой теме, чтобы комплексно формировать интеллект детей
1.
Выбор требуемой информации из предложенной;
2.
Исправление ошибок;
3.
Установление взаимосвязей - закономерностей;
4.
Объединение (систематизация) закономерностей;
5.
Сравнение;
6.
Доказательство, опровержение;
7.
Составление плана деятельности;
8.
Моделирование;
9.
Установление причин;
10.
Определение последствий;
11.
Определение новых функций;
12.
Решение противоречий;
13.
Поиск проблем.
3. Синектика.
Прочтите внимательно условие задачи и предложите все возможные ответы. Для обес-
печения поиска решений попробуйте найти следующие виды аналогии.
1.
Прямая аналогия - как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности
природные системы (живые и неживые). Какие признаки природных систем можно ис-
пользовать как ответы для нашей задачи?
2.
Личная эмпатия - решатель представляет себя в образе системы, в которой воз-
никла проблема. Какие изменения необходимо сделать в системе, чтобы решить
проблему?
3.
Символическая аналогия - изображение условия задачи в виде схемы, рисунка.
Анализ возможностей каждого элемента схемы для поиска решений.
4.
Фантастическая аналогия - изложение условия задачи в виде сказки и примене-
ния приемов фантазирования (уменьшение - увеличение размеров, ускорение - за-
медление скорости, времени, объединение - дробление, изменение законов природы,
сделать наоборот и др.) для поиска ответов.
4. Метод фокальных объектов
1.
Выбрать систему для преобразования.
2.
Выбрать 4-5 случайных объектов и записать характерные для них признаки.
3.
Попробуйте придать выбранной системе признаки случайных объектов и со-
ставьте описание преобразованной системы.
5. Морфологический анализ
1.
Выбрать систему для преобразований.
2.
Записать в вертикальный ряд название элементов системы.
3.
Записать в горизонтальный ряд название веществ, из которых сделаны элемен-
ты системы и функции элементов.
4.
Разделить прямоугольник между рядами на квадраты. Указать в них все воз-
можные варианты строения и функции системы, объединяя различные элементы.
Алгоритм при анализе «Альтернативных ситуаций»:
2.
1.Сформулируйте сущность каждого из предлагаемых путей (решений);
3.
2. Выявите историческую обусловленность каждого из предлагаемых путей (ва-
риантов решения вопроса);
4.
3. Определите свое отношение к ним;
5.
4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути;
6.
5.Покажите достоинства и недостатки отвергнутого пути развития;
7.
6.Оцените произошедший выбор.
8.
Алгоритм в работе над познавательными задачами
:
1.
Сформулировать сущность каждой оценки исторических событий (явлений).
2.
Уяснить, какие критерии лежат в её основе (экономические, политические, эти-
ческие и т.п.). Оценить возможность их сопоставления.
3.
Оценить источниковедческую базу авторов, объективность её использования.
Проанализировать аргументы авторов, логику доказательств.
4.
Сделать свой выбор между различными точками зрения (предложить свою
оценку рассматриваемого вопроса). Подобрать аргументы в защиту своей позиции.
Инструменты реализации развивающих задач. Развитие мотивации.
1.
Пояснение поставленных задач учащимся.
2.
Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, пословиц и
др.
3.
Создание проблемной ситуации с помощью творческой задачи.
Для выполнения логических и практических заданий используются ин-
формационные тексты из учебников, а также комплекс алгоритмов.
Действия
Вопро сы
Понятия
Формы
мыслительной
деятельности
Операции (типы задач)
Наблюден
ие или ори-
ентац ия в
пространс
тве
Кто? Что?
Где?
Когда
?
Текст,
источник,
материал
Понимание,
проблематиза
ция,
манипуляция.
Чтение текста, карты, таблицы. Перевод
из одной знаковой системы в другую;
постановка вопросов; связывание тек-
стов; узнавание времени, места, ав-
торства, сбор мозаики.
Критика
Так
ли
это?
Первичный
источник, вто-
ричный источ-
ник.
Внешняя крити-
ка, внутренняя
критика.
Сравнение источников, поиск несовпа-
дений, поиск оснований, фиксация не-
логичности, противоречий, выделение
авторских оценок и интерпретации.
Анализ
Поче му?
Последовател
ьность, часть-
целое,
причина-
следствие,
функциональ
ные
отношения.
Дедукция.
Восстановление последовательности со-
бытий по оси времени («перепутанные
даты»); сравнительный анализ сходных
причинно обусловленных событийных
рядов; восстановление целого по фраг-
ментам (экстраполяция и интерполя-
ция); схематизация системы отношений
и связей (при понимании условности
схемы).
Синтез
Как?
Композиция,
логика,
аргументация.
Моделирован
ие.
Исследование, эссе, составление плана,
участие в диспуте.
