Напоминание

«К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Добро и зло в сказке “Теплый хлеб”»


Автор: Альфинур Михайловна Ибрагимова
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Владимировская средняя школа"
Населённый пункт: село Владимировское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Добро и зло в сказке “Теплый хлеб”»
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока литературы в 5-м классе по теме «К.Г. Паустовский.

Слово о писателе. Добро и зло в сказке “Теплый хлеб”»

1

Учебный предмет

Литература

Тема

«К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Добро и зло в сказке

“Теплый хлеб”». Из литературы ХХ века. (29 часов)

Базовый

учебник

Литература 5 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Я. Коровина, В.П.

Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

Тема урока

«К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Добро и зло в сказке

«Теплый хлеб»

Эпиграф

«Умел ошибиться – умей и поправиться» (русская

пословица)

Место урока

Первый урок в теме «Сказка К.Г. Паустовского "Теплый

хлеб"» (2 часа)

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока

17.03.2017

Образовательные

ресурсы

Презентация, учебник, толковые словари

Цель урока

Научить смысловому чтению

Задачи урока

Предметные:

побудить

учащихся

к

размышлению

над

такими

категориями

нравственности,

как

добро,

зло,

ответственность за свои слова и поступки;

доказать, что эпиграф соответствует главной мысли

произведения (на примере главного героя Фильки)

Метапредметные – освоить общеучебные умения на

уровне применения:

1.14. Понимать учебную задачу, предъявляемую для

индивидуальной и коллективной деятельности.

1.22.

Оценивать

деятельность

одноклассников

посредством сравнения с установленными нормами, с их

деятельностью в прошлом.

2.1.3. Самостоятельно подготовиться к выразительному

чтению

проанализированного

на

учебном

занятии

1

Урок подготовила Светлана Виноградова, учитель ГБОУ «Гимназия № 1591», Москва.

художественного, публицистического, научно-популярного

текста.

2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных

формах диалога и полилога: планирование совместных

действий,

обсуждение

процесса

и

результатов

деятельности, интервью, дискуссии и полемики

ПЛАН УРОКА

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и

умений.

3. Этап усвоения новых знаний и умений.

4. Этап закрепления новых знаний и умений.

5. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его

выполнению.

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

урока

УУД, которое

осваивают

обучающиеся

и уровень

освоения

Ориентировочная

основа действия

освоения УУД

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

2. Этап

подготовки

учащихся к

активному

сознательно

му усвоению

знаний и

умений

1.22.

Оценивать

деятельность

однокласснико

в посредством

сравнения с

установленным

и нормами, с

их

деятельностью

в прошлом – на

уровне

применения

Когда ученик делает

сообщение о писателе,

то выполняет

требования:

обязательно

рассказывать, а не

читать;

использовать не

только материал в

учебнике, но и

дополнительные

источники

информации (назвать

их);

в презентации должно

быть от 5 до 8

слайдов;

Ученики

оценивают

подготовку

индивидуальног

о домашнего

задания:

сообщение о

писателе

Учитель

помогает

корректно

формулировать

замечания (в

качестве добрых

советов)

слушателям должно

быть интересно

1.14. Понимать

учебную

задачу,

предъявляему

ю для

индивидуально

й и

коллективной

деятельности

Цель – это

предполагаемый

результат, который

реально можно достичь к

определенному моменту

времени.

Задачи – это

последовательность

действий, которая

позволит достигнуть этот

результат

Ученики

определяют

тему и цели по

наводящему

вопросу,

формулируют

цель урока

Предлагает

сформулировать

и обсудить тему

урока, задачи,

задает

наводящие

вопросы и

напоминает

определение

понятий цели и

задачи

3. Этап

усвоения

новых

знаний и

умений

2.1.3.

Самостоятельн

о

подготовиться

к

выразительном

у чтению

проанализиров

анного на

учебном

занятии

художественно

го,

публицистичес

кого, научно-

популярного

текста

Требования

выразительного чтения:

произносить звуки и

слова ясно и четко;

выбирать громкость

и темп речи, чтобы

донести основную

мысль текста,

чувства героев;

соблюдать паузы и

логические

ударения;

соблюдать

интонации вопроса,

утверждения,

отрицания;

придавать голосу

эмоциональную

окраску

Читают текст

про себя.

Находят

неизвестные

слова, при

необходимости

пользуются

толковым

словарем. При

помощи

карандаша

делают пометки

(работа над

интонацией) в

соответствии с

требованиями

выразительного

чтения

Проверяет

выразительное

чтение.

Обсуждает,

удалось ли

ученику

выразительно

прочитать. При

необходимости

может

предложить еще

одному

прочитать

выразительно

фрагмент текста

4. Этап

закрепления

новых

знаний и

умений

2.2.16.

