Напоминание

рабочая программа кружка


Авторы: Баранникова Аюна Евгеньевна, Аюна Евгеньевна Баранникова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Хохорск, Иркутская область, Боханский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: рабочая программа кружка
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хохорская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

Кружка

«Юный эколог»

возраст 7 лет

составила: Баранникова А.Е

учитель начальных классов

Пояснительная записка

По учебной программе «Экологическое творчество», 2-4 класс.

Авторы программы: Д.К.Дзятковский, Е. Н. Дзятковская, С.Н.Асламова

Рабочая программа по «Экологическому творчеству» интегрированный курс

с

«Окружающим

миром»,

«ИЗО»

разработана

Д.К.Дзятковским,

Е.Н.Дзятковской, С. Н.Асламовой, утверждена Областным экспертным

советом Глав УОПО, рекомендовано Коллегией Глав УОПО.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение курса «Экологическое творчество» в начальной школе направлено

на достижение следующих целей:

помочь

ученику

в

формировании

личностного

восприятия,

эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их

единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных,

компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и

на созидательное обустройство родного села, родной страны и планеты

Земля.

Задачи:

• Изучить различные процессы и явления окружающего мира;

• Развить умения задавать вопросы и искать в доступной им форме ответы на

них;

• Развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать

суждения, приводить примеры, доказательства;

• Развить представление о пространстве и времени.

• Сформировать у детей представление об объектах окружающего мира, их

разнообразии и свойствах;

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Воспитание добром

Опираться на нравственные ценности народа, его традиции

Единство чувственно - эмоционального и логического в обучении и

воспитании

Положительные эмоции, учебная мотивация, облегчающие восприятие

информации

Развитие чувства патриотизма, чувства общности со своей Родиной

Образный ассоциативный характер преподавания

Погружение в народный фольклор, мелодию родного края

Развитие

логического

мышления,

умение

проводить

причинно-

следственный анализ, планировать и прогнозировать последствия

вмешательства в природу

Знание природы родного края и его основных экологических проблем

Творческий креативный характер обучения, формирование навыков

коллективного творческого решения экологических проблем, основ

проектного творчества

Обучение

сознательному

использованию

познавательной

деятельности( наблюдение, описание, сравнение, анализ, обобщение,

выявления единства структуры и функции)

Закрепление

основ

нравственного

иэстетического

отношения

к

окружающему миру (добро-зло, красивое - безобразное, чистое -

грязное, справедливое - несправедливое и т. д.)

Формирование понятий основных экологических закономерностей

Формирование экоцентрического мировоззрения

Конструктивизм

экологического

образования:

не

пугать

экологическими проблемами, а искать творческие пути решения их;

информация должна быть эмоционально положительная, нейтральная

или отрицательно – положительная

Формирование осмысленных навыков экологосообразного поведения

Личностные результаты

более глубокое представление о гражданской идентичности в

форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и

носителя государственного языка Российской Федерации — русского

языка*;

представление

о

необходимости

бережного,

уважительного

отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме

национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и

праздничных обычаев;

овладение

первоначальными

навыками

адаптации

в

изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в

природе и жизни людей;

познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того,

как знания и умения, приобретаемые на занятиях «экологическое

творчество», могут быть полезны в жизни;

представление о личной ответственности за свои поступки на

основе понимания их последствий и через практику бережного

отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

эстетические чувства, впечатления через восприятие картин

природы,

архитектурных

сооружений

и

других

достопримечательностей местности;

этические

чувства

и

нормы

на

основе

представлений

о

взаимоотношениях

людей

в

семье,

семейных

традициях,

своей

родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а

также через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на

основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том

числе учебных проектов*;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе

представлений о строении и работе организма человека, режиме дня,

правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на

улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

Метапредметные результаты

Регулятивные

сохранять

учебную

задачу

занятия

(воспроизводить

её

на

определённом этапе занятии при выполнении задания по просьбе

учителя);

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность

предложений для раскрытия темы);

фиксировать в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость

своей

работой

на

занятии(с

помощью

средств,

предложенных

учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно

с учителем;

контролировать и корректировать своё поведение по отношению к

сверстникам в ходе совместной деятельности;

Познавательные

находить

и

выделять

при

помощи

взрослых

необходимую

информацию.

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-

аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать

полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий,

таблиц;

анализировать

объекты

окружающего

мира,

схемы,

рисунки

с

выделением отличительных признаков;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме

урока в соответствии с возрастными нормами;

Коммуникативные

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и

сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не

обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит

собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении

заданий;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки

указывают другие;

Предметные результаты

находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

называть субъект Российской Федерации, в котором находится город

(село), где живут учащиеся;

различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

приводить примеры народов России;

сравнивать город и село, городской и сельский дома;

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

оценивать отношение людей к окружающему миру;

находить связи в природе, между природой и человеком;

соблюдать

правила

поведения

в

природе,

читать

и

рисовать

экологические знаки;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и

в лесу;

приводить примеры семейных традиций;

Учебный тематический план

Название темы.

Кол-во час.

1.

Человек и его здоровье

8ч.

2.

Учимся саморегуляции

3ч.

3.

Жизнь человека на Байкале: вчера и сегодня

10ч.

4.

Многообразие

природного

мира

Байкала

и

Прибайкалья

9ч.

