Напоминание

Рассказы описания для детей с ОВЗ


Авторы: Дьячкова Ирина Юрьевна, Спицына Татьяна Рафаиловна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 140 детский сад
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рассказы описания для детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рассказы - описания.

Почти недоступным для детей с ОНР является самостоятельное описание

любимой игрушки, или предложенного знакомого предмета по

предложенному плану.

Рассказы- описания выглядят неубедительно детьми перечисляющего

признаки предмета в любой последовательности, нарушают стройность

повествования, перескакивая с одной мысли на другую возвращаются и

повторяют то, что уже говорили. В их речи отмечается аграмматизм ,

ограниченность словаря.

Поэтому при обучении рассказывания должно учитываться индивидуальные

речевые, возрастные и психологические особенности ребёнка с ОНР.

Необходим учёт сниженной речевой активности детей-логопатов, отсутствие

должной эмоциональности, бедность их воображения , быстрой

утомляемости, недостаточной переключаемости, частое наличие дефицита

внимания. Поэтому используются различные методические приёмы ,

адекватны набор речевого материала, различное наглядное оформление.

Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний

предшествует большая работа по сравнению предметов.

К.Д.Ушинский писал о том, что сравнение является основой всякого

понимания и мышления что мир познаётся через сравнение. Сравнение

активизирует мысль детей , направляет внимание на отличительные и

сходные признаки предметов, способствует повышенной речевой

активности. К.Д.Ушинский указывал , что как только ребёнок познакомится с

2-3 предметами , их сразу надо начинать сравнивать.

При сравнении дети с ОНР, сначала определяют различия между предметами

по их характерным признакам, т.к эта задача для них более лёгкая, а затем

переходят к сходным признакам по вопросам:

-чем не похожи?

-чем похожи?

Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со

знакомой наглядной ситуацией , рассказы по следам демонстрации

действий , когда выполненные действия проговариваются сначала педагогом

( как образец- модель), а потом самими детьми. В процессе этой работы у

детей воспитывается внимание к речи взрослого , умение точно описать

производимые действия. Постоянный комплекс заданий усложняется( от 2-х

в начале и до 6-ти), составление таких простых рассказов по следам

демонстрируемых действий является первоначальной, необходимой частью

работы по развитию у детей с ОНР связной речи.

“За сравнением предмета должно следовать описание предмета “ – писал

К.Д.Ушинский.

Условия- к моменту обучения- у детей не только должен быть расширен

активный словарь, но и закреплены навыки точного и индивидуального

использования (III уровень речевого развития)

На первых занятиях обязательным является описание предметов, данных как

образец- модель педагогом, а затем такими образцами могут быть лучшие

рассказы самих детей. Каждому такому рассказу предшествует вопросный

опорный план , данный педагогом.

Этапы:

Рассказы-описания любимых игрушек;

Рассказы-описания знакомых животных;

Рассказы-описания знакомых предметов.

Составление рассказов по сериям сюжетных картинок , в т.ч

художественных произведений.

Для активизации речи , развития навыков самостоятельной речи широко

используются серии сюжетных картинок по содержанию художественных

произведений. Серии сюжетных картинок помогают детям имеющим III

уровень ОНР, преодолевать трудности в последовательном изложении

текстов произведений художественной литературы различной сложности, т.к

является как бы планом рассказа, помогает ребёнку наглядно установить

последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете

рассказа не отклоняясь от его темы. Здесь большое значение окажет сказка.

Сказка- это духовная пища народа. Сказочные образы побуждают детей “

трудиться”, способствует тому, что дети наполняются добром, мечтой, т.е

каждая сказка имеет положительные воздействия на детей. Поэтому сказки

должны усиливать и увеличивать в ребёнке радостные чувства ,

положительные эмоции, решать коррекционные задачи- развивать речь,

воображение, мышление, творчество, как в пословице : “Сказка- для доброго

дня закваска”.

В начале занятия с помощью вопросов внимание ребёнка направляется на

содержание произведения , серии картинок, по произведению затем его

приучают самостоятельно выделять те или иные моменты содержания

каждой картинки и выражать своё к ним отношение. Обращается внимание

на мимику, жесты, задаются вопросы аналитического характера ,

помогающие детям вскрывать причинно-следственные связи изображённых

действий и явлений. Серии сюжетных картинок помогают продолжать

работу над лексикой. Новые слова уточняются , усваиваются не путём

механического запоминания , а в процессе активного использования их в

речи в разных грамматических формах и связях. Для речевого общения

( коммуникаций) ребёнок должен уметь пользоваться диалогом. При

составления рассказов по серии картинок дети учатся составлять реплики,

диалоги к заданной ситуации, кроме того здесь продолжается автоматизация

произношения ребёнком поставленных звуков и их более тонкая

дифференциация. Составление рассказов по серии сюжетных картинок имеет

воспитательное и познавательное значение .

Условия: сюжет картинок должен быть близок , понятен детям, картинки

просты по композиции и красочно оформленны.

1.

Игра « не зевай нужную картинку поднимай». Серия картинок

раскладывается на столе, предлагается рассмотреть все картинки.

Далее детей знакомят с содержанием рассказа и каждому ребёнку

раздаётся по одной картинке- эпизоду. Рассказ повторяется, а

вызванный ребёнок должен найти и показать соответствующую

картинку.

2.

Педагог читает рассказ, и сам расставляет серию картинок на наборном

полотне. Затем картинки снимаются, а детям предлагается

самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. При

затруднениях задаются наводящие вопросы.

3.

На наборном полотне расставлена серия сюжетных картинок. Детям

задаются вопросы по их содержанию, помогающие установить

причинно-следственные связи.

4.

Детям раздаются картинки из одной серии в любой

последовательности, даётся план рассказа, по которому дети должны

разложить их в нужном порядке, далее дети должны составлять рассказ

по этим картинкам.

5.

Детям раздаётся серия картинок для определения их

последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке ,

дети продолжают его по своим картинкам.

6.

Дети получают по одной картинке, каждый рассказывает что

нарисовано у него на картинке. Затем один ребёнок в заключении даёт

полный рассказ по всем картинкам.

7.

Дети рассматривают серию сюжетных картинок , устанавливают их

последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают

их содержание по памяти.

8.

Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, затем учатся

задавать вопросы друг другу по содержанию картинок.

9.

Дети рассматривают серию, составляют рассказ, придумывают

реплики, диалоги к данному сюжету

10.Составив рассказ придумывают ему название, а также дополняют

предыдущими и последующими событиями.

11.После составления рассказа по серии картинок дети с помощью

педагога в лицах передают его содержание.



В раздел образования