Напоминание

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя


Автор: Трубачёва Маргарита Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ ЦРР - д/с № 72
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимосвязь в работе учителя-логопеда

и музыкального руководителя

Сутягина Н.В., учитель-логопед,

Трубачёва М.Н, музыкальный руководитель.

ГБДОУ ЦРР - детский сад №72

Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя -

неотъемлемая часть системы коррекционной работы с дошкольниками с общим

недоразвитием речи (ОНР).

В нашем детском саду такая работа проводится с дошкольниками на

логоритмических занятиях, начиная с I младшей группы. Все занятия построены

с учётом особенностей развития детей раннего возраста, структуры имеющихся

нарушений при ОНР и требований ФГОС ДО.

При планировании занятий мы используем принцип концентрического

наращивания материала по изучаемым лексическим темам (например: "Осень",

"Игрушки", "Домашние животные" и др.).

Все упражнения с детьми проводятся по подражанию. Главная задача

педагогов – создать на занятиях атмосферу праздника и радости. Только при

таких условиях у детей формируется устойчивый интерес к музыкальной и

речевой

деятельности,

поддерживается

положительное

эмоциональное

отношение

к

упражнениям,

а

значит,

достигается

результативность

коррекционной работы.

В каждое занятие мы обязательно включаем специально подобранные

игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук (например:

«Фонарики», «Здравствуй, пальчик» и др.), работу над ловкостью, точностью и

переключаемостью движений. Таким образом, осуществляется формирование

координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с мелкими

предметами.

Известно, что детей раннего возраста привлекает ритмичность, чёткость,

чередование слов (слогов), под которые можно прыгать, ходить, играть в мяч. В

связи с этим, на своих занятиях мы используем чистоговорки, переложенные на

музыку, необходимые для чёткой артикуляции гласных и простых согласных

звуков или для того, чтобы научить язык выполнять правильные движения

(логопедические распевки).

В результате такой работы руки, артикуляционный аппарат и голос

становятся единым, хорошо слаженным инструментом. С одной стороны, пение

превращается в игру с пальчиками и руками, движение помогает запомнить

мелодию и её динамику. С другой стороны, пение используется как

коррекционное средство для развития чувства ритма, голоса, для формирования

выразительной интонации и правильной артикуляции при произнесении звуков

речи и таким образом подготавливает детей к формированию у них фразовой

речи.

Вся вокальная работа с детьми раннего возраста с ОНР ведётся в

негромкой динамике. На наш взгляд, важным является этап работы над

пропеванием гласных, именно здесь осуществляется работа над тембром и

силой голоса.

При проведении логоритмических занятий кроме речевых нарушений мы

учитываем и особенности развития психических процессов детей раннего

возраста с ОНР. В связи с этим, в структуру каждого занятия входят

упражнения на переключение внимания, направленные на смену движений,

сопровождающиеся различными музыкальными отрывками (например, на

громкую музыку дети идут, на тихую музыку – бегут).

Упражнения на объём внимания включают воспроизведение ребёнком

несложных

движений

после

показа

их

учителем-логопедом.

Также

используются различные игры, воспитывающие основные стороны внимания,

например: «Повтори также», «Сделай наоборот». Целью таких упражнений

является устранение общей напряжённости и скованности дошкольников.

Педагог обязательно объясняет и показывает движения детям, использует

чёткие музыкальные и словесные сигналы для смены движений.

В целом, можно выделить 2 основных направления, по которым

происходит

взаимодействие в

работе

учителя-логопеда

и музыкального

руководителя на логоритмических занятиях в I младшей группе для детей

раннего возраста с

ОНР:

коррекционно-развивающее и информационно-

консультативное.

Учитывая специфику первого направления, работа учителя-логопеда и

музыкального руководителя позволяет осуществлять комплексный подход,

направленный на:

- постановку правильного диафрагмального дыхания;

- укрепление мышечного аппарата речевых органов;

- формирование артикуляторной базы;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- совершенствование лексико-грамматического строя речи;

- совершенствование мелкой моторики;

- развитие и формирование слуховой памяти и слухового внимания;

- развитие зрительной ориентировки;

- развитие координации движений;

- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;

- воспитание темпа и ритма дыхания и речи;

- развитие просодической системы родного языка.

Информационно-консультативное

направление

включает

подбор

учителем-логопедом материала для развития мелкой моторики (упражнения с

различным дидактическим материалом, пальчиковые игры), проведения с

детьми самомассажа мышц лица, мимических упражнений, дыхательных

упражнений, звуковой и артикуляционной гимнастики, обогащения пассивного

и активного словаря детей, формирования их грамматического строя речи.

В свою очередь, музыкальный руководитель подбирает материал для

игр на детских музыкальных инструментах (бубен, барабаны, ложки и т.д.),

распевки, движения с речью под музыку, песни со звукоподражаниями.

На наш взгляд, логоритмические занятия, проводимые с детьми раннего

возраста с ОНР, совместно учителем-логопедом и музыкальным руководителем

позволяют комплексно осуществлять коррекционную работу, направленную на

развитие у детей не только фразовой речи, но и высших психических функций

(внимания, памяти, мышления), а также координации мелкой и общей

моторики.

Таким

образом,

взаимодействие

в

работе

учителя-логопеда

и

музыкального руководителя является неотъемлемой частью и важным условием

эффективной коррекционной работы с детьми раннего возраста с ОНР.

Список использованной литературы:

1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое

пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.

2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4

лет. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.

3. Можгова Е.И. Литературно-музыкальные занятия для детей от 1,5 до 3 лет. –

СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 128 с.

4. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. – СПб.: КАРО, 2009 – 64

с.:илл

5. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста:

Пособие для музыкальных руководителей. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 64 с.:

ил.

6. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция

произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические

рекомендации. – М.: Издательство ГНОМ и Д. – 32 с. (Практическая

логопедия.)



В раздел образования