Автор: Клименко Ирина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие фонематических процессов
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка учителя-логопеда на тему:
«Развитие фонематических процессов»
Значительная часть детей не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка.
Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических
процессов.
Термин «фонематический слух» включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы,
расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Термин «фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине
или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Термин "фонемный анализ" включает в себя:
• выяснение порядка следования фонем в слове;
• установление различительной функции фонем;
• выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных
данному языку.
Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в
состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не
воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по
артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят
трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По
той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что
при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные
окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети
воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют
предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом
стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой
состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Вывод: нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной
степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи
(подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).
Предлагаю Вашему вниманию этапы развития фонематического
восприятия
1.
Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения
способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить
ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает
физический слух. Упражнения включают задания на распознание:
• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на
узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
Примерные игры с детьми для развития неречевого слуха:
«Что звучало?» Цель: развитие слухового внимания. Демонстририровать звучание бубна,
губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный
инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то
можно использовать чашку, игрушки и т. д.
«Угадай чей голос?» Цель: развитие слухового внимания. Родитель подходит к любому
сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми
глазами угадывает чей это голос.
Игра «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия,
дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами,
фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Взрослый показывает и называет предметы,
демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами
(переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание
бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
Игра «В мире звуков» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых
звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит дома, на улице.
Игра «Угадай, кто кричит» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация
неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку
домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры: взрослый
показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих
животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с
голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
Игра «Тихо - громко!» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по
силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Логопед играет на выбранном
музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут.
Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать
разные варианты движений.
Игра «Дятел», «Прохлопай, как я» Цель: развитие слухового восприятия,
дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с
изображением весны. Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года
изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки
весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок
отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
2. Развитие речевого слуха.
• Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
• Различение слов, близких по звуковому составу
• Дифференциация слогов
• Дифференциация фонем
Примерные игры с детьми для развития речевого слуха:
Дифференциация голосов по тембру:
Игра «Угадай, чей голос?» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по
тембру. Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого
дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
Игра «Большой, средний, маленький» Описание игры: Взрослый рассказывает сказку Л.
Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень
низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».
Развитие речевого внимания:
Игра «Будь внимателен» Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет
действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том,
что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
Игра «Слушай и выполняй» Цель: развитие речевого внимания,памяти. Взрослый
называет действия, которые должен выполнить ребёнок. (от 2 до 4-5 инструкций).
Различение слов, близких по звуковому составу.
Игра «Внимательные ушки» Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет
слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон,
загон, вагон, фагон...
Игра «Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети
должны назвать то, которое отличается от остальных:
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА
ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
Игра «Самое короткое\длинное слово» Взрослый произносит три слова, а дети говорят,
какое слово самое короткое.
СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ ; ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА ; МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
Дифференциация звуков, дифференциация слогов
Игра «Назови по порядку слоги» Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог
1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х
слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…).
Игра «Какой слог лишний?» Цель: развитие фонематического восприятия,
дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры: Взрослый произносит
ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний».
Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)
Игра « А ну-ка, догадайся!» Какой одинаковый звук есть во всех словах? Шуба, кошка,
мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы,
нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо,
курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость,
букварь – рь.
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определённую последовательность:
• Определение количества слогов в словах разной сложности
• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
• Выделение из слога гласного, затем согласного звука
• Выделение первого и последнего звука в слове
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
• Определение места, количества, последовательности звуков в слове
• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
Примерные игры с детьми для развития звукового анализа и синтеза:
Определение количества слогов в слове, составление слов из разного количества слогов
Упражнения - «Прошагаем слово» , «Отхлопаем слова» Ребёнок , отхлопывая, делит
слово на части.
Игры на выделение первого и последнего звука в слове
Игра «Цепочка слов» Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову,
который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука
предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.
Игра «Узнай слово» Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..»,
«вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
Игры на выделение места звука в слове
Игра «Звукоедик»: Игровой материал: кукла. Правила игры: У звуков есть страшный враг
– Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель
ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…,
окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?
Игра «Подарки друзьям»: Правила игры: Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И
оттуда привез много разных подарков. Каждому подарил предмет, название которого начинается с
того же звука, как и имя друга: Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.
Игры на определение количества и последовательности звуков в слове
Игра "Сколько звуков?". Определить количество гласных или согласных звуков при
слитном произнесении («Коза»-два гласных звука: о, а; два согласных: к, з).
Игра «Шифровка» Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.
Можно выложить любой другой предмет вместо фишек.
Творческие задания
Игра «Придумай слово?» Предложите детям назвать слова:
С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.
С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы ,кружок, ножик.
С «песенкой мотора» -рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт.
С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.
«Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» Цель: расширение словарного запаса, развитие
внимания, быстроты мышления Ход занятия: Взрослый произносит односложное слово: сад, куст,
нос, нож, стол. Ребенок изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или
трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.
Для достижения положительного результата необходимо создание единого
коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив
единомышленников (логопед – родитель – учитель), каждый из которых заинтересован
в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.