Автор: Фомичева Варвара Евгеньевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие техники пальцев и технической подвижности саксофониста"
Раздел: дополнительное образование
Развитие техники пальцев
и технической подвижности саксофониста
О технике пальцев и вообще о развитии технической подвижности уже сказано
и написано не мало. И, казалось бы, добавить нечего. Но мой многолетний
опыт игры и преподавания позволяет взглянуть на этот вопрос шире и немного
с другой стороны.
Многие явления мы не привыкли рассматривать как часть системы и обращаем
внимание на симптомы, совершенно игнорируя причину. Например, можно по-
ставить фильтр, если из крана идет грязная вода, но эта мера временная и мало-
эффективная. Проблема, возможно, в ржавых трубах. Или, если болит голова,
мы пьем таблетку. Но проблема возникла, к примеру, из-за стрессов и недосы-
пания. Зачастую, к вопросу развития пальцевой беглости мы подходим с этой
же схемой: чтобы пальцы «бегали» - нужно больше играть гамм, упражнений и
этюдов. Да, никто не отрицает важности и полезности вышеперечисленного.
Но, допустим, советовать человеку со сломанной ногой больше ходить, чтобы
быстрее передвигаться, как минимум, безответственно. Сначала нужно выле-
чить перелом.
Здесь хотелось бы вспомнить часто встречающийся в методической ли-
тературе термин «рациональная постановка». Что это такое «рациональная по-
становка»? Под постановкой, широком смысле слова, подразумевается совокуп-
ность целенаправленных приемов и методов, обеспечивающих наиболее целе-
сообразное взаиморасположение и взаимодействие всех компонентов исполни-
тельского аппарата музыканта и инструмента. Нужно подчеркнуть, что именно
«взаиморасположение и взаимодействие всех компонентов». И задача правиль-
ной, или рациональной постановки, способствовать достижению качественных
звуковых результатов при наименьших затратах сил и времени. Из определения
становится ясно, что если хотя бы один компонент исполнительского аппарата
не работает должным образом, то это неизбежно отражается на работе всей си-
стемы.
В этой статье предлагаю рассмотреть некоторые элементы исполнительского
аппарата, его типичные недостатки и их связь с технической подвижностью.
Начнем с самого очевидного и напрямую влияющего на пальцевую подвиж-
ность – постановка рук и пальцев. Техника пальцев предполагает способность
к быстрой, скоординированной и свободной от лишних напряжений игре. Это
качество приобретается в определенной последовательности, от простого к
сложному, при условии длительных и продуманных занятий. И здесь многие
преподаватели совершают роковую ошибку: гонятся за быстрыми результатами
в ущерб качеству. Нужно понимать, что закрепление рефлекторного стереотипа
и ощущение пространственной точности происходит именно при условии дли-
тельных и продуманных занятий. И рефлекторное закрепление двигательных
навыков лучше всего происходит при работе над техническим материалом в
медленном темпе за счет многократных повторений, количество которых долж-
но быть оптимально и для каждого индивидуально. А именно эта работа на на-
чальном этапе обучения, как правило, игнорируется.
Что касается постановочных моментов, то здесь существует несколько ошибок.
Первая – неправильное положение кисти. В большей степени этот касается ки-
сти левой руки. Это происходит по нескольким причинам. Одна из них – подня-
то плечо. Но это уже вопросы общей постановки, о которой мы поговорим поз-
же, однако это напрямую влияет на положение кисти левой руки. Следующая -
запястье выгнуто вперед и вверх. Из-за этого пальцы рефлекторно вытягивают-
ся, выпрямляются и располагаются слишком близко друг к другу. В отношении
правой руки, все наоборот – здесь запястье прогибается в другую сторону и
внутрь. Как правило, это происходит из-за того, что большой палец заведен да-
леко за крючок. Крючок для поддержки должен располагаться примерно на
уровне ногтя. Вторая ошибка – положение пальцев. Здесь главным недостат-
ком, чаще всего, выступает прогнутая внутрь первая фаланга и контакт с клапа-
ном происходит всей поверхность фаланги, а не подушечкой пальца. Все это
приводит к лишним мышечным зажимам и ограниченной подвижности. Но это
полбеды. Неправильная постановка рук делает практически невозможным чет-
кое и одновременное закрытие и открытие клапанов. И если пространственная
точность, т.е. мышечное ощущение пальцами расстояния между клапанами, вы-
сота подъема и степень нажатия, при некотором старании, худо-бедно нараба-
тывается, то временная точность страдает в полной мере. И происходит это по-
тому, что временная точность напрямую связана с преднамеренным предощу-
щением звукового результата. При несинхронном нажатии реальный звук появ-
ляется несколько позже его предслышания и мозг подстраивается под это и не
дает пальцам двигаться быстрее.
