Автор: Скрипкина Людмила Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДДЮТ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: «Пути подготовки к выступлению»
Тема: Методическая разработка
Раздел: дополнительное образование
1
Государственное Бюджетное Учреждение Дополнительного
Образования Дворец Детского и Юношеского Творчества
«На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Пути подготовки к выступлению»
Разработала педагог дополнительного образования
высшей категории ДХС «Искра»
Людмила Анатольевна Скрипкина
г.Санкт-Петербург
2019
2
Содержание
Введение......................................................................................................................3
1. Основы подготовки публичного выступления...............................................5
2. Преодоление комплексов перед публичным выступлением........................8
Заключение...............................................................................................................12
Литература................................................................................................................13
3
Введение
Выход на сцену – это, в большинстве случаев, определённая вершина до-
стижения начинающего музыканта. Мои представления о том, каким образом
можно подготовить учащегося к выходу на сцену, базируются на педагогиче-
ском опыте работы с детьми в течение многих лет. Публичные выступления –
это особая форма деятельности, результат напряженного творческого труда. Он
является главным стимулятором его дальнейшего творческого роста.
Публичное выступление помогает более точно выявить способности, ди-
намику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую сме-
лость, волю, творческую фантазию и воображение, воспитывает эстрадную вы-
держку, глубину эмоций, артистизм.
Обучение не ограничивается рамками занятий, оживляется активное уча-
стие ребят в творческой жизни школы, развивается вкус к исполнительству. С
первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающи-
ми своим искусством.
Общение с публикой, зрительской аудиторией – всегда творческий про-
цесс и предполагает взаимную связь: исполнитель-музыкант не только воздей-
ствует на аудиторию, но и испытывает ее влияние на себе. Музыка для испол-
нителя является связующим звеном и одновременно средством общения с ауди-
торией.
Преодоление эстрадного волнения должно идти по пути творческого же-
лания общения со слушателями. Именно общение несет в себе истинный и не-
преходящий смысл всей подготовительной работы музыканта-исполнителя.
Цель: изучить индивидуальную работу с учащимися, как средство подго-
товки к публичному выступлению.
Задачи:
1.
Рассмотреть пути подготовки публичного выступления.
2.
Изучить особенности преодоления комплексов перед публичным вы-
ступлением.
4
Теоретическую основу работы составили труды современных исследова-
телей в области музыки.
При исследовании работы применялись такие методы как анализ и син-
тез, аналогия и сравнение, моделирование и обобщение.
Структура работы строилась в соответствии с поставленными задачами и
состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной ли-
тературы.
5
1. Основы подготовки публичного выступления
Самочувствие исполнителя на концертной эстраде – это вопрос, который
касается каждого музыканта. Далеко не всем удается полностью владеть собой.
Волнение испытывает почти каждый исполнитель, выступающий публично.
Но одному это волнение не мешает справляться со своей творческой задачей,
другому приходится затрачивать на борьбу с ним массу лишней энергии и при
этом он не всегда достигает желаемого результата, а третий настолько не вла-
деет собой, что каждое выступление доставляет ему мучительное переживание
и желание его избежать. Иногда, талантливый музыкант из-за сильного волне-
ния вынужден оставить свою исполнительную деятельность.
Несомненно, индивидуальные качества человека играют здесь большую
роль, но не меньшее значение имеет общее музыкальное воспитание, которое
ученик получает с детства. При ближайшем рассмотрении некоторых сторон
музыкального воспитания, оказывается, что во многом повинен педагог.
Каждый из преподавателей, в свое время, побывал на эстраде и может
вспомнить, какие ощущения испытывает исполнитель при публичном выступ-
лении. Еще до выхода на эстраду он интересуется, кто его будет слушать. Это
далеко не безразлично выступающему. Иногда присутствие в зале какого-
нибудь значительного (или нежелательного) для него лица бывает достаточно,
чтобы играющий начал волноваться. Это вызвано желанием понравится, сы-
грать лучше и в тоже время сомнением: а вдруг не получится хорошо? Не
ошибиться бы, не забыть, не остановится. И он начинает проигрывать те не-
приятные места, которые вызывают у него беспокойство и не уверенность,
стремясь лучше зафиксировать их в памяти.