Способы познавательной работы
.
Алгоритм изучения документов
1. Кто авторы документа? Что Вы знаете об этих людях? Что дополнительно Вы смогли
узнать об авторах изучаемого документа?
2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания?'
Какое значение имеет время написания документа?
3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно
понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описывае-
мые в документе события?
4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
5.
Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по кото-
рым произошли описываемые в документе события?
Вид документа:
- Государственного характера (грамоты, указы, приказы, законы). Придумайте кон-
кретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступ-
ление оппозиции.
- Документ международного характера, договоры, согласования, протоколы.
- Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи полити-
ков.
- Документ исторического характера.
- Документ личного характера.
- Документ литературного жанра.
План - вопросник.
1.
Происхождение текста?
2.
Содержание текста?
3.
Достоверна ли информация текста? Свидетель 1-й или 2-й очереди является авто-
ром.
4.
Предрассудки в тексте.
5.
Источники как свидетельства ментальности.
6.
Вопросы для более поздних толкований.
Алгоритм доказательства.
1.
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
2.
Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
3.
Определи вывод, который будешь доказывать.
4.
Определи источники, которыми будешь пользоваться для аргументации своих
выводов.
5.
Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
6.
Логично выстрой свои доказательства, свяжи их выводом.
7.
Выясни, все ли аргументы исчерпаны?
Алгоритм разработки прогноза.
1.
Алгоритм разработки прогноза включает в себя несколько этапов:
2.
Предпрогнозная ориентация. Идет анализ объекта с целью разработки прогно-
стической модели.
3.
Построение базовой модели методами системного анализа.
4.
Сбор данных об условиях существования объекта.
5.
Построение серии поисковых и нормативных моделей.
6.
Оценка достоверности и точности прогноза.
7.
Выработка рекомендаций для принятия политического решения.
8.
Разработка подготовленного прогноза и рекомендаций.
9.
Опять предпрогнозная ориентация.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
Тема: «Политический статус личности»
Уровень
Задания
1
1
.
Вводный контроль:
1.
По каким критериям избиратель должен оценивать предвыборную программу кандида-
та:
а)
язык;
б)
аргументация;
в) цель;
г) средства и её достижения;
д) биография;
е) личная жизнь.
2.
Политический лидер - это...
а) имитатор;
б) человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы народа;
в) высокопрофессиональный специалист.
3.
Что такое популизм?
а) политическая игра по правилам, позволяющим добиться сиюминутных результатов;
б) клевета, направленная против политического противника;
в) высокая политическая культура.
2
.
В чём, по-вашему, сходство и различие между политико- правовым и социальным статусом
личности?
3
.
Какой тип политической культуры кажется вам предпочтительным: культура политических
знаний, приобретённой в кабинетной тиши, или культура политических действий - на ули-
цах, в партии, в органах власти? Поясните свой ответ.
4.
Вообразите, что вы - один из организаторов движения старшеклассников «За демократиза-
цию школы». Разработайте проект программы, который бы вы представили на обсуждение
своим товарищам.
5.
Подумайте, какие функции выполняет политическая партия? Какую вы считаете самой важ-
ной? А если одна начинает противоречить другой, то страдает ли от этого авторитет поли-
тической партии?
6.
Сформулируйте проблемы, наиболее остро стоящие в вашей школе, инициативу решения
которых могли бы взять на себя учащиеся. Подготовьте вместе со своими единомышленни-
ками программу действий.
7.
Вообразите, что вам предложили принять участие в дискуссии учёных на тему « не ограни-
чивает ли мораль политическую эффективность?» Какие вопросы вы подняли бы в этой
дискуссии? Свой выбор поясните.
Дидактическая карточка.
Тема: «Правовое государство».
Уровни
Задания
1. 15
6.
Вводный контроль:
1.
Выделите общие признаки государства:
а)территория;
б)
система управления территорией;
в)
система законов;
г)
налоги;
д)
суверенитет;
е)плотность
населения.
2.
Определите признаки правового государства:
а)
верховенство закона;
б)
сильная судебная власть;
г)
профессиональный аппарат управления;
д)
поддержание дисциплины;
е)
разделение властей.
3.
Принципы разделения властей -это ...
а)
разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными
органами;
б)
власть принадлежит парламенту;
в)
правительство находится в двойном подчинении.
2.
Ка Какие причины привели к возникновению и укреплению государства
Ка Как вы понимаете выражение «фактор силы»?
3.
Представьте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах
правового государства. Первый утверждает, что главным является верховенство закона
в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости сво-
боды личности, её прав, интересов, чести и достоинства. А как считаете вы?
4.
Монархия как правовое государство: миф или реальность?
5.
Подумайте и предложите, как добиться реального исполнения
принимаемых законов?
6.
Объясните, почему, при каких условиях государство из слуги общества может превра-
титься в грозное чудовище - Левиафана.
