Напоминание

"Компьютерный дизайн"


Автор: Чухно Светлана Александровна
Должность: Учитель музыки, ИЗО, технологии
Учебное заведение: МБОУ Чистоозерная СОШ №3
Населённый пункт: р.п. Чистоозерное, Новосибирская область
Наименование материала: Программно-методическое сопровождение образовательного процесса
Тема: "Компьютерный дизайн"
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чистоозерная средняя общеобразовательная школа № 3

Чистоозерного района Новосибирской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Компьютерный дизайн»

Художественной направленности

для детей 10-12 лет

стартовый уровень

срок реализации: 1 год

Автор: Чухно Светлана Александровна,

учитель технологии, ИЗО

первой категории

Чистоозерное, 2020

Рассмотрена и одобрена на

заседании педагогического совета

МБОУ Чистоозерная СОШ № 3

Протокол №10 от « »

2020г

«

Утверждаю»

Приказ № _________________

Директор МБОУ Чистоозерная СОШ № 3

______________В.П. Матвеева

Пояснительная записка

Умение пользоваться промышленными информационными технологиями

для большинства людей в настоящее время стало предметом первой

необходимости.

Сейчас

уже

трудно

представить

сферу

деятельности

человека, в которой бы не применялись информационные технологии. Люди

самых разных профессий применяют компьютерную технологию в своей

работе. Изучение данного направления в ИТК позволяет подготовить

учащихся

для

возможной

профессиональной

деятельности

в

сферах

рекламного дизайна,

полиграфического дизайна, веб-дизайна,

дизайна

интерьеров, ландшафтов, одежды, в профессиональных фото-студиях, в

салонах красоты, в редакциях журналов и газет и во многих других сферах.

Назначение программы

Данная программа разработана для детей возраста с 10 - 13 лет,

проявляющих повышенный интерес к ИКТ.

В группы для обучения специального отбора не производится. Принимаются

все желающие

Занятия построены с учетом возрастных психофизиологические особенности

детей, с учетом его индивидуальности, уровню подготовки и другим

индивидуальным

особенностям.

Формировать

группы

желательно

из

учащихся близкого возраста, чтобы оптимально выбрать методы и приёмы

обучения.

Оптимальное количество обучающихся в объединении для успешного

освоения программы 5-8 человек, каждый ученик работает за отдельным

компьютером. Группы создаются с учетом возраста обучающихся.

Изучение программы предусматривает и индивидуальное обучение.

Данная программа изучается в течении 1 года.

Актуальность программы.

Программа включает в себя две разновидности дизайна: графический и

мультимедийный Компьютерный дизайн. В графическом дизайн изучаются

программы графических редакторов MS Publisher, Paint, Gimp, Adobe

Photoshop, в мультимедийном дизайне изучаются программы мультимедиа–

это редакторы фото видео монтажа MSPowerPoint, Windows Mover Maker.

При изучении данного курса, наверное, самой сложной задачей является

развитие творческих способностей учеников. Творчество предполагает

самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство

отношений.

Данный курс позволяет учащимся более подробно познакомиться с

программами графических редакторов, мультимедийными программами и

видео

редакторами.

Рассматриваются

аппаратные

системы

изучаемых

программ, форматы файлов, приемы обработки информации, правила

оптимизации файлов.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки

творческих

проектов,

приобретения

коммуникативных

навыков,

для

естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия,

открытости, развития толерантности.

Перспективность программы.

Изучение графических редакторов позволяет подготовить учащихся для

возможной работы в более сложных системах технического конструирования

Auto Cad (автомобили, летательные аппараты, морские суда, военные

корабли), Archi Cad (конструкции зданий, целых городов). Изучение

мультимедийных

программ

и

видиоредакторов

позволит

свободно

ориентироваться в более сложной и профессиональной мультимедийной

программе Adob PremiereProCS

В образовательных стандартах компьютерная графика и мультимедиа

трактуется как одна из важнейших технологий представления информации,

что

говорит

о

возросшей

важности

данной

области

знаний.

Широкое распространение графических и мультимедийных технологий

вызывает

необходимость

усилить

подготовку

теоретических

основ

и

практических навыков, что позволяет в дальнейшем выбрать профессию в

данном направлении.

Новизна и особенности программы

Отличительной

особенностью

данной

программы

является

явная

предметность наших образовательных отношений – это искусство мысли,

образа, цвета, вкуса. Программу отличает практическая направленность

преподавания в сочетании с теоретической, творческий поиск, научный и

современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов

обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения. Главным

условием

каждого

занятия

является

эмоциональный

настрой,

расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это

своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии,

собственного осознавания и понимания.