Часто ученик выходит на эстраду не уверенным, полагаясь на случай –
«как выйдет». Очутившись перед комиссией, или публикой, он начинает вол-
новаться, так как не может не реагировать на окружающую его неприятную об-
становку, которая рассеивает его внимание.
Происходит решительная борьба с самим собой, в этой борьбе прояв-
ляется сила характера, воля и качество подготовки как технической, так и пси-
6
хологической, проводимой педагогом.
Подобное самочувствие исполнителя на эстраде возникает по многим
причинам: от непривычной обстановки, боязни остановится, ошибиться, от
недостаточного технического запаса, неприятных ассоциаций и самое главное
от неправильного психического воздействия на ученика со стороны педагога и
окружающих.
Психологи давно доказали, что при публичном выступлении в организме
человека происходят значительные физиологические изменения: повышается
артериальное давление, учащается сердцебиение, повышается уровень адре-
налина в крови, в некоторых случаях повышается температура тела. Чрез-
мерность данных процессов свидетельствует о непродуктивном волнении, неу-
мении человека адаптироваться к экстремальной ситуации. Даже кратковре-
менное публичное выступление требует от музыканта психических затрат, рав-
ноценных восьмичасовому рабочему дню. Вот что пишет Игнацы Ян Падерев-
ский о своем исполнительском опыте: «В течение многих лет моей артистиче-
ской деятельности я испытывал ужасные страдания перед выступлением, эти
муки, которые невозможно описать. Ужасное внутреннее волнение, страхи,
связанные со всем и вся: публикой, фортепиано, обстановкой, памятью, - все
это не что иное, как нечистая совесть».
Педагогическое воздействие на ученика начинается с приемных испыта-
ний, а первые впечатления, как хорошие, так и плохие, обладают свойством
оставлять глубокий след в психике ребенка. Комиссия педагогов сидящих за
традиционным красным столом, всегда волнует ребенка. Он понимает, что от
них зависит оценка его ответов. Окружающая непривычная обстановка оказы-
вает большую нагрузку на нервную систему ребенка, в результате чего появ-
ляется волнение, страх, общая скованность (ощущения, весьма похожие на те,
которые испытывает исполнитель при публичном выступлении).
Допустим, что ребенок преодолел охватившее его волнение, и, проде-
монстрировав свои хорошие музыкально-слуховые данные, поступил в музы-
кальную школу. Однако, первое впечатление, полученное от приемных испы-
7
таний, может остаться надолго. На зачете или экзамене ученик вновь попадает
в аналогичную атмосферу, и, несмотря на то, что он хорошо подготовлен, твер-
до выучил свою программу, у него по ассоциации с пережитым ранее, могут
возникнуть скованность, неуверенность, робость.
Обстановка испытаний должна быть приятной и интересной для ребенка,
а не пугающей, нервирующей его.
Проучившись целый год в классе, ученик во время своего первого пуб-
личного выступления обнаруживает резкое изменение обстановки. Обычно, за-
нятия происходят в классе, а не в зале, стоит он на полу, а не на возвышении,
кроме него и педагога во время урока обычно никого нет. И друг, во время вы-
ступления все привычное исчезает, изменения вызывают чувство неуверенно-
сти, настороженности. Непривычная тишина вокруг является в свою очередь,
новым раздражителем, которых и без того много. Кроме того, на зачетном вече-
ре ученик должен играть сразу пьесу один раз в законченном виде. Все это на-
рушает привычный режим, происходит ломка стереотипа – чрезвычайно тяже-
лое испытание для центральной нервной системы, вызывающее отрицательную
реакцию.
Следовательно, в учебном процессе педагогом многое не было
предусмотрено.
8
2. Преодоление комплексов перед публичным выступлением
Большинство учеников, на эстраде играет хуже, чем в классе, в основ-
ном по двум причинам: из-за плохой технической оснащенности и недостаточ-
но развитого творческого увлечения во время игры (одно с другим тесно связа-
но). Обычно, в первую очередь, дают о себе знать проблемы в технической
подготовке, а это не минуемо отражается на качестве всего музыкального ис-
полнения. Если до публичного выступления еще имелось излишнее напряжение
в мышцах, то от волнения во время игры на эстраде оно во много раз возраста-
ет, появляется скованность всего тела, руки начинают дрожать, плохо подчи-
няются исполнителю и часто вместо плавного, длинного звука получается не-
что вроде стаккато.
