Автор: Юлия Викторовна Логунцова
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г. Кимры Тверской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: « Городской факультатив по биологии для подготовки к ЕГЭ в рамках сетевого взаимодействия»
Раздел: полное образование
Публикация по теме
« Городской факультатив по биологии для подготовки к ЕГЭ в рамках
сетевого взаимодействия»
Логунцова Ю.В.
учитель биологии
высшей категории МОУ «Средняя школа №1», рук-ль методического
объединения биологов г. Кимры
Как вы думаете, почему биологию в школе изучают шесть лет? Нельзя
ли сжать всю программу и пройти ее за месяц?
Но тогда обучение закончилось бы провалом! Ведь мы изучаем так
много всего — то, что биология открыла за несколько веков.
Смотрите, как много тонкостей в биологии: терминов, примеров. Все
они могут проверяться на ЕГЭ. Например, понятие «кроссинговер». В
тесте ЕГЭ могут спросить не только смысл понятия, но и то, какова
единица кроссинговера (морганида), от чего зависит частота
кроссинговера (расстояние между аллелями), когда он происходит
(профаза мейоза 1) и многое другое.
1. Курс биологии — это огромное количество фактического материала.
Определения, новые понятия, законы и взаимосвязи между
явлениями… Как же готовиться к ЕГЭ по биологии?
Как вы думаете, почему биологию в школе изучают шесть лет? Нельзя
ли сжать всю программу и пройти ее за месяц?
Но тогда обучение закончилось бы провалом! Ведь мы изучаем так
много всего — то, что биология открыла за несколько веков.
Смотрите, как много тонкостей в биологии: терминов, примеров. Все
они могут проверяться на ЕГЭ. Например, понятие «кроссинговер». В
тесте ЕГЭ могут спросить не только смысл понятия, но и то, какова
единица кроссинговера (морганида), от чего зависит частота
кроссинговера (расстояние между аллелями), когда он происходит
(профаза мейоза 1) и многое другое.
1. Курс биологии — это огромное количество фактического материала.
Определения, новые понятия, законы и взаимосвязи между
явлениями… Как же готовиться к ЕГЭ по биологии?
Другие ярко представляют , задают много вопросов о том, как они
выглядят объекты, где располагаются. Они хотят увидеть образы,
раскрывающие смысл понятия. Эта стратегия эффективна в связи с тем,
что она визуальная. Ее надо развивать.
О контроле. Как ученик понимает, что он усвоил понятие? — Отвечает
на устные вопросы, в любых заданиях и тестах применяет новое
знание.
Как завершается процесс освоения понятия? В итоге понятие должно
быть логично встроено в систему знаний ученика. В сознании
выстраиваются связи нового понятия — с другими, уже известными.
.
2. Знаете ли вы, что лучше всего запоминается? Правильно — то, что
имеет эмоциональную окраску.
Поэтому на занятиях я организую яркие лабораторные работы,
дискуссии, интересные ситуации. Я выбираю лучшие задачи и
задания по биологии, конструирую собственные методики активизации
ученика, создаю атмосферу глубокой системной тренировки знаний.
3. В биологии есть свой язык, своя терминология. Чтобы успешно сдать
экзамен, надо уметь говорить с использованием биологических
понятий.
К сожалению, в школах мало говорят. А если ученик не говорит —
значит, не понимает полностью. Будут сложности с любыми
осмысленными ответами, особенно в части «С».
3. Иногда требуются обобщения.
Бывает и так, что в ответе требуются не детали, а обобщения.
Составители тестов хотят получить четкие и корректные
формулировки. Могут предложить сформулировать законы Менделя,
или что-то выбрать из предложенных вариантов.
1. Подготовка к ЕГЭ требует времени
В нашем случае речь идет не о целостных курсах, это отдельная работа,
речь идет об одном факультативе в неделю, эти факультативы часть
системы подготовки, т.е. плюс к урокам в школе и самоподготовке
учащихся.
Пользуется ли такая форма учебы спросом, у меня такие занятия
посещали от 7 до 15 человек, основная группа 10 учеников ходили
регулярно, интересно, что из них пятеро - 10 класс, ребята просили
занятия даже летом, в каникулы занятия продолжались, где я с
удивлением обнаруживала полный состав.
вы уже поняли, что предмет биологии очень объемен и сложен, к тому
же с 2017 года коренным образом изменился макет ЕГЭ, была убрана
так называемая А часть , если ранее можно было «натаскать» на тесты,
то сейчас все задания наисложнейшие, требуются блестящие знания
процессов, понятий, научная логика, применение своих знаний в
измененных условиях.
В моем распоряжении оказались варианты сделанные по новому
макету
Там есть тренировочные варианты по всем предметам сайт известный
и проверенный.
Варианты появлялись 1 в неделю,
Я распечатывала каждому варианты, на занятии 40 мин дети
выполняли часть В, затем я собирала ответы на проверку, затем мы
делали лабораторные работы с микроскопическими и др.
объектами,рисунками и моими пояснениями, благо материальная база
моей школы позволяет проводить столь необходимые формы обучения,
либо я давала концентрированный систематизированный материал.
Часто использую приемы визуализации и другие наиболее
эффективные стратегии запоминания. Результат — целостная картина
и твердое знание вопросов по биологии.
На 2 занятии раздача работ с оценками в рамках баллов ЕГЭ и разбор
первой части ЕГЭ 22 заданий, далее выполнение «С» части 23-28
задание, и опять.
Проводила эти факультативы 3 года и все больше детей посещали их.