7.
Философ древности Цицерон говорил: « Мы можем стать свободными только тогда,
когда станем рабами закона». Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли
оно вашим внутренним убеждениям и почему?
Дидактическая карточка
Тема урока: «Права ребёнка»
_______________________________________________________________________
Дидактическая карточка
Тема:«Законодательство современной России о правах и свободах
человека»
Уровни
Задания
Уровни
Задания
1.
1. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила декларацию прав
ребёнка?
а) в 1948 г.;
б) в 1959 г.;
в) в 1966 г.
2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах
ребёнка?
а) в 1966 г.;
б) в 1982 г.;
в) в 1989 г.
3. Как обеспечивает право детей на свободу ассоциаций Конвенция о правах
ребёнка (ст. 15)?
а) под руководством родителей;
б) под руководством учителей;
в) в ходе и результате самостоятельного выбора и деятельности детей,
которые по своему желанию могут учитывать мнения взрослых.
2.
Что вам известно о проблемах детей в условиях вооружённого конфликта?
3.
Отметьте в тексте Конвенции те права, которые представляются Вам:
а) наиболее важными;
б) легко исполнимыми;
в) нереализуемые в наших условиях.
4.
Придумайте ситуации, в которых имущество приобретается на средства
ребёнка.
5.
Приведите пословицы и поговорки, свидетельствующие о том, что на войне
есть место гуманности.
6.
Проведите социальный опрос среди одноклассников по вопросу: «Проявляется
ли «синдром» опасного обращения в семье». Подумайте, способен ли в этой ситуации
ребёнок защитить свои права? Каким образом?
7.
В чём заключается особая защита детей в международном вооружённом
конфликте? Необходима ли она? Обоснуйте свою точку зрения.
1.
Как раньше у нас называли гражданские права?
а)
персональные;
б)
интимные;
в)
личные.
На что имеет право человек в случае, если он будет невинно осужден?
а)
на устное извинение секретаря судебного заседания;
б)
на извещение о случившейся судебной ошибке;
в)
на возмещение государством причинённого ему вреда.
Какая продолжительность рабочей недели установлена для несовершеннолетнего с 14 до
16 лет:
а)
40 часов;
б)
36 часов;
в)
24 часа.
2.
Какие виды собственности вам известны? Обсудите, связана ли частная жизнь с
собственностью. Влияет ли вид собственности на частную жизнь?
Может ли живущий в Рязанской области Петров, обязавшийся передать кадку
огурцов соседу Крылову, приостановить выполнение обязанностей, сославшись на из-
вержение вулкана в Италии?
3.
t
Немецкий философ Кант сказал: «Право наций в ходе военных действий - это са-
мая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавли-
вать законы для управления ситуацией, которая самой природе своей не допускает ника-
ких законов? Как бы вы ответили на вопрос, поставленный Кантом?
4.
Может ли гражданин РФ отказаться от права на имя. Если да, чему приведёт такой
отказ?
5.
Придумайте текст акта - передачи по договорённости о строительстве дома.
6.
Сообразите, зачем нужно указывать место и дату заключения договора. Приду-
майте ситуацию, в которой указание места заключения договора было бы очень важным
для дальнейших споров по поводу договора.
7.
Во многих странах считается признаком дурного тона жаловаться на свою судьбу,
рассказывать о своих трудностях и невзгодах. Такой человек в глазах окружающих вы-
глядит неудачником. Как вы думаете почему?
Жена больного, ледащего в больнице, решила подарить его врачу коробку конфет,
запрещает ли закон такое дарение?
Дидактическая карточка
«Идея прав человека в истории человечества и нашей страны»
_______________________________________________________________________________
Уров
ни
Задания
1.
1.
К признакам гражданского общества из перечисленных, не относится:
а) значительная роль правового регулирования;
V
б) высокий уровень развития экономических, культурных, правовых и политиче-
ских отношений между членами общества;
в) высокий социальный, экономический, политический, культурный и моральный
статус граждан;
г) развитый государственный аппарат, опирающийся на детально разработанную
правовую систему.
2.
Каким является право Древней Греции и Древнего Рима?
а) несовершенным;
б) классовым;
в) классическим.
3.
Что стало одним из основных достижений юриспруденции нового времени?
а) Писаные законы;
б) гласный, независимый суд;
в) выборы депутатов.
4.
Что играло ведущую роль в сфере правовых отношений в России после Октября 1917
г.?
а) право, законы;
б) равносильное правосознание;
в) мораль.
2.
Проследите исторический путь становления прав человека (план, схема, таблица и
тому подобное)
3.
По мнению члена корреспондента РАН С. Алексеева, «большевизм - явление ан-
типравовое. Большевизм и право - антиподы...»
