Автор: Тулганова Валентина Алишеровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/c "Парус"
Населённый пункт: Чукотский Автономный Округ, город Анадырь
Наименование материала: План-конспект
Тема: Краски Осени
Раздел: дошкольное образование
Цель: продолжать учить детей замечать сезонные изменения в природе, воспитывать
эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
Закрепить и уточнить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях,
продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, согласовывать движение
с речью, различать перелётных и зимующих птиц, закрепить знание овощей и фруктов;
упражнять в умение различать листья деревьев - берёзы, клена, дуба; включить в словарь слова
дуб – дубовый, берёза – берёзовый, клён – кленовый, закрепить умение раскрашивать листья
деревьев, закрепить знание цвета. Закрепить навыки рисования кистью, краской гуашь.
Развивать у детей речь, внимание, память, творческое воображение, познавательную активность,
в процессе исследования объектов неживой и живой природы, мелкую моторику рук.
Воспитывать у детей любовь к природе родного края, вызвать желание оберегать её, интерес к
изобразительной деятельности, аккуратность и самостоятельность в процессе выполнения
заданий.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально –
коммуникативное развитие, «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие,
«Физическое развитие».
Форма организационной деятельности детей: групповая
Методы: наглядный, словесный, практический.
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулках,
беседы о осени, загадывание загадок о осени , о диких животных, рассматривание и
исследование деревьев и их листьев, чтение стихов об осени: Л. Лесовая «Золотой дождь», Е.
Ерикеев «Наступила осень», Е Благина « Листья золотые падают, летят», Ладонщиков «Журавли»,
Чтение произведения Ю. Яковлева «Умка» и просмотр мультфильма « Умка». Дидактические
игры: « Найди, что опишу», « Времена года», «Доскажи словечко», « Деревья нашего края»,
«Дикие и домашние животные», « Чей малыш?», «Эхо», «Перелётные птицы», «Зимующие
птицы», Подвижные игры: », «Солнышко и дождик» « У медведя во бору». Лепка из солёного
теста листьев берёзы, клёна, дуба.
Работа с родителями:
Выставка творческих работ совместно родителей и детей на тему: « Краски осени».
Создание мини музея на тему « Подарки осени»
Материал (демонстрационный и раздаточный):
Демонстрационный материал:
Игрушка белый медвежонок.
На сенсорных коромыслах: картинки перелётных и зимующих птиц,
на «Экологическом панно»: дикие животные и их детёныши,
Дидактическая игра: « С какого дерева листья». Плоскостные деревья: берёза, клён, дуб.
Кленовые, дубовые, берёзовые листочки, на каждого ребёнка.
Объёмное сказочное лиственное дерево.
Раздаточный материал, на столах: готовые листья (берёзовые, кленовые, дубовые) из солёного
теста, краска гуашь жёлтого , светло коричневого оранжевого цвета, кисть, баночка с водой,
подставка под кисть, салфетка.
Фонограмма «Крик журавлей», «В гостях у сказки», П. И. Чайковского «Времена года»(«
Октябрь»).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поприветствуем всех.
(Дети приветствуют гостей).
Воспитатель: Дети к нам в гости приехал медвежонок «Умка». Ребята, а где живет медвежонок
«Умка»?
Дети: Умка» живет на севере.
Правильно, на Севере, где всегда лежит белый снег, он никогда не видел такую красивую осень.
Ребята, расскажите «Умке» какая осень.
Игра с листочком.
Воспитатель: Встаньте все в круг, кому листочек прилетит, тот расскажет, как узнать, что
наступила осень.
Ответы детей: Листья на деревьях стали жёлтые, красные, оранжевые. Солнце греет мало. Часто
идут холодные дожди. Люди тепло одеваются. В саду и огородах созрел урожай. Перелётные
птицы улетают в тёплые края. Осенью идёт листопад. Осень красивая, золотая.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, «Умка» очень хочет посмотреть красивые осенние деревья. Сейчас мы
отправимся на прогулку в осенний лес. Говорим волшебные слова: 1, 2, 3 покружись и в лесу
окажись.
Звучит фонограмма « В гостях у сказки». Дети говорят слова и кружатся.
Воспитатель: Вот мы в удивительном красивом лесу. Послушайте, кто это поёт.
Звучит фонограмма « Крик журавлей» Игра на сенсорных коромыслах: «Перелётные и зимующие
птицы».
Воспитатель: Ребята, какие птицы с нами прощались, улетая в тёплые края?
Дети: Журавли.
Воспитатель: Найдите на коромысле журавля, покажите «Умке». Какие ещё птицы улетают в
тёплые края, найдите на коромыслах.
Дети: Ласточка.
Воспитатель: Медвежонок, расстроился, что птички улетают. Но есть птицы, которые остаются с
нами зимовать. Дети, какие птицы зимуют у нас? Найдите их на коромыслах.
