Напоминание

Нетрадиционные техники рисования, их применение в коррекционной работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития и поведения


Автор: Лукьянова Галина Егоровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования, их применение в коррекционной работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития и поведения
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Нетрадиционные техники рисования, их применение в коррекционной

работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

и поведения» (

из опыта работы

)

Лукьянова Г

.Е.

В. И. Сухомлинский: « Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя

их со зрительными, слуховыми и обонятельными».

Рисование для детей является одним из важнейших средств познания мира, так как оно

связано с самостоятельной, практической деятельностью. Это интересный и полезный вид

деятельности, который приобщает детей к миру прекрасного, учит видеть все вокруг в

живых

красках,

успокаивает,

отвлекает.

Рисование

нетрадиционным

способом

дарит

особым детям незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками,

впечатления от манипуляций с цветом. Задача педагога – научить детей действовать с

разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные

способы изображения. Владея разными техниками и способами изображения предметов из

окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, использует цвет как средство

передачи настроения. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует

положительную

мотивацию

деятельности,

вызывает

радостное

настроение

у

детей,

снимает страх перед краской. Данные техники не утомляют детей, у них сохраняется

высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на

выполнение задания. Они снимают возбуждение слишком эмоционально расторможенных

детей. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования способствует

познавательной деятельности, коррекции психических процессов и эмоциональной сферы

детей

в

целом.

Занимаясь рисованием с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

необходимо учитывать их особенности. У них не сформированы многие навыки. Дети не

умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу,

ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Рисование у них

надолго задерживается на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).

Поэтому работу с детьми с ТМНР выстраиваем по следующему принципу:

-от

простого

к

сложному,

где

предусмотрен

переход

от

простых

занятий

к

сложным.

В своей работе используем такие формы организации и проведения занятий, как беседы,

наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, выставки рисунков. Поскольку у детей с

ТМНР в основном развита наглядно-образная память и мышление их опирается на

восприятие или представление, на впечатление, полученное ребенком от окружающей

действительности,

используем

следующие

методы

работы:

наглядный,

словесный,

практический.

В коррекционных занятиях для детей с тяжелыми и множественными нарушениями

развития

и

поведения

рисование

организуется

в

игровой

форме.

В

соответствии

с

временами года и лексическими темами

с

помощью обычных игрушек и предметов

обыгрывается

сюжет

будущего

рисунка.

Сопровождается

рисование

эмоциональными

комментариями, используются стихи, загадки, потешки. Такой метод обучения позволяет

заинтересовать

детей,

дольше

удерживает

их

внимание,

создает

необходимый

эмоциональный настрой и положительную мотивацию к деятельности, В коррекционный

процесс включаем разнообразные игры, задания и упражнения: размазывание краски

пальцами, рисование воском, мылом, ладошками и так далее, а также комбинируем

разные

материалы:

смешиваем

краску

с

мыльной

пеной,

на

изображенный

предмет

цветными

мелками

наносим

гуашь,

играем

в

кляксы.

Рисование

с

помощью

нетрадиционных

техник

происходит

в

следующих

направлениях:

от

индивидуальной

работы к коллективному изображению предметов.

Для выполнения заданий активно используем прозрачные мольберты.

В работе с детьми с ТМНР мы используем разные техники беспредметного рисования:

«Печатание

листьями,

печатание

бумагой»,

«Рисование

мыльной

пеной»,

«Рисование с помощью соли и сыпучих продуктов»

«Рисование методом напыления»

«Рисование кляксами, марания»»,Мятый рисунок»

«Рисование по стеклу»

«Рисование методом тычка»

«Печатание спичечным коробком»

«Оттиск поролоном»

«Рисование ладошками, кулаком, пальцами»

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость,

положительные эмоции. Создавая изображения ребенок отражает свои чувства, свое

понимание увиденного.

Работа, проведенная в течение года, показала, что в результате использования

нетрадиционных техник рисования дети приобрели возможность выражать в рисунке свои

чувства и эмоции, научились действовать с разнообразными по качеству, свойствам

материалами, у них появилась уверенность в своих силах, чувство внутреннего

контроля.

Благодаря рисуночной деятельности дети научились удерживать определенное положение

корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать силу нажима, оценивать работу,

доводить начатое до конца.

Литература:

1.

Е.Н.Лебедева

“Использование

нетрадиционных

техник

в

формировании

изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

.



В раздел образования