Напоминание

Роль сказки в воспитании детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и поведения (из опыта работы).


Автор: Лукьянова Галина Егоровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль сказки в воспитании детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и поведения (из опыта работы).
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль сказки в воспитании детей с тяжелыми и множественными

нарушениями

развития

и

поведения

(из

опыта

работы).

ЛукьяноваГ.Е.

«

Сказка

развивает

внутренние

силы

ребенка,

учит

делать

добро,

сопереживать»

В.А.Сухомлинский.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания

детей

с

нарушением

интеллекта.

Одной

из

основных

задач

является

социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Такие дети

характеризуются

низкой

познавательной

активностью

и

инертностью

всех

психических процессов, они не проявляют особого стремления узнать что-либо

новое об окружающем. Жизненный опыт их обогащается очень медленно, в

связи с этим происходит замедление и в развитии их интересов. У них не

возникает потребности в эмоциональном общении. С каждым годом найти

общий

язык

взрослому

и

ребенку

и

понимать

друг

друга

становится

все

труднее.

Сказка

это

один

из

немного

оставшихся

способов

объединить

взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Ребенок будет

развиваться,

если

его

пространство

наполнено

полноценным

речевым

общением с взрослым. И поэтому важно, чтобы рядом был человек, который

расскажет

сказку,

поиграет

в

нее.

Сказка

дает

необходимую

гамму

переживаний, создает особенное, радостное

настроение, вызывает добрые

чувства, способствует коррекции личности, а также обеспечивает интеграцию

детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в общество.

Используя сказочные сюжеты в разных видах деятельности, можно успешно

развивать

речь,

память,

мышление,

моторику

детей

с

ТМНР.

В

системе

методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет важную роль по

многим причинам: дети любят своих героев, они становятся им близкими, а

значит,

могут

и

должны

стать

примерами

для

подражания.

Только

важно

тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло. Очень хорошо, если

у

них

возникает

потребность

к

многократному

прослушиванию

любимой

сказки. Совместный показ сказок, их обыгрывание увлекает даже недостаточно

активных детей, создает условия для развития у них потребности в общении

как

с

«миром

предметов»,

так

и

с

«миром

людей»,

помогает

преодолеть

трудности в нем. Для показа сказок используются специальные театральные,

пальчиковые,

деревянные,

вязаные

куклы,

настольные

театры.

В

коррекционной

работе

с

детьми

с

тяжелыми

и

множественными

нарушениями развития в основном мы используем кумулятивные сказки, такие

как «Колобок», «Теремок» и др. Сюжеты их очень просты. Персонажи сказок

совершают однотипные действия, но скучными их не назовёшь: каждый раз

появляется

что

то

новое,

несущее

другую

информацию

на

основе

предыдущего звена. Повторы кумулятивных сказок хороши для детей тем, что

повторяющиеся слова быстро запоминаются. Новые детали в сказке, словно на

ниточку нанизываются, создавая своеобразные бусы из образов и действий.

В

коррекционной

работе

со

сказкой

используем

следующие

приемы:

показ

и

рассматривание

персонажа

сказки,

выполнение

действий

с

ним,

опосредованное

общение

через

игрушку,

многократное

комментирование

действий, показ сказки с речевым и музыкальным сопровождением самим

ребёнком

в

сопровождении

речи

педагога

или

аудиозаписи.

Интерьер сказки с реквизитами, декорациями и куклами оформляется заранее

в специальном месте.

Формы работы со сказкой, используемые в нашей практике:

1.Рассказывание сказки в стихотворной форме.

Сказки: «Мойдодыр», «Тараканище» и др., направленные на изменение

нежелательного стиля поведения у детей на положительный. Они

используются нами в любой обстановке, в определенном ритме, создают у

детей положительный эмоциональный настрой, позволяют видеть

отрицательные черты персонажей сказки.

2. настольный показ сказки, с использованием картонных персонажей.

Дети любят рассматривать двигающиеся картинки в оригинальных книжках-

игрушках «Курочка ряба», «Колобок» и др. и с удовольствием включаются в

обыгрывание сказки при помощи картинок, передвижение которых

производится магнитами.

3.обыгрывание сказки при помощи игрушек (театр игрушек).

Разыгрываются сказки, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки.

Куклы при этом производят на детей сильное и глубокое впечатление, они

сопереживают все события вместе с героями, эмоционально реагируют на

действия кукол, жестами и возгласами предостерегают одних и гневно

обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.

4.Показ инсценировки-сказки в теневом театре.

Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов,

отсутствие глубины, невозможность располагать один силуэт за другим. Это во

многом определяет и выбор репертуара. Мы используем такие сказки, как «

Святая ночь», «Госпожа Метелица». Показ спектакля теневого театра

осуществляется при участии двух педагогов. При повторном показе сказок

привлекаем детей для создания шумового эффекта с помощью трещотки,

бубна, колокольчиков, др. Сказки подбираются в соответствии с временами

года и предстоящими праздниками.

Примерный перечень сказок, используемых в течение года:

Сентябрь, октябрь

Сказки: «Под грибком», «Репка»,

«Яблоко», «Маша и медведь».

Ноябрь, декабрь

Сказки: «Рукавичка»,

«Морозко»- (теневой театр)

Январь, февраль

Сказки: «Святая ночь» (теневой театр)

«Госпожа Метелица»

Март, апрель

Сказки: «Заюшкина избушка»,

«Снегурочка».

Май

Сказки: «Весенний катерок», «Кот,

дрозд и лиса».

Коррекционная работа со сказкой в течение года дает определённые

положительные результаты:

-Последовательное усложнение работы со сказкой приводит детей от

манипуляции к простейшей самостоятельной игре.

- С помощью сказки создается атмосфера доброжелательного отношения к

окружающему миру.

-В результате такой деятельности у детей развивается эмоционально –

позитивное общение с окружающими людьми и друг с другом, мотивация для

самостоятельного показа сказки зрителям.

Литература:

1.Аникин В.П. Русская народная сказка-. Просвещение1977г. 2.Дыкман Л.Я.

Гармоничный ребенок. Как этого достичь.- С2003г. 3. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д.

Методы и формы работы о сказками-.2006г. 4.Крячко А.А. Русская сказка в домашнем

театре- 2004г.



В раздел образования