Автор: Огородник Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия"- дошкольное отделение "Центр развития ребёнка"
Населённый пункт: Ленинградская область, Гатчинский район, п.Сиверский
Наименование материала: методический материал
Тема: Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.
Цель:
Cистематизировать представления детей о многообразии природы.
Задачи:
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
Закрепить правила поведения в природе
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности
перед своей командой
Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки;
эмблемы с изображением ручейка и леса; картинки ручейка и леса для подсчета баллов,
зарисовки следов животных,
Ход НОД:
Дети встают в круг:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнёмся:
«Здравствуйте, гости!»
Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное,
а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам
нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В
соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.
У нас получились две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса». Все вы знаете, что для
проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать доктора Айболита,
потому что он хорошо знает всех зверей и птиц, он их лечит, и поэтому очки никому просто так
присуждать не будет. Но доктору нужны помощники (выбирается жюри из числа гостей)
За каждый правильный ответ команда «Чистый ручеек» будет получать картинку с изображением
ручейка. А команда «Защитники леса» - картинку с изображением леса.
Встречайте команды.
Представление.
Команда «Чистый ручеек»: Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним мы красоту природы,
Пусть журчит, искрится
Чистый родничок!
Команда «Защитники леса»:
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим,
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.(команды получают по одному «ручейку» и «лесу»)
Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся? Я приглашаю вас в путешествие по
лесу. Хотите?
А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы,
ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)
Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)
А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)
Много дубов? (дубрава)
А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)
Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами
уже в лесу.
1 конкурс.
Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было
угадать, я вам буду задавать загадки:
1) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
2)Рыжая кума всех провела (Лиса)
3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь лесной (медведь)
4) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
2 конкурс
Игра «Чей голос? » (голоса птиц в записи: жаворонок, сова, утка, гусь, ворона, соловей, кукушка)
- Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.
3.Вопросы:
1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка,
хомяк, летучие мыши, бурундук)
2 команда - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)
1 команда – Назовите перелетных птиц.
2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.
1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)
2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?
1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?
2 команда – Приведите примеры живой и неживой природы.
1 команда:-Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора
бей!)
2 команда:- А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение, похожее на сорочку)
4. Динамическая пауза.
Игра «Закончи предложение и покажи движение»
Хитрая, как ….
Быстрый, как…
Голодный, как…
Неуклюжий, как…
Игра «Отгадай и назови»
(Кто) забрался под листья.
(Кто) залез в берлогу.
(Кто) юркнул в дупло.
(Кто) укрылся под кустом.
(Кто) шмыгнул в логово.
(Кто) спряталась в нору.
- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без
растений.
5 конкурс
1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?
2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые
уступают деревьям.
1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.
(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник,
трава)
- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке.
Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.
- Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на
земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения
через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)
6 конкурс «Загадки- задачки»
- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног
всего? (4)
- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы.
Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)
- кто про себя может сказать такое : «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю.
ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)
- про кого говорят так : «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас,
грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать,
да весну ждать? » (еж)
7 конкурс
А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где
лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, ореха. В чашечках лежат еловые и
сосновые шишки, жёлуди, орехи. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.
8 Задание «Узнай по описанию»
1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда,
даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый). Ребенок находит гриб и выставляет
его на мольберт.
2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева
или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок) Ребенок работает у мольберта.
3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных,
а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).
4.Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного. (лисички)
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
9.А теперь небольшой блиц-опрос:
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые
когти)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
– Какое животное называют “кораблём пустыни”
– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).
- - Какие звери летают? – летучие мыши.
- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины
исчезновения.)
- Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников.
Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)
- Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в воздухе)
- Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)
10 конкурс.
Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и
чем стал.”
Икринка – малёк – рыба.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.
Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно, знаете, что иногда
человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы
шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в
природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете
ли вы их.
11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.
Итак, что нельзя делать в лесу?
Не лови красивых насекомых.
Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны
Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу
Не жги костры
Не рви цветы
Не руби деревья
Не ломай ветки
Нельзя брать с собой домой лесных жителей.
Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет,
узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы,
отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба. Ну а я вам
предлагаю вечером нарисовать правила поведения в лесу.