Автор: Попова Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: 143302 г.Наро-Фоминск ул.Туннельный пр.,д.9-49
Наименование материала: статья
Тема: Развивающий уход за детьми с множественными и тяжёлыми нарушениями в условиях центра содействия семейного воспитания
Раздел: дошкольное образование
Развивающий уход за детьми с множественными и тяжёлыми нарушениями в
условиях центра содействия семейного воспитания.
Попова Наталья Павловна,
воспитатель ГБУ ЦССВ «Наш дом»
Россия, г.Москва
В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих
различные
нарушения
в
интеллектуальной,
поведенческой,
личностной
и
эмоционально-волевой сфер. Проблема воспитания детей с множественными
нарушениями,
является
наиболее
актуальной
проблемой.
В
специальной
литературе недостаточно представлены обучающие методики по развитию особых
детей. В связи с этим затрагиваемая проблема не вызывает сомнений.
Множественные врожденные пороки развития у ребенка являются причиной
отказа родителей от их воспитания в семье. Такие дети оказываются в
государственных учреждениях здравоохранения или социальной защиты, где им
обеспечивается медицинский уход, но недостаточно внимания уделяется развитию
и психолого-педагогическому сопровождению. В таких условиях состояние
ребенка с комплексным нарушением еще более отягощается сенсорной и
психической депривацией и расстройством привязанности.
ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной
системы
(ЦНС),
генетических
аномалий,
нарушениями
обмена
веществ,
нейродегенеративными заболеваниями и т.д. [2, стр.5]
В Центре содействия семейному воспитанию группы детей с ТМНР
неоднородны по количеству, характеру, выраженности различных первичных и
последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Чаще всего у них
встречаются следующие проблемы:
- интеллектуальные нарушения характерны для большинства детей с ТМНР. Даже
при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка
развития.
- -двигательные нарушения также часто встречаются у детей с ТМНР. Проблемы
здесь от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных
действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений;
- нарушения зрения или слуха незначительных проблем до полной потери;
- эпилепсия диагностируется у многих детей с ТМНР, есть также, расстройства
аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.
- гиперчувствительность и защитные реакции по отношению к определенным
стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений (необычное и
непонятное поведение)
- соматические заболевания которые влияют на развитие ребенка.
Дидактический сценарий занятия «Любимые игрушки»
Цели занятия: Штриховать полукруги в соответствии с образцом. Тренировать
руку ребенка в проведении параллельных линий. Содействовать созданию образов
из геометрических фигур. Применение альтернативной коммуникации.
Материалы. Листы графических заданий; графические материалы (фломастеры,
карандаши). Детям предлагается обвести игрушки по контурным линиям;
Заштриховать. Общение с детьми с помощью карточек, рисунков.
В конце занятия необходимо провести анализ работ. Сделать небольшую выставку,
отметить умение ребят. Взрослый поощряет желание детей найти как можно
больше различий в штриховке предметов, по возможности предлагает назвать
расположение найденных деталей в общей композиции. Общение с детьми с
помощью жестов, комментирования, карточек.
Результатом работы в ГКУ ЦССВ «Кунцевский» 21- 23ноября 2018 г. является
участие в работе Всероссийского семинара-практикума «Современные тенденции
ухода и сопровождения детей с ОВЗ, и их близких взрослых», в котором наши
специалисты представили лучший опыт модернизации ДДИ специалистами
Москвы, Ленинградской и Новосибирской областей. Были представлены три
блока, содержание которых в течении двух дней было представлено на секционных
сообщениях, мини-тренингах, мастер-классах. Один из блоков – обучения и
супервизия персонала для работы учебных модулей по музыкальному воспитанию,
изобразительной деятельности для детей с ОВЗ и альтернативная коммуникация.
На основании вышесказанного, можно утверждать, что проведение занятий по
различным направлениям (модулей), способствует развитию предпосылок учебной
деятельности у особых детей младшего школьного возраста. В процессе работы
ребёнок приобретает или закрепляет знания о свойствах предметов, расширяются
представления об окружающем мире. В результате улучшается качество жизни
детей с ОВЗ, появляются новые формы работы.
Список литературы:
1.
А.В. Виневская // Вопросы теории и практики внедрения Ростов - на –Дону,
2014
2.
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Информационно-методический сборник для специалистов под редакцией А.Л. Битовой,
директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О.С. Бояршиновой, канд. биол. наук Москва
2017
3. Е.А. Стребелева// Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе
дидактических игр М., 2018