Напоминание

"Логопедические игры для дошкольников"


Автор: Коровкина Татьяна Юрьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Атамановский детский сад" комбинированного вида
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий район, село Атаманово
Наименование материала: статья
Тема: "Логопедические игры для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедические игры для дошкольников

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро:

быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается

звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши

имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно

произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно

произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными

ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов,

нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед),

неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и

правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и

голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно

(особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог

обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью

(шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят

окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового

внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с

картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные

слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет

их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает

послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу

молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней

воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети

отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом

он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его

название.

Чудесный мешочек.

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных:

утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек,

подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает

вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети

правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель

подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению

определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими

звуками.

Магазин.

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б-

бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино,

собака, белка, кукла и пр.)

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”,

- говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете

покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает

продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает

игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает

к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок

называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить

вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и

одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок

отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока

все предметы не будут распроданы.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в

словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Можно ездить или нет.

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также

других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат,

троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе,

называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель

следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо

выговаривали слова с этим звуком.

На прогулку в лес.

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица,

корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.

Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает

детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши

выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное

заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко

называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Скажи, как я.

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое

восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить

(повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова

отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети

испытывают затруднения.

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они

реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже

в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат,

более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих,

подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда

слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях

игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д.

Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного

произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному

произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ),

сонорных (л, ль, р, рь,).

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все

звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении

перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и

упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо

произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по

звучанию правильно ставить ударение.

Возьми игрушку.

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех

слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель

шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так

же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который

услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и

громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом,

выговаривали их достаточно отчетливо.

Выдели слово.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они

услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы

могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов

рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован

фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Подбери похожие слова.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он

произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по

звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова,

произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где кружки, а где кружки.

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они

усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится

сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова

спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет

находится, и четко выговаривали слова.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их

артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но

педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и

артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно

произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится

ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков

произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного

звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с

ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они

нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не

дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов,

устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать

определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на

подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с

заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и

фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на

слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с

- щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные

звуки.

звук "C"

Папа купил Лене санки.

По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

Домик над рекою, Светлой полосою

В окнах огонек, На воду он лег.

(А. Плещеев. “ На берегу”)

звук "З"

На двери висит замок.

На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

(А. Власов. “Почему?”)

Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными

выше парами звуков.

Кто лучше слушает?

Вариант 1.

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей

группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь

тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку

лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук "ж". Еще раз предлагается детям

повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество

правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом

называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком "ш", 5 – со звуком "ж", 5 – где нет этих

звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка,

тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав

на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который

был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком

"ш", другой – со звуком "ж". Предлагает остальным детям называть слова, в которых

встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Вариант 3. Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком "ш",

другому – со звуком "ж". Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной

ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.

Слова могут звучать громко и тихо.

Цель – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух

громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и

фраз с различной громкостью и скоростью.

Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при

дифференциации звуков "л" – "ль" можно использовать такую фразу:

В уголок Аленка села,

У Аленки много дела.

Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом,

а потом громче обычного.

В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с

различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из

стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.

Аналогично проводится игра “Слова могут звучать быстро и медленно”.

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения

взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность

артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный

прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как

правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание

педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению

дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или

произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие.

При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили

изолированные звуки.

Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы

звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый

и последний звук.

Какой звук есть во всех словах?

Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из

отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во

всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть

во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч";

щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб –

"з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л";

липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".

Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и

мягкие согласные.

Назови первый звук в слове.

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого

звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого

звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов.

Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги

"зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик).

Назови последний звук в слове.

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь,

самовар, кровать, бегемот и др.)

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом

сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое

произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных

(в слове дверь последний звук "рь", а не "р"). Когда все картинки будут рассмотрены,

педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов

заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко

произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

Подумай, не торопись.

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно

проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)

Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет

Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка,

Буратино…)

Логопедические стишки и скороговорки

На звук "Ж"

Еж с ежонком и ежихой

Собирают ежевику.

Рыжебокая лисица

Тоже хочет поживиться.

Призадумалась кума:

У ежей иголок тьма!