Большой

объём

учебного

материала

предполагает

организацию

самостоятельной работы обучающихся в виде выполнения индивидуальных и

коллективных творческих проектов.

Практические занятия проходят с использованием интернета для поиска

необходимого материала. Поиск и сохранение информации является частью

практических навыков, приобретаемых в образовательном процессе для

расширения

кругозора,

познавательной

деятельности,

получение

информации в современном информационном мире.

Педагогическая целесообразность.

Данная

программа

составлена

с

целью

способствовать

развитию

познавательной

активности

учащихся;

творческого

и

операционного

мышления; повышению интереса к информационным технологиям.

Количество часов в год.

Программ изучается в течении 1 года

140 часов, 4 ак. часа в неделю (2 раза в неделю по 2 ак.часа).

Информация о продолжительности каждого занятия.

Время занятий: 2 ак. часа с перерывом на отдых после каждого ак. часа – 10

минут

В основу программы положены следующие принципы:

- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения

полноты и цельности

образования;

- связи с жизнью;

- развитие индивидуальности каждого ребёнка;

- единство и целостность субъект-субъектных отношений;

- системная организация управления учебно-воспитательным процессом

(систематичность,

контролируемость,

последовательность,

доступность,

наглядность,

построения программного

материала «от простого к сложному»).

Цель программы: развитие творческого потенциала, логического мышления

обучающихся через изучения и осмысления базовых тем по предмету, в

тесной взаимосвязи с предметами общеобразовательного процесса.

Задачи:

обучающие:

- обучить основным приемам и техники работы в основных базовых

программах по предмету

«Компьютерный дизайн»;

- научить логически мыслить;

-научить создавать проект с использованием приёмов и методов дизайна;

развивающие:

- подготовить сознания учащихся к системно-информационному восприятию

мира;

-

развить

стремления

к

самообразованию,

для

дальнейшейадаптации

винформационном

обществе;

- развить композиционное мышление и креативные способности;

- развить художественно-эстетическое восприятие окружающего мира через

эмоциональную сферу

- расширение технического кругозора в сфере информационных технологий;

воспитывающие:

- формировать

коммуникативные

навыки

и

навыки

межличностного

сотрудничества

в каждом обучающемся;

- воспитать умственные и волевых усилий, концентрации внимания,

логичности;

- формировать нравственные качества личности и культуры поведения в

обществе

Формы работы:

Фронтальная- подача учебного материала всему коллективу учеников

Индивидуальная-

самостоятельная

работа

обучающихся

с

оказанием

учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая

активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной

работы.

Групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно

построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости,

ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на

конкретном этапе деятельности.

Технологии обучения:

Учебный диалог. На занятиях выслушивается мнение ученика, организуется

работа так,

чтобы

учащийся

самостоятельно

делал

выводы,

находил

наиболее

рациональный способ

решения

поставленной

задачи.

Ученик

учится

спорить,

доказывать,

общаться, находить

свой

способ

изучения

и

закрепления

преподаваемого

материала.

Преподаватель

-

равноправный

участник

диалогового

общения,

он

высказывает свое мнение, но никогда в обязательном порядке

не навязываю его участникам дискуссии.

Использование ИКТ – привлечение ресурсов интернет.

Личностно

ориентированный

подход

в

обучении

признание

индивидуальности,

ценности каждого ученика, его развития как индивида. Целью личностно –

ориентированного обучения является развитие познавательных и творческих

способностей

учащегося,

максимальное

раскрытие

индивидуальности

ребенка.

Применяемые элементы здоровье сберегающих технологий.

Здоровье сберегающие технологии предполагают такое обучение, при

котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

Здоровье сберегающие технологии

1.Условия снятия нагрузки и утомляемости:

- систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения

мозгового

кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и

ног, а также

физкультминутки общего назначения;

- создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это

доброе слово или народная мудрость, в других –юмор, но всегда нужно

стараться понять ученика и помочь ему), у учащихся не должно быть

стеснения

или

страха

обратиться

за

разъяснением

или

помощью

(эмоциональная напряжённость и скованность ведут к утомлению и

усталости, чувство успеха перевыполнении заданий, напротив, положительно

влияет на здоровье человека);

- чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том

числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим

столом») является крайне необходимым условием здоровье сбережения.

