Автор: Альфинур Михайловна Ибрагимова
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Владимировская средняя школа"
Населённый пункт: село Владимировское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Добро и зло в сказке “Теплый хлеб”»
Раздел: среднее образование
Конспект урока литературы в 5-м классе по теме «К.Г. Паустовский.
Слово о писателе. Добро и зло в сказке “Теплый хлеб”»
1
Учебный предмет
Литература
Тема
«К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Добро и зло в сказке
“Теплый хлеб”». Из литературы ХХ века. (29 часов)
Базовый
учебник
Литература 5 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.
Тема урока
«К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Добро и зло в сказке
«Теплый хлеб»
Эпиграф
«Умел ошибиться – умей и поправиться» (русская
пословица)
Место урока
Первый урок в теме «Сказка К.Г. Паустовского "Теплый
хлеб"» (2 часа)
Тип урока
Изучение нового материала
Дата урока
17.03.2017
Образовательные
ресурсы
Презентация, учебник, толковые словари
Цель урока
Научить смысловому чтению
Задачи урока
Предметные:
побудить
учащихся
к
размышлению
над
такими
категориями
нравственности,
как
добро,
зло,
ответственность за свои слова и поступки;
доказать, что эпиграф соответствует главной мысли
произведения (на примере главного героя Фильки)
Метапредметные – освоить общеучебные умения на
уровне применения:
1.14. Понимать учебную задачу, предъявляемую для
индивидуальной и коллективной деятельности.
1.22.
Оценивать
деятельность
одноклассников
посредством сравнения с установленными нормами, с их
деятельностью в прошлом.
2.1.3. Самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению
проанализированного
на
учебном
занятии
1
Урок подготовила Светлана Виноградова, учитель ГБОУ «Гимназия № 1591», Москва.
художественного, публицистического, научно-популярного
текста.
2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных
формах диалога и полилога: планирование совместных
действий,
обсуждение
процесса
и
результатов
деятельности, интервью, дискуссии и полемики
ПЛАН УРОКА
1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и
умений.
3. Этап усвоения новых знаний и умений.
4. Этап закрепления новых знаний и умений.
5. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению.
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КАРТА УРОКА
Этапы
урока
УУД, которое
осваивают
обучающиеся
и уровень
освоения
Ориентировочная
основа действия
освоения УУД
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
2. Этап
подготовки
учащихся к
активному
сознательно
му усвоению
знаний и
умений
1.22.
Оценивать
деятельность
однокласснико
в посредством
сравнения с
установленным
и нормами, с
их
деятельностью
в прошлом – на
уровне
применения
Когда ученик делает
сообщение о писателе,
то выполняет
требования:
обязательно
рассказывать, а не
читать;
использовать не
только материал в
учебнике, но и
дополнительные
источники
информации (назвать
их);
в презентации должно
быть от 5 до 8
слайдов;
Ученики
оценивают
подготовку
индивидуальног
о домашнего
задания:
сообщение о
писателе
Учитель
помогает
корректно
формулировать
замечания (в
качестве добрых
советов)
слушателям должно
быть интересно
1.14. Понимать
учебную
задачу,
предъявляему
ю для
индивидуально
й и
коллективной
деятельности
Цель – это
предполагаемый
результат, который
реально можно достичь к
определенному моменту
времени.
Задачи – это
последовательность
действий, которая
позволит достигнуть этот
результат
Ученики
определяют
тему и цели по
наводящему
вопросу,
формулируют
цель урока
Предлагает
сформулировать
и обсудить тему
урока, задачи,
задает
наводящие
вопросы и
напоминает
определение
понятий цели и
задачи
3. Этап
усвоения
новых
знаний и
умений
2.1.3.
Самостоятельн
о
подготовиться
к
выразительном
у чтению
проанализиров
анного на
учебном
занятии
художественно
го,
публицистичес
кого, научно-
популярного
текста
Требования
выразительного чтения:
произносить звуки и
слова ясно и четко;
выбирать громкость
и темп речи, чтобы
донести основную
мысль текста,
чувства героев;
соблюдать паузы и
логические
ударения;
соблюдать
интонации вопроса,
утверждения,
отрицания;
придавать голосу
эмоциональную
окраску
Читают текст
про себя.
Находят
неизвестные
слова, при
необходимости
пользуются
толковым
словарем. При
помощи
карандаша
делают пометки
(работа над
интонацией) в
соответствии с
требованиями
выразительного
чтения
Проверяет
выразительное
чтение.
Обсуждает,
удалось ли
ученику
выразительно
прочитать. При
необходимости
может
предложить еще
одному
прочитать
выразительно
фрагмент текста
4. Этап
закрепления
новых
знаний и
умений
2.2.16.