5.

Легенды традиции и обычаи

3ч.

6.

Обобщение

1ч.

ИТОГО: 34 часа

Требования к уровню усвоения знаний

Учащихся должны знать:

- что такое экология, что она изучает, народная экология и чему она учит, что

такое эколого – проектная культура, культура потребления и культура

природопользования;

- значение природы в жизни человека, отличительные признаки живого; три

царства живой природы; о растениях, животных как частях живой природы,

некоторых представлениях флоры и фауны Прибайкалья и Байкала;

- биоразнообразие – условие здоровья природы; источники загрязнения воды,

воздуха, почвы, пути их предупреждения, биоиндикаторы;

- роль взаимосвязей в окружающем мире, законы Коммонера;

- что такое биологическая целесообразность и ее относительность; внешняя

форма растений и животных, особенности их жизни связаны с условиями

обитания;

-основы народоведения Прибайкалья;

-что

такое

этика

и

зачем

необходимо

организовывать

жизнь

по

определенным

правилам;

основные

нравственно-этические

нормы,

исторически

сложившиеся

в

Прибайкальской

культуре,

их

связь

с

общечеловеческими;

Что такое здоровье и болезнь (телесная, духовная); органы человека, их

расположение

и

роль;

основные

профилактические

меры

для

предупреждения

заболеваний,

несчастных

случаев;

некоторые

характеристики своей индивидуальности и основные принципы своего

здорового образа жизни

Учащиеся должны уметь:

-делать

нравственный

выбор,

анализировать

поступок

с

позиции

справедливо- несправедливо, добро и зло;

-соблюдать правила охраны природы, правила охраны и укрепления своего

здоровья и окружающих людей;

-объяснять роль биоразнообразия для здоровья природы человека и значение

эколого-проектной культуры для сохранения биоразнообразия;

-выявлять свою сопричастность с прошлым и будущим Прибайкалья;

-находить положение своего края, России, материков и океанов на карте

полушарий и на глобусе - называть основные водоемы и виды рельефов

своего края, называть примеры полезных ископаемых своего края, приводить

примеры цепей питания и различных в различных сообществах, называть

некоторые культурные ценности и достопримечательности своего края,

называть 6-8 растений и животных края, занесенных в Красную книгу;

-сравнивать природные объекты и находить их существенные отличия и

сходные признаки, выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой;

объяснять причины смены дня и ночи, смены сезонов, биологическую

целесообразность в природе;

- выполнять простые опыты, проводить фенологические наблюдения и вести

дневник наблюдений;

- в творчестве делать выбор изобразительного средства в соответствии с

творческой задачей;

- делать индивидуальные и коллективные проекты, составлять аналитический

рисунок-рассказ, рисунок-наблюдение.

Литература

1.

Дзятковский Д. К., Дзятковский Е. Н., Асламова С. Н. Экологическое

творчество – 2 класс Иркутск ГУОПО, 2001.

2.

Плешаков А. А. Мир вокруг нас. М. «Просвещение», 2002.

3.

Плешаков А. А. Зеленые страницы М. «Просвещение», 2012.

4. Авторская программа АА Плешаков «Окружающий мир», утвержденный

приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009года №373.

Тематическое планирование

Тема занятия

Домашнее задание

1.

Моя Родина – Сибирь – Байкал

2.

Здоровье

и

животные.

Прибайкалья.

Аналитический

рисунок

3.

Здоровье и солнце

Рисунок:

безопасное

солнце

4.

Здоровье и огонь

Рисунок: безопасный

огонь

5.

Здоровье и вода

Рисунок:

ласковая

вода

6.

Здоровье и воздух

Рисунок: безопасный

воздух

7.

Улица и здоровье. Транспорт.

ПДД.

Проект:

опасное

делаем безопасное

8.

Слово человеческое

9.

Что такое добродетели?

10.

Откуда взялся этикет?

Рисунок - фантазия

11.

Управляем своим настроением.

Способы улучшения настроения

Рейтинг любимых дел

12

Откуда я? Семейное древо

Рисунок:

семейное

древо

13

Прибайкалье в глубине веков

Рисунок-фантазия

14

Что такое археология? Каменный

век. Покорение огня

Рисунок- фантазия

15

Лук и стрелы. Век камня. Век

меди

Рисунок-фантазия

16

Первые художники

Рисунок-фантазия

17

Русские

на

Байкале.

Первые

города

Исслед.

Работа:

происхождение

названия села

18

История

промышленности

в

Прибайкалье

Рисунок:

промышленный

и

сельскохозяйственный

пейзаж

19

История

транспорта

в

Прибайкалье

Рисунок

:

виды

транспорта

20

Вещи и их судьба

Плакат: « Мы против

мусора»

21

Проект: нужное из ненужного.

Волшебные превращения вещей

Практическая работа.

22

Уникальность озера Байкал

Слайд-фильм

23

Что

такое

среда

обитания.

Четыре среды обитания

Рисунок- рассказ

24

Живой

мир

Байкала.

Почему

вода такая чистая?

Рисунок- схема

25

Организмы- эндемики, кто они?

Исслед.

Работа:

эндемики Байкала

26

Растительный мир Прибайкалья,

связь с многообразием условий

Рисунок-схема

жизненного

цикла



В раздел образования