2.Условия

снятия

психической

нагрузки

и

стресса

при

потере

информации. Психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует

делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за

компьютером). 3.Условия для работы в кабинете

-удобная мебель и её правильная расстановка

-воздушно-тепловой

режим

(следует

поддерживатьоптимальнуютемпературу19-21

градусов

и

относительную

влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию

при проветривании кабинета),

-освещённость

(можно

комбинировать

естественное

и

искусственное

освещение, следует

использовать жалюзи на окнах),

-чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),

-эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать

спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка)

-грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по

технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также

рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения

непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий,

комплексы упражнений для снятия напряжения) для разных

возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения)

Возрастные психолого – педагогические особенности детей

Учащиеся,

начинающие

обучение

по

данной

учебно-методической

разработке имеют разный уровень развития и подготовленности, то есть

неодинаковые

стартовые

условия

перед

освоением

программы

(это

объясняется наличием домашнего компьютера, обучением информатики в

школе, индивидуальными способностями и общим развитием). Учитывая это,

учащиеся распределяют по группам в зависимости от умения работать на

компьютере и общего уровня подготовленности. Задания и примеры даются

дифференцированно.

Занятия

проводятся

с

учётом

разного

уровня

подготовленности, но для менее подготовленных учащихся детей уровень

требований всё время чуть-чуть повышается, побуждая их к более активному

и интенсивному усвоению образовательной программы. Это даёт свои

результаты. В определённый момент менее подготовленные дети вдруг

делают мощный рывок в освоении пройденного материала и начинают

догонять более сильных учащихся.

Методы обучения:

Словесное пояснение – передача информации теоретической части урока

Показ принципа исполнения –показ технологии исполнения работы

Наглядности – демонстрация ранее выполненных тематических работ

Метод самоконтроля– выполнение самостоятельной части практического

урока, сравнение своего результата с образцом правильно выполненной

работы

Метод проблемного обучения– метод, когда процесс решения задачи

учеником,

со

своевременной

и

достаточной

помощью

педагога,

приближается к творческому процессу

Эвристический – выработка логического и алгоритмического мышления.

Основные составляющие занятий

- воспитательный момент (правила хорошего тона)

- организация рабочего места

- повторение пройденного материала

- постановка цели и задачи занятия

- изучение новых понятий и методов работы

- план или схема выполнения задания. Этот этап предполагает демонстрацию

техники и метода

исполнения работы педагогом.

- инструктаж по ТБ: вводный – перед началом работы за ПК и текущий – во

время выполнения

Заданий

- физкультминутка

- основные приёмы работы. Этот этап предполагает самостоятельное

выполнение заданий для

получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель

и излагается способ

её достижения

- подведение итогов, анализ, оценка работ

Теоретическая и прикладная часть изучается параллельно, чтобы сразу же

закреплять теоретические вопросы на практике.

физкультминутки

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.

Дополнительное

образование

позволяет

преподавателю

быть

более

свободным

в

выборе

средств

обучения,

импровизируя

по

своему

усмотрению. Главное, чтобы обучение доставляло им удовольствие и

моральное удовлетворение.

Для реализации данной программы необходимо учебно – материальная

база:

-кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением;

- наличие рабочих мест, соответствующих количеству обучаемых;

- наличие ПК

- цифровые образовательные ресурсы

- учебные пособия

Системы контролирующих материалов

- тесты

- индивидуальные – карточки задания

- кроссворды

-практические работы

Структура обучения программы:

- перечень основных разделов

- информационно – методическое обеспечение

- литература для обучающихся и педагогов

- методическая копилка педагога

Работа с родителями:

- анкетирование;

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- объявления, приглашение на выставки;

Итогом деятельности и результативности каждого года являются:

- организация выставок (раскрывает для детей значимость их результатов,

формирует

положительные мотивы к дальнейшему обучению);

- выход за пределы занятий (участие в выставках школьных, областных, в

конкурсах,

фестивалях, размещение интересных работ в Интернете;

- пополнение портфолио достижений обучающихся

- выполнение практических заданий

- защита проекта

Методы оценки результативности программы:

- фиксация занятий и посещаемости в рабочем журнале

- количественный анализ

- качественный анализ

-отслеживание

результатов

учебно-познавательной

деятельности

обучающихся (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе

обучения, в ходе выполнения практических заданий);

- итоговая работа

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного

смысла учения

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях,

умения находить выходы из спорных ситуаций.

