Напоминание

"Развитие фонематических процессов


Автор: Клименко Ирина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие фонематических процессов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка учителя-логопеда на тему:

«Развитие фонематических процессов»

Значительная часть детей не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка.

Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических

процессов.

Термин «фонематический слух» включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы,

расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Термин «фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине

или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Термин "фонемный анализ" включает в себя:

• выяснение порядка следования фонем в слове;

• установление различительной функции фонем;

• выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных

данному языку.

Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в

состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не

воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по

артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят

трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По

той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что

при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные

окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети

воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют

предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом

стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой

состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Вывод: нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной

степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи

(подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

Предлагаю Вашему вниманию этапы развития фонематического

восприятия

1.

Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения

способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить

ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает

физический слух. Упражнения включают задания на распознание:

• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);

• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);

• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на

узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.

Примерные игры с детьми для развития неречевого слуха:

«Что звучало?» Цель: развитие слухового внимания. Демонстририровать звучание бубна,

губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный

инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то

можно использовать чашку, игрушки и т. д.

«Угадай чей голос?» Цель: развитие слухового внимания. Родитель подходит к любому

сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми

глазами угадывает чей это голос.

Игра «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия,

дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами,

фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Взрослый показывает и называет предметы,

демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами

(переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание

бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

Игра «В мире звуков» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых

звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит дома, на улице.

Игра «Угадай, кто кричит» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация

неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку

домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры: взрослый

показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих

животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с

голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

Игра «Тихо - громко!» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по

силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Логопед играет на выбранном

музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут.

Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать

разные варианты движений.

Игра «Дятел», «Прохлопай, как я» Цель: развитие слухового восприятия,

дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с

изображением весны. Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года

изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки

весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок

отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

2. Развитие речевого слуха.

• Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

• Различение слов, близких по звуковому составу

• Дифференциация слогов

• Дифференциация фонем

Примерные игры с детьми для развития речевого слуха:

Дифференциация голосов по тембру:

Игра «Угадай, чей голос?» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по

тембру. Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого

дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

Игра «Большой, средний, маленький» Описание игры: Взрослый рассказывает сказку Л.

Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень

низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

Развитие речевого внимания:

Игра «Будь внимателен» Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет

действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том,

что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

Игра «Слушай и выполняй» Цель: развитие речевого внимания,памяти. Взрослый

называет действия, которые должен выполнить ребёнок. (от 2 до 4-5 инструкций).

Различение слов, близких по звуковому составу.

Игра «Внимательные ушки» Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет

слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон,

загон, вагон, фагон...

Игра «Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети

должны назвать то, которое отличается от остальных:

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

Игра «Самое короткое\длинное слово» Взрослый произносит три слова, а дети говорят,

какое слово самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ ; ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА ; МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

Дифференциация звуков, дифференциация слогов

Игра «Назови по порядку слоги» Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог

1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х

слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…).

Игра «Какой слог лишний?» Цель: развитие фонематического восприятия,

дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры: Взрослый произносит

ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний».

Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)

Игра « А ну-ка, догадайся!» Какой одинаковый звук есть во всех словах? Шуба, кошка,

мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы,

нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо,

курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость,

букварь – рь.

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

• Определение количества слогов в словах разной сложности

• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука

• Выделение из слога гласного, затем согласного звука

• Выделение первого и последнего звука в слове

• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения

• Определение места, количества, последовательности звуков в слове

• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

Примерные игры с детьми для развития звукового анализа и синтеза:

Определение количества слогов в слове, составление слов из разного количества слогов

Упражнения - «Прошагаем слово» , «Отхлопаем слова» Ребёнок , отхлопывая, делит

слово на части.

Игры на выделение первого и последнего звука в слове

Игра «Цепочка слов» Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову,

который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука

предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

Игра «Узнай слово» Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..»,

«вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

Игры на выделение места звука в слове

Игра «Звукоедик»: Игровой материал: кукла. Правила игры: У звуков есть страшный враг

– Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель

ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…,

окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?

Игра «Подарки друзьям»: Правила игры: Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И

оттуда привез много разных подарков. Каждому подарил предмет, название которого начинается с

того же звука, как и имя друга: Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.

Игры на определение количества и последовательности звуков в слове

Игра "Сколько звуков?". Определить количество гласных или согласных звуков при

слитном произнесении («Коза»-два гласных звука: о, а; два согласных: к, з).

Игра «Шифровка» Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.

Можно выложить любой другой предмет вместо фишек.

Творческие задания

Игра «Придумай слово?» Предложите детям назвать слова:

С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы ,кружок, ножик.

С «песенкой мотора» -рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт.

С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

«Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» Цель: расширение словарного запаса, развитие

внимания, быстроты мышления Ход занятия: Взрослый произносит односложное слово: сад, куст,

нос, нож, стол. Ребенок изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или

трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

Для достижения положительного результата необходимо создание единого

коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив

единомышленников (логопед – родитель – учитель), каждый из которых заинтересован

в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.



В раздел образования