Напоминание

Работа с текстом на уроках смыслового чтения как способ формирования коммуникативных способностей суворовцев путем использования приемов технологии развития критического мышления


Автор: Гаринова Алена Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа с текстом на уроках смыслового чтения как способ формирования коммуникативных способностей суворовцев путем использования приемов технологии развития критического мышления
Раздел: среднее образование





Назад




Смысловое чтение как метапредметный результат образования

В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и

практиков во всем мире. Наряду с письмом и владением компьютером, оно

относится к базовым умениям, которые позволяют человеку продуктивно

работать, свободно общаться с разными людьми и наиболее полно

реализовываться в жизни.

Наверное,

вам

известны

последние

исследования

российских

специалистов,

которые

пришли

к

неутешительному

для

нас

выводу:

российские школьники не умеют работать с текстовой информацией. К

сожалению,

многие

из

нас

научены

читать

только

репродуктивно,

механически воспроизводить содержание, пересказывать факты и фабулу.

Когда-то этого было достаточно для получения образования. Сегодня же нам

необходимо

воспитать

грамотного

читателя.

Вероятно,

именно

этим

объясняется разработка Национальной программы поддержки и развития

чтения, а также изменения, которые происходят в структуре как ГИА, так и в

структуре самих экзаменационных материалов (как принято называть

КИМов):

собеседование

в

10

классе

по

русскому

языку,

сочинение

(изложение) в 12 классе как допуск к ГИА; увеличение заданий на понимание

смысла текста в КИМах. При этом надо учитывать, что текст в современном

мире понимается широко. Выделяются сплошные и несплошные тексты.

К сплошным текстам относятся:

1) описание (художественное и техническое);

2) повествование (рассказ, отчет, репортаж);

3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);

4) аргументация (научный комментарий, обоснование);

5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы,

законы).

К несплошным текстам можно отнести:

1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);

2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);

3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);

4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);

5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);

6) таблицы и графики;

7) диаграммы;

8) таблицы и матрицы;

9) списки;

10) карты.

Ссылка на Богдана: изменения в структуре ОГЭ по математике –

несколько заданий на понимание и интерпретацию картинок, схем…

Отсюда

напрашивается вывод, чтобы получить положительный

результат, необходимы согласованные действия учителей разных предметов

(русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание,

география, биология...) по формированию общей стратегии смыслового

чтения и работы с текстом обучающихся на всех в уровнях обучения –

единого режима работы школы с текстовой информацией. При создании

ООП ООО в программу развития универсальных учебных действий многие

школы включают программу «Формирование основ смыслового чтения и

работу с текстом". Считаю, что это очень актуально и своевременно.

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных

во ФГОС ООО. Оно в современном информационном обществе носит

«метапредметный», или «надпредметный», характер, и умения чтения

относят к универсальным учебным действиям.

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около двухсот

факторов. Фактор № 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет

на успеваемость, чем все вместе взятые.

Психологами установлено, что полноценное чтение – это сложный и

многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и

коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации,

самоконтроль,

восстановление

широкого

контекста,

интерпретация,

комментирование текста и др. Такое большое значение «навыка смыслового

чтения»

для

развития

ученика

определило

перечень

планируемых

результатов освоения основ смыслового чтения и работы с текстом по

окончании общей школы.

На слайде представлены различные виды чтения:

Виды чтения

Виды чтения

по участию психических

процессов

Виды чтения

по целям

Виды чтения

по степени

осмысления

информации

Виды чтения

по мотивам

Виды чтения

по скорости

1. Рациональное

чтение (ознакомительное

,

просмотровое,

аналитическое)

1.Функциональное

чтение – это чтение

с целью поиска ин-

формации для реше-

ния конкретной

задачи или

выполнения

определѐнного зада-

ния. В нѐм

применяются

приѐмысканирова-

ния и аналитического

чтения (в различных

сочетаниях).

1. Репродуктивно

е

чтение – это

первая

фаза чтения, когда

воспринимается

его общий смысл.

1. Досуговое

чтение

связано с

отдыхом,

развлечением;

в таком

чтении воля и

память

практически

не участвуют.

1. Быстрое чтение –

это просмотровое

(поисковое) чтение

2. Эмоциональное

чтение – это творческая

деятельность

читателя, в которой

ведущую роль играют

воображение и чувства.

При эмоциональном

чтении читатель

выступает как соавтор

писателя, он домысливает

и обогащает читаемый

текст.

2. Эстетическое чте-

ние предполагает

глубокое понимание

и переживание

художественного

текста. При

таком чтении

применяются приемы

аналити-

ческого чтения.

2. Творческое

чтение – это

вторая и третья

фаза чтения, в

которых главная

роль отводится

интерпретации,

оценке и рефлек-

сии.

2. Деловое

чтение

связано с

учебной де-

ятельностью

школьника.

2. Медленное

чтение – это

аналитическое чтение

с целью

исследования и

запоминания.

Из всех видов чтения ученики основной школы должны овладеть в

ходе обучения следующими видами: ознакомительным, направленным на

извлечение основной информации или выделение основного содержания

текста; изучающим (смысловым, критическим), имеющим целью извлечение,

вычерпывание

полной

и

точной

информации

с

последующей

интерпретацией

содержания

текста;

поисковым

(просмотровым),

направленным на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

выразительным.

Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в

начальной школе, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. В

настоящее время это постоянно развивающаяся совокупность знаний,

навыков

и

умений,

то

есть

таких

качеств

человека,

которые

совершенствуются

на

протяжении

всей

жизни

в

разных

ситуациях

деятельности и общения – грамотность чтения.

Грамотность чтения характеризуется четырьмя главными умениями,

которыми должен овладеть ученик:

- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного

смысла;

- нахождение информации;

- интерпретация текста;

- рефлексия на содержание текста или на форму текста.

Что поможет нам выполнить требование стандарта, сформировать

грамотность чтения у учащихся?

Под

грамотностью

чтения

понимается

способность

человека

к

осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их

содержания

для

достижения

собственных

целей,

развития

знаний

и

возможностей,

для

активного

участия

в

жизни

общества.

Слово

«грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением

как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения

образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни

общества.

В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется,

но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных

текстов.

Вот почему, отмечая результаты предэкзаменационных испытаний, мы

должны говорить о том, как обстоят дела в нашей образовательной

организации с работой над текстом. И здесь будет важно, насколько

грамотно учителя-предметники ведут эту работу, объединены ли они общей

стратегией смыслового чтения. Задача учить понимать, анализировать,

истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательной

ситуации становится одной из самых актуальных задач современной школы.

Именно поэтому ФГОС ООО включает в метапредметные результаты

освоения

основной

образовательной

программы

основного

общего

образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками

смыслового чтения текстов различных стилей и жанров".

Смысловое

чтение

позволяет

освоить

как

научные,

так

и

художественные

тексты.

При

этом

не

нужно

забывать

главную

отличительную особенность этих текстов. Суть чтения научной литературы

состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не

спорим с природой, мы соглашаемся. Понимание научного текста в отличие

от художественного должно быть однозначным. Если книга предназначена

для передачи знаний, цель автора - в том, чтобы дать читателю возможность

чему-либо научиться. При чтении художественных текстов допускается

собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской.

Что же такое смысловое чтение? Смысловое (продуктивное) чтение —

вид чтения, который нацелен на понимание читающим смысла текста. В

концепции универсальных учебных действий (А. Асмолов, Г. Бурменская, И.

Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:

- с осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от

цели;

- с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов

различных жанров;

- с определением основной и второстепенной информации;

- с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст,

необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять

содержание

текста,

уловить

все

детали

и

практически

осмыслить

информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с

помощью

анализа

текста.

Владение

навыками

смыслового

чтения

способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи,

способствует продуктивному обучению. Развитие способностей смыслового

чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и

критического чтения.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при

смысловом

виде

чтения

происходят

процессы

постижения

читателем

ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его

интерпретации, наделения смыслом. Смысл – то есть с мыслью, говоря

упрощенно: определяя, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста,

картины, здания и т.п. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.

Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели,

состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и

результат.

Смыслом применительно к тексту и, в частности к минимальной

единице этого текста, понимается целостное содержание какого-либо

высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и

элементов, но само определяющее эти значения. Смысл актуализирует в

системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной

ситуацией, данным контекстом.

Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он

способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и

способностей. Оттого и разница в восприятии.

Как помочь ученику овладеть «навыками смыслового чтения текстов

различных стилей и жанров»?

Один из путей развития читательской грамотности – освоить стратегии

смыслового текста. «Стратегии смыслового чтения» – различные комбинации

приемов,

которые

используют

учащиеся

для

восприятия

графически

оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно

смысловые установки в соответствии с коммуникативно познавательной

задачей. По определению Н.Н. Сметанниковой, «путь, программа действий

читателя по обработке различной информации текста является стратегией».

Стратегии

чтения

являются

алгоритмом

умственных

действий

и

операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают

лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают

культуру чтения.

По

сути,

технология

овладения

навыком

смыслового

чтения,

предложенная Н. Сметанниковой, в плане трёхэтапной работы с текстом: до

чтения, во время чтения и после чтения. Использование ее поможет учителю

достичь планируемых результатов развития у обучающихся навыков работы

с текстом, сформировать конкретную систему умений, которой может и

должен овладеть каждый. Учёные, исследующие механизмы осмысленного

(рефлексивного, изучающего) чтения, предлагают учителю не просто набор

приёмов работы с текстом, а логически выверенную систему работы,

ведущую к результату. Есть описание алгоритма действий учителя и ученика

по формированию навыка смыслового чтения разных авторов. Надо только

принять это и использовать в своей работе. Именно сейчас умение быстро

обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных

и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков

стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.

Тема большая, сложная, многогранная, в своем сообщении я только

озвучила некоторые общие вопросы, поэтому, мне кажется, было бы уместно

провести

заседания

ШМО

по

данной

проблеме

и

как

результат

-

тематический педсовет по вопросам смыслового чтения в образовательном

пространстве нашей школы.

______________________________________________

Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни

плавать». Я желаю всем нам научиться вдумчиво читать, а значит,

анализировать, сравнивать, сопоставлять и оценивать знакомую и новую

информацию. И тогда ученик не утонет в море информации.



В раздел образования