Межпредметные результаты

результатами изучения программы является формирование следующих

универсальных учебных действий (УУД)

- регулятивныеУУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности

- проговаривать последовательность действий;

- объяснять выбор наиболее подходящих технологий и инструментов для

выполнения задания

- давать эмоциональную оценку своей работы

- получать позитивные эмоции от выполненных работ

- познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы

на вопросы,

используя

информацию полученную

на занятии и путём пополнения своего кругозора

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

индивидуальной

и совместной работы.

- коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в

том числе

не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой

деятельности.

Предметными результатамиизучения программы является формирование

следующих знаний и умений:

- свободно владеть приемами и техникой работы в базовых программах по

предмету

«Компьютерный дизайн»

- уметь логически подойти ксозданию и обработки информаций,

- владеть приемами и методами дизайна и применять их в создании

творческих проектов

Межпредметные связи

Знания, полученные при изучении курса «Компьютерный дизайн», учащиеся

могут в дальнейшем использовать при создании рекламной продукции, для

визуализации научных и прикладных исследований в различных предметных

областях знаний – физике, химии, биологии и др. Созданное изображение

может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа презентации,

размещено на web-странице или импортировано в документ издательской

системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса

«Компьютерный

дизайн»,

являются

фундаментом

для

дальнейшего

совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования,

анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.

Требования к уровню подготовки.

Это первая ступень – основы компьютерного дизайна. Занятия проводятся

два раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. На

занятиях

воспитанники

знакомятся

с

современным

программным

обеспечением, учатся решать задачи по обработке текстовой, числовой,

графической информации с применением компьютера.

- ученик должен знать:

правила техники безопасности при работе на компьютере.

названия и функциональное назначение, основные характеристики

устройств

компьютера.

технологию обработки текстовой информации в MSWord

технологию обработки растровой и графической информации

технологию создания мультимедийных презентацийи её возможности

технологию создания полиграфической продукции в MSPublisher.

технологию работы в программы PictureManager.

технологию работы в Window sMover Maker и её возможности

особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;

способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

способы хранения изображений в файлах растрового и векторного

формата;

назначение и возможности программы Gimp, Paint;

элементы пользовательского интерфейса: назначение инструментов,

панелей и палитр,

правила выбора инструмента или команды меню программ;

виды и особенности использования инструментов ретуширования

изображения.

способы повышения резкости изображения, осветления и затемнения

фрагментов изображения.

особенности создания компьютерного коллажа.

сущность и специфику слоя, фонового слоя;

особенности работы с текстовыми слоями и использования текстовых

надписей

проектную деятельность

- ученик должен уметь:

владеть основными навыками работы MSOffis

набрать и обработать текстовую информацию с помощью программы

MSWord.

создавать:

рисунки

с

помощью

комбинирования

графических

примитивов

(прямоугольников,

овалов,

многоугольников);

художественные рамки, коллажи; добавлять к готовому изображению

текст, фигуры и др.;

создавать мультимедиа презентации на выбранную тему.

применять основные приёмы работы в Picture Manager, как первый

растровый редактор.

творчески

и

рационально

создавать

видеоролики

в

программе

WindowsMoverMaker

применять основные приемы работы с компьютерной графикой

(изменять размер рисунка, сохранять рисунок, выполнять операции с

цветом);

применять основные приемы работы с объектами(выбор фрагмента

изображения, монтаж рисунка из объектов);

выполнять тоновую коррекцию фотографий;

выполнять цветовую коррекцию фотографий;

применять возможности программ для создания фотоколлажей.

создавать графические примитивы и стандартные фигуры;

использовать два окна программы Paint и совместную работу программ

Paint иWord

использовать знания проектной деятельности в создании творческого

проекта

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Количество часов

Теори

я

Практик

а

Всег

о

0.1

Социокультурный блок

8

1.Введение

в

предмет.

Устройство

ПК.

Техника безопасности.

1

1

2.ОС Windows

1

2

3

Устройство ввода и вывода информации

Понятие ОС. Рабочий стол. Файловая

система. Окна и работа с ними

3. Основные приёмы работы средствами

приложения Microsoft Offis.

Проектная деятельность

10

23

33

3.1

.

3.2

.

