Напоминание

Конспект НОД по аппликации "Овощи в корзинке"


Автор: Муравьева Анна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ №148
Населённый пункт: Ростовская область город Батайск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД по аппликации "Овощи в корзинке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по аппликации

с детьми старшей группы на тему

«Овощи в корзинке».

Задачи:

1.

Закрепить представление об овощах и фруктах: где растут, для чего их

выращивают люди, каковы особенности внешнего вида и вкуса.

2.

Закреплять умение вырезать определённые формы и аккуратно

наклеивать их.

3.

Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

4.

Развивать речь и мышление.

Интеграция ООД: речевая, художественно- эстетическая

Материал к ООД: заготовленные корзинки, картинки с изображением перца,

помидора, огурца и других овощей, клей, кисточки, тряпочки, ножницы.

Ход занятия:

- Послушайте и отгадайте загадку:

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя. (Огород.)

- Как вы догадались, что в загадке говорится об огороде?

- Что люди выращивают на огороде?

- Ребята, а какие вы знаете овощи?

- Сегодня мы с вами будем собирать овощи в коробки. А чтобы узнать какие

это овощи, вы должны ещё отгадать загадки.

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

(Огурцы)

Видишь, конус непонятный,

А на вкус такой приятный.

Красный, жёлтый и зелёный,

Он в салат свежий влюблённый.

(Перец)

Горит на грядке светофор,

И люди ждать согласны,

Пока зелёный ...

Не сделается красным.

(Помидор)

- Ребята, посмотрите на картинки?

- Назовите овощи, которые на них нарисованы?

- Что это за овощ?

- Как вы узнали огурец?

- А это что такое?

- Как вы узнали помидор?

- А как вы узнали перец?

Физкультминутка «плечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

(Энергичные движения плечами).

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

(Приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

(Прыжки на месте)

- Садитесь на свои места. Сейчас мы будем вырезать овощи.

- Как вы думаете, какой овощ можно вырезать из квадрата? (помидор)

- Какой овощ можно вырезать из прямоугольника? (перец и огурец)

- Какого цвета надо взять бумагу для огурца (для помидора, для перца)?

- Какие овощи можно вырезать из коричневой бумаги (из бумаги бордового,

жёлтого цвета)?

- Посмотрите, как можно вырезать овощи: можно из определённой формы

вырезать круг или овал (показать). Можно лист бумаги сложить пополам,

вырезать полуовал, полукруг, а затем развернуть получившуюся фигуру

(показать).

- Подумайте, какие овощи вы хотели бы вырезать. Возьмите себе нужную по

цвету бумагу и начинайте работать.

Дети вырезают овощи разными способами и наклеивают их.

Воспитатель индивидуально подходит и помогает.

- Ребята, что вы сегодня делали?

- Какие овощи вы сложили в свою корзинку?

- Что можно приготовить из твоих овощей?

Дети делятся своими впечатлениями и успехами.

Голубые цветы Гжели

Из глубины веков до наших дней

Старанием мастеров умелых

Узором синим в платьях белых

Гжель - колыбель русской керамики,

живописный подмосковный регион России по

производству фарфоровой, фаянсовой глиняной

посуды. Синий рисунок гжели на белоснежном

фарфоре является национальным достоянием

России. Народный промысел легко узнаваем, уникален и неповторим.

История Гжели уходит вглубь веков. Первые упоминания о местности

встречаются в 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты. В конце XVI

века царь Иван Грозный своим указом обозначил её как «государеву

дворцовую волость», то есть собственность двора.

Сегодня немногие знают, что изначально Гжелью называлась местность,

издавна славившаяся своими богатыми глинами. По своим природным

свойствам гжельская глина считается одной из лучших. Широкая добыча

разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. Гжельская глина

применялась на первых подмосковных стекольных заводах. В 1663 году

«Аптекарский указ» царя Алексея Михайловича предписывает

добываемую в Гжельской волости высококачественную глину доставлять

в Москву и для аптекарских нужд. По достоинству оценил высокое

качество этих глин Михаил Ломоносов: «По всему сему рассуждать

должно, что едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на

свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для

фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская…, которой нигде не

видал я белизною превосходнее».

