Авторы: Дьячкова Ирина Юрьевна, Спицына Татьяна Рафаиловна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 140 детский сад
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рассказы описания для детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Рассказы - описания.
Почти недоступным для детей с ОНР является самостоятельное описание
любимой игрушки, или предложенного знакомого предмета по
предложенному плану.
Рассказы- описания выглядят неубедительно детьми перечисляющего
признаки предмета в любой последовательности, нарушают стройность
повествования, перескакивая с одной мысли на другую возвращаются и
повторяют то, что уже говорили. В их речи отмечается аграмматизм ,
ограниченность словаря.
Поэтому при обучении рассказывания должно учитываться индивидуальные
речевые, возрастные и психологические особенности ребёнка с ОНР.
Необходим учёт сниженной речевой активности детей-логопатов, отсутствие
должной эмоциональности, бедность их воображения , быстрой
утомляемости, недостаточной переключаемости, частое наличие дефицита
внимания. Поэтому используются различные методические приёмы ,
адекватны набор речевого материала, различное наглядное оформление.
Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний
предшествует большая работа по сравнению предметов.
К.Д.Ушинский писал о том, что сравнение является основой всякого
понимания и мышления что мир познаётся через сравнение. Сравнение
активизирует мысль детей , направляет внимание на отличительные и
сходные признаки предметов, способствует повышенной речевой
активности. К.Д.Ушинский указывал , что как только ребёнок познакомится с
2-3 предметами , их сразу надо начинать сравнивать.
При сравнении дети с ОНР, сначала определяют различия между предметами
по их характерным признакам, т.к эта задача для них более лёгкая, а затем
переходят к сходным признакам по вопросам:
-чем не похожи?
-чем похожи?
Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со
знакомой наглядной ситуацией , рассказы по следам демонстрации
действий , когда выполненные действия проговариваются сначала педагогом
( как образец- модель), а потом самими детьми. В процессе этой работы у
детей воспитывается внимание к речи взрослого , умение точно описать
производимые действия. Постоянный комплекс заданий усложняется( от 2-х
в начале и до 6-ти), составление таких простых рассказов по следам
демонстрируемых действий является первоначальной, необходимой частью
работы по развитию у детей с ОНР связной речи.
“За сравнением предмета должно следовать описание предмета “ – писал
К.Д.Ушинский.
Условия- к моменту обучения- у детей не только должен быть расширен
активный словарь, но и закреплены навыки точного и индивидуального
использования (III уровень речевого развития)
На первых занятиях обязательным является описание предметов, данных как
образец- модель педагогом, а затем такими образцами могут быть лучшие
рассказы самих детей. Каждому такому рассказу предшествует вопросный
опорный план , данный педагогом.
Этапы:
Рассказы-описания любимых игрушек;
Рассказы-описания знакомых животных;
Рассказы-описания знакомых предметов.
Составление рассказов по сериям сюжетных картинок , в т.ч
художественных произведений.
Для активизации речи , развития навыков самостоятельной речи широко
используются серии сюжетных картинок по содержанию художественных
произведений. Серии сюжетных картинок помогают детям имеющим III
уровень ОНР, преодолевать трудности в последовательном изложении
текстов произведений художественной литературы различной сложности, т.к
является как бы планом рассказа, помогает ребёнку наглядно установить
последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете
рассказа не отклоняясь от его темы. Здесь большое значение окажет сказка.
Сказка- это духовная пища народа. Сказочные образы побуждают детей “
трудиться”, способствует тому, что дети наполняются добром, мечтой, т.е
каждая сказка имеет положительные воздействия на детей. Поэтому сказки
должны усиливать и увеличивать в ребёнке радостные чувства ,
положительные эмоции, решать коррекционные задачи- развивать речь,
воображение, мышление, творчество, как в пословице : “Сказка- для доброго
дня закваска”.
В начале занятия с помощью вопросов внимание ребёнка направляется на
содержание произведения , серии картинок, по произведению затем его
приучают самостоятельно выделять те или иные моменты содержания
каждой картинки и выражать своё к ним отношение. Обращается внимание
на мимику, жесты, задаются вопросы аналитического характера ,
помогающие детям вскрывать причинно-следственные связи изображённых
действий и явлений. Серии сюжетных картинок помогают продолжать
работу над лексикой. Новые слова уточняются , усваиваются не путём
механического запоминания , а в процессе активного использования их в
речи в разных грамматических формах и связях. Для речевого общения
( коммуникаций) ребёнок должен уметь пользоваться диалогом. При
составления рассказов по серии картинок дети учатся составлять реплики,
диалоги к заданной ситуации, кроме того здесь продолжается автоматизация
произношения ребёнком поставленных звуков и их более тонкая
дифференциация. Составление рассказов по серии сюжетных картинок имеет
воспитательное и познавательное значение .
Условия: сюжет картинок должен быть близок , понятен детям, картинки
просты по композиции и красочно оформленны.
1.
Игра « не зевай нужную картинку поднимай». Серия картинок
раскладывается на столе, предлагается рассмотреть все картинки.
Далее детей знакомят с содержанием рассказа и каждому ребёнку
раздаётся по одной картинке- эпизоду. Рассказ повторяется, а
вызванный ребёнок должен найти и показать соответствующую
картинку.
2.
Педагог читает рассказ, и сам расставляет серию картинок на наборном
полотне. Затем картинки снимаются, а детям предлагается
самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. При
затруднениях задаются наводящие вопросы.
3.
На наборном полотне расставлена серия сюжетных картинок. Детям
задаются вопросы по их содержанию, помогающие установить
причинно-следственные связи.
4.
Детям раздаются картинки из одной серии в любой
последовательности, даётся план рассказа, по которому дети должны
разложить их в нужном порядке, далее дети должны составлять рассказ
по этим картинкам.
5.
Детям раздаётся серия картинок для определения их
последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке ,
дети продолжают его по своим картинкам.
6.
Дети получают по одной картинке, каждый рассказывает что
нарисовано у него на картинке. Затем один ребёнок в заключении даёт
полный рассказ по всем картинкам.
7.
Дети рассматривают серию сюжетных картинок , устанавливают их
последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают
их содержание по памяти.
8.
Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, затем учатся
задавать вопросы друг другу по содержанию картинок.
9.
Дети рассматривают серию, составляют рассказ, придумывают
реплики, диалоги к данному сюжету
10.Составив рассказ придумывают ему название, а также дополняют
предыдущими и последующими событиями.
11.После составления рассказа по серии картинок дети с помощью
педагога в лицах передают его содержание.