Взаимодейство
вать в
различных
организационн
ых формах
диалога и
полилога:
планировать
совместные
Правила работы в паре:
работать должны
оба;
один говорит, другой
слушает;
не понял –
переспроси;
несогласие
высказывай вежливо
Демонстрируют
умение
слаженно
работать в
паре, следуя
правилам
Проходит по
рядам и при
необходимости
корректирует
неверное
общение при
работе в паре
действия,
обсуждать
процесс и
результаты
деятельности
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Прислушайтесь к себе: что вы чувствуете, когда сосед по парте вам улыбается?
Действительно, это приятно, когда твой друг или просто одноклассник, с которым
вы встречаетесь каждый день, дарит частичку добра.
А что такое добро? Дадим определение этому слову через подбор синонимов
(позитив, радость, улыбка, хороший поступок и др.). Воспользуйтесь толковыми
словарями».
Ученики определяют по словарю С.И. Ожегова значение слова:
ДОБРО 1. Всё положительное, хорошее, полезное. Желать добра кому-нибудь. 2.
Имущество, вещи (разг.) Чужое добро. 3. О ком-нибудь или о чем-нибудь плохом,
негодном. Такого добра нам не надо.
Продолжение слова учителя: «Дома вы прочитали сказку К.Г. Паустовского
“Теплый хлеб”. Как вы думаете, какое значение слова ДОБРО мы будем сегодня
использовать, размышляя о прочитанном? (возможно, что будем использовать
все три значения)».
II. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ СОЗНАТЕЛЬНОМУ
УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. Проверка индивидуального домашнего задания: подготовить рассказ о
писателе
К.Г.
Паустовском,
используя
материал
в
учебнике
(с.
72)
и
дополнительные источники информации. Выступление должно сопровождаться
презентацией из 5–8 слайдов.
2. До проверки индивидуального домашнего задания учитель предлагает
вспомнить, по каким критериям оценивается выступление докладчика.
Учащиеся отвечают, что, сообщая о писателе, нужно выполнять требования:
обязательно рассказывать, а не читать с экрана;
использовать не только материал в учебнике, но и дополнительные
источники информации (назвать их);
в презентации должно быть от 5 до 8 слайдов;
слушателям должно быть интересно.
3. Ученик выступает с сообщением. По окончании выступления ученики дают
оценку прозвучавшему сообщению.
4. Учитель рассказывает о произведении, которое будут анализировать на уроке:
«Константин Георгиевич Паустовский написал сказку “Теплый хлеб” через 9 лет
после Победы в Великой Отечественной войне.
События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень
трудное и голодное время.
Возможно, не все слова и выражения были вам понятны.
Предлагаю начать разговор о прочитанной дома сказке с небольшой викторины,
ключевые слова которойвы ведут нас на тему урока и помогут поставить цель
урока. Заодно проверим, насколько вы были внимательны к деталям при чтении
произведения».
Вопросы викторины:
1. Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради». (Христарадники.)
2. Как называет автор спасенного коня? (Вороной.)
3. Как называлась деревня, в которой жил Филька со своей бабушкой? (Бережки.)
4. Кто жил в сенях у Панкрата? (Сорока.)
5. Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз? (Сто.)
6. Что послужило причиной тому, что в мельнице замерзла вода? (Мороз.)
7. Кем являлся Панкрат по профессии? (Мельник.)
8. Почему Филька жил с бабушкой? Кем он был? (Сирота.)
9. Любимая фраза Фильки до ссоры с конем? («Ну тебя».)
10. Кто, по мнению бабушки, мог поправить совершенное злодейство? (Панкрат.)
5. Беседа учителя с учениками:
Перед нами ключевые слова – добро и злоба. Сформулируйте тему
сегодняшнего урока. (Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».)
В качестве эпиграфа урока я выбрала русскую народную пословицу «Умел
ошибиться – умей и поправиться». Как вы понимаете эти слова? (Ученики
рассуждают.)
Тема ясна, эпиграф есть. Что же дальше? (Надо определить цель урока и
поставить задачи.)
Напомните, что такое цель и задачи? В чем разница между этими
определениями? (Цель – это предполагаемый результат, который реально
можно
достичь
к
определенному
моменту
времени.
Задачи
–
это
последовательность действий, позволяющая достигнуть этот результат.)
Цель: развить интерес к изучению основ смыслового чтения. (Эту цель мы
ставим на каждом уроке литературы.)
Задачи: поразмышлять над такими категориями нравственности, как добро,
зло, ответственность за своис лова и поступки; доказать, что эпиграф
соответствует главной мысли произведения, проследить, каки зменился
главный герой сказки – мальчик Филька.
III. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. Беседа с учениками:
Ребята, вспомните типы сказок. (Волшебная сказка, сказка о животных,
социально-бытовая сказка.)
К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»? (Социально-бытовая сказка.)
Кто в социально-бытовых сказках является главным героем? (Главные герои
такой сказки – люди.)
Кто такой Филька и что с ним происходит? (Филька – мальчик, который
проживает со своей бабушкой, он невежа, эгоист. Филька совершает зло –
прогоняет со двора коня, просившего у него хлеба. Из-за такого проступка
всю округу сковывает лютый мороз. После чего мальчик раскаивается и
старается загладить свою вину.)
2. Работа с текстом сказки.
Найдите в тексте легенду, рассказанную бабушкой (с. 69). Перечитайте ее
сначала про себя, а потом кто-то из вас прочитает ее выразительно вслух.
(Время на подготовку – три минуты.)
Вспомните, каким должно быть выразительное чтение?
(Ясное, четкое произношение звуков, слов; достаточные громкость и темп;
использование пауз и логических ударений; соблюдение интонации вопроса,
утверждения, отрицания; придание голосу нужной эмоциональной окраски.)
3. Выразительное чтение 1–2 учеников. Оценка другими учащимися качества
прозвучавшего выразительного чтения.
IV. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. Слово учителя: «Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Путь к
доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения,
спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять
о своих совершенных поступках. Как хорошо, что у Фильки получилось задуматься
над легендой, которую ему рассказала бабушка. У каждого человека, большого и
маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам
осознал свой проступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька».
2. Физкультминутка (желательно проводить под релаксирующую музыку):
– Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь,
закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное.
Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски: желтую, красную,
перламутровую, оранжевую… Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите
руки вверх и потянитесь к добру. Потянитесь выше, еще выше… Но что это? На
вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо
преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Очень хорошо! У вас всё
получилось.
Вот оно – добро. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись?
Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? Переложите его с одной
ладошки на другую. А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и
откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не
охладится. Как приятно смотреть на вас и видеть, что улыбки, с которых мы
начали наш урок, вновь появились на ваших лицах!
3. Анализ эпиграфа.
А теперь давайте вернемся к нашему эпиграфу. Согласны ли вы с русской
пословицей? Как она соотносится с текстом сказки? (Ответы учеников.)
4. Подведение итогов.
Что нового вы узнали для себя сегодня?
Какой урок извлекли из нашей беседы?
Чему нас учит эта сказка?
Примерные ответы учеников:
Необходимо относиться ко всему с добром. Мы видим, как Филька благодаря
своей внутренней доброте превращается из грубого невежи в сочувствующего
мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой:
«Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату
намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба».
Как произошло примирение Фильки с конем? Найдите в тексте этот фрагмент
(с. 81). Перечитайте про себя. Кто хочет, соблюдая все требования к
выразительному чтению, прочитать этот отрывок вслух? (Ученик читает
фрагмент вслух).
5. Образ хлеба в сказке.
Хлеб на Руси был превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе.
Хлеб стал не только причиной ссоры Фильки с конем, но и причиной бед всей
деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб – путь к прощению и
примирению.
6. Работа в парах. Заполните пропуски в карточках. Время на подготовку – 5
минут.
Вспомним, как надо работать в парах.
Ответы учеников:
1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Если не понял, переспроси.
4. Свое несогласие высказывай вежливо.
Карточка с пропусками:
Все хорошее в этом мире – от _____ людской, от щедрости их сердец. Когда мы
делаем добро, меняемся не только мы сами, но и _____. Мы отдаем частичку
своего _____, своей _____. И мир вокруг нас _____. Помните всегда о том, что
нужно с _____ относиться к окружающим, уметь сопереживать, сочувствовать.
Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и _____, принимать
извинения, ведь ошибиться может _____.
Правильный вариант вставленных слов: Все хорошее в этом мире – от доброты
людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы
сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И
мир вокруг нас преображается. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой
доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Прикоснитесь
каждый к этой теплоте, ощутите ее на себе. Я даю каждому кусочек своей
доброты. Помните всегда о том, что нужно с добротой относиться к окружающим,
уметь сопереживать, сочувствовать. Нужно не только уметь признавать свои
ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может
каждый.
Проверка заполненных карточек.
V. ЭТАП ИНФОРМИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ,
ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ
1. Найдите русские народные пословицы о хлебе (3–4 пословицы).
2. Анализ названия сказки и работа с пословицами. Задание: напишите в
тетрадях, почему К.Г. Паустовский назвал свою сказку «Теплый хлеб»? (При
ответе желательно использовать найденные пословицы.)