Приведите примеры из истории России (СССР) периоды правления большевиков
(1917-1991 гг.) примеры, подтверждающие или опровергающие это мнение.
4
.
Представьте, что вы стоите на развилке нескольких дорог, ведущих к обществам,
отличающиеся социально-экономическими политическими порядками. На пути вам
встречается разные ценности. Перечислите, какие?
5.
Укажите, какая из нижеприведённых схем правильно отражает соотношение поня-
тий «демократия» - (а) и «парламентская демократия» -(б)
1) а)(б; 2) а()б; 3) (а(б; 4) (б(а.
6.
Нашло ли отражение в Конституции РФ всё то, что реально «достигнуто» к мо-
менту её принятия? Поясните свою позицию.
7.
Какие черты характерны для гражданина со времён классической древности?
Дидактическая карточка
Тема: «Из истории возникновения права»
1.
1.
Что раньше всего стали называть законами?
а)
объективные явления природы;
б)
общеобязательные явления природы;
в)
священные тексты.
2.
Какая из перечисленных норм является юридической?
а)
право на выбор рода деятельности;
б)
право на уважение;
в)
право на понимание.
3.
Закончите определение: «Права человека - это...
а)
законы, по которым живёт человек»;
б)
охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать,
осуществлять»;
в)
те нормы, которые человека придумал для себя сам».
4.
Какое определение соответствует понятию «свобода человека»?
а)
«Возможность делать абсолютно всё, что захочется»;
б)
«Отсутствие каких-либо ограничений, стеснении в чём-то (деятельности,
поведении)»;
в)
«Возможность делать что-то «от сих до сих пор».
2.
Выберите основные признаки правового государства (из перечисленных ниже).
а)
большое количество законов;
б)
верховенство законов; в) гарантия прав и свобод человека; г) преобладание права над
моралью; д) разделение властей; е) мощный полицейский аппарат; ж) сильный глас-
ный суд.
3.
Отметьте последовательность шагов, которые привели к признанию всеобщности и
бесспорности права человека на жизнь.
1.
Отказ от человеческих жертвоприношений.
2.
Кровная месть по праву Талиона?
3.
Введение смертной казни за убийство.
4.
Отказ от каннибализма.
5.
Отмена смертной казни в законодательстве ряда стран.
6.
Принятие международных актов по защите права на жизнь.
4.
1.
Павел совершил кражу кооперативного имущества.
2.
Татьяна грубо разговаривала с подругой.
3.
13-летний Саша выехал на велосипеде на проезжую часть улицы. Какие нормы
(правовые, моральные) нарушили эти люди?
5.
Представьте себе ситуацию: «Островитянин заболел и не смог в срок выехать на поле.
Он занял у соседа зерна до следующего дождя, но в срок вернуть не смог. Сосед ни-
чего не сказал, но обиделся: он думал, что в возмещение опоздания он мог бы полу-
чить зерна больше, чем давал в долг».
Придумайте справедливый закон, который бы изменил ситуацию таким образом, чтобы
ни у кого не возникло обид.
6.
Подумайте и расскажите о реальных случаях, когда вам приходилось сталкиваться с пра-
вом и законом. Как можно охарактеризовать закон и право?
7.
Как связаны между собой права и обязанности в социальном статусе? Проиллюстрируйте
эту связь на примере статуса школьника.
Дидактическая карточка
Тема: «Политическая деятельность»
Уровни
Задания
1.
Вводный контроль
.
1.
В какую сферу входят организации (правительство, парламент и т. п.),
которые, используя власть, стремятся к сохранению стабильности в обще-
стве:
а)
социальные сферы;
б)
сфера политики;
в)
духовная сфера.
2.
Политика - это ...
а)
деятельность, связанная с участием в делах общества и государства;
б)
подчинение воле, выраженной в приказе;
в)
распределение материальных ресурсов.
3.
Субъект политики - *
а)
большие социальные общности, политические организации, политические
элиты, личности;
б)
экономическая, социальная, культурная политикан т.п.
в)
все стороны жизни общества.
2.
Структурируйте понятия «субъект» и «объект» политики.
3.
Какие политические партии, деятельность которых представлена в курсе
отечественной и всеобщей истории, вы можете назвать? Охарактеризуйте де-
ятельность любой из них.
4.
Вы политик и стоите перед нравственным выбором. «Благая цель оправдывает
любые, даже аморальные средства» Ваши действия.
5.
Составьте план проведения предвыборной компании для кандидата в депута-
ты. Вы его доверенное лицо.
б.
Вспомните истории декабристского движения в России. Являются ли они
субъектами политики?
7.
Политика - это общественная мораль, мораль - это частная политика (Мабли).
Как вы понимаете слова политического мыслителя?
Дидактическая карточка
Тема : Понятие и признаки государства.
Уровень
З
а
д
а
н
и
я
1.
