Автор: Гуляева Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1793 г. Москвы
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Средства активизации
познавательной деятельности
учащихся
на уроках русского языка
и литературы
Учить учиться
Без специальной организации учебной
деятельности не может быть эффективного
усвоения знаний.
И.С.Якиманская
Интерес к учению есть только там, где есть
вдохновение, рождающееся от успеха
В.А. Сухомлинский
Цель
Активизация познавательной
деятельности учащихся, развитие их
творческого потенциала, создание
«ситуации успеха», повышение качества
знаний.
Основная задача
Вовлечь в активную учебную
деятельность каждого ученика, помочь
«слабому», развивать способности
«сильного».
Виды УУД
•
Предметные
•
Личностные
•
Метапредметные:
1)Регулятивные
2)Коммуникативные
3)Познавательные.
Познавательные УУД
1.Общеучебные действия
2. Логические универсальные действия
3. Постановка и решение проблемы
•
Формулирование цели
•
Поиск и выделение информации( инсерт)
•
Моделирование, анализ объектов, синтез,
структурирование знаний ( кроссенс, кластер)
•
Построение логической цепи рассуждений,
речевого высказывания
•
Подведение под понятие(от частного- к
общему)
•
Сравнение, классификация
•
Рефлексия, контроль и оценка
•
Проектная / исследовательская деятельность
Проблемная ситуация
Как чудес(?)но в л…су ран(?) им осен(?)им
утром! На дерев(?)ях г…рят огнем ж…лтые
лист(?)я. Я заб…раюсь в л…сную глуш(?).
На с…сну садит(?)ся дятел и тихонько к…
сается ств…ла клювом. Легкое
постукивание д…леко разд…ет(?)ся по
осен(?)ему лесу.
Как прекрас(?)на рус(?)кая осень!
Подумай!
Прик…сновение
Прик…снулся
Сопрок…сновение
К…сается
К…сательная
Прик…сается
НАРЕЧИЕ или…
По телу разливалось уютное тепло.
Все вокруг было зелено, мирно и тепло.
Ослик тепло дохнул мне на руку.
Этап объяснения нового
1.
Мозговой штурм.
2. Инсерт.
3. Лингвистическая сказка.
4. Трехуровневое объяснение.
5. Я- учитель.
6. Составление кроссенса.
7. Творческий диктант.
8. Использование произведений искусства
Этап закрепления
1.
«Спросим у ромашки»
2. Пинг-понг.
3. Игровые элементы.
4. Найди пару.
5. Кластеры, схемы, таблицы.
6. Восстанови последовательность.
7. Напиши по памяти.
8. Цепочка слов.
9. Перевертыши.
10. 4-ый лишний.
11. «Найди родственников».
Низкий уровень:
Найдите в тексте наречия и подчеркните их как члены
предложения, обозначьте орфограммы.
Средний уровень:
Вставьте в пословицы подходящие по смыслу наречия.
Высокий уровень:
Опишите движения опытного спортсмена – конькобежца
(пианиста - виртуоза), составив текст - миниатюру и
использовав не менее 6-7 наречий.
Этап повторения и закрепления
«Лишнее наречие»
•
Теперь, здесь, сейчас, сегодня.
•
Сгоряча, сослепу, потому, нарочно.
•
Слева, издавна, вверху, позади.
•
Поблизости, слегка, изнутри, вдали.
Наречие
Некоторые
могут
иметь
степени
сравнения
Где? Когда?
Зачем? Как?
Почему?
Не изменяется,
не имеет окончания
Самостоятельная часть
речи, обозначает
признак
действия, признак
признака
Обычно зависит
от глагола
В предложении
обычно
является
обстоятельством
Образуется
от существительного,
прилагательного,
глагола,
числительного
Разряды:
•
Места
•
Времени
•
Образа действия
•
Меры и степени
•
Цели
•
Причины
Словообразован
ие наречия
Виды дифференцированного
домашнего задания
Тема «Фразеологизмы»( 6 класс)
•
Низкий уровень: нарисуй иллюстрации к 3 фразеологизмам.
