Напоминание

Цари и императоры


Автор: Долгих Надежда Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ 20
Населённый пункт: г. Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Цари и императоры
Раздел: полное образование





Назад




Комитет по образованию администрации г.Тобольска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20
Тема: «ЦАРИ И ИМПЕРАТОРЫ »

(Социологические исследования исторических

событий России в конце XVII-XVIII веков)
(Интегрированное внеклассное мероприятие по истории России и обществознанию) г.Тобольск 2016 г.

Содержание
1. Эпоха «Смутного времени» - как форма социально-политического конфликта. 2. Девиантные взаимоотношения сословий боярства, дворянства и крестьянства. 3. Венчание на престол Романовых. 4. Формирование социальной структуры общества России в нач. XVIII века.
Цели:
Обобщить и закрепить материал по истории в России в период смутного времени и правления первых Романовых, повышение интереса к предмету, создание ситуации для проявления индивидуального творчества, приобретение студентами опыта уважительного отношения к мнению оппонента, а также приобретение ими опыта действий в нестандартных условиях. Научить студентов обобщать полученные знания, подводить итоги и делать выводы;развивать интерес к историческому прошлому своей страны; Воспитывать патриотические чувства у студентов. .
Оборудование:
Политическая карта мира, презентация, портреты Михаила Федоровича Романова, Алексея Михайловича Романова, Петра Алексеевича Романова, мультимедидийная информация.
Тип :
Комбинированный -обобщение и систематизация знаний с элементами интеллектуальной игры.
ПЛАН

