Автор: Павленко Яна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 119"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: Конспект открытого интегрированного занятия
Тема: «Здравствуй, русская матрешка!»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 119»
Конспект
открытого интегрированного занятия
на тему: «Здравствуй, русская матрешка!»
(для детей 2 младшей группы)
Воспитатель:
Павленко Яна Андреевна.
г. Череповец
2020 г.
Цель: Формирование представлений у детей второй младшей группы о русской
народной игрушке – матрёшке.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой;
- учить описывать игрушку, подбирать слова - определения;
- учить различать предметы по величине, сравнивать, считать в пределах пяти;
Развивающие:
- развивать интерес детей к русскому народному творчеству;
- развивать речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику рук;
- развивать чувство ритма и музыкального слуха;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к народной культуре страны;
- воспитывать бережное отношение к народным игрушкам.
Интегрируемые
образовательные
области:
«Познавательное
развитие»,
«Развитие
речи»,
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Художественно-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: Рассматривание матрешки, рассматривание альбома
«Русские народные игрушки», чтение произведений устного народного творчества
(потешки, загадки), слушание музыкальных фольклорных произведений.
Материал и Оборудование:
Матрешки, сундучок, разноцветные платочки,
шаблоны матрешек для раскрашивания, ватные палочки, краска гуашь.
Приемы: Сюрпризный момент, активизация словаря, рассматривание игрушки,
художественное
слово,
пальчиковая
гимнастика,
дидактическая
игра,
физкультминутка (танец), применение нетрадиционной техники рисования.
Xод НОД:
Звучит отрывок из песни «Русские матрешки» (автор А.Осьмушкин, музыка
В.Темнов). Воспитатель в русском народном костюме входит в музыкальный зал.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: У вас хорошее настроение?
Дети: Да!
Воспитатель: У меня тоже хорошее настроение! Сегодня мы с вами будем играть,
петь и танцевать. Посмотрите, какой красивый сундучок я вам принесла. Хотите
узнать, что там внутри?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого вам нужно отгадать мою загадку:
«Открывается игрушка,
2
А внутри сидят подружки,
Девчонки деревянные,
Нарядные, румяные,
Хлопают в ладошки
Веселые ...»
Дети: Матрешки!
Воспитатель:
Правильно, это матрешка (достает матрешку из сундучка).
Посмотрите, какая она красивая, яркая, нарядная. А вы знаете, что эта игрушка
родилась более ста лет назад! Ребята, как вы думаете, из чего сделана матрешка?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Правильно. Это деревянная игрушка. Мастер вырезал матрешку из
дерева, раскрасил ее и назвал Матрена. А мы называем ее Матрешка. Вы знаете,
что у матрешки есть секрет? Вы хотите его узнать?
Дети: Да!
Воспитатель: Матрешка - матрешка, откройся немножко! (воспитатель открывает
матрешку, достает всех матрешек и выставляет в ряд). Ребята, посмотрите, это
настоящая семья матрешек!
«Матрешка, матрешка, русская краса:
Румяные щечки, глазки – бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан.
На голове – платочек, не найдешь изъян!
На первый взгляд - простая, но радуется взор.
В росписи одежды затейливый узор.
Милая улыбка, загадка внутри…
Сколько же в ней куклок? Ну-ка разбери!»
(Зиновьева Т.Н.)
Ребята, давайте посчитаем, сколько куколок внутри матрешки (счет).
Давайте рассмотрим наших матрешек:
- Во что они одеты? (в сарафаны, фартуки)
- Чем украшены сарафаны? (цветами, ягодами, листьями)
- Что у них на голове? (платочки)
«Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво,
Очень ярко и красиво!»
- Посмотрите, все матрешки разного роста. Это матрешка какая? (большая) Это
матрешка какая? (маленькая)
-Наша матрешечка – очень веселая игрушка, она предлагает вам с ней поиграть в
игру «Собери матрешку» (проводится игра).
Воспитатель: Молодцы ребята! А вы хотите ненадолго превратиться в красавиц
матрешек? Одевайте на голову разноцветные платочки и становитесь в круг, будем
танцевать.
«Мы веселые матрешки. (пружинка)
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки. (показывают на ножки)
Ладушки, ладушки.
3
В сарафанах ходим пестрых. (руки – полочкой)
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры. (кружатся)
Ладушки, ладушки». (поклонились)
Воспитатель: Ребята, а в моем сундучке еще есть один сюрприз для вас (достает
шаблоны матрешек). Вы хотите стать настоящими мастерами - умельцами?
Давайте нарядим матрешек в красивые сарафаны и платочки. Я приглашаю вас в
«мастерскую», где вы станете художниками и разукрасите матрешек. Для начала
разомнем наши пальчики:
«Мы – красавицы матрешки, (разжимают кулачки, шевелят пальчиками)
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена, два – Милаша. (загибают поочередно пальцы на руке)
Мила – три, четыре Маша.
Маргарита – это пять.
Нас нетрудно сосчитать». (разжимают кулачки 2 раза)
Воспитатель: Сейчас приступаем к работе, будьте аккуратны.
Воспитатель объясняет, как держать палочку, набирать краску, примакивать.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите какие яркие, нарядные матрешки у нас
получились!
«У матрешки говорят –
Самый лучший наряд.
Сарафанчик расписной
Весь блистает красотой.
Под платочком – коса.
Ну и девица – краса!
На окошке стоит
И на нас на всех глядит.
Улыбнется. По секрету
Красивей матрешки нету!»
Давайте поставим матрешек в хоровод и полюбуемся ими (выставка матрешек).
Воспитатель:
Я предлагаю подарить эти расписные матрешки вашим мамам.
Ребята, а вам понравилось сегодня играть с игрушкой - матрешкой? Как нужно
относиться к матрешкам? (бережно, не ронять).
Давайте пригласим матрешку к нам в группу, пусть она останется у нас.
4
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. -
М.: ООО ТЦ Сфера, 2017.
2. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7 лет: Методическое пособие для
воспитателей. М.: Просвещение, 2010.
3. Соловьева Е.В. «Я рисую». Пособие для детей 3-4 лет. - М.: Просвещение, 2017.
4. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 4.
5
6