Автор: Морозова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Конспект по внеурочной деятельности
Тема: "Рязань "театральная"".
Раздел: дополнительное образование
МБУ
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Конспект занятия
«Рязань театральная»
(по внеурочной деятельности).
Подготовила
Воспитатель: Морозова Е.А.
г. Рязань 2020г.
Аудитория: подростки 11-18 лет.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Тип занятия: практическое, лекционнное.
Цель:
Создание условия для отработки командного взаимодействия
подростков,
для
развития
креативности
и
стремления
к
победе,
совершенствование всестороннего развития творческих способностей
детей средствами театрального искусства, активизировать познавательный
и культурный интерес, а также познакомить детей с историей города.
Задачи:
Обучающая:
вовлечь каждого ребенка в активный познавательный
процесс, помочь усвоить новые знания о театре и закрепить имеющиеся.
Развивающая:
развивать желание у детей преодолевать трудности;
предоставить
возможность
испытывать
чувство
успешности
от
совместного
творческого
процесса;
развивать
творческую
самостоятельность в создании художественного образа, используя для
этой цели игровые импровизации.
Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к театрально -
игровой деятельности, а также веру в себя, свои возможности, умение
понимать и принимать другого человека, умение внимательно слушать
педагога и товарищей.
Оборудование/материалы:
музыкальная
фонограмма,
карточки
с
заданиями,
элементы
костюмов
и
реквизита,
ручки,
карандаши,
фломастеры, ватманы, листы А4 с изображением лица, листы бумаги,
столы, стулья, мольберты, фишки для жеребьёвки, тетрадные листы,
ноутбук, магнитная доска, проектор, доклад, презентации, стихотворение,
кукольный театр «Колобок», сценарий сказки «Колобок».
Методы и формы:
- словесный;
- объяснительно-иллюстративный;
- практическая работа.
1. Вводная часть. Организационный момент.
Ведущий:
Добрый день ребята! Сегодня, я предложу вашему вниманию
уникальное и занимательное занятие - игру! А вы знаете, что 2019 год
объявлен годом театра? (ответы детей).
Итак, если все готовы, мы
отправляемся
в
захватывающие
приключение
под
названием
«Удивительный мир театра»! И начнём мы с вами знакомится с
удивительным и заманчивым миром театра с нашего с вами города –
Рязани, поговорим о знаменитых и талантливых актёрах театра и кино
нашего города, конечно обо всех мы не успеем узнать, дополним знания,
если вам будет интересно на других занятиях. Что же такое театр? Игра?
Жизнь? Попробуем разобраться. Но прежде, как я вам уже говорила у нас
свами занятие-игра, а для этого нам с вами нужно разделиться на 2
команды, путём жребия и придумать им название! Я предлагаю вам
выбрать из моего мешочка каждому фишку, по изображению фишек вы
объединитесь в команды.
(Дети вытягивают по очереди фишки с
изображением). С давних времён, и по сей день в Италии существует
театр, где все актёры выступают в масках – комедия дель арте, или
комедия масок. Есть в этом театре один персонаж – балагур, весельчак, на
нём всегда весёлая маска, зовут его (Ответы детей)… Арлекин. А есть
персонаж, который читает лирические стихи, поёт грустные песни, его имя
(Ответы детей) – Пьеро, на его лице всегда грустная маска. Предлагаю так
и назвать команды – «Пьеро» (грустные маски) и «Арлекин» (весёлые
маски), А состав команд мы определим путем жребия – кто вытянет
карточку с изображением арлекина, тот и будет в ходить в состав команды
«Арлекин»…и т.д.) А теперь я разделю полосой магнитную доску, на
которой мы будем с вами отмечать результаты заданий. Готовы? Тогда,
поехали!
Основная часть.
Задание №1. Минивикторина «Театральный каламбур».
Ведущий: Мои юные театралы! Я предлагаю вам немного вспомнить о
театре.
Первое
задание-разминка
–
театральная
викторина
«Минивикторинка». Каждой команде надо ответить на вопросы. Я по
очереди буду задавать каждой команде по вопросу, кто знает - отвечает.