Следующий момент - дыхание. Исполнительское дыхание – процесс не есте-
ственный и не физиологичный. И человеческий организм, как и любая система,
стремится к энергосбережению, а исполнительское дыхание предполагает ис-
пользовать весь жизненный объем легких. Другими словами, начинающие му-
зыканты набирают воздуха в легкие мало. Звук – это волна. При игре на саксо-
фоне, мы дыханием заставляем вибрировать трость, а она, в свою очередь, зада-
ет колебания всему воздушному столбу в инструменте. При недостаточно силь-
ной и направленной воздушной струе и трость колеблется недостаточно для
того, чтобы воздушная волна прошла по всему инструменту, т.к. волна имеет
свойство угасать. А это чревато проблемами с тембром и интонацией. Мало
того, что тембр страдает в целом, так и еще отдельные ноты различаются по
тембру. И даже, если пальцы подвижны и достаточно ритмичны, на слух, все-
равно, это воспринимается как ритмические неровности и недостаточная по-
движность. Помимо этого, звуки между собой плохо соединяются и образуются
небольшие зазоры. Возвращаясь к разговору о звуковых представлениях - здесь
происходит та же самая ситуация, мозг сам тормозит работу пальцев. Особенно
сильно это заметно при использовании октавного клапана и в скачках.
Амбушюр. Тема амбушюра и его постановки всегда вызывает живейший ин-
терес, а также массу споров и разногласий. И если на всех остальных инстру-
ментах постановочным моментам уделяется достаточно много времени и уси-
лий, то на саксофоне, почему-то, считается, что как не играй – и так хорошо.
Причин тому много – и трудная судьба саксофона в России, и недостаточная
квалификация преподавателей, зачастую вообще не саксофонистов, и многое
другое. А так как, это не является темой данной работы, то и останавливаться
на этом не будем. Что следует знать о работе амбушюра у саксофонистов: он не
должен препятствовать свободному движению воздушной струи, должен обес-
печивать устойчивую интонацию и создавать ровный тембр во всех регистрах
саксофона. Все это возможно при единственном условии – когда губной аппа-
рат зафиксирован в одном положении. Предвидя возражения, скажу – да, амбу-
шюр должен быть гибким, но все его движения должны отвечать поставленным
задачам. Но, как правило, за подобными возражениями скрывается просто «раз-
болтанный» губной аппарат. Как это влияет на техническую подвижность?
Если амбушюр функционирует не рационально, то исполнитель начинает ис-
кать его положение практически на каждую ноту. А чтобы ее найти, нужно вре-
мя. Мгновения, но все равно теряются. О слуховых представлениях мы уже
упоминали. И, если у начинающих музыкантов это не сильно заметно потому,
что предслышание еще не развито, то мере его развития, проблемы и начинают-
ся. Мозг сам тормозит движение пальцев. Нота сначала должна прозвучать,
чтобы перейти к следующей ноте, мозг должен отметить, что предыдущая нота
была сыграна. Отдельно следует отметить крайние регистры – верхний и ниж-
ний. Если есть проблемы с амбушюром, да еще и проблемы с дыханием, то зву-
ки там плохо извлекаются, если извлекаются вообще. Все это тоже не способ-
ствует развитию «блестящей» техники.
Язык. К сожалению, наглядно показать нашим ученикам как работает язык при
игре на саксофоне, мы не можем. Качество работы языка мы можем контроли-
ровать только на слух. И здесь важно понять принцип его работы. Как было
сказано выше, трость задает колебания воздушному столбу в инструменте и за-
дача языка эти колебания остановить, а не сбить. Главная проблема – это
неоправданно долгий контакт языка с тростью. Вторая проблема – слишком
сильный удар языком по трости. Собственно, удара быть и не должно, нужно
лишь остановить колебания трости. В противном случае, появляются лишние
призвуки и паузы между нотами. Ну и опять возвращаемся к предслышанию:
нужные звуки появляются с опозданием. Поэтому, работа языка тоже может
тормозить работу пальцев.
Общая постановка непосредственно влияет на все компоненты исполнительско-
го аппарата, а значит, косвенно влияет и на пальцевую технику. Хотелось бы
отметить несколько типичных ошибок. Первая – плохая опора на ноги, вес тела
смешается на одну ногу. А значит напряжение по корпусу тела распределено не
симметрично и все компоненты исполнительского аппарата несут не симмет-
ричную нагрузку. Вторая – локти либо прижаты к туловищу, либо наоборот да-
леко отставлены. В обоих случаях это ведет к скованности в руках, а в первом
случае еще могут наблюдаться и нарушения дыхания. Третья – саксофон распо-
лагается слишком низко и поэтому голова сильно опущена вниз. В этом случае
появляется нарушения дыхания. И, как правило, именно в этом случае левое
плечо поднимается вверх. Гораздо реже встречается, когда саксофон распола-
гается высоко и исполнитель прогибается назад. Это тоже приводит к скованно-
сти дыхания.
В заключение хотелось отметить, что данная работа не носит характер методи-
ческих рекомендаций, а является обзорной. Каждый из изложенных аспектов
заслуживает отдельного и детального изложения. Также следует отметить, что
процесс постановки сложный, долгий и трудоемкий как со стороны преподава-
теля, так и со стороны учащегося. И форсировать этот процесс все равно, что
тянуть растение вверх в надежде, что оно быстрее вырастет. Но даже опытные
педагоги часто терпят фиаско с некоторыми учениками. К сожалению, совре-
менная система образования вынуждает нас к быстрым, но сомнительным по
качеству результатам. И все же, хотелось бы призвать преподавателей находить
возможность уделять базовым моментам в обучении больше внимания.