Совершенно очевидно, что в таком состоянии ученик не может полно-
стью выполнить стоящую перед ним музыкально-художественную задачу.
Тоже относится и ко всем навыкам.
Педагог должен придавать большое значение правильной последователь-
ной и прочной выработке у ученика каждого нового навыка (особенно в период
постановки рук и работы над интонацией), который усваивается, при участии
осязания, слуха и зрения. При таком комплексном восприятии навык со време-
нем автоматизируется.
Иногда педагог реагирует иначе, особенно если ученик ошибся в присут-
ствии посторонних: «Что с тобой сегодня? Ты никогда не ошибался! Сыграй
сначала» или: «Если будешь ошибаться, на вечере играть не будем».
Такая реакция педагога обязательно порождает боязнь сделать ошибку,
заостряет на ней внимание ученика, вызывает в нем неприязнь к выступлени-
ям.
И самое скверное – если педагог после выступления сообщает родителям
или самому ученику, что он играл неплохо, но ошибался, поэтому ему снизили
оценки за неудачное выступление.
Снижение оценки за неудачное выступление, обсуждение неудачи окру-
жающими, утешение товарищей оказывают отрицательное действие на психику
9
ребенка и накладывают отпечаток на дальнейшие выступления.
Вторично находясь на эстраде, он невольно испытывает ощущения пере-
житые ранее. На этот раз срыв может быть по ассоциации, если даже других
причин нет. Повторная неудача порождает боязнь эстрады и в последующих
выступлениях ученик исполняет произведение не с мыслью о художественной
задаче, а о том, что может ошибиться. Подобные примеры весьма распростра-
нены, и в большинстве случаев происходят по вине педагога – из-за необдуман-
ного его поведения и неправильного метода подготовки ученика к зачету, экза-
мену или концерту.
На каждом этапе обучения есть определенный предел музыкально-техни-
ческих возможностей ученика, и эти его возможности нужно испытывать в
классе, а не на эстраде. Гораздо лучше пройти несколько этюдов, две-три пьесы
различной трудности и уже из них выбрать для выступления то произведение,
которое получается лучше, в котором ученик чувствует себя свободней и уве-
ренней. При повторении уже пройденного этюда или художественного произ-
ведения все внимание ученика сосредотачивается на художественных задачах,
на более тонком и музыкальном исполнении, а не преодолении технических
трудностей. Таким образом, создается правильная психологическая подготовка
к предстоящему выступлению.
Занимаясь в домашних условиях, проигрывать музыкальное произведе-
ние нужно перед родителями с выходом, объявлением программы, поклонами,
аплодисментами. Такой метод работы тоже помогает постепенно справляться с
волнением. Любую ошибку или промах во время выступления следует игнори-
ровать. Если на концерте или во время прогона расстраиваться из-за незначи-
тельной ошибки можно испортить все исполняемое произведение.
После выступления необходимо провести работу над ошибками, про-
анализировать их: по какой причине произошла ошибка; была ли она след-
ствием сильного эмоционального напряжения; удалось ли избавиться от него
или нет; каким было эмоциональное состояние до выступления, в момент вы-
ступления и после него? Если выступление было очень неудачным, то разго-
10
воры не должны об этом вестись постоянно, необходимо после совместного
анализа настроить ученика на следующее удачное выступление.
Не испытывая технических затруднений ученик выходит на эстраду спо-
койно, сосредоточив все внимание на музыкальном содержании произведения,
свободно распоряжаясь всеми имеющимися у него музыкально-техническими
средствами выразительности. Молодому педагогу следует помнить, что важное
значение для всей дальнейшей исполнительской деятельности ученика имеет
его самочувствие при самом первом публичном выступлении. В зависимости от
того, какое впечатление произведет на него первое выступление, будет склады-
ваться его отношение к эстраде. Поэтому необходимо обеспечить такие усло-
вия, при которых он испытал бы только хорошее самочувствие, играя спокойно
и удачно во всех отношениях. Прежде всего, произведение, предназначенное
для публичного исполнения, особенно в первый раз, должно быть гораздо лег-
че исполнительских возможностей ученика.
Бывает и так, что педагог сам обращает внимание ученика на трудные ме-
ста в пьесе, тем самым заранее предостерегая его об опасности, иногда, прибав-
ляя к этому следующее замечание: если выучишь это место, я тебе позволю иг-
рать это произведение, не выучишь, не получишь его. Вряд ли следует дока-
зывать вред таких заявлений. Еще не приступая к работе над трудностями, уче-
ник уже боится их.