1
. Организационный момент: а) приветственное слово преподавателя и студентов.
2
. Закрепление пройденного материала: а) Смутное время в России. б) Призвание Романовых на русский престол. в) Созыв Земского Собора. (Дискуссия) 10 минут
3.
Введение нового материала. а) Михаил Федорович Романов б) Алексей Михайлович Романов в) Петр Алексеевич Романов г) Основные события и преобразования первых Романовых.
4.
Закрепление изученного материала: а) Интеллектуальная игра: «Брейнринг»
5.
Домашнее задание: параграф 32-33.
Ход урока
Вступительное слово учителя История - одна из самых древних наук. Своим развитием на протяжении столетий она обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно, что каждая наука имеет свою историческую «главу». Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. История накапливает огромный фактический материал; его обобщение позволяет видеть непрерывность исторического процесса. Социологи используют данные, которые поставляет история, выявляют общие свойства конкретных социальных явлений, дают этим явлениям типологическую характеристику (скажем,
государству, семье, трудовым сообществам и пр.). Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, которые дает ей история, для выработки общих категорий социальной науки. История же исходит из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией, т.е. из общих категорий, концентрирующих сущность социального целого. Налицо взаимная связь и выгода. Ребята, сегодня мы с вами завершаем изучение целой эпохи, получившей в отечественной историографии название Смуты, или Смутного времени и приступаем к изучению нового поворота в истории России – правление династии Романовых. Смута - это было время политической и социальной нестабильности, крестьянских восстаний, войн и иностранных нашествий. Пресечение правящей московской династии привело к политическому кризису, когда национальная независимость и само существование Русского государства оказались под угрозой. Сегодня мы должны обобщить все полученные знания, подвести итоги и сделать выводы. Давайте вспомним политические, социальные и экономические причины Смуты и охарактеризуем каждую из них: 1) Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. (В январе 1598 года умер бездетный ц а р ь Ф е д о р И в а н о в и ч , а е щ е р а н ь ш е , в м а е 1 5 9 1 г . в У г л и ч е при странных обстоятельствах погиб сын Ивана Грозного и Марии Нагой, царевич Дмитрий, считавшийся при бездетном Федоре наследником престола). 2) Разруха и голод вследствие неурожаев и недальновидной политики Ивана Грозного. (К концу правления Ивана Грозного экономика страны пришла в упадок, после потери в ходе н еуд ач н о й Л и в о н с ко й в о й н ы Н а р в с ко й г а ва н и з н ач и т е л ь н о с о к р ат и л а с ь в н е ш н я я торговля, а в 1601 г. из-за неурожая в стране начался голод. Неурожай повторился еще два года подряд, и лишь в 1604 г. удалось собрать урожай, который позволил стабилизировать ситуацию с продовольствием). 3.Усиление политики закрепощения крестьян и увеличение налогового гнета. (Отмена права крестьянского перехода в Юрьев день, означавшее прикрепление крестьян к наделам; разрешение помещикам разыскивать и возвращать крестьян, бежавших от них в течение пяти лет). 4.Рост противоречий в среде правящих сословий (между боярством и дворянством). (Боярство претендо- вало на власть, стремясь ограничить прерогативы царя и не допустить повторения террора, подобного тому, что свирепствовал при Иване Грозном, установить боярское правление при «боярском» царе).
Учитель
: Что из себя представляет Смутное время в России.
Сообщение ученика
:
Смутное время
Сам термин «Смутное время» был принят историками ХVIII-XIX вв. В советский период историки отвергли его как «дворянско-буржуазный», предложив взамен «крестьянскую войну и иностранную интервенцию», что, безусловно, не соответствует полностью определению этого периода. Сейчас понятие «Смуты» возвращается, и одновременно предлагается называть события начала ХУН в. в России гражданской войной, ибо в них были задействованы практически все социальные группы и слои. В конце XVI в. в стране резко обострились социальные противоречия. Тяжелый хозяйственный кризис, порожденный опричниной и войнами, привел к новому витку закрепостительных мер. В 1581 г. были введены «заповедные годы». Заповедные годы - годы, в которые запрещались крестьянские переходы. В 1597 г. принимаются указы об «урочных летах» и усилении зависимости холопов. «Урочные лета» - срок, в период которого помещики имели право на розыск своих беглых крестьян. Обычно от пяти до пятнадцати лет. Впервые введены в 90-х гг. XVI в. Однако эти меры означали еще только начало крепостничества: крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу. Федор Иоаннович (1584-1598 п.) встал перед необходимостью исправления положения и дальнейшего укрепления государства. Личные качества царя Федора не способствовали его активному участию в государственных делах, чем и объясняется борьба между боярскими группировками Вельских, Шуйских и Годунова после смерти Грозного. Крупнейшим политиком этого периода стал брат жены Федора Борис Годунов.
У царя Ивана Грозного было два сына: Федор и Дмитрий. В 1591 г. царевич Дмитрий умер в Угличе. Поползли слухи о том, что его убили по приказу Бориса Годунова. В 1598 г. умер Федор Иоаннович. С его смертью прекратилась династия князей Рюриковичей, правившая Русью 700 лет. В 1598 г. начинается процесс дестабилизации внутреннего равновесия российского общества из-за утраты законной власти монарха. После смерти царя Федора Иоанновича прекратилась правившая на Руси династия Рюриковичей. На Земском соборе царем избрали Бориса Федоровича Годунова (1598-1605 гг.), брата жены царя Федора Ирины. Впервые на Руси появился царь, получивший престол не по наследству. В конце 90-х XVI в. наметившийся было экономический подъем был прерван неурожаем. В стране начался голод, цена на хлеб поднялась примерно в 100 раз. Правительство Бориса Годунова пыталось бороться с голодом, однако предпринимаемые меры не давали желаемых результатов. Голод привел к восстаниям. В 1603 г. началось восстание Хлопка. Оно вспыхнуло в юго- западных уездах страны, где собрались тысячи холопов. Они собрались в войско и двинулись к столице. С большим трудом правительственным войскам удалось подавить восстание.
Учитель
: Кто такой Лжедмитрий I ? Почему он получил народное признание? Сообщение ученика:
Лжедмитрий I.