Каждое государство имеет признаки свойственные ему как таковому.
Отметьте эти признаки среди перечисленных ниже:
■
наличие аппарата власти и управления;
■
передовая наука;
■
мощный флот;
■
наличие аппарата принуждения;
■
разделение населения по территориальным единицам ;
■
преобладание городского населения над сельским ;
■
высокий уровень технической оснащенности производства:.
■
суверенитет;
■
займы и налоги;
■
разветвленная сеть железных дорог .
2. Подумайте и заполните таблицу :
Теория происхож-
дения государства
Сущность теории
Аргументы
«-за »
« против »
3.
«Когда государства управляются согласно с. разумом постыдны бед-
ность и нужда; когда государство не управляется: согласно с разумом,
то постыдны богатства и почести», - писал Конфуций, древнеки-
тайский философ.
Попытайтесь подтвердить или опровергнуть эту мысль на приме-
рах из истории России и других стран.
5-6.
Когда Вам исполнится 35 лет, Вы сможете попытаться стать прези-
дентом.
Представьте, что Вы начали предвыборного борьбу и хотите при-
влечь на свою сторону избирателей. Для этого нужна привлекательная
для людей предвыборная программа. Попробуйте её составить, ис-
пользуя следующий план. Итак, если я стану президентом, то до-
бьюсь:
•
в экономике...
•
в жилищном строительстве ...
•
в жизни ...
•
В
области охраны природы ...
•
В
сфере межнациональных отношений...
•
В
жизни молодежи
•
для пенсионеров...
Как Вы собираетесь этого добиться?
7.
•
Дидактическая карточка
Задания 2-3 выполнять с помощью алгоритма «Как составить схему?»
Тема: Политическая система общества
Уровень
З
а
д
а
н
и
я
1.
•
Смысл понятий «система» и «системный подход»
•
Что такое политическая система современного российского государства?
•
В чем Вы видите особенности политической системы общества?
2-3.
Из каких элементов состоит политическая система общества? Свой ответ изоб-
разите в виде схемы.
Представьте, что Вы встретились с иностранным гостем и разговорились о
странах, в которых живете.
4.
Перед Вами задача; коротко и сжато охарактеризовать политическую картину в
огромной стране, переживающей реорганизацию всех сторон своего бытия.
5-6.
Какие особенности политической системы российского общества Вы можете
отметить (практическая работа с конституцией РФ).
7.
*
Подумайте, является ли школа политическим элементом?
•
Зависит ли качество политической системы от политической культуры лю-
дей?
Дидактическая карточка урока по курсу «Политика и право».
Тема
№5. Гражданское общество.
Уровень
3 а д а н и я
1.
К какому типу общества (гражданскому или негражданскому) мож-
но отнести:
■
общество, в котором гарантировано свободное развитие его чле-
нов;
■
общество, в котором постоянно нарушаются права человека;
■
общество, ощущающее свое бессилие перед бурно растущей
преступностью:
■
общество сознательной дисциплины, порядка.
2
Почему не всякому обществу удается стать гражданским?
3
Докажите, что гражданское общество - показатель достаточно вся-
кого уровня общественного развития.
4-5.
Работа по группам.
Задание: представьте, что вы гражданское общество. Какие вы бы
приняли законы? Чтобы вы предусмотрели для того, чтобы они вы-
полнялись? Напишите сборник законов.
б.
Подберите из СМИ доказательства того, что в России идет станов-
ление гражданского общества.
7.
Какого значение общественного мнения?
Дидактическая карточка урока по курсу «Политика и право».
Тема : Гражданин
Уровень
З
а
д
а
н
и
я
.
1.
■
Кого называли гражданами в прошлом?
■
Что такое гражданин?
■
Что такое гражданство?
2.
В ряду приведенных ниже качеств личности отметьте те, которые
Е
наи-
большей мере характеризуют человека как гражданина: чувство юмора,
лукавство, ответственность, бережливость, чувство чести, работоспособ-
ность, смелость, дисциплинированность, красота, доброта, стыдливость,
талантлнвосп..
3.
Просмотрите содержание гл. 2 конституции РФ. Б каких статьях говорится о
правах именно гражданина? Что это за права? Чем они отличаются от
других праЕ, обозначенных в гл.2?
4.
Одна из особенностей гражданина - лояльность по отношению к государ-
ственной власти.
У
ЧИТЫЕЭЯ
это обстоятельство, можно ли назвать ре-
волюционера гражданином? Поясните свой ответ .
5.
Составьте словесный портрет такого гражданина, каким бы вы хотели ви-
деть его в своей стране. Покажите его отношение к Родине, природе, ма-
тери, бедным людям, представителям другой национальности, службе в
армии и т.д.
6
-7.
Из различных источников подберите примеры гражданских поступков.