1.Как называется объявление о спектакле? (Афиша)
2. Подлинные или бутафорские вещи, необходимые актерам по ходу спектакля?
(Реквизит)
3.Место, где выступают актеры? (Сцена)
4. Шторы, открывающиеся перед представлением? (Занавес)
5.Человек, исполняющий роли на сцене? (Артист)
6. Перерыв между действиями спектакля? (Антракт)
7.Рукоплескание артистам? (Аплодисменты)
8.Театр, где артисты исполняют свои роли с помощью танца? (Балет)
9.Театр, где актеры не разговаривают, а поют? (Опера)
10.Самый известный театр оперы и балета в нашей стране? (Большой театр)
Ведущий:
-Молодцы! Ребята сейчас мы с вами начнём наше путешествие по
знаменитым театрам нашего города. Во многих из них мы с вами уже
бывали и многое о них знаем, с другими только познакомимся. А в нашем
путешествии мне поможет ….. (читает ребёнок), которая приготовила
доклад, из которого мы узнаем историю, репертуар
театров нашего
города. (Доклад. Приложение №1).
Презентация.
Ведущий: Ребята, мы с вами посетили театры нашего города, а сейчас я
вам предлагаю познакомиться с некоторыми актёрами театра и кино,
уроженцами г.Рязани и Рязанской области.
Презентация
«Знаменитые актёры театра и кино, уроженцы
г.Рязани и Рязанской области».(Приложение №2).
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам продолжить выполнять задания.
Задание №3. «Перевоплощение»
Ведущий: Я загадаю вам загадку, ответив на неё, вы угадаете название
нашего следующего задания.
Если хочешь стать другим
Призови на помощь…. (Ответы детей) грим.
Наш следующее задание называется « Гримеры».
Так сложно найти нужный грим, а иногда макияж превращается в боди-
арт. У вас есть модель, на листе формата А4 изображение лица, вам надо
за 5 минут наложить грим, используя карандаши и фломастеры в образе:
Морского пирата
Человека паука
Айболита
Волан де Морта из произведения «Гарри Поттер».
Задание №4. «Любительский театр».
Ведущий. Ребята, а вы знаете, какой театр называют «любительским».
(Ответы детей). Наше следующее задание так и называется - Театр.
Вам предлагается сыграть командой сказку «Колобок» в жанре:
- комедии
- трагедии
- балета
- фильма ужасов
(На подготовку 10 минут).
Задание№5 « Монолог».
Ведущий. У человека есть дар слова, а у вещи – нет. Ей-то как быть? У вас
есть 5 минуты, чтобы написать шуточный монолог от лица вещи и кто-
нибудь один из вас прочтёт его. (Монолог записывает один человек из
команды).
Вещи:
- кресло в театре;
- кулисы во время спектакля;
- сцена во время спектакля;
- вешалка театрального гардероба зимой и летом.
Ведущий. Готовы. Я предлагаю, одному из вас зачитать, что получилось у
команд.
Задание№6. «Бюро находок»
Ведущий: Угадайте, какому сказочному герою принадлежит данная вещь.
Азбука - Буратино
Яблоко – царевна молодая из «Сказки о мертвой царевне»
Горошина – «Принцесса на горошине»
Самовар – «Муха - Цокотуха»
Горшочек с шариком на ниточке – «Винни-пух»
Корзинка и красная шапочка - «Красная шапочка»
Рукавица - «Рукавичка»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Снегурочка-«Снегурочка»
Кувшин - «Лиса и журавль»
Палочка - «Палочка-выручалочка»
Аптечка - «Айболит»
Туфелька - «Золушка»
Дудочка - «Дудочка и кувшинчик»
(Презентация. Приложение №3).
Задание№ 7. Художник.
Ведущий. Следующий наш конкурс творческий. Хочу задать вам вопрос:
как мы узнаем о репертуаре театров? (Ответы детей). Правильно из
афиши, сейчас я вам предлагаю за 5 минут всей командой нарисовать
афишу к спектаклю:
- «Вожатый вышел на охоту»
- «Один день из жизни нашей группы»
- «Театральный каламбур»
Задание №8.Скороговорки
Ведущий. Ребята мастерство актёра это и умение правильно, грамотно,
красиво говорить. Владеть искусством речи. Каждому члену команды
нужно будет выполнить театральные задание - проговорить скороговорки,
с определённой интонацией. Время подготовки 3 минуты:
1. Все бобры добры для своих бобрят (сказать ласково)
2.