Microsoft Word

- панель инструментов

- работа с текстом

- работа с художественной надписью

- работа с растровыми изображениями

- работа с автофигурами

Итоговая работа

Microsoft PowerPoint

- панель инструментов

- технология создание презентации

- работа с текстом

- работа с растровыми изображениями

- работа с автофигурами

3.3

.

Итоговая работа

Microsoft Office Publisher

- панель инструментов

-

технология

создание

публицистики,

дизайн и структура

- работа с текстом

- основы растровой графики и сохранение

результатов работы

Итоговая работа

4.Сканирование

изображений

и

использование программ распознавания

текстов ABBYYFineReader

1

1

2

5.Основные

приёмы

работы

в программеPictureManager.

1

3

4

Знакомство

с

программой

PictureManager. Интерфейс программы.

Основные

функции

программы

PictureManager.

Итоговая работа

6.

Основные

приёмы

работы

в WindowsMoverMaker

2

6

8

Интерфейс

программы.

Работа

в

программе.

Итоговая работа

7. Обзор программ векторной и растровой

графики.

2

8

10

7.1

.

Векторная

и

растровая

графика.

Достоинства и недостатки.

7.2

.

Цвет в компьютерной графике. Цветовые

модели

8.

Основные

приёмы

работы

в

программе Paint

6

10

16

Интерфейс программы Paint

Возможности рисования.

Редактирование растровых изображений и

фотографий

Использование

программы

Word

для

расширения возможностей

Итоговая работа

9.Графический редактор Gimp.

6

17

23

Знакомство с Gimp

Инструменты и диалоги

Текст

Инструмент Штамп

Работа со слоями

Рисование геометрических фигур

Работа с изображением. Фильтры

Анимация в Gimp

Творческий проект

10. Итоговая работа. Защита проекта

4

4

11.Самостоятельная творческая проектная

деятельность

10

10

12.Творческие коллективные занятия

8

8

13.Выставочная деятельность учащихся.

10

10

Всего

30

110

140

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

0.1. Социокультурный блок. (8 ч.)

Набор в объединения. Укомплектование групп.

1. Введение в предмет. Устройство ПК (1 час)

Тема: «Введение в предмет «Компьютерная графика».

Назначение основных устройств компьютера. Техника безопасности.

Понятие «Компьютерная графика», виды компьютерной графики и их

отличия, графический редактор, программы графического редактора и их

особенности: Paint, AdobePhotoShop, CorelDRAW

Назначение основных устройств ПК: структура ПК

Техника безопасности и организация рабочего места.

2. ОС Windows (3 час)

Тема: «Устройства ввода и вывода информации»

Устройства ввода и вывода информации. Назначение мыши, клавиатуры и

работа с ними.

Понятие вывода информации, устройства: печатающие устройства (принтер

и их характеристика, копир, факс), звуковые колонки и наушники;

Понятия вывода информации. Устройства вывода информации.

Структура клавиатуры, её функциональные особенности и сочетание клавиш

Тема: «Понятие ОС. Рабочий стол. Файловая система. Окна и работа с ними»

Понятие ОС и элементы управления компьютером: начало и завершение

работы ОС, загрузка

компьютера.

Основные объекты графического интерфейса: понятие объекта рабочего

стола, ярлыки и основные приёмы работы с ними (создание, удаление и т.д.);

понятие значки, панель задач и её особенности.

Структура файловой системы: понятие файл и папка, их отличие и размер.

Имя и расширение файла, типы файлов, основные приёмы работы с ними

(создание, копирование, удаление).

Практическая работа:

«Папки и действия над ними»

«Файла и действие над ними»

3. Основные приёмы работы средствами приложения Microsoft Offis (33

час)

3.1.MicrosoftOffisWord

Тема: «Текстовый процессор Microsoft Word».

Знакомство с интерфейсом программы. Форматирование текста. Шрифт и

размер букв. Надпись.

Понятие текстовый файл — простейшая форма хранения текстовой

информации.

Понятие текстовой редактор МО Word и её расположение. Сохранение

документа

Знакомство с панелью инструментов.

Практическая работа: «Создание и редактирование текстового файла»

«Шрифт, начертание, размер»

Тема: «Декоративная надпись

WordArt»

WordArt: вставка декоративного текста в документ, работа с декоративными

надписями и их редактирование (изменение цвета, градиентности, формы,

расположение)

Практическая работа: «Художественные надписи, вставка декоративного

текста в документ»

Тема: «Вставка готового рисунка»

Рисунок: редактирование рисунка (параметры яркость, контраст, изменение

цвета)

Одноимённая вкладка Работа с рисунком - подвкладка Форматирование:

группы и работа с ними

Практическая работа: «Вставка и использование готового рисунка.