Дети: Воробьи, синички, ворона, голуби.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы всех птичек нашли. Каких птиц вы искали? (Перелётных и
зимующих птиц) Правильно.
Дети стоят у экологического панно» Осень».
Воспитатель: «Умке» очень понравилось, как вы искали птичек.
А сейчас поиграем.
Физкультурная минутка «Эхо»
- Эхо лесное, спросить я могу?
- Ау, ау, ау.
- Куда это листья лесные пропали?
-Опали, опали, опали.
- Травы лесные, где вы? Не вижу…
- Ниже, ниже, ниже.
-Цветы луговые, а вы что пропали?
-Завяли, завяли, завяли.
- Птички – певички, давно ли вы пели?
- Они улетели, они улетели.
-Белки и зайцы, про вас мы не знаем.
- Мы шубки меняем, меняем, меняем.
- Так что же случилось, мы тебя спросим?
- Пришла сюда осень, осень, осень.
-Так вот, оказывается в чем дело. Осень наступила!
Выходит « Лесовичок».
«Лесовичок»: Кто это здесь шумел, кто ко мне в лес пожаловал?
Воспитатель: Здравствуй, дорогой Лесовичок», это мы играли с ребятами. Пришли в твой
чудесный лес показать медвежонку « Умке» осенний лес.
«Лесовичок»: Гостей я люблю, лес вам покажу, но вы мне расскажите, как нужно вести себя в
лесу.
Дети: В лесу нельзя ломать деревья, раскидывать мусор. Нельзя трогать диких зверей, обижать
птиц.
«Лесовичок»: Правильно. Молодцы! Отгадайте, что за звери живут у меня в лесу, а я вам их
покажу.
Загадки:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Лежала под елками
Подушечка с иголками
Лежала, лежала,
Да и побежала. (Ёжик)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
Как зовут её (Лиса).
Правильно отгадали всех лесных зверей. Молодцы, ребята. Расскажите «Умке» как называются
их детёнышей.
Дети: у лисы - лисята, у ежа – ежата, у белки – бельчата.
« Лесовичок»: Ребята, пришла пора показать вам и « Умке» красивые осенние деревья. Ох, вот
ветер шалунишка все листочки сорвал и перепутал. Помогите мне деревья нарядить. Какие здесь
деревья?
Дети: Берёза, клён, дуб.
« Лесовичок»: Правильно ответили. Посмотрите, дети, какие листья?
Дети: Берёзовый, кленовый, дубовый.
Дидактическая игра « С какого дерева листья».
« Лесовичок»: Возьмите каждый по одному листику и повести на своё дерево.
Дети наряжают деревья. Рассказывают, с какого дерева листочки.
Воспитатель: Ребята, медвежонку очень понравились осенние деревья, он хочет рассказать и
показать, всем на севере, какая красивая у нас золотая осень. Но деревья нельзя ломать. Как же
нам быть, « Лесовичок»?
«Лесовичок»: Есть у меня сказочное дерево, на котором могут расти листочки разных деревьев. А
листочки у меня не разноцветные. Ох, и рисовать я не умею. Ребята, вы умеете рисовать?
Сделайте подарок «Умке» и его друзьям.
Дети соглашаются помочь «Лесовичку».
Воспитатель: Ребята, мы раскрасим листочки и повесим их на сказочное дерево, но сначала
поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Вышли пальчики гулять, стали листья собирать.
Красный листик, жёлтый листик, а потом давай считать 1,2,3,4,5!
Сколько листиков собрали 5!
С листьями осенними будем мы играть!
У вас разные листочки, раскрашивать мы будем разными цветом, посмотрите, берёзовый
листочек, каким цветом? (Жёлтым). А кленовый - каким цветом? (Оранжевый). Дубовый листочек
каким цветом? (Светло коричневый).
Можете приступать к работе.
Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом. Звучит
фонограмма П. И. Чайковского «Времена года» ( «Октябрь»).
Дети развешивают раскрашенные листья на сказочное дерево. Стоят около дерева любуются.
«Лесовичок»: Какие вы молодцы! Какое красивое дерево получилось.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться домой, провожать «Умку» на Север. Медвежонку
очень понравился ваш подарок. Давайте прощаться с «Лесовичком». Дети прощаются.
«Лесовичок»: До свидания, до новых встреч.
Воспитатель: Ребята, говорим волшебные слова: 1,2,3. Покружись и дома очутись.
Звучит фонограмма «В гостях у сказки». Дети под музыку кружатся.
Воспитатель: Вот мы и дома. Ребята, расскажите нашим гостям, где же вы были? Что интересного
делали?
Дети: Гостили в осеннем лесу, помогли нарядить деревья «Лесовичку». Отгадывали загадки,
сделали сказочное дерево медвежонку «Умке».
Воспитатель: Ребята, медвежонок «Умка» привез вам в подарок раскраски про своих друзей.
Дарит вам их. Хорошо вы потрудились, молодцы! Прощаемся с гостями.
Дети прощаются.