При составлении порядка выступлений учеников на зачете или экзамене,
желательно не придерживаться традиций, что более слабые ученики играют
обычно первыми, а сильные должны играть в конце. У первых это оставляет
ощущение приниженности, а у вторых может породить чувство зазнайства.
Перед самым выходом на эстраду не рекомендуется напутствовать ученика сло-
вами «не волнуйся», «играй смело» и тому подобное. Такое подбадривание,
как правило, оказывает противоположное действие. Гораздо полезнее рекомен-
довать ученику сделать гимнастику с глубоким вдохом и выдохом, ускоряю-
щую кровообращение, освобождающую все мышцы от напряжения, после
чего можно сосредоточить ему все внимание на чисто исполнительской задаче.
11
При игре в ансамбле первая задача заключается в том, чтобы научить уче-
ника все время слушать музыкальное произведение как единое целое. Играть в
ансамбле следует начинать скорее после того, как ученик научится медленно,
но правильно исполнять свою партию по нотам. Исполнять произведение сле-
дует сначала медленно, по нотам, без остановок, затем постепенно темп нужно
прибавлять. Не надо торопиться, заучивать на память. Это со временем должно
прийти само собой. В то же время, участник ансамбля должен хорошо ориен-
тироваться не только в своей партии, но и в партии партнёра.
Итак, само по себе публичное выступление ученика фактически специ-
альной подготовки не требует. Этой подготовкой является правильное воспита-
ние с самого начала его занятий в музыкальной школе. Педагог должен с пер-
вых уроков не упускать из вида конечную цель – публичное выступление – и
подчинить этой цели все методы своего преподавания, шаг за шагом «оснащая»
ученика необходимыми средствами исполнительского мастерства. Тогда каж-
дое публичное выступление будет являться гармоничным завершением опреде-
ленного этапа работы, проделанной в классе.
12
Заключение
Музыкальная судьба ребенка и формирование его музыкальных вкусов
зависит от первого практического соприкосновения ученика с музыкой. Основ-
ная задача педагога музыкальной школы – воспитание у ученика живого и не-
посредственного ощущения музыки, понимание ее выразительности и фрази-
ровки. Успех во многом зависит от профессионального мастерства педагога и
степени одаренности будущего музыканта.
Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление юного ис-
полнителя всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, ни один из методистов и
педагогов. Каждый человек - неповторимая индивидуальность, следовательно,
направления, формы и методы подготовки всегда должны основываться на ин-
дивидуальных качествах внутренней и внешней среды музыканта.
Общение с публикой, зрительской аудиторией – всегда творческий про-
цесс и предполагает взаимную связь: исполнитель-музыкант не только воздей-
ствует на аудиторию, но и испытывает ее влияние на себе. Музыка для испол-
нителя является связующим звеном и одновременно средством общения с ауди-
торией. Преодоление эстрадного волнения должно идти по пути творческого
желания общения со слушателями. Именно общение несет в себе истинный и
непреходящий смысл всей подготовительной работы музыканта-исполнителя.
Полное погружение в музыкальный материал для воплощения музыкаль-
ного образа, непрекращающийся процесс открытия прекрасного в исполняе-
мом, жажда выявить все это в реальном звучании – вот путь преодоления сце-
нического страха, психологической адаптации юного пианиста к публичному
выступлению.
13
Литература
1.
Алексеев, А. Методика обучения игре на фортепиано / А. Алексеев. –
М.: ВЛАДОС, 2010. – 312 с.
2.
Бузони, Ф.О пианистическом мастерстве / Ф. Бузони. – М.: АСТ, 2009.
– 212 с.
3.
Литвиненко, Ю.А. Роль публичных выступлений в процессе обучения
музыке / Ю.А. Литвиненко // Педагогика искусства. - 2010 . - №1. – С.
12-18.
4.
Милич, Б. Воспитание ученика-пианиста / Б. Милич. – М.: АСТ, 2011.
– 187 с.
5.
Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для студен-
тов и преподавателей / В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 2010. – 290 с.
6.
Вчерашний В.В. «Психологические особенности подготовки пианиста
к концертному выступлению» М., Изд-во института образования и
педагогики, 1999 – 288 с.