С середины XVII века здесь велась широкая добыча разных сортов

глины. Именно высококачественные глины послужили основой для

возникновения и развития керамического производства на этой земле. На

протяжении столетий гжельские гончары изготавливали

посуду, изразцы, черепицу. Во времена Петра I гжельской глиной

пользовались для изготовления огнестойких кирпичей, необходимых для

кладки печей. Тогда же делались попытки организовать в России

производство художественной керамики, но только к середине XVIII века

появились результаты. Со второй половины XVIII века Гжель

прославилась выпуском майоликовой посуды из цветных глин с

красочной росписью по белой эмали. В XIX столетии мастера Гжели

открыли новый материал и новую технологию: полуфаянс, фаянс и

фарфор.

За нарядными синими узорами и

воздушной белоснежностью

тонкого фарфора скрывается

сложный процесс изготовления

изделия в несколько этапов. Фарфоровые изделия изготавливаются путём

литья в гипсовых формах. Гжельские мастера на специальных гончарных

станках вытачивают гипсовые разъёмные формы для отливки будущих

изделий. Затем в гипсовую форму литейщик заливает жидкую

керамическую массу — шликер. Пористый гипс вытягивает и впитывает

влагу, шликер постепенно затвердевает, приобретая очертания формы.

Далее форму раскрывают и достают полуфабрикат, вручную

подправляют и заглаживают «швы».

Керамические изделия подвергают обжигу дважды. Возможно,

именно поэтому в названии художественного промысла «Гжель»

слышатся отзвуки глагола «жечь»?

Первый утильный обжиг производят

при относительно низкой температуре.

После предварительного обжига

изделия проходят «фуксиновый

контроль»: полуфабрикаты опускают в розовый нестойкий раствор

фуксина, пропадающий под воздействием света. Этот технологический

процесс даёт возможность проверить качество керамических изделий,

делает заметными мелкие трещинки и сколы.

Далее мастер расписывает изделия окисью кобальта. Перед покрытием

глазурью будущая гжель представляет сочетание розового и чёрного

цветов.

После нанесения глазури изделиям предстоит выдержать

окончательный второй обжиг. Воздействие высокой температурой

превращает «молочные» изделия в бело-голубые: глазурь становится

прозрачной и крепкой, а роспись приобретает знаменитый васильковый

оттенок. От высокой температуры большинство красок выцветает,

только кобальт сохраняет свою небесную синеву. Именно поэтому

изделия этого художественного промысла выдержаны в синих тонах.

Гжельские чайники, молочники, кувшины сохраняют фольклорную

способность к импровизации. Сюжеты рисунков народного промысла

удивительны и разнообразны. Используя один и тот же набор

живописных элементов, мастера создают традиционные мотивы

гжельской росписи: растительные

орнаменты, сказочные птицы,

жанровые сценки, архитектурные

пейзажи.

Основным приёмом гжельской

росписи является кистевой мазок,

создающий множество тончайших градаций синего цвета c обширным

тональным диапазоном от тёмных и плотных до светлых и лёгких тонов.

Краска наносится на поверхность изделия лёгким круговым разворотом:

в утолщённой части кисти мазок насыщенный и плотный, в центральной

части мазка присутствуют различные голубые оттенки. Также

насыщенность цвета меняется в зависимости от расхода краски на

кисти: первые мазки получаются более сочными, а по мере убывания

краски светлеют. Многообразие синего цвета придаёт «одноцветному»

изображению богатое тональное звучание. Не менее важны

второстепенные элементы, входящие в живописные композиции:

спиралевидные завитки и закручивающиеся усики, точечные и

штриховые заполнения, различные росчерки и линейные отводки,

геометрические сетки и узкие

пояски простого орнамента.

Плотная поверхность кобальтовой

росписи контрастирует с белым

фоном. Соотношение белого и

синего цветов особенно важно: белый фон становится дополнительным

цветом, таким же активным, как и кобальтовая роспись. В сочетании с

белым фоном рисунок создаёт ажурный узор на поверхности изделия,

градация синего цвета придаёт росписи выпуклость и объём: в центре

выразительное пятно цветка, а вокруг лёгкая россыпь завитков и ягод,

веточек и листьев, ускользающих в

белизну фона.

Многовековой истории

художественного промысла

суждена долгая жизнь. Гжельские

мастера свято хранят традиции своих предков, творчески развивая и

приумножая их. Именно в преемственности народных традиций

заключается секрет успеха и популярности гжельской керамики.

Русский национальный сувенир востребован как в России, так и за

рубежом. Для яркой, поэтичной Гжели не существует границ

пространства и времени. В разные концы мира «разлетаются» синие

птицы Гжели, украшая нашу планету цветами небесной синевы!



В раздел образования