У Кондрата куртка коротковата
(сказать вопросительно)
3. От топота копыт, пыль по полю летит (гневно)
4.
Бегают две курицы нагишом по улице (сказать весело)
Задание №9. Загадки.
Ведущий: Каждой команде предлагаю отгадать загадки о театре.
1.
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…
(АПЛОДИСМЕНТЫ!)
*2*
Что такое «Контрамарка»? –
Даст словарь на то ответ:
Знай, она – талон бесплатный.
Или попросту –…
(БИЛЕТ!)
*3*
В оформлении лица –
Парики, раскраска,
И шиньоны, и накладки,
И наклейки, маски –
Это всё для грима нужно,
Нужно всё, без спору.
Нужно мастеру по гриму –
Художнику-…
(ГРИМЁРУ!)
*4*
Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…
(ДЕКОРАЦИИ!)
*5*
Чтобы сцену освещать
Правильно, отменно –
Осветительный прибор
Нужен непременно:
Чтоб прошло всё на «Ура!»,
Свет дают …
(ПРОЖЕКТОРА!)
*6*
Для хранения одежды посетителей,
Театралов или кинозрителей,
Чтобы было им удобно и не жарко –
Гардероб есть. Или проще –…
(РАЗДЕВАЛКА!)
*7*
Всё, что видите на сцене:
Что лежит, висит, стоит,
Все предметы представленья –
Это, знайте, …
(РЕКВИЗИТ!)
*8*
Театральный он работник –
Постановок «дирижёр»,
Управляющий спектаклем -
Это, верно, …
(РЕЖИССЁР!)
*9*
В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая - …
(СЦЕНА!)
*10*
Кто любитель представлений,
Просмотрел их тьму, немало,
Кто театра почитатель –
Тот зовётся…
(ТЕАТРАЛОМ!)
Ведущий
сейчас в завершении нашего занятия мы свами послушает
стихотворение С. Маршака «Театр! Как много значит слово…» в
исполнении ……(читает ребёнок).
Стихотворение «Театр! Как много значит слово...» (С.Маршак)
Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем…
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!
Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!
В спектаклях жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
Финал.
Ведущий.
Молодцы! Давайте подведём итоги. Ребята, вы сегодня отлично
справились с заданием, дружно, коллективно, слажено выполняли задания,
активно и творчески принимали участие. Каждый из вас был уникален и
оригинален, но в то же время, вы были командой и это очень приятно!
Именно поэтому, я считаю, что сегодня победила дружба! Все со мной
согласны? Мы с вами многое узнали, про историю театров нашего города,
про знаменитых актёров. И в завершении на память о нашем занятии, хочу
подарить каждому из вас по разноцветному карандашу, чтоб вы
раскрасили с его помощью свою жизнь в яркие краски. Все молодцы!
Приложение №1
1. Все бобры добры для своих бобрят (сказать ласково)
2. У Кондрата куртка коротковата (сказать
вопросительно)
3. От топота копыт, пыль по полю летит (гневно)
4. Бегают две курицы нагишом по улице (сказать
весело)
5. Все бобры добры для своих бобрят (сказать ласково)
Приложение №2
Задание№6. «Бюро находок»
Ведущий: Угадайте, какому сказочному герою принадлежит данная
вещь.
Азбука - Буратино
Яблоко – царевна молодая из «Сказки о мертвой царевне»
Горошина – «Принцесса на горошине»
Самовар – «Муха - Цокотуха»
Горшочек с шариком на ниточке – «Винни-пух»
Корзинка и красная шапочка - «Красная шапочка»
Рукавица - «Рукавичка»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Снегурочка-«Снегурочка»
Кувшин - «Лиса и журавль»
Палочка - «Палочка-выручалочка»
Аптечка - «Айболит»
Туфелька - «Золушка»
Дудочка - «Дудочка и кувшинчик»