Напоминание

"Развитие техники пальцев и технической подвижности саксофониста"


Автор: Фомичева Варвара Евгеньевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие техники пальцев и технической подвижности саксофониста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие техники пальцев

и технической подвижности саксофониста

О технике пальцев и вообще о развитии технической подвижности уже сказано

и написано не мало. И, казалось бы, добавить нечего. Но мой многолетний

опыт игры и преподавания позволяет взглянуть на этот вопрос шире и немного

с другой стороны.

Многие явления мы не привыкли рассматривать как часть системы и обращаем

внимание на симптомы, совершенно игнорируя причину. Например, можно по-

ставить фильтр, если из крана идет грязная вода, но эта мера временная и мало-

эффективная. Проблема, возможно, в ржавых трубах. Или, если болит голова,

мы пьем таблетку. Но проблема возникла, к примеру, из-за стрессов и недосы-

пания. Зачастую, к вопросу развития пальцевой беглости мы подходим с этой

же схемой: чтобы пальцы «бегали» - нужно больше играть гамм, упражнений и

этюдов. Да, никто не отрицает важности и полезности вышеперечисленного.

Но, допустим, советовать человеку со сломанной ногой больше ходить, чтобы

быстрее передвигаться, как минимум, безответственно. Сначала нужно выле-

чить перелом.

Здесь хотелось бы вспомнить часто встречающийся в методической ли-

тературе термин «рациональная постановка». Что это такое «рациональная по-

становка»? Под постановкой, широком смысле слова, подразумевается совокуп-

ность целенаправленных приемов и методов, обеспечивающих наиболее целе-

сообразное взаиморасположение и взаимодействие всех компонентов исполни-

тельского аппарата музыканта и инструмента. Нужно подчеркнуть, что именно

«взаиморасположение и взаимодействие всех компонентов». И задача правиль-

ной, или рациональной постановки, способствовать достижению качественных

звуковых результатов при наименьших затратах сил и времени. Из определения

становится ясно, что если хотя бы один компонент исполнительского аппарата

не работает должным образом, то это неизбежно отражается на работе всей си-

стемы.

В этой статье предлагаю рассмотреть некоторые элементы исполнительского

аппарата, его типичные недостатки и их связь с технической подвижностью.

Начнем с самого очевидного и напрямую влияющего на пальцевую подвиж-

ность – постановка рук и пальцев. Техника пальцев предполагает способность

к быстрой, скоординированной и свободной от лишних напряжений игре. Это

качество приобретается в определенной последовательности, от простого к

сложному, при условии длительных и продуманных занятий. И здесь многие

преподаватели совершают роковую ошибку: гонятся за быстрыми результатами

в ущерб качеству. Нужно понимать, что закрепление рефлекторного стереотипа

и ощущение пространственной точности происходит именно при условии дли-

тельных и продуманных занятий. И рефлекторное закрепление двигательных

навыков лучше всего происходит при работе над техническим материалом в

медленном темпе за счет многократных повторений, количество которых долж-

но быть оптимально и для каждого индивидуально. А именно эта работа на на-

чальном этапе обучения, как правило, игнорируется.

Что касается постановочных моментов, то здесь существует несколько ошибок.

Первая – неправильное положение кисти. В большей степени этот касается ки-

сти левой руки. Это происходит по нескольким причинам. Одна из них – подня-

то плечо. Но это уже вопросы общей постановки, о которой мы поговорим поз-

же, однако это напрямую влияет на положение кисти левой руки. Следующая -

запястье выгнуто вперед и вверх. Из-за этого пальцы рефлекторно вытягивают-

ся, выпрямляются и располагаются слишком близко друг к другу. В отношении

правой руки, все наоборот – здесь запястье прогибается в другую сторону и

внутрь. Как правило, это происходит из-за того, что большой палец заведен да-

леко за крючок. Крючок для поддержки должен располагаться примерно на

уровне ногтя. Вторая ошибка – положение пальцев. Здесь главным недостат-

ком, чаще всего, выступает прогнутая внутрь первая фаланга и контакт с клапа-

ном происходит всей поверхность фаланги, а не подушечкой пальца. Все это

приводит к лишним мышечным зажимам и ограниченной подвижности. Но это

полбеды. Неправильная постановка рук делает практически невозможным чет-

кое и одновременное закрытие и открытие клапанов. И если пространственная

точность, т.е. мышечное ощущение пальцами расстояния между клапанами, вы-

сота подъема и степень нажатия, при некотором старании, худо-бедно нараба-

тывается, то временная точность страдает в полной мере. И происходит это по-

тому, что временная точность напрямую связана с преднамеренным предощу-

щением звукового результата. При несинхронном нажатии реальный звук появ-

ляется несколько позже его предслышания и мозг подстраивается под это и не

дает пальцам двигаться быстрее.

Следующий момент - дыхание. Исполнительское дыхание – процесс не есте-

ственный и не физиологичный. И человеческий организм, как и любая система,

стремится к энергосбережению, а исполнительское дыхание предполагает ис-

пользовать весь жизненный объем легких. Другими словами, начинающие му-

зыканты набирают воздуха в легкие мало. Звук – это волна. При игре на саксо-

фоне, мы дыханием заставляем вибрировать трость, а она, в свою очередь, зада-

ет колебания всему воздушному столбу в инструменте. При недостаточно силь-

ной и направленной воздушной струе и трость колеблется недостаточно для

того, чтобы воздушная волна прошла по всему инструменту, т.к. волна имеет

свойство угасать. А это чревато проблемами с тембром и интонацией. Мало

того, что тембр страдает в целом, так и еще отдельные ноты различаются по

тембру. И даже, если пальцы подвижны и достаточно ритмичны, на слух, все-

равно, это воспринимается как ритмические неровности и недостаточная по-

движность. Помимо этого, звуки между собой плохо соединяются и образуются

небольшие зазоры. Возвращаясь к разговору о звуковых представлениях - здесь

происходит та же самая ситуация, мозг сам тормозит работу пальцев. Особенно

сильно это заметно при использовании октавного клапана и в скачках.

Амбушюр. Тема амбушюра и его постановки всегда вызывает живейший ин-

терес, а также массу споров и разногласий. И если на всех остальных инстру-

ментах постановочным моментам уделяется достаточно много времени и уси-

лий, то на саксофоне, почему-то, считается, что как не играй – и так хорошо.

Причин тому много – и трудная судьба саксофона в России, и недостаточная

квалификация преподавателей, зачастую вообще не саксофонистов, и многое

другое. А так как, это не является темой данной работы, то и останавливаться

на этом не будем. Что следует знать о работе амбушюра у саксофонистов: он не

должен препятствовать свободному движению воздушной струи, должен обес-

печивать устойчивую интонацию и создавать ровный тембр во всех регистрах

саксофона. Все это возможно при единственном условии – когда губной аппа-

рат зафиксирован в одном положении. Предвидя возражения, скажу – да, амбу-

шюр должен быть гибким, но все его движения должны отвечать поставленным

задачам. Но, как правило, за подобными возражениями скрывается просто «раз-

болтанный» губной аппарат. Как это влияет на техническую подвижность?

Если амбушюр функционирует не рационально, то исполнитель начинает ис-

кать его положение практически на каждую ноту. А чтобы ее найти, нужно вре-

мя. Мгновения, но все равно теряются. О слуховых представлениях мы уже

упоминали. И, если у начинающих музыкантов это не сильно заметно потому,

что предслышание еще не развито, то мере его развития, проблемы и начинают-

ся. Мозг сам тормозит движение пальцев. Нота сначала должна прозвучать,

чтобы перейти к следующей ноте, мозг должен отметить, что предыдущая нота

была сыграна. Отдельно следует отметить крайние регистры – верхний и ниж-

ний. Если есть проблемы с амбушюром, да еще и проблемы с дыханием, то зву-

ки там плохо извлекаются, если извлекаются вообще. Все это тоже не способ-

ствует развитию «блестящей» техники.

Язык. К сожалению, наглядно показать нашим ученикам как работает язык при

игре на саксофоне, мы не можем. Качество работы языка мы можем контроли-

ровать только на слух. И здесь важно понять принцип его работы. Как было

сказано выше, трость задает колебания воздушному столбу в инструменте и за-

дача языка эти колебания остановить, а не сбить. Главная проблема – это

неоправданно долгий контакт языка с тростью. Вторая проблема – слишком

сильный удар языком по трости. Собственно, удара быть и не должно, нужно

лишь остановить колебания трости. В противном случае, появляются лишние

призвуки и паузы между нотами. Ну и опять возвращаемся к предслышанию:

нужные звуки появляются с опозданием. Поэтому, работа языка тоже может

тормозить работу пальцев.

Общая постановка непосредственно влияет на все компоненты исполнительско-

го аппарата, а значит, косвенно влияет и на пальцевую технику. Хотелось бы

отметить несколько типичных ошибок. Первая – плохая опора на ноги, вес тела

смешается на одну ногу. А значит напряжение по корпусу тела распределено не

симметрично и все компоненты исполнительского аппарата несут не симмет-

ричную нагрузку. Вторая – локти либо прижаты к туловищу, либо наоборот да-

леко отставлены. В обоих случаях это ведет к скованности в руках, а в первом

случае еще могут наблюдаться и нарушения дыхания. Третья – саксофон распо-

лагается слишком низко и поэтому голова сильно опущена вниз. В этом случае

появляется нарушения дыхания. И, как правило, именно в этом случае левое

плечо поднимается вверх. Гораздо реже встречается, когда саксофон распола-

гается высоко и исполнитель прогибается назад. Это тоже приводит к скованно-

сти дыхания.

В заключение хотелось отметить, что данная работа не носит характер методи-

ческих рекомендаций, а является обзорной. Каждый из изложенных аспектов

заслуживает отдельного и детального изложения. Также следует отметить, что

процесс постановки сложный, долгий и трудоемкий как со стороны преподава-

теля, так и со стороны учащегося. И форсировать этот процесс все равно, что

тянуть растение вверх в надежде, что оно быстрее вырастет. Но даже опытные

педагоги часто терпят фиаско с некоторыми учениками. К сожалению, совре-

менная система образования вынуждает нас к быстрым, но сомнительным по

качеству результатам. И все же, хотелось бы призвать преподавателей находить

возможность уделять базовым моментам в обучении больше внимания.



В раздел образования