ClipArt.»

Тема: «Графические возможности

Word»

Создание

простейших

рисунков

с

использованием

графических

возможностей Word, операции над

ними. Создание единого рисунка. Способы сохранения.

Практическая работа: «Работа с графическим интерфейсом»

«Рисование в документе»

«Комбинирование рисунка из графических фигур»

Итоговая работа

1.«Создание поздравительной открытки»

2.«Рисунок из графических объектов»

3.«Коллаж»

3.2. Microsoft PowerPoint

Тема: «Знакомство с интерфейсом программы PowerPoint. Технология

создание презентации»

Запуск

программы.

Основные

элементы

рабочего

окна

программы.

Сохранение документа и его открытие. Структура. Форматы файлов.

Лента команд. Вкладки их группы и работа с ним

Практическая работа: «Работа с фоном слайда»

Тема: «Форматирование текста на слайдах.

Декоративная надпись

WordArt

»

Вставка WordArt: вставка декоративного текста в документ, работа с

декоративными

надписями

и

их

редактирование

(изменение

цвета,

градиентности, формы, расположение)

Практическая работа:

«Ввод текста и работа с ним»

«Художественные надписи, вставка декоративного текста»

Тема: «Работа с рисунками. Анимация в слайдах.»

Вставка рисунка: форматирование (изменение цвета, формы, расположение)

и редактирование

Настройка анимации: время, эффекты, последовательность

Практическая работа: «Работа с готовыми изображениями. Подготовка

анимационных слайдов»

Тема: «Работа с графическими объектами»

Вставка графических объектов в презентацию. Графические объекты в

презентации- ClipArt, Picture.

Рисование

фигур.

Работа

с

объектами.Изменение

ориентации

объекта.Форматирование объектов.Формы сохранение готовых рисунков.

Практическая работа: «Работа с графическими объектами»

Тема: « Добавление элементов мультимедиа. Подготовка презентации для

демонстрации»

Настройка и параметры мультимедиа. Добавление эффектов перехода.

Анимация слайдов.

Практическая работа: «Подготовка презентации к демонстрации.

Итоговая работа:

1. Проект и создание собственной презентации.

2.«Рисунок из графических объектов»

3.«Коллаж»

3.3. MicrosoftOfficePublisher

Тема: «Знакомство с интерфейсом программы»

Запуск программы. Основные функции программы Publisher (вид, масштаб,

параметры страницы, конструктор, вставка, надпись, разметка страниц).

Создание текстового документа.

Способы сохранение. Удаление, редактирование. Специальные приемы

обработки объектов в MSPublisherr

Практическая работа: «Обработка объектов и текста»

Тема: «Шаблоны и их дизайн»

Шаблоны (разновидность). Основные функции программы Publisher:таблица,

рисунок, фигуры, подложка, цвет страницы. Графические объекты в

программе Publisher: WordArt, объект, символ, формула, SmartArt

Тема: «Использование возможности программы Microsoft Office Publisher»

Тематическое оформление шаблонов.

Практическая работа: «Создание поздравительной открытки»

Итоговая работа

«Дизайн шаблона»

Проектная деятельность.

Изучается в разделе «Основные приёмы работы средствами приложения

Microsoft Offis». Результатом проектной деятельности будут являться

итоговые работы.

Тема: « Проектная деятельность»

Постановка цели, задачи. Выбор тематики и техника исполнения. Подбор

изображения по тематике. Окончательный результат.

4. Основные приёмы работы в программе ABBYYFineReader (2 часа)

Тема: «Основные приёмы работы в программе FineReader»

Панель инструментов. Способы распознавания документа, форматирование и

его сохранение.

Способы распознавания изображения, форматирование и его сохранение

Практическая работа «Распознавание документа и его форматирование»

5.Основные приёмы работы в программа PictureManager. (4 часа)

Тема:

«Знакомство

с

программой

PictureManager.

Редактирование

графических изображений».

Панель задач. Сохранение изображения. Цветность. Яркость. Контрастность.

Тема: «Основные функции программы

PictureManager».

Обрезать, Повернуть, устранение красных глаз. Сжатие, изменение размера.

Итоговая работа

Создание ретро-фотоизображения

6. Основные приёмы работы в Windows MoverMaker.(4 часа)

Тема: «Интерфейс программы. Работа в программе

MoverMaker»

Знакомство с программой. Панель задач. Открытие программы и форматы

сохранения.