Дидактическая карточка урока по курсу «Политика
и право».
Тема: Формы государства
Уровни
Задан н я .
1.
Работа в парах.
Проговорите все основные понятия темы.
2-3.
Составьте схему:
Формы государства.
4.
Как вы думаете, почему во многих странах были различные республики, имев-
шие даже свои названия: например, в Германии - Веймарская республика
во Франции - Первая, Вторая и т.д. республики, в России - республика Вре-
менного правительства, республика Советов, республика демократии? По-
чему республика не может быть одинаковой
EG
ЕСЕ
периоды своего суще-
ствования?
5.
Вспомните историю монархической России. Каких царей можно, по вашем)'
мнению, причислить к тиранам, а какнх- к просвещенным правителям, ра-
девшим о благе народа?
б.
Проведите социологический опрос прохожих на улицах города. В каком госу-
дарстве по форме правления они хотели бы жить?
.«■г
Тема для обсуждения : монархи - злодеи, монархи - мученики.
Алгоритм «Как составить схему».
Тема:
Права детей.
Цель:
Познакомить учеников с их правами и дать понять, что ребенок имеет право на
защиту своих прав и законных интересов.
Задачи:
Обучения:
-
Перечислить основные права ребенка.
-
Понимать правовой статус несовершеннолетнего. развития:
-
грамотно себя вести в жизненных ситуациях;
-
работать в группе;
-
выступать публично. воспитания:
-
задуматься о собственной ответственности за решение своих проблем;
-
выразить свое отношение к нарушениям прав ребенка;
Ключевые понятия:
Конвенция о правах ребенка, правовой статус, правосубъектность.
Тип занятия:
Предъявление и изучение нового материала.
Формы и методы:
-
ученик в роли учителя;
-
работа в группах, дискуссия;
-
разрешение казусов, проблем;
-
выявления противоречия, импровизация.
Ресурсы к занятию:
конвенция о правах ребенка, извлечения из Семейного кодекса РФ; из Гражданского
кодекса РФ, из Уголовного кодекса РФ.
Дискуссионный вопрос:
Ученик: « У детей есть одно право - делать то, что им велят учителя и родители. Все
другие права приходят, когда закон наделяет их полной правовой ответственностью». Вы
согласны? Ваши аргументы.
Вопросы для размышления:
-
Могут ли права ребёнка быть равны правам взрослых?
-
Является ли работа подростка на приусадебном участке формой его
эксплуатации взрослыми?
-
Сейчас у нас минимальный возраст уголовной ответственности - 14 лет. В 80-х г.
был -12 лет. В некоторых штатах Америки к уголовной ответственности могут
привлечь с 7 лет, в Англии - с 10 лет. Какой минимальный возраст привлечения
к ответственности по уголовному праву кажется вам оптимальным?
Интеграционные связи:
История, литература, ОБЖ, политология, валеология,
география.
Рабочая логика занятия:
1)
Поисковая беседа;
2)
Работа с документом;
3)
Работа в малых группах (над юридическими казусами);
4)
Рефлексия. Ход занятия (2 часа)
1.
Поисковая беседа.
Учитель:
Каждая эпоха породила свои правила воспитания детей. В российских нормах
права нет чётких юридических норм, закрепляющих воспитание детей. Представьте, что у
вас появилась возможность создать закон о том, как нужно воспитывать детей и как они
должны вести себя в жизни. Какие права вы определили бы в ней? Учитель:
-
Сталкивались ли вы когда-нибудь с нарушением ваших прав?
-
Как можно защитить нарушенные права?
-
Какие документы по правам ребёнка вы знаете?
Итак, познакомимся с историей принятия Декларации и Конвенции о правах ребёнка
(отличие декларация от конвенции?) Ученик в роли учителя.
2.
Работа с содержанием Конвенции о правах ребёнка.
Можно использовать различные формы работы:
1)
самостоятельное формулирование учащимися вопросов к аргументу;
2)
сравнение документа с другими: по тому, какую правовую нагрузку они несут;
3)
реконструирование ситуации по документу: что предшествовало?
4)
выборку из документа, которая могла объяснить современную правовую ситуацию;
5)
американская практика взаимообучения;
6)
проэктная деятельность;
7)
конкурс диафильмов по Конвенции;
8)
методика критического мышления:
а)
стадия вызова;
б)
стадия предъявления текста;
в)
стадия осмысления;
г)
стадия рефлексии.
9)
В группах прорабатываются 6 групп прав ребёнка, объединённых по общности
содержания:
1
группа - базисные, общегражданские;
2
группа - обеспечивающие семейное благополучие;
3
группа - свободное развитие личности.
4
группа - обеспечивает здоровье детей;
5
группа - способствует образованию детей и их культурному развитию;
6
группа - защищающие от экономической эксплуатации.
3.