Обострение внутриполитической ситуации привело к резкому падению авторитета нового царя - и не только в народных массах, но и среди феодалов. В этих непростых условиях на Руси появился Лжедмитрий I. Это был послушник Чудова монастыря Григорий Отрепьев, который выдавал себя за якобы чудесным образом спасшегося в Угличе царевича Дмитрия Ивановича. Отрепьева поддержал польский король Сигизмунд, польские магнаты, шляхта и католическое духовенство. В 1604 г. Лжедмитрий I предпринял первый поход на Москву. Откликаясь на призывы самозванца, местные жители встают под знамена «царевича Дмитрия». Неожиданным подарком судьбы для авантюриста стала внезапная смерть царя Бориса 13 мая 1605 г., царские войска перешли на сторону самозванца. 20 мая 1605 г. Лжедмитрий торжественно венчался на царство в Москве под именем Дмитрия Ивановича. Первоначально народ приветствовал Лжедмитрия, однако вскоре новый царь сумел вызвать недовольство во всех слоях московского населения. Царь не соблюдал православных обрядов (ходили даже тайные слухи о его переходе в «латинство»), не чтил традиционно русского уклада жизни (носил польское платье, брил бороду, не спал после обеда, редко посещал церковь). Не вызвала одобрения и свадьба Лжедмитрия на дочери польского магната Марине Мнишек. Марина не приняла православия, отказалась во время свадебной церемонии от причастия, присутствовала на пирах, презирала русские обычаи. Молодая царская чета окружила себя поляками, которые чувствовали себя хозяевами в Москве. Чтобы привлечь на свою сторону служилое дворянство, Лжедмитрий щедро раздавал земли и деньги. Этим он настроил против себя прежде лояльное к нему боярство и, разумеется, народ, положение которого вместо ожидаемого улучшения лишь ухудшилось. Кроме того, Григорий не смог удержать и доверие поляков. Он не торопился выполнить главное условие его возведения на престол - обращения России в католичество, прекрасно понимая невозможность данного предприятия. К весне 1606 г. Лжедмитрий остался без поддержки. Вспыхнул заговор, в ходе которого самозванец был убит. После смерти Лжедмитрия 1 царем стал Василий Шуйский (1606-1610). Свое вступление на престол царь ознаменовал особой «крестоцеловальной записью». Он брал на себя обязательства сохранить привилегии боярства; не отнимать вотчин; не судить бояр без участия Боярской думы. Бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия распустили слухи о том, что царь не погиб, а спасся и пребывает где-то в Польше. Вскоре появился и «воевода» царя Дмитрия Ивановича - Иван Болотников.
Учитель:
Правление «Семибоярщины». Сообщение ученика: «Семибоярщина». Еще когда Василий Шуйский вел осаду Тулы, в Польше появился новый самозванец - Лжедмитрий 2 который в отличие от Лжедмитрпя I, выдвинутого внутренними силами, с самого начала был ставленником польского короля Сигизмунда Ш. В его войско входили польские отряды, казаки, а также остатки
болотниковцев. Разбив в нескольких столкновениях войска Шуйского, в июне 1608 г. самозванец подошел к Москве и остановился в местечке Тушино. Образовался Тушинский лагерь. Были сформированы приказы и Боярская дума, был и патриарх (Филарет). Таким образом, тушинцы противостояли царской власти и правительству Василия Шуйского. Их власть распространилась на значительную часть территории страны (север и северо-запад). Через полгода бояре свергают Шуйского с трона и создает собственное правительство во главе с князем Мстиславским - «семибоярщину». Это была группа бояр из 7 человек во главе с князем Ф. И. Мстиславским. В условиях разгара Смуты и не имея серьезной поддержки в обществе, бояре нашли, как им казалось, на тот период лучший вариант: предложить русский трон сыну польского короля Сигизмунда королевичу Владиславу. В ожидании прибытия избранного царя, Семибоярщина пыталась управлять государством от его имени. Для собственной защиты бояре впустили в Кремль польский гарнизон. от имени Владислава бояре потребовали сдать полякам Смоленск. Эти, а также и многие другие действия бояр не добавили им популярности, поэтому в реальности властью они не обладали. В 1609 г. правительство, понимая невозможность самостоятельного уничтожения «тушинского вора», подписывает со Швецией договор. Россия отказывается от претензий на Балтийское побережье, Швеция же дает войска для борьбы с Лжедмитрием 2 . Польша, состоявшая в войне со Швецией, перешла к открытой интервенции в России. В сентябре 1609 г. началась осада Смоленска Сигизмундом Ш. Летом 1610 г. польская армия двинулась на Москву. Русские войска терпят поражение. Шведы грабят северо-восточные земли. В 1611 г. в Рязанской земле создано первое ополчение. Предводителем стал Прокопий Ляпунов. В нем участвовали дворяне, посадские люди, казаки из южных уездов. Ополчение двинулось к Москве. В самой Москве вспыхнуло восстание против поляков. Интервенты по совету бояр-предателей подожгли город. Подошедшие под стены столицы отряды ополчения плотным кольцом окружили интервентов, засевших в Кремле. Руководители ополчения восстанавливали власть по стране. Однако между крестьянами и дворянами разгорелись разногласия, т. к. пункт О возврате беглых крестьян владельцам и о том, что казаки не имеют права занимать государственные должности, вызвал ярость против Ляпунова. В июле 1611 г. П. Ляпунов был приглашен в казачий «круг» и убит. Первое ополчение распалось. 3 июня 1611 г. после 20-месячной осады, пал Смоленск. Сигизмунд III объявил, что сам станет царем, а Россия войдет в состав Речи Посполитой. Шведы захватили Новгород. России грозила утрата национальной независимости. В этот тяжелый период в Нижнем Новгороде, посадские люди во главе с Кузьмой Мининым организовали сбор средств на создание нового ополчения. Руководство второго ополчения настояло на созыве Земского собора - законного органа власти русского государства для избрания царя. В январе 1613 г. он избрал царем Михаила Федоровича Романова - сына патриарха Филарета, в миру боярина Федора Никитиче Романова, родственника Ивана Грозного и его сыновей по женской линии.
ДИСКУССИЯ:
1.
В чем заключается политический социальный конфликт:
- Между боярами и «наследниками» престола. (Борис Годунов, Царевич Дмитрий). - Между боярами и крестьянами или «бедными и богатыми». (Восстание Хлопка) - Между Россией и Польшей. 2. В чем проявляется девиантное поведение эпохи Смутного времени: - Сама Смута; - Борьба за власть среди бояр; - Предательство боярства. (В.Шуйского и Милославских) 3. Какие идеалы и традиции появляются у русского народа в эпоху смуты. - Сплоченность; - Авторитет;
- Патриотизм; - Взаимовыручка.
Изучение нового материала:

Учитель:
Руководство второго ополчения настояло на созыве Земского собора - законного органа власти русского государства для избрания царя. В январе 1613 г. он избрал царем Михаила Федоровича Романова - сына патриарха Филарета, в миру боярина Федора Никитиче Романова, родственника Ивана Грозного и его сыновей по женской линии.
Призвание Михаила Федоровича на престол.

(информация электронной энциклопедии)
Главной задачей, которая стояла перед новым правителем было восстановление государства после Смуты. Решение этой задачи, а также военно-политических и иных вопросов требовали больших денежных затрат. Денежные поступления можно было увеличить только при усилении барщины и увеличении оброка, дополнительного налогообложения других сословий государства, а максимально эффективно это можно было сделать лишь при сосредоточении власти в одних руках. В целом деятельность первых Романовых была направлена на укрепление власти самодержца и создание эффективной системы управления огромным государством.
- наследственная передача власти Алексею Михайловичу.
После Михаила Федоровича престол занял его 16-летний сын Алексей Алексей Михайлович «Тишайший» (1645 - 1676 гг.) стремился как можно меньше вмешиваться в государственные дела, передоверяя их приближенным.
Сообщение ученика:

«Соляной бунт»
Вторая половина ХУII в. была наполнена социальными взрывами. Восстания ХУII в. по своей организации и структуре достаточно сложны: они включают и элементы вечевых порядков, и элементы городского и казацкого самоуправления. Первым в этой цепочкe явилось восстание в Москве в 1648 г., известное под названием Соляной бунт. Истоки его необходимо искать в финансовой реформе главы правительства боярина Б. И. Морозова, оказывавшего большое влияние на царя. Пустующую государственную казну он решил пополнить заменой прямых налогов (чрезвычайно разорительных) косвенными. В 1646 г. было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство прежде всего рядового посадского населения. Тогда в 1647 г. соляной налог был отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем - прямыми налогами. В городах это особенно ударило по жителям «черных слобод», которые в отличии от «белослободчиков», освобожденных от платежей, несли в полной мере государево тягло. «Чернослободские» требовали ликвидации «белых слобод» и уравнения их населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом. К лету 1648 г. в столице складывается напряженная обстановка. 1 июня возвращающемуся с богомолья Алексею Михайловичу москвичи хотели подать челобитную, но были разогнаны стрельцами. Тогда на следующий день горожане ворвались в Кремль и вновь попытались вручить царю челобитную. Морозов приказал стрельцам изгнать толпу, но они отказались. Начались по громы боярских дворов. Восставшие потребовали выдачи особенно ненавистных Морозова, начальника Земского приказа Плещеева и др. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь. С помощью стрельцов восстание подавлено. Восстание способствовало тому, что господствующий класс на время отложил распри (бояре- дворяне) и занялся выработкой нового свода законов.
Сообщение ученика:

«Медный бунт»
По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматривалось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада. С 1630-го по 1650 г. произошли восстания в 30 русских городах. Следующее выступление произошло в 1662 г. Оно известно как Медный бунт.
Восстание было связано с русско-польской войной, которая вызвала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалование выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспособным. В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя - село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими. Однако правительство вынуждено было пойти на прекращение чеканки медных денег, а впоследствии - заменить их серебряными.
Учитель:
После смерти Алексея Михайловича на русский престол был возведен 14-летний Федор (1676- 1682 гг.). Ведущее место при дворе заняли Милославские (родственники первой жены Алексея Михайловича), Федор активного участия в государственных делах не принимал.
- Приход к власти Петра I

.

(информация электронной энциклопедии).
После смерти Федора осталось два его брата - старший Иван, сын царя Алексея от первой жены Милославской, и Петр, сын от второй жены Нарышкиной. Царем по предложению патриарха Иоакима провозгласили 10-летнего Петра. К власти пришли родственники матери нового царя Нарышкины. Воцарение Петра должно было коренным образом изменить положение Милославских: их ожидало опальное прозябание на задворках царского дворца. Но не в обычае Ивана Михайловича Милославского и особенно честолюбивой царевны Софьи было мириться со своим поражением и безропотно подчиниться судьбе. Они искали случая, чтобы вновь помериться силами с противной группировкой. Обнаружилась и сила, на которую можно было опереться в предстоявшей схватке, - стрельцы.
Закрепление пройденного материала:

ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА:

«БРЕЙНРИНГ»

Подготовка к игре:
Сформировать две команды по 6 человек. Дать название командам
: 1 команда – «ЦАРИ»;

2 команда – «ИМПЕРАТОРЫ».
Разложить 6 вопросов для обеих команд. Сформировать жюри из состава студентов. (3 человека)
1. Что такое «урочные лета» и «заповедные лета»?
(Срок сыска беглых крестьян (от 5 – до 15 лет) и годы где запрещались переходы крестьян от феодала к феодалу)
2. Как на самом деле звали первого самозванца, выдававшего себя за царевича Дмитрия?
(Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев – холоп боярина Путятина).
3. Музыкальный вопрос
– гимн Российской империи.
4. Почему Лжедмитрий 2 получил прозвище «Тушинский вор».
(Деревня Тушино под Москвой, где находилась польская армия Лжедмитрия II. проводила постоянные погромы, осуществляла грабежи и разбои близ лежащих районов).
5. Как звали первого императора Российской империи?
(Петр I Алексеевич).
6. Какой флот построил Петр I?
(Балтийский флот).
7. Каким образом проверял на прочность корабли Перт I?
(Устраивал балы на палубах).

8. Какого царя называли «Тишайший»?
(Алексея Михайловича Романова).
9. Какие два «бунта» прошли в годы правления Алексея Михайловича?
(«Медный бунт», «Соляной бунт»).
10. В каком возрасте венчался Михаил Федорович на русский престол?
(16 лет)
11. Какое сословие было главенствующим в первых годах правления Романовых?
(Духовенство, дворянство).
12. Что такое абсолютизм?
(Абсолютная власть монарха). Подведение итогов: Жюри подводит итоги интеллектуальной игры. Приветствие команды победительницы. Домашнее задание: Выучитьпараграфы
32-33

Список литературы:
1. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. М., 2005. 2. История государственного управления России: Учебник / под. ред. Ю.П. Титова. М., 2003. 3. История России, ХХ век: Лекции и учебно-методические материалы. М.: Изд-во Ипполитова, 2004. 500 с. 4. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций / под. ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 2008. 5. История России с древнейших времен до конца XX в.: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2000. 6. История России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. А.С. Орлова и др. М., 2004. 7. История Отечества с древнейших времен до наших дней. Учебник 11-е изд., / Под ред., В.В. Артемова, Ю.Н. Лубченков. М., 2007.


В раздел образования