Автор: Трубачёва Маргарита Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ ЦРР - д/с № 72
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя
Раздел: дошкольное образование
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда
и музыкального руководителя
Сутягина Н.В., учитель-логопед,
Трубачёва М.Н, музыкальный руководитель.
ГБДОУ ЦРР - детский сад №72
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя -
неотъемлемая часть системы коррекционной работы с дошкольниками с общим
недоразвитием речи (ОНР).
В нашем детском саду такая работа проводится с дошкольниками на
логоритмических занятиях, начиная с I младшей группы. Все занятия построены
с учётом особенностей развития детей раннего возраста, структуры имеющихся
нарушений при ОНР и требований ФГОС ДО.
При планировании занятий мы используем принцип концентрического
наращивания материала по изучаемым лексическим темам (например: "Осень",
"Игрушки", "Домашние животные" и др.).
Все упражнения с детьми проводятся по подражанию. Главная задача
педагогов – создать на занятиях атмосферу праздника и радости. Только при
таких условиях у детей формируется устойчивый интерес к музыкальной и
речевой
деятельности,
поддерживается
положительное
эмоциональное
отношение
к
упражнениям,
а
значит,
достигается
результативность
коррекционной работы.
В каждое занятие мы обязательно включаем специально подобранные
игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук (например:
«Фонарики», «Здравствуй, пальчик» и др.), работу над ловкостью, точностью и
переключаемостью движений. Таким образом, осуществляется формирование
координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с мелкими
предметами.
Известно, что детей раннего возраста привлекает ритмичность, чёткость,
чередование слов (слогов), под которые можно прыгать, ходить, играть в мяч. В
связи с этим, на своих занятиях мы используем чистоговорки, переложенные на
музыку, необходимые для чёткой артикуляции гласных и простых согласных
звуков или для того, чтобы научить язык выполнять правильные движения
(логопедические распевки).
В результате такой работы руки, артикуляционный аппарат и голос
становятся единым, хорошо слаженным инструментом. С одной стороны, пение
превращается в игру с пальчиками и руками, движение помогает запомнить
мелодию и её динамику. С другой стороны, пение используется как
коррекционное средство для развития чувства ритма, голоса, для формирования
выразительной интонации и правильной артикуляции при произнесении звуков
речи и таким образом подготавливает детей к формированию у них фразовой
речи.
Вся вокальная работа с детьми раннего возраста с ОНР ведётся в
негромкой динамике. На наш взгляд, важным является этап работы над
пропеванием гласных, именно здесь осуществляется работа над тембром и
силой голоса.
При проведении логоритмических занятий кроме речевых нарушений мы
учитываем и особенности развития психических процессов детей раннего
возраста с ОНР. В связи с этим, в структуру каждого занятия входят
упражнения на переключение внимания, направленные на смену движений,
сопровождающиеся различными музыкальными отрывками (например, на
громкую музыку дети идут, на тихую музыку – бегут).
Упражнения на объём внимания включают воспроизведение ребёнком
несложных
движений
после
показа
их
учителем-логопедом.
Также
используются различные игры, воспитывающие основные стороны внимания,
например: «Повтори также», «Сделай наоборот». Целью таких упражнений
является устранение общей напряжённости и скованности дошкольников.
Педагог обязательно объясняет и показывает движения детям, использует
чёткие музыкальные и словесные сигналы для смены движений.
В целом, можно выделить 2 основных направления, по которым
происходит
взаимодействие в
работе
учителя-логопеда
и музыкального
руководителя на логоритмических занятиях в I младшей группе для детей
раннего возраста с
ОНР:
коррекционно-развивающее и информационно-
консультативное.
Учитывая специфику первого направления, работа учителя-логопеда и
музыкального руководителя позволяет осуществлять комплексный подход,
направленный на:
- постановку правильного диафрагмального дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов;
- формирование артикуляторной базы;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- совершенствование лексико-грамматического строя речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- развитие и формирование слуховой памяти и слухового внимания;
- развитие зрительной ориентировки;
- развитие координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- воспитание темпа и ритма дыхания и речи;
- развитие просодической системы родного языка.
Информационно-консультативное
направление
включает
подбор
учителем-логопедом материала для развития мелкой моторики (упражнения с
различным дидактическим материалом, пальчиковые игры), проведения с
детьми самомассажа мышц лица, мимических упражнений, дыхательных
упражнений, звуковой и артикуляционной гимнастики, обогащения пассивного
и активного словаря детей, формирования их грамматического строя речи.
В свою очередь, музыкальный руководитель подбирает материал для
игр на детских музыкальных инструментах (бубен, барабаны, ложки и т.д.),
распевки, движения с речью под музыку, песни со звукоподражаниями.
На наш взгляд, логоритмические занятия, проводимые с детьми раннего
возраста с ОНР, совместно учителем-логопедом и музыкальным руководителем
позволяют комплексно осуществлять коррекционную работу, направленную на
развитие у детей не только фразовой речи, но и высших психических функций
(внимания, памяти, мышления), а также координации мелкой и общей
моторики.
Таким
образом,
взаимодействие
в
работе
учителя-логопеда
и
музыкального руководителя является неотъемлемой частью и важным условием
эффективной коррекционной работы с детьми раннего возраста с ОНР.
Список использованной литературы:
1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4
лет. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
3. Можгова Е.И. Литературно-музыкальные занятия для детей от 1,5 до 3 лет. –
СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 128 с.
4. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. – СПб.: КАРО, 2009 – 64
с.:илл
5. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста:
Пособие для музыкальных руководителей. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 64 с.:
ил.
6. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция
произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические
рекомендации. – М.: Издательство ГНОМ и Д. – 32 с. (Практическая
логопедия.)