Взаимодейство

вать в

различных

организационн

ых формах

диалога и

полилога:

планировать

совместные

Правила работы в паре:

работать должны

оба;

один говорит, другой

слушает;

не понял –

переспроси;

несогласие

высказывай вежливо

Демонстрируют

умение

слаженно

работать в

паре, следуя

правилам

Проходит по

рядам и при

необходимости

корректирует

неверное

общение при

работе в паре

действия,

обсуждать

процесс и

результаты

деятельности

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Прислушайтесь к себе: что вы чувствуете, когда сосед по парте вам улыбается?

Действительно, это приятно, когда твой друг или просто одноклассник, с которым

вы встречаетесь каждый день, дарит частичку добра.

А что такое добро? Дадим определение этому слову через подбор синонимов

(позитив, радость, улыбка, хороший поступок и др.). Воспользуйтесь толковыми

словарями».

Ученики определяют по словарю С.И. Ожегова значение слова:

ДОБРО 1. Всё положительное, хорошее, полезное. Желать добра кому-нибудь. 2.

Имущество, вещи (разг.) Чужое добро. 3. О ком-нибудь или о чем-нибудь плохом,

негодном. Такого добра нам не надо.

Продолжение слова учителя: «Дома вы прочитали сказку К.Г. Паустовского

“Теплый хлеб”. Как вы думаете, какое значение слова ДОБРО мы будем сегодня

использовать, размышляя о прочитанном? (возможно, что будем использовать

все три значения)».

II. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ СОЗНАТЕЛЬНОМУ

УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

1. Проверка индивидуального домашнего задания: подготовить рассказ о

писателе

К.Г.

Паустовском,

используя

материал

в

учебнике

(с.

72)

и

дополнительные источники информации. Выступление должно сопровождаться

презентацией из 5–8 слайдов.

2. До проверки индивидуального домашнего задания учитель предлагает

вспомнить, по каким критериям оценивается выступление докладчика.

Учащиеся отвечают, что, сообщая о писателе, нужно выполнять требования:

обязательно рассказывать, а не читать с экрана;

использовать не только материал в учебнике, но и дополнительные

источники информации (назвать их);

в презентации должно быть от 5 до 8 слайдов;

слушателям должно быть интересно.

3. Ученик выступает с сообщением. По окончании выступления ученики дают

оценку прозвучавшему сообщению.

4. Учитель рассказывает о произведении, которое будут анализировать на уроке:

«Константин Георгиевич Паустовский написал сказку “Теплый хлеб” через 9 лет

после Победы в Великой Отечественной войне.

События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень

трудное и голодное время.

Возможно, не все слова и выражения были вам понятны.

Предлагаю начать разговор о прочитанной дома сказке с небольшой викторины,

ключевые слова которойвы ведут нас на тему урока и помогут поставить цель

урока. Заодно проверим, насколько вы были внимательны к деталям при чтении

произведения».

Вопросы викторины:

1. Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради». (Христарадники.)

2. Как называет автор спасенного коня? (Вороной.)

3. Как называлась деревня, в которой жил Филька со своей бабушкой? (Бережки.)

4. Кто жил в сенях у Панкрата? (Сорока.)

5. Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз? (Сто.)

6. Что послужило причиной тому, что в мельнице замерзла вода? (Мороз.)

7. Кем являлся Панкрат по профессии? (Мельник.)

8. Почему Филька жил с бабушкой? Кем он был? (Сирота.)

9. Любимая фраза Фильки до ссоры с конем? («Ну тебя».)

10. Кто, по мнению бабушки, мог поправить совершенное злодейство? (Панкрат.)

5. Беседа учителя с учениками:

Перед нами ключевые слова – добро и злоба. Сформулируйте тему

сегодняшнего урока. (Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».)

В качестве эпиграфа урока я выбрала русскую народную пословицу «Умел

ошибиться – умей и поправиться». Как вы понимаете эти слова? (Ученики

рассуждают.)

Тема ясна, эпиграф есть. Что же дальше? (Надо определить цель урока и

поставить задачи.)

Напомните, что такое цель и задачи? В чем разница между этими

определениями? (Цель – это предполагаемый результат, который реально

можно

достичь

к

определенному

моменту

времени.

Задачи

это

последовательность действий, позволяющая достигнуть этот результат.)

Цель: развить интерес к изучению основ смыслового чтения. (Эту цель мы

ставим на каждом уроке литературы.)

Задачи: поразмышлять над такими категориями нравственности, как добро,

зло, ответственность за своис лова и поступки; доказать, что эпиграф

соответствует главной мысли произведения, проследить, каки зменился

главный герой сказки – мальчик Филька.

III. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

1. Беседа с учениками:

Ребята, вспомните типы сказок. (Волшебная сказка, сказка о животных,

социально-бытовая сказка.)

К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»? (Социально-бытовая сказка.)

Кто в социально-бытовых сказках является главным героем? (Главные герои

такой сказки – люди.)

Кто такой Филька и что с ним происходит? (Филька – мальчик, который

проживает со своей бабушкой, он невежа, эгоист. Филька совершает зло –

прогоняет со двора коня, просившего у него хлеба. Из-за такого проступка

всю округу сковывает лютый мороз. После чего мальчик раскаивается и

старается загладить свою вину.)

2. Работа с текстом сказки.

Найдите в тексте легенду, рассказанную бабушкой (с. 69). Перечитайте ее

сначала про себя, а потом кто-то из вас прочитает ее выразительно вслух.

(Время на подготовку – три минуты.)

Вспомните, каким должно быть выразительное чтение?

(Ясное, четкое произношение звуков, слов; достаточные громкость и темп;

использование пауз и логических ударений; соблюдение интонации вопроса,

утверждения, отрицания; придание голосу нужной эмоциональной окраски.)

3. Выразительное чтение 1–2 учеников. Оценка другими учащимися качества

прозвучавшего выразительного чтения.

IV. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

1. Слово учителя: «Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Путь к

доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения,

спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять

о своих совершенных поступках. Как хорошо, что у Фильки получилось задуматься

над легендой, которую ему рассказала бабушка. У каждого человека, большого и

маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам

осознал свой проступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька».

2. Физкультминутка (желательно проводить под релаксирующую музыку):

– Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь,

закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное.

Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски: желтую, красную,

перламутровую, оранжевую… Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите

руки вверх и потянитесь к добру. Потянитесь выше, еще выше… Но что это? На

вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо

преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Очень хорошо! У вас всё

получилось.

Вот оно – добро. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись?

Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? Переложите его с одной

ладошки на другую. А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и

откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не

охладится. Как приятно смотреть на вас и видеть, что улыбки, с которых мы

начали наш урок, вновь появились на ваших лицах!

3. Анализ эпиграфа.

А теперь давайте вернемся к нашему эпиграфу. Согласны ли вы с русской

пословицей? Как она соотносится с текстом сказки? (Ответы учеников.)

4. Подведение итогов.

Что нового вы узнали для себя сегодня?

Какой урок извлекли из нашей беседы?

Чему нас учит эта сказка?

Примерные ответы учеников:

Необходимо относиться ко всему с добром. Мы видим, как Филька благодаря

своей внутренней доброте превращается из грубого невежи в сочувствующего

мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой:

«Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату

намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба».

Как произошло примирение Фильки с конем? Найдите в тексте этот фрагмент

(с. 81). Перечитайте про себя. Кто хочет, соблюдая все требования к

выразительному чтению, прочитать этот отрывок вслух? (Ученик читает

фрагмент вслух).

5. Образ хлеба в сказке.

Хлеб на Руси был превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе.

Хлеб стал не только причиной ссоры Фильки с конем, но и причиной бед всей

деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб – путь к прощению и

примирению.

6. Работа в парах. Заполните пропуски в карточках. Время на подготовку – 5

минут.

Вспомним, как надо работать в парах.

Ответы учеников:

1. Работать должны оба.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Если не понял, переспроси.

4. Свое несогласие высказывай вежливо.

Карточка с пропусками:

Все хорошее в этом мире – от _____ людской, от щедрости их сердец. Когда мы

делаем добро, меняемся не только мы сами, но и _____. Мы отдаем частичку

своего _____, своей _____. И мир вокруг нас _____. Помните всегда о том, что

нужно с _____ относиться к окружающим, уметь сопереживать, сочувствовать.

Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и _____, принимать

извинения, ведь ошибиться может _____.

Правильный вариант вставленных слов: Все хорошее в этом мире – от доброты

людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы

сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И

мир вокруг нас преображается. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой

доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Прикоснитесь

каждый к этой теплоте, ощутите ее на себе. Я даю каждому кусочек своей

доброты. Помните всегда о том, что нужно с добротой относиться к окружающим,

уметь сопереживать, сочувствовать. Нужно не только уметь признавать свои

ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может

каждый.

Проверка заполненных карточек.

V. ЭТАП ИНФОРМИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ,

ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

1. Найдите русские народные пословицы о хлебе (3–4 пословицы).

2. Анализ названия сказки и работа с пословицами. Задание: напишите в

тетрадях, почему К.Г. Паустовский назвал свою сказку «Теплый хлеб»? (При

ответе желательно использовать найденные пословицы.)



В раздел образования