•
Средний уровень: вставь пропущенные слова во
фразеологизмы
•
Высокий уровень:
Найди в баснях И.А. Крылова примеры использования
фразеологизмов.
.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.
Замените данные фразеологизмы наречиями
– синонимами и наречиями- антонимами: как
с луны свалился, жить душа в душу,
как по маслу, как с гуся вода.
2. Расскажите историю наречий «впросак»,
«впопыхах», «ничком».
3. Напишите сочинение- миниатюру «Репортаж с
футбольного матча», использовав 6-7
различных наречий.
Виды дифференцированного
домашнего задания
Низкий уровень: Упр.212 (по картине К.Юона
«Новая планета»). Приготовьтесь к устному
описанию картины.
Какие краски преобладают на полотне? Почему?
Какова композиция? Почему?
Объясните смысл названия произведения.
Виды дифференцированного
домашнего задания
Средний уровень: Упр.212 (по картине К.Юона «Новая
планета»). Напишите, какие мысли и чувства вызвала у вас
эта картина. Что хотел сказать художник? О чем
предупредить?
Высокий уровень: Упр.212 (по картине К.Юона «Новая
планета»). Рассмотрите внимательно полотно.
Приготовьтесь к публичному выступлению на школьной
конференции (классном часе) на тему: «Спасем нашу
планету!» или «Я предупреждаю…»
Домашнее задание
высокого уровня
1.Составьте текст диктанта
2. Сформулируйте 7 итоговых вопросов по теме «Имя
числительное»
3. Подберите из художественных произведений примеры
использования наречий
4. Составьте памятки.
5. Составьте кроссворд
6. Найдите в городской рекламе, объявлениях, плакатах,
билбордах ошибки, классифицируйте их.
7. Исключите из цепочки «лишние» слова.
Домашнее задание
высокого уровня
8. Сочинение «Как вас теперь называть?» (о переходе одной
части речи в другую) (для 8 класса)
9.Исключите из цепочки «лишние» слова, чтобы осталось 1
слово. Объясните.
Книги, забор, ложь, разъединить, кино, игра( для 5-6
классов).
10. Составьте кроссенс на тему « Наречие» (для 7 класса)
Рефлексия
1.
Теперь я знаю, как…(образуются степени сравнения
прилагательных, пишутся сложные прилагательные…)
2.
Сегодня на уроке я понял, что …(причастный оборот
обособляется только после определяемого слова…)
3.
Самым сложным сегодня было для меня …( научиться
склонять количественные числительные…)
4.
Больше всего мне понравилось…( рисовать схему
прямой речи…)
5.
Меня удивило, что…( есть существительные общего
рода…)
6.
Мне захотелось еще больше узнать о…
(фразеологизмах…) и т.д.
Работа с «сильными»
•
Составление текстов диктантов, вопросов по
изученному материалу, обобщающих таблиц, схем.
•
Сочинение лингвистических сказок – миниатюр.
•
Работа с дополнительной литературой.
•
Проверка индивидуальных заданий, выполняемых
«слабыми» учащимися.
•
Выполнение обязанностей консультанта при
групповой работе.
•
Работа «учителем»
«Игра- это искра, зажигающая
огонек пытливости и
любознательности»
1.
«Бюро находок»
Находка Признаки Чей? Чья?
Мяч Маленький, резиновый Сашин
2. «Сыщики идут по следу»
-УЮ-, -Л-, -ОВАТ-, -ЕНЬК-, -ЕК-, -О-, -НН-, -
ИТЕ--И,-ТЕ-, -ИШЬ-…
Игра как средство активизации
познавательной деятельности
3. «Запутали- распутаем»
•
В этом деле кошку съел.
•
Заруби себе на подбородке.
•
Денег гуси не клюют.
•
Спит как из ведра.
•
Из мухи делать поросенка.
•
Лопатой по воде написано.
Удивленно, правильно
Неподалеку,
небрежно
По-русски, по- летнему
Издавна, сначала
Влево, поближе
Горячо, певуче
Христианские
мотивы
в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
и рассказе
А.И. Солженицына
«Матренин двор»
Вечная Сонечка
«Юродивая! Она верит в
Бога! Вот где она черпает
силы!»