Импорт фото и видео файлов на рабочее поле.

Установка переходов и эффектов, заголовков и титров к фильму.

Запись звукового комментария. Шкала времени и раскадровка. Сохранение

фильма (ролика) на компьютере.

Итоговая работа

Создание проекта тематического фильма. Создание ролика.

7.Обзор программ векторной и растровой графики. (8 часа)

7.1.Тема:

«Основы

изображения.

Методы

представления

графических

изображений.

Техника безопасности»

Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой

графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки

векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности

растровых и векторных программ.

Техника безопасности и организация рабочего места.

7.2.Тема: «Цвет в компьютерной графике:»

Цветовые модели Описание цветовых оттенков на экране монитора и на

принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Цветовая модель HSB

(Тон — Насыщенность — Яркость).Формирование собственных цветовых

оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование

собственных цветовых оттенков при печати изображений.

Взаимосвязь цветовых моделей RGBи CMYK. Кодирование цвета в

различных графических программах.

Практическая работа: «Формирование собственных цветовых оттенков на

экране монитора».

7.3.Тема: «Форматы графических файлов»

Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических

данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также

собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из

одного формата в другой.

Практическая работа: «Преобразование файлов из одного формата в

другой».

8. Основные приёмы работы в программе Paint (16 часов)

Тема: «Интерфейс программы

Paint»

Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint.

Инструменты рисования. Свободное рисование.

- назначение команд меню. Настройка рабочего окна, установка атрибутов

Рисунка

- палитра инструментов. Настройка свойств инструмента. Цветовая модель

RGB. Создание

дополнительных цветов.

Практическая работа: «Настройка рабочего окна. Установка атрибутов»

«Учимся рисовать: инструменты свободного рисования» (рис. Вулкан)

«Прямые кривые и разные фигуры» (Символ. фигуры, Цветок, Сова)

Тема: « Возможности рисования. Создание простейших рисунков»

Установка свойств, рисование стандартных фигур и их комбинаций. Метод

последовательных укрупнений.

Способы создания и работы с текстом. Метод вспомогательных построений:

дополнительные возможности: отразить, повернуть, растянуть, наклонить

Практическая работа: «Метод последовательных укреплений» (рис. Рамка,

Набережная)

«Создание и действия с текстом»

«Метод вспомогательных построений»

Тема: «Редактирование растровых изображений и фотографий»

-

инструменты

выделения

части

или

всего

изображения.

Создание

собственной кисти

- оформление и редактирование растровых изображений и фотографий

Практическая работа:

«Произвольное выделение»

«Перетекание фотографий»

«Оформление фотографии»

«Превращение фотографии в акварельный рисунок»

«Разрезаем и склеиваем»

Тема:

«Использование

программы

Word

для

расширения

возможностей

программы

Paint»

- работа с двумя окнами разных программ: программы Paint и программы

Word. Панель

инструментов программы Word

- использование стандартных фигур. Изменение свойств стандартных фигур

- добавление тени или объема. Расширенные возможности вариантов

заливки.

Практическая работа:

«Превращение фотографии в акварельный рисунок»

«Добавление эффектов с помощью двух окон разных программ»

«Рамка для рисунка из автофигур»

Итоговая работа

Используя возможности программы Paint и работы с двумя окнами разных

программ

выполнить

работу

на

свободную

тематику

с

применением

навыков

редактирования:

- растровых изображений «Создание рамки»

- работы с автофигурами

9.Графический редактор Gimp. (23 часа)

Тема: «Знакомство с

Gimp»

Знакомство с редактором. Тип лицензии. История создания и назначение

редактора.

Окна

и

панели

инструментов

редактора.

(Инструменты

выделения, масштабирования, кадрирования изображения. Компоненты окна

изображения). Инструменты цвета.

Практическая работа: «Основы работы с объектами».

Тема: «Инструменты и диалоги»

Инструменты

рисования:

карандаш,

кисть,

ластик,

аэрограф,

перо,

размывание, резкость, осветление, затемнение. Клонирование изображения.

Заливка. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры,

градиента, палитры, выбора шрифтов.

Практическая работа: «Создание простейших рисунков»

Тема: «Текст»

Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста. Диалоги:

навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента,

палитры, выбора шрифтов.

Практическая работа: «Создание текстовой рекламы»

Тема: «Инструмент Штамп»

Инструменты Штамп и Штамп с перспективой. Выделение переднего плана.