* * *

Дождик, дождик не дожди,

Дождик, дождик подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

* * *

На звук "Л"

Лы-лы-лы забивали мы голы

Лу-лу-лу возле окон на полу

Ла-ла-ла не заметили стекла

Лу-лу-лу мы не били по стеклу

Ла-ла-ла только нет в окне стекла.

* * *

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала,

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

* * *

Веник пол подметал,

Веник очень устал,

Он чихнул, он зевнул,

И тихонько лег под стул.

* * *

На звук "Р"

Как-то раз сороконожку

Пригласили на обед.

Ждут жучки, букашки, мошки,

А ее все нет и нет.

Наконец сороконожка

Появилась у стола.

- Опоздала я немножко,

Еле-еле приползла.

Ведь такое невезенье,

Как же мне не опоздать?

Там у входа объявленье:

"Просьба ноги вытерать!"

* * *

- Кра! - кричит ворона. - Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш! Картонку! Пробку!

И красивую коробку!

- Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана!

- Как! - подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно. -

Чтож вы раньше не сказали?!

Каррраул! Карррман укрррали!

* * *

На звук "Ч"

Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу.

* * *

На звук "Ж"

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кушать хочется, но лень ворочаться.

Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..

* * *

Дифференциация И-Ы

Я в походе был

В барабан я бил.

Волк в долине выл.

Я веревки вил.

Малыш был очень мил.

Он руки с мылом мыл.

Звуки К, Кь

Кирочки, Кирюшки,

Девочки и мальчики!

Берегите на морозе

Носики и пальчики!

Варежки - на ручки,

Валенки - на ножки!

Мчатся санки и коньки

По ледяной дорожке!

Щечки - словно яблочки,

На носу - снежинки,

Девочки и мальчики

Скачут, как пружинки!

* * *

У киски в миске сливки скисли.

* * *

У скалы, у сакли играют ласки в салки.

* * *

ЛЕски в силкАх, силкИ - в лескАх,

В силкАх - лАски, в лескАх - лИски.

* * *

У Капки - из липки палка,

На палке - липкая пакля.

Капали с палки капли,

Капали с пакли капли,

Капли лапки испачкали Капке.

* * *

У мышки в норке крошки и корки.

В кладовке у мышки кусочки коврижки.

У мышки-норушки шкварки в кружке.

У мышки в кадушке грибочки волнушки.

В миске у мышки остатки закваски,

А в погребочке сырки и колбаски.

В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки.

Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.

На столике - плошки, вилки и ложки.

На этажерке - книжки о кошке.

В шкафчике мышки - рубашки, штанишки.

На вешалке - шапки, на коврике - тапки.

У мышки на полке - нитки, иголки,

А около печки - спички и свечки.

На двери - крючочки, цепочки, замочки...

Запасов у мышки - большие излишки!

* * *

Скороговорки, поговорки, стихотворения

(Учимся говорить определенные буквы)

У перепелa и перепелки пять перепелят.

Встaвaй, Архип, петух охрип.

От топотa копыт пыль по полю летит.

Бык тупогоб, тупогубенький бычек,у быка бела губа была тупа.

Сшит колпак не по колпаковски, надо бы колпак переколпаковать.

Пришел Прокоп - кипит укроп, ушел Прокоп - кипит укроп,

как при Прокопе кипит укроп, так из без Прокопа кипит укроп.

Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю,

отвечает ему попугай- "Попугай,попугай, попугай!"

У щучки - чешуйки, у чушки -щетинки.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,

матросы две недели - карамель на мели ели.

* * *

Ветеp елками шумит,

Ежик наш домой спешит.

А на встpечу ему волк,

Hа ежа зубами - щелк.

Еж иголки показал,

Волк со стpаху убежал.

* * *

Ежик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на бpюшке.

И сказал еноту еж:

"Ты мне спинку не потpешь?"

* * *

Шел Шишига по шоссе,

Шел шуpша штанами.

Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка",

Шевельнет ушами.

* * *

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Hадел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

* * *

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел..

А вот белка не бела -

Белой даже не была.

* * *

Чеpной ночью чеpный кот

Пpыгнул в чеpный дымоход

* * *

Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка

Чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.

* * *

Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак.

Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!

* * *

На звуки б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобыль бобов.

2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.

5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

7. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

8. Около кола колокола, около ворот коловорот.

9. Шакал шагал, шакал скакал.

10. Купи кипу пик.

11. Купи кипу пуха.

12. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.

13. Ткет ткач ткани на платки Тане.