Две правды
Раскольников
•
Уязвленная бедностью гордость
•
Честность
•
Доброта
•
«Глубокое и чистое сердце»
•
Муки совести
•
Бесчеловечная теория
•
Бунт для себя
•
«… не переступил, на этой стороне
остался»
«От Бога Вы отошли, и Вас Бог
поразил, дьяволу предал!»
Соня
•
Вера в Бога
•
Самопожертвование
•
Сострадание , любовь к людям,
доброта
•
Убежденность в своей правоте
•
Смирение, кротость
•
Всепрощение
•
Целомудрие
•
Преступление во имя других
•
Смысл жизни- в божественной
правде
«Что же бы я
без Бога- то была!»
Матренин дом
Весь
окружающий мир
Матрены в её
темноватой избе
с большой
русской печью –
это продолжение
её самой,
частичка её
жизни.
Матренин мир
Все здесь естественно и
органично: любимые
фикусы «заполонили
одиночество хозяйки
безмолвной, но живой
толпой».
Матренино сердце
•
“У тех людей всегда
лица хороши,
кто в ладах с совестью своей».
•
«Прости нам, Господи,
что слабы мы, непамятливы
и разорены душой»
Матренина душа
•
Разбитая любовь
•
Смерть детей
•
Потеря мужа на войне
•
Адский труд в колхозе
•
Тяжелая немочь- болезнь
•
Открытость
•
Бескорыстие
•
Доброта
Чем жив Человек?
Духовность
В
е
р
а
Д
о
б
р
о
т
а
К
р
о
т
о
с
т
ь
Д
у
ш
а
Справедливость
С
в
е
т
Л
ю
б
о
в
ь
С
о
в
е
с
т
ь
М
и
л
о
с
е
р
д
и
е
Б
л
а
г
ор
о
д
ст
в
о
Домашнее задание
1.
Сочинение-размышление
а) «Жить не по лжи»
б) Праведники: вчера, сегодня, завтра
2. Синквейн
Любила жалея и жалела любя
Гибель души
•
«
Ни одна собака
не должна знать,
что я здесь.
Скажешь кому –
убью. Убью, мне
терять нечего»
•
«Это все война
,
все она!»
Трусость
Жестокость
Индивидуализм
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Долг
Совесть
НРАВСТВЕННОСТЬ
Экранизации литературных
произведений:
ЗА и ПРОТИВ
Тараканова Наталья,
10 Б класс
.
Проблемный вопрос
•
Какова она, идеальная экранизация?
«Анна Каренина»(1967)
Вывод
•
Экранизация- самостоятельное
произведение искусства.
•
Кино и литература - разные виды искусства.
Невозможно перенести произведение на
экран целиком и полностью. Поэтому
идеальных экранизаций ,как и любых
других идеальных объектов, не существует
в природе.
Отличительные черты
Отличительные черты
вятского говора
вятского говора
Отличительной чертой вятских говоров
является:
•
«оканье»
•
«ёканье»
•
мягкость согласных [ш'], [ж'] перед гласными
[и], [е]
•
долгие шипящие произносятся твёрдо
•
выпадение [й]
•
«чоканье»
Пьедестал слов-паразитов
в нашем классе:
1
место
2
место
3
место
Ну
Типа
Короче
Ну
Типа
Нет вымысла
без правды
Прототипы
литературных героев
Наташа Ростова
Татьяна
Кузьминская (Берс)
Л.Н. Толстой «Война и Мир»
Прототипов каких героев
вы знаете?
Семья в опасности!
Семья в опасности!
Семейные ценности
Сегодня я…
•
Я скажу папе и маме,
как я их люблю.
•
Постараюсь не огорчать
их «двойками» и
«тройками».
•
Буду помогать бабушке
на даче.
•
Буду чаще играть с
младшим братиком.
Качество знаний
Системно- деятельностный
подход
Активизация
познавательной
деятельности
УСПЕХОВ
В РАБОТЕ!