Выделение объекта: Умные ножницы. Контуры. Выделение произвольных

областей

Практическая работа «Редактирование изображений»

Тема: «Работа со слоями»

Слои. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя. Совмещение нескольких

изображений. Эффект движения.

Практическая работа:

«Работа со слоями в Gimp. Коллаж «Ремонт». Комбинирование рисунков из

разных изображений»

«Эффект тени»

«Чашка на дисководе - маска слоя»

Тема: «Рисование геометрических фигур»

Рисование геометрических фигур (Рисование прямоугольников, квадратов,

овалов, окружностей, используя инструменты выделения прямоугольных и

эллиптических

областей,

заливка

цветом

или

шаблоном).

Рисование

объемных фигур.

Тема: «Работа с изображением. Фильтры»

Сканирование

изображений.

Характеристики

сканеров.

Коррекция

и

сохранение изображения. Формат изображений. Фильтры. Создание и

оптимизация изображений для Web-страниц.

Тема: «Анимация в

Gimp»

Создание анимационного текста. Анимация изображений. Сменяющиеся

кадры. Постепенно появляющиеся и исчезающие рисунки, текст.

Практическая работа «Анимация созревания земляники»

Итоговая работа

«Как из летнего пейзажа сделать осенний?», «Перекрась машину», Грамота

«Принцесса (принц) бала»

10. Итоговая работа. Защита проекта. (4 часа)

Создание

коллажа

посредством

графического

рисунка

и

готового

изображения, используя навыки работы в программах Paint, Microsoft

OffisWord, Microsoft PowerPoint на свободную тему или на тему: «Интерьер

помещения» или творческая работа на любую тематику и раздел изученный в

течении учебного года. Защита проекта.

11.

Самостоятельная

творческая

проектная

деятельность

(индивидуальные и коллективные работы) – в течении года. (10 часа)

Закреплению изучаемого материала, развитию внимания, аккуратности,

терпения у детей при выполнении работ, развитию творческой активности

способствуют практические занятия на свободную тему, как правило, после

изучения очередного блока программы. Проекты помогают комплексному

закреплению материала, используются в выставочной деятельности, а также

являются демонстрацией вариантов применения полученных знаний.

12. Творческие коллективные занятия – в течение года. (8 часов)

Способствуют

укреплению

дружбы

в

коллективе,

созданию

непринужденной, неформальной обстановки для обсуждения некоторых

рабочих моментов (выставок, изучаемых тем, применения знаний на

практике). Такие занятия организуются с использованием компьютерных

программ на развитие творческого мышления, зрительной памяти, внимания,

мышления

13. Выставочная деятельность учащихся - подготовка обучающихся к

выполнению работ конкурсного и выставочного характера в течении

года.

(10

часов)

Эта тема занимает важное место в рамках программы и как стимул изучения

материала, повышения самооценки детей, значимости их достижений, и как

концентрация полученных знаний, комплексное применение их на практике.

Каждый учащийся в течении учебного года оформляет, как минимум, 2

работы на конкурсы областного уровня, согласно календаря праздников и 2

работы на выставки в учреждении. Подбор темы работы для выставки.

Поэтапный разбор создания рисунка. Просмотр работ по теме в Интернет

(работы художников, дизайнеров).

Критерии оценки ЗУН обучающихся

Уровень знаний: количество обучающихся (по уровням) х 100%

общее число обучающихся

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Знание современного

ПК, умение создавать

самостоятельные

творческие работы,

чёткость и аккуратность

в работе.

Знание ПК, умение

создавать

самостоятельные

творческие работы

Незнание

отличительных

особенностей ПК,

неаккуратное

выполнение

творческой работы по

данному образцу.

Для успешной реализации программы необходимо:

Программное обеспечение:

- операционнаясистема: Windows XP

- графические редакторыMSWord, MS Publisher, PictureManager, Paint, Gimp,

Adobe Photoshop,

CorelDRAW

- программный пакетMicrosoft Offis.

- видеоредакторы Windows Mover Maker, Movee Reveal, ProShow Producer.

Аппаратное обеспечение

- персональные компьютеры, программное обеспечение; по одному на

каждое рабочее место, оснащенное выходом в Интернет;

- центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими

характеристиками и содержащий на жестких дисках все изучаемое

программное обеспечение;

- принтер;

- мультимедийный проектор с экраном;

- локальная сеть.



В раздел образования