14. Водовоз вез воду из-под водопровода.

15. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

16. В один, Клим, клин колоти.

17. Стоит копна с подприкопеночком.

18. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

19. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь

20. У елки иголки колки.

21. Кукушка кукушенку купила капюшон. Надел кукушенок капюшон. Как в капюшоне

он смешон.

22. Все бобры для своих бобрят добры.

23. Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, А Панкрату без домкрата не поднять на тракте

трактор.

24. На меду медовик, а мне не до медовика.

25. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп кипел укроп; как при Прокоп кипел

укроп, так и без Проко-

па кипел укроп.

26. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

27. Бомбардир бонборньерками бомбардировал барышень.

28. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча .

29. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

30. У нас гость унес трость.

31. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

32. Рододендроны из дендрария.

33. К Габсбургам из Страсбурга.

34. Шел деготоник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены.

35. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

36. Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.

37. Хвалю халву.

* * *

На звуки р, л, м, н

1. Дробью по перепелам, да по тетеревам.

2. У нас во дворе подворье погода размокропогодилась.

3. Два дровосека, два дроворуба, говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

4. Клара - краля кралась к Ларе.

5. Говорил командир про полковника и про полковницу,

про подполковника и про подполковницу,

про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу,

про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика,

а про подпрапорщицу промолчал.

6. На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

7. На дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова.

8. На дворе дрова, за двором дрова,

под двором дрова, над двором дрова,

дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.

Двора выдворить обратно на дровяной двор.

9. Курфюрст скопроментировал Ландскнехта.

10. Рапортовал, да не дорапортавал, дорапортовывал, да зарапортовался.

11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.

15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

19. Расскажите про покупки.

Про какие про покупки.

Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

20. Говорили про Прокоповича.

Про какого про Прокоповича?

Про Прокоповича,

про Прокоповича,

про Прокоповича, про твоего.

20. Сшит колпак не по-колпаковски,

вылит колокол не по-колоколовски,

надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,

перевыкалпоковать, переколпаковать.

21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича.

Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.

23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

24. Король¦орел.

25. Курьера курьер обгоняет в карьер.

26. Маланья-болтунья молоко болтала , выбалтывала, не выболтала.

27. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

28. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

29. Гонец с галер сгорел.

30. Талер тарелка стоит.

31. Идти на рать, так бердыш брать.

32. Интервьюер интервента интервьюировал.

33. Либретто Риголетто.

34. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.

35. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

36. Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила.

37. Во мраке раки шумят в драке.

38. Жри во ржи, да не ржи.

39. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

40. Город Нерль на Нерли реке.

41. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

42. Вашему понамарю нашего пономаря не перепонамаривать стать: наш пономарь

вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

43. Из-под Костромы, из-под костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги,

да про покупки,

про крупу, да про подкрупки.

44. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

45. Турка курит трубку, курка клюёт крупку.

Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

46. А мне не до недомогания.

* * *

На звуки с, з, ш, ж, ч, щ, ц

1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.

2. У осы не усы, не усища, а усики.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. Осип охрип, Архип осип.

5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

6. Сачок зацепился за сучок.

7. По семеро в сани уселись сами.

8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

9. Свиристель свиристит свирелью.

10. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

11. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

12. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

14. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

15. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей,

а мыши , что поплоше шумливо шарят гроши.

16. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей,

а мыши, что поплоше нашли по два гроша.

17. Четверть четверика гороха, без червоточинки.

18. Инцидент с интендантом.

19. Прецедент с претендентом.

20. Константин констатировал.

21. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.

22. Ценит цеп косец по косовице.

23. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

24. У ежа ежата, у ужа ужата.

25. Жутко жуку жить на суку.

26. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

27. Течет речка, печет печка.

28. Щипцы да клещи¦вот наши вещи.

29. Тщетно тщится щука ущемить леща.

30. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ

31. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

32. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ.

Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем.

После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши,

и не пачкай больше уши.

33. Около колодца кольцо не найдется.

34. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.

35. Разнервничавшегося конституцианалиста (Пропроколокропенко) нашли

акклиматизировавшимся в Константинополе.

36. Яшма в замше замшела.

37. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.

38. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку

кушает инжира.

39. (Загадка) Плешь идет на гору, плешь идет под гору, плешь с плешью встретится,

плешь плеши молвит:

ты плешь, я плешь, на плешь капнешь, плешь задерешь, другую заведешь.

40. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.



В раздел образования