Напоминание

Развивающий уход за детьми с множественными и тяжёлыми нарушениями в условиях центра содействия семейного воспитания


Автор: Попова Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: 143302 г.Наро-Фоминск ул.Туннельный пр.,д.9-49
Наименование материала: статья
Тема: Развивающий уход за детьми с множественными и тяжёлыми нарушениями в условиях центра содействия семейного воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающий уход за детьми с множественными и тяжёлыми нарушениями в

условиях центра содействия семейного воспитания.

Попова Наталья Павловна,

воспитатель ГБУ ЦССВ «Наш дом»

Россия, г.Москва

В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих

различные

нарушения

в

интеллектуальной,

поведенческой,

личностной

и

эмоционально-волевой сфер. Проблема воспитания детей с множественными

нарушениями,

является

наиболее

актуальной

проблемой.

В

специальной

литературе недостаточно представлены обучающие методики по развитию особых

детей. В связи с этим затрагиваемая проблема не вызывает сомнений.

Множественные врожденные пороки развития у ребенка являются причиной

отказа родителей от их воспитания в семье. Такие дети оказываются в

государственных учреждениях здравоохранения или социальной защиты, где им

обеспечивается медицинский уход, но недостаточно внимания уделяется развитию

и психолого-педагогическому сопровождению. В таких условиях состояние

ребенка с комплексным нарушением еще более отягощается сенсорной и

психической депривацией и расстройством привязанности.

ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной

системы

(ЦНС),

генетических

аномалий,

нарушениями

обмена

веществ,

нейродегенеративными заболеваниями и т.д. [2, стр.5]

В Центре содействия семейному воспитанию группы детей с ТМНР

неоднородны по количеству, характеру, выраженности различных первичных и

последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Чаще всего у них

встречаются следующие проблемы:

- интеллектуальные нарушения характерны для большинства детей с ТМНР. Даже

при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка

развития.

- -двигательные нарушения также часто встречаются у детей с ТМНР. Проблемы

здесь от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных

действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений;

- нарушения зрения или слуха незначительных проблем до полной потери;

- эпилепсия диагностируется у многих детей с ТМНР, есть также, расстройства

аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.

- гиперчувствительность и защитные реакции по отношению к определенным

стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений (необычное и

непонятное поведение)

- соматические заболевания которые влияют на развитие ребенка.

Дидактический сценарий занятия «Любимые игрушки»

Цели занятия: Штриховать полукруги в соответствии с образцом. Тренировать

руку ребенка в проведении параллельных линий. Содействовать созданию образов

из геометрических фигур. Применение альтернативной коммуникации.

Материалы. Листы графических заданий; графические материалы (фломастеры,

карандаши). Детям предлагается обвести игрушки по контурным линиям;

Заштриховать. Общение с детьми с помощью карточек, рисунков.

В конце занятия необходимо провести анализ работ. Сделать небольшую выставку,

отметить умение ребят. Взрослый поощряет желание детей найти как можно

больше различий в штриховке предметов, по возможности предлагает назвать

расположение найденных деталей в общей композиции. Общение с детьми с

помощью жестов, комментирования, карточек.

Результатом работы в ГКУ ЦССВ «Кунцевский» 21- 23ноября 2018 г. является

участие в работе Всероссийского семинара-практикума «Современные тенденции

ухода и сопровождения детей с ОВЗ, и их близких взрослых», в котором наши

специалисты представили лучший опыт модернизации ДДИ специалистами

Москвы, Ленинградской и Новосибирской областей. Были представлены три

блока, содержание которых в течении двух дней было представлено на секционных

сообщениях, мини-тренингах, мастер-классах. Один из блоков – обучения и

супервизия персонала для работы учебных модулей по музыкальному воспитанию,

изобразительной деятельности для детей с ОВЗ и альтернативная коммуникация.

На основании вышесказанного, можно утверждать, что проведение занятий по

различным направлениям (модулей), способствует развитию предпосылок учебной

деятельности у особых детей младшего школьного возраста. В процессе работы

ребёнок приобретает или закрепляет знания о свойствах предметов, расширяются

представления об окружающем мире. В результате улучшается качество жизни

детей с ОВЗ, появляются новые формы работы.

Список литературы:

1.

А.В. Виневская // Вопросы теории и практики внедрения Ростов - на –Дону,

2014

2.

Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Информационно-методический сборник для специалистов под редакцией А.Л. Битовой,

директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О.С. Бояршиновой, канд. биол. наук Москва

2017

3. Е.А. Стребелева// Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе

дидактических игр М., 2018



В раздел образования