Автор: Косян Соня Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№6 "Солнышко"
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Конспект занятия "Мебель".
Тема: Из чего изготовливают мебель
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи по теме «Мебель» в старшей группе.
Цель: Расширение представления детей о мебели, откуда она поступает в
магазины, из какого материала сделана.
Задачи:
Развивать артикуляционную моторику;
Активизировать моторику рук;
Расширять и активизировать словарный запас детей по теме: «Мебель»;
Закрепить название всех видов мебели, ее составных частей и назначения;
Совершенствовать грамматический строй речи: составление предложений с
предлогами;
Развивать мыслительную деятельность, умение обобщать и делать выводы;
Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью;
Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по опорной
схеме.
Оборудование и материалы: мягкая игрушка тигренок
Предварительная подготовка: чтение С. Маршак «Откуда стол пришел».
Ход занятия.1.Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети приветствуют воспитателя.
Воспитатель: К нам пришел необычный гость. Отгадайте загадку и узнайте
кто к нам пришел.
Мордочка усатая
Шубка полосатая,
Шагает тихо,
Но если зарычит,
Весь лес замолчит. (Тигр).
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Ответы- да.
Мы с вами отправимся в царство мебели, но путешествовать мы будем не
одни. С нами отправится тигренок. Он говорит, что знает все названия
мебели. Давайте –ка его проверим. Я буду загадывать загадки, а вы с
тигренком их будете отгадывать.
1 загадка:
Не зря в квартире он стоит;
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью,
Уроки делаю, читаю (Стол)
2 загадка:
В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно став
Деревянный……(Табурет)
3 загадка:
На нем сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденье,
Он разместит гостей.
О чем стихотворенье,
Ответь ты по скорей (Диван)
4 загадка:
Михаил Потапыч спать
Лег в большущую …..(Кровать)
Воспитатель: Ну вот, а тигренок говорил, что все названия мебели не знает.
Ребята, а вы подскажите тигренку, как одним словом можно назвать слова –
отгадки? (Дети – да, МЕБЕЛЬ)
Правильно. Ребята, молодцы! А как мебель попадает в дома людей?
(Покупают в магазине). Хорошо, а как же мебель попадает в магазин?
(Мебель делают на фабрике, поставляют в магазины). Хорошо, а как же
мебель попадает на фабрику? (Из леса)
Воспитатель: Ребята, тигренок вспомнил, что когда он был маленький, всегда
обращал внимание на красивые, блестящие ножки табуретки из метала.
Давайте с вами поиграем в игру:
«Из чего – какой? »
- Стол из дерева – значит он какой? (Стол из дерева – значит, он деревянный)
- Стул из пластмассы – значит он какой? (Стул из пластмассы – значит, он
пластмассовый)
- Кресло из соломы – значит оно какое? (Кресло из соломы – значит, оно
соломенное)
- Диван из кожи - значит он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный)
- Ножки табуретки из железа – значит, они какие? (Ножки табуретки из
железа – значит, они железные)
- Дверцы шкафа из стекла – значит они какие? (Дверцы шкафа из стекла –
значит, они стеклянные)
Физкультминутка: «В гостиной»
Вот идем мы по квартире, раз, два, три, четыре. Дверь за ручку открываем, и
в гостиной побываем. Видим шкаф большой, широкий, рядом с ним комод
высокий, в середине стол стоит, а вокруг четыре стула, в кресле кошка
прикорнула. На диване посидим и в окошко поглядим. Песню весело споем,
как уютно мы живем.
Молодцы, ребята! А теперь я хочу предложить вам помочь тигренку сказать
слова наоборот, а для этого мы поиграем в игру:
«Скажи наоборот»
- Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.
- Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.
- Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.
- Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.
- Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.
- Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.
- Табурет жесткий, а диван … мягкий.
- Стол жесткий, а кресло … мягкое.
Воспитатель: Я думаю тигренок сможет теперь различать предметы по
величине. Но у мишки новая беда, он не знает, какая мебель для чего нужна.
Поможем ему ребята? (Дети – Да).
Давайте поиграем в игру:
«Скажи для чего этот предмет? »
- Обеденный стол для чего? (для обеда)
- Журнальный стол для чего? (для журналов)
- Письменный стол для чего? (для письма)
- Компьютерный стол для чего? (для компьютера)
- Книжный шкаф для чего? (для книг)
- Посудный шкаф для чего? (для посуды)
- Платяной шкаф для чего? (для одежды)
- Обувная тумбочка для чего? (для обуви)
Ребята, но тигренок не знает для чего разные предметы мебели нужны,
поможем?
Игра:
«Для чего этот предмет мебели? »:
- Это книжная полка. Книжная полка для кабинета.
- Это кровать. Кровать для спальни.
- Это диван. Диван для гостиной.
- Это посудная полка. Посудная полка для кухни.
- Это платяной шкаф. Платяной шкаф для спальни.
- Это буфет. Буфет для кухни.
- Это кухонный стол. Кухонный стол для кухни.
- Это табуретка. Табуретка для кухни.
- Это стул. Стул для гостиной (для кабинета)
Молодцы ребята! С мебелью мы познакомились.
Теперь рассматриваем рисунок. Что это? Как называется магазин, в котором
продают мебель? ( Мебельный магазин) Назовите предметы мебели
которые вы видите на картине? Какой новый звук вы услышали? (С).
Назовите предметы, в названии которых слышатся звуки (с) (сь). В каком
слове слышится мягкий звук (сь)? Что делают губы, когда произносим (с)?
Где находится язык и какой он _ широкий или узкий? Звук (с) произносится с
голосом или без? ( Рука на горлышке. Произносится без голоса – всегда
глухой.) Он звучит твердо или мягко? (И твердо и мягко).
Рефлексия: О чем мы говорили сегодня? Что особенно понравилось?
Молодцы, все хорошо работали.
Использованная литература:
1. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
2.Теремкова Т.М. «Лексические домашние задания для детей с ОНР»
3.Маршак С.Я. «Откуда стол».