Работа в малых группах
по разрешению юридических казусов (с закреплением полученных знаний по
содержанию Конвенции)
1)
К вам обратился за помощью 7-летний ребёнок. Родители наказывают его за
двойки, не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями.
- Разъясните ему те права, которыми его наделил закон. Посоветуйте, как
поступить в сложившейся ситуации.
2)
Учитель часто задерживает учеников после звонка с урока;
80
3) На родительском собрании учитель обсуждал взаимоотношение некоторых учеников
друг с другом и высказался об уровне развития некоторых учеников.
4)
Не поверив, что школьник оставил дневник дома, ученик потребовал у школьника по-
казать содержимое его сумки;
5)
Учитель собрал и прочитал записку, переданную во время занятия одним
школьником другому;
6)
Молодым людям запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий;
7)
Представителю ученического самоуправления отказали в выступлении на школьном
педсовете;
8)
В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю, обвинил его в
пристрастности и пригрозил его неприятностями со стороны влиятельных
родителей.
Слово представителям групп для выступлений по полторы - две минуты по вопросу «нару-
шение каких прав и обязанностей выявлено в этой ситуации?»
Домашнее задание.
Каковы главные проблемы с правами и обязанностями в нашем классе в нашей школе?
В каких ситуациях и в отношении кого вы чаще всего не выполняли своих обязанностей?
Почему?
К неделе «Права человека» в школе.
Выход старшеклассников к ученикам на классные часы с темой:
»
«Конвенция о правах ребенка» 1989 год.
Учебная ролевая игра.
Оформление. 1. «Вырастешь, - будешь рассуждать».
На доске:
2. «Я с тобой не согласен, но считаю, что твоя мысль
интересна».
3.
«Кого захотите, того и выбирайте в Совет».
4.
«На твоем месте я, прежде чем решать,
послушал бы, что говорят старшие».
Задание: Какие высказывания взрослых в адрес детей, из приведенных на доске, не
противоречат Конвенции?
Ход игры:
»
На встречу с учениками в классе пришли гости:
1.
Корреспондент школьной газеты - (1)
2.
Эксперт по правам ребенка - (2)
Корреспондент:
Здравствуйте, ребята. В школе проходит неделя правовых знаний. И в эту неделю вы
должны узнать что-то новое, полезное для вас, что поможет вам лучше ориентироваться в
этой сложной жизни. И сегодня мы поговорим.... Предположите о чём? Что является
неотъемлемой частью вашей жизни? Поговорим о ваших правах, т.е. о ваших узаконенных
возможностях что-то делать. В школе в эти дни проводят анкету. Предлагаю вам ответить
на вопросы анкеты. (Ребята заполняют анкету. И оставляют её у себя до конца игры).
Корреспондент:
Ребята, а сможет кто-то из вас ответить на вопрос: «Могут ли права ребенка быть
равными правам взрослых? Или у детей есть только одно право: делать то, что им велят
родители и учителя? (Выслушайте ответ).
Наверное, и у вас достаточно похожих вопросов. Давайте пригласим ответить
на них эксперта по правам ребенка. К эксперту: здравствуйте! Нас интересует
положение детей в России сегодня.
Эксперт:
Здравствуйте! Начну с примера... Саша немного задержался: все шестые и седьмые
классы убирали территорию вокруг школы. Войдя в квартиру, решил, что мама еще не
пришла с работы. Потом прошел в комнату и увидел её на полу: «Опять пьяная, - подумал
он, - ничего, вечером проснется». Но когда стемнело, она не проснулась. Саша потрогал её
руки, очень холодные, какие-то восковые. И понял, что мама мертва. Он сел около неё на
пол и просидел так всю ночь. Больше у него никого. Вообще никого. Я не случайно начал с
этого грустного примера.
Как думаете, какое будущее ожидает этого мальчика? (Выслушать ответы). Да,
можно предложить, как тяжело придется этому мальчику. Как важно и родителям и детям
взаимно беречь друг друга.
К концу XX века положение детей в нашей стране оказалось близким к
бедственному. Растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных
родительской опеки (ежегодно 1 млн. детей остается без семьи по данным статистики);
По уровню детской смертности бывший СССР занимал в 1990 году 40-е место в
мире. Положение не улучшилось и к началу третьего тысячелетия. Растет число детей -
84беженцев из соседних независимых государств и из точек военных конфликтов.
А сколько детей, облученных в результате Чернобыльской катастрофы.
Непросты отношения ребенка со школой. Не везде пытаются избавиться от
приказного стиля во взаимоотношениях педагогов с учащимися и перейти к педагогике
сотрудничества. Как вы представляете такой стиль общения учителя с вами? А если
ребенок оступится и окажется в местах лишения свободы? В ужасном состоянии находятся
колонии для несовершеннолетних, в них господствует жестокие, унижающие человеческое
достоинство осужденных «нравы» и порядки. Растет употребление наркотиков. Я знаю, что
в вашей школе также есть наркоманы?
Корреспондент:
1.
Они сейчас есть во всех школах к сожалению. Да, безрадостная картина. Еще
великий русский писатель Достоевский написал, что счастье всего мира не стоит
одной слезы на щеке невинного ребенка, но взрослые каким-то образом
пытаются решить эти проблемы?
2.
Эксперт: Все перечисленные выше и другие проблемы учтены в содержании
Конвенции о правах, принятой ООН в 1989 году. Её положения разрабатывались
в течение 10 лет- это очень серьезный, и учитывающий все аспекты жизни
ребенка, документ. А знаете ли Вы, что Россия подписала Конвенцию? В 1990
году наша страна обязалась выполнять все её положения. Основная цель
Конвенции - побудить государства прикладывать максимальные усилия для
решения проблем ребенка.
Корреспондент:
А что это за документ - Конвенция?
Я думаю, ребятам интересно будет узнать об этом.
Эксперт:
Конвенция - это договор, который должен исполняться теми, кто его подписал,
неукоснительно. Понимаете, Конвенция ценна тем, что она является обязательством на
будущее, так как призвана создать благоприятные условия для развития детей. Влияние
этого документа на мировой порядок огромно.
Корреспондент держит в руках книжечку «Конвенция о правах ребенка:
Конвенция - достаточно большой документ. Чтобы сориентироваться в многообразии её
содержания, перечислите её основные положения.
Эксперт:
Пожалуйста. Но слушайте очень внимательно.
Какие же у вас ребята есть права.
1.
Дети имеют право свободно выражать свое мнение.
2.
Государство уважает права ребенка на свободу мысли, совести и религии.
3.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.
4.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического
или психологического ущерба и отсутствие заботы.
Корреспондент: поясните, пожалуйста, это положение-
Эксперт: т.е. нельзя физически наказывать детей.
5.
Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов,
отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
6.
Государства должны защищать детей от незаконного употребления
наркотических средств.
7.
Смертная казнь не назначается за преступления, совершенные лицами моложе 18
лет.
8.
Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых, они не должны
подвергаться пыткам.
9.
Государства должны широко информировать о предусмотренных Конвенцией
правах, как взрослых, так и детей?
Я зачитал основные положения, а более подробно о своих правах вы сможете узнать,
85 если сами прочтёте этот документ.
Эксперт:
Спасибо. Итак, подведем итог. Знать содержание Конвенции важно, во-первых, для
сиюминутной нынешней жизни: вы должны знать, на что имеет право. Во-вторых, усваивая
содержание Конвенции, вы имеете возможность, став взрослыми, вести себя по отношению
к собственным детям в соответствии с осознанными в детстве принципами. Кстати, если
ваши родители не знакомы с Конвенцией, порекомендуйте им её почитать. Тогда прежде
чем повысить на вас голос, он подумает, что нарушает ваши права на человеческое
достоинство.
А сейчас мы посмотрим, как вы поняли то, о чём мы говорили.
Работа над заданием
на доске.
Перевести ребят к дискуссии, с необходимостью аргументировано отстаивать свою
точку зрения.
Социологический опрос «права и обязанности человека в
России»
Этот опрос поможет Вам лучше понять проблемы прав и обязанностей человека в России, в вашем
городе, в вашей школе. В зависимости от Ваших целей и желания можно опросить разных лю-
дей: школьников из разных школ, учителей родителей, знакомых, прохожих, покупателей и
т.д.
Анкета социологического опроса «Права и обязанности
человека в России».
Дорогой друг! Мы приглашаем Вас принять участие в опросе, который поможет составить
общее представление о том, как школьники и взрослые России относятся к правам и обя-
занностям человека. Ваше мнение очень важно для нас.
1. Как Вам кажется, какие три из самых важных проблем стоят перед
человеком в России?
1.1. __________________________________________________________________________________________________________________________________
1
.2. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3.
2.
Как Вы считаете, что важнее - исполнять свои обязанности или требовать
соблюдения своих прав?
2.1.
Исполнять свои обязанности;
2.2.
Требовать соблюдения своих прав;
2.3.
И то и другое одинаково важно;
2.4.
Другое (впишите, что именно) _______________________________________
3.
Какие права и обязанности человека наиболее важны?
5. Кто и какие обязанности не исполняет в России?
Права
Обязанности
Для Вас
Для Вашей семьи
Для Вашей школы
Для страны
4. Как Вы считаете, исполняют ли свои обязанности граждане России?
4.1.
Исполняются всегда или почти всегда;
4.2.
Чаще всего исполняются;
4.3.
Редко исполняются;
4.4.
Не исполняются никогда;
4.5.
Затрудняюсь ответить.