Авторы: Глушкова Ольга Яковлевна, Ольга Яковлевна Глушкова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: филиал МБДОУ №33
Населённый пункт: Свердловская область, г.Серов
Наименование материала: Логопедическое занятие
Тема: Играем со словами
Раздел: дошкольное образование
Совместная деятельность логопеда, детей и их родителей
Тема «Играем со словами »
Цель: вовлечение родителей в коррекционный процесс.
Задачи.
Образовательные:
Познакомить родителей с приемами и методами, способствующими формированию правильной речи.
Научить родителей применять здоровьесберегающие технологии при выполнении домашних заданий.
Продолжать знакомить детей с многозначными словами, развивать умение различать их и употреблять в самостоятельной
речи.
Развивающие:
Развивать у детей общую и мелкую моторику, артикуляционную моторику, речевое дыхание, межполушарное взаимодей-
ствие через упражнения для кистей рук.
Продолжать развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять ранее полученные навыки звукового анализа
слов через упражнения «Длинное – короткое слово», «Четвертый лишний», «Звуковой поезд».
Активизировать словарь детей через подбор слов-омонимов.
Расширять кругозор детей в области родного языка, развивать связную речь.
Воспитательные:
Создать эмоциональный контакт между всеми участниками образовательного процесса.
Воспитание любознательности и самостоятельности.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Веселый краб», предметные картинки, емкость с ватой для развития
сильной воздушной струи, карточки со словами – омонимами, мяч, карточка со звуками, пластиковые шарики, поезд из
конструктора «Лего», салфетки.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Технологии: здоровьесберегающая (биоэнергопластика), игровая, ИКТ.
Этап
Содержание деятельности
Действия педагога и детей
Планируемый результат
1. Орг. момент.
Включение детей и
Л: Сегодня с нами на занятии будут присутство-
вать ваши родители, мы им покажем, как правиль-
Взаимное приветствие. Логопед обращает
внимание
детей
и
взрослых
на
Сформирована мотивация на
предстоящую деятельность и
родителей в сов-
местную деятель-
ность
но выполнять гимнастику для язычка перед зерка-
лом, вместе будем играть, находить ответы на раз-
личные вопросы.
Игра «Длинное и короткое» (с мячом).
Н, нос-носик, гриб-грибочек, хвост-хвостик, рыба-
рыбешка, стул-стульчик, краб-крабик.
Л: А кто это краб?
Презентация «Веселый краб»
Л: В каких мультфильмах есть такой герой?
Наш веселый краб любит танцевать и учит этому
всех своих знакомых. А еще он умеет проговари-
вать все звуки, и желает, чтобы все ребята вокруг,
так же четко и правильно произносили все слова.
Чтобы попасть к нему на дискотеку, надо выпол-
нить несколько заданий.
предстоящую совместную деятельность,
эмоционально стимулируя.
Детям предлагается выбрать длинное
слово из двух.
Ответы детей
Педагог контролирует ответы детей (пол-
ными предложениями)
Педагог направляет детей на предстоящую
деятельность, заинтересовывает их
создан положительный эмо-
циональный настрой.
2. Артикуляцион-
ная, дыхательная
гимнастики
Артикуляционная гимнастика:
лопаточка
вкусное варенье
лошадка
грибок
барабанщик
гармошка
Дыхательная гимнастика:
«Найди краба» (в емкости картинка краба засыпа-
на кусочками ваты)
Логопед, дети и их родители выполняют
упражнения вместе и согласованно перед
зеркалом.
Движения
органов
артикуляционного
аппарата выполняются одновременно с
движениями кистей рук
Дети вместе с родителями дуют на кусочки
ваты (воздушная струя направлена на кон-
чик языка)
Дети
научатся
правильно
удерживать язык для поста-
новки звука [р]
Освоят специальные упраж-
нения для артикуляционного
уклада
Научатся
контролировать
силу воздушной струи.
3. Развитие мелкой
моторики
Кулак- ладошка с хлопком
Тебе-мне (с шариками).
Все участники пед.процесса выполняют
пальчиковую гимнастику и другие упраж-
нения для кистей рук
Дети будут способны выпол-
нять
координированные,
симметричные
движения
пальцами и кистями рук, сле-
дить за точностью движений
Родители овладеют знаниями
о контроле за правильностью
выполнения упражнений
3. Развитие фонема-
тического слуха
* «Подпрыгни, когда услышишь звук [р], как ры-
чит тигр» (карточка со звуками Д, Ф, Р, З, Р, В, Р)
* «Четвертый лишний» (набор картинок: 3 слова
Родитель называет звуки, написанные на
карточке, а дети, услышав изолированный
звук – подпрыгивают.
Выбирают картинку, находят слово, в ко-
тором нет звука [р]. Все слова проговари-
Дети смогут закрепить ранее
полученные знания и умения
звукового анализа.
Родители научаться играть с
детьми в игры на развитие
со звуком [р], а 1 без звука [р] ) 2-3 комплекта
* «Звуковой поезд» (Найди место звука)
вает родитель.
Определяют место звука в слове на слух,
расставляют картинки по вагончикам из
конструктора «Лего». Слова называет ло-
гопед, утрируя звук [р]
фонематического
слуха
и
восприятия
4. Физминутка
Видео
«Веселые
упражнения
с
Крабом»
Дети, родители и логопед смотрят на экран
и имитируют соответствующие движения.
Смена деятельности. Снятие
напряжения, эмоциональное
раскрепощение
5.Формирование
лексико-граммати-
ческой стороны
речи
Подбор слов – омонимов
Логопед показывает две картинки с крабом
и кокардой (крабом)
,
рассказывает о значении и применении
слов. Дети выполняют задание на карточ-
ках, подбирают слова-омонимы, про каж-
дое дают объяснение, помощь оказывает
мама, наводящими вопросами. Педагог
просит детей давать полные ответы.
Дети получают новые знания
Будут
уметь
распознавать
многозначные слова, объяс-
нять их значение.
Будут
способны
высказы-
ваться полным предложени-
ем.
6.Работа над связ-
ной речью
Составление предложений с понравившимся сло-
вом из карточек
Дети самостоятельно, либо с помощью
взрослых составляют предложения, опира-
ясь на свой жизненный опыт
Дети
научаться
правильно
употреблять и согласовывать
все части речи в предложе-
нии.
7.Домашнее зада-
ние
Предложить детям, найти интересные факты о
жизнедеятельности крабов и поделиться информа-
цией с другими взрослыми и детьми.
Педагог концентрирует внимание детей на
выполнение домашнего задания.
Дети научатся внимательно
слушать и запоминать ин-
формацию
8.Рефлексия
Что больше всего понравилось на занятии?
Что показалось трудно выполнить для вас?
Что нового узнали? Для чего все это делали?
Дети отвечают на вопросы и каждый дает
оценку своей деятельности на занятии. Пе-
дагог контролирует ответы каждого ребен-
ка. Родители тоже дают свою оценку от
совместной деятельности.
Логопед благодарит всех участников заня-
тия, дарит детям картинки-раскраски с
изображением краба и предлагает потанце-
вать под видео «Веселый краб».
Будут уметь анализировать
себя, свою деятельность и
окружающую среду.
Все получают положитель-
ные эмоции
Художественное слово
Пальчиковая игра
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит.