Напоминание

использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Воронцова Валентина Владимировна
Должность: учитель инфоратики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Наровчат
Населённый пункт: село Наровчат
Наименование материала: статья "Проектная деятельность на уроках информатики. "
Тема: использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Проектная деятельность на уроках информатики.

СКАЖИТЕ МНЕ – И Я ЗАБУДУ

ПОКАЖИТЕ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ

ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ –

И Я НАУЧУСЬ

Древнекитайская мудрость.

Если

дети

на

уроках

работают

увлечённо,

учитель

испытывает

удовлетворение. А если скучают, значит, мы что-то делаем не так. У каждого

учителя свои секреты, свои наработки как сделать урок интересным,

динамичным, позитивным. Я хочу более подробно рассказать о проектном

методе на уроках информатики.

Что такое метод проектов? Метод проектов это модель обучения, которая

вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс

завершается в реальном материале - продукте проекта. Проекты для

поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном

материале и могут быть разработаны для учеников самого разного возраста.

Однако всем проектам свойственны общие черты. Проекты базируются на

таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой.

Проекты ставят ученика в активную позицию - человека, который исследует,

решает

проблемы,

принимает

решения,

изучает,

документирует

свою

деятельность

Преимущества проекта для учащихся:

рост самостоятельности и улучшение отношения к учебе;

успеваемость таких учеников сопоставима и даже выше чем тех, кто учится по

другим схемам обучения;

ученики

в

методе

проектов

чувствуют

большую

ответственность

за

собственное обучение;

возможность развивать сложные умения, такие, как навыки решения проблем,

совместная деятельность и коммуникация.

Особенностью

системы

выполнения

проектов является

возможность

совместной творческой работы учителя и учащегося.

Основные этапы проектной деятельности.

Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для

исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям

учеников, была для них интересна.

Определение цели и задач. Учитель помогает ученикам определить цели

исследования, направить их на достижение результата.

Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму

выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства

и методы организации деятельности. Важным является и определение, в

течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой,

то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников,

которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать

учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.

Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора

информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная

информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы,

осуществляется оформление проекта.

На этом этапе

педагог должен

оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и

обобщать факты. Необходимо также проверять промежуточные результаты

проектной работы.

Подведение

итогов. Итогом

проекта

является

презентация.

Она

может

проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом,

подготовки отчёта или защиты проекта.

Проекты могут быть групповые и индивидуальные. Примером индивидуального

проекта является задание разработать кроссворда по определённой теме.

Такие проекты дети выполняют с 5 класса.

Я хочу привести пример группового проекта. Проект «Защита от вредоносных

программ». Перед началом работы над проектом на родительском собрании, с

целью включения родителей в проект им предлагается познакомиться с

буклетом, который дает представление о проекте и о планировании работы

каждой группы. Таким образом, родители могут оказать посильную помощь в

работе над проектом. Знакомство с проектом. С помощью стартовой

презентации учитель создает проблемную ситуацию, организует групповое

обсуждение возникших вопросов, проводит опрос и предлагает учащимся

распределение

по

группам

с

учётом

их

интересов.

Работа над проектом. На начальном этапе работы над проектом учитель

помогает каждой тематической группе распределить роли, обсудить стратегию

исследования,

способы

поиска

информации,

методы

исследования

и

возможности

оформления

результатов

работы.

Итогом

является

план

деятельности.

Далее

начинается

самостоятельная

исследовательская,

поисковая работа учащихся в соответствии с планом. На этом этапе учащиеся

собирают информацию по теме проблемного вопроса в энциклопедиях,

учебниках и в Интернете, обсуждают собранную информацию в группе,

разрабатывают

инструментарий

исследования,

проводят

исследования,

сравнивают его результаты с собранной информацией, делают выводы,

которые будут ответом на проблемный вопрос. Если ученики затрудняются с

поиском информации, можно порекомендовать им список информационных

источников. Лист самооценки поможет участникам проекта осознать уровень

личностного роста. При подготовке к защите проекта участникам предлагается

ответить на вопросы задания. Какие существуют вредоносные программы? Как

обезопасить компьютер от вредоносных программ?

Оформление результатов проектной деятельности.

Оформление

результатов

планируется

в

виде

презентации,

поэтому

необходимо

обсудить

с

ребятами

критерии

оценивания

презентации.

Защита проекта, оппонирование, дискуссия. Защиту проектов организуем на

открытом уроке-конференции, с участием родителей, учителей, учеников

других классов. В ходе защиты каждая группа представляет свою презентацию

и публикацию, отвечает на вопросы. Оценивание происходит с помощью

разработанных критериев участниками группы, участниками других групп,

учителем. Защита проектов позволяет дать ответ на основополагающий

вопрос,

сформулировать

общие

выводы

по

итогам

работы.

По окончании работы необходимым элементом всей проектной деятельности

является анализ проделанной работы, где учитель обсуждает с детьми, что у

них получилось, что не получилось и почему. На этом этапе можно вновь

обратиться к листу самооценки и увидеть качественный рост каждого

участника.

В ходе работы над проектом учащиеся углубят и закрепят свои знания по

информатике.



В раздел образования