Напоминание

Упражнения на развитие выразительности речи


Автор: Аскерова Елена Матвеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Атамановский детский сад" комбинированного вида
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий район, село Атаманово
Наименование материала: статья
Тема: Упражнения на развитие выразительности речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Упражнения на выразительность речи

Многие стеснительные дети, получив возможность самовыражения в игре за ширмой

кукольного театра, почти сразу же начинают говорить гораздо свободней и

выразительней, чем раньше. Многие, но не все. Сверхзастенчивые дети и за ширмой

говорят еле слышно, а о богатстве интонаций в их случае нечего и мечтать. Поэтому им

стоит предложить специальные речевые игры и упражнения.

«КТО БОЛЬШЕ?» (для детей 7-12 лет)

Надо произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Например,

коротенькое «дай» можно сказать требовательно, просительно, умоляюще, робко,

испуганно, возмущенно, обиженно и т.д. А «здравствуй» -радостно или уныло, удивленно

или разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно,

презрительно, многообещающе, таинственно и проч. и проч. Уровень сложности этой

игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребенка. По наблюдениям

многих психологов, современные дети, особенно те, кто воспитывается на комиксах и

стереотипных западных фильмах, довольно плохо различают оттенки эмоций. И уж тем

более затрудняются их называть.

Так что это упражнение будет для них не только раскрепощающим, но и развивающим.

Детям старше 10 лет (а в принципе в эту игру можно играть и подросткам) я бы

рекомендовала вкратце обрисовывать и ситуацию, в которой уместна та или иная

интонация.

«УГАДАЙ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ» (для детей 7-12лет)

Когда игра «Кто больше?» будет как следует освоена, приобретенное ребенком умение

распознавать интонационные оттенки даст ему возможность справиться и с этой игрой.

Суть ее в следующем: ведущий, не размыкая губ, «мычит» какое-то слово или короткую

фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в

безбрежном море слов, стоит заранее очертить рамки игры. К примеру, договориться, что

слова будут называть предметы, имеющиеся в комнате или во дворе дачи. А можно

заранее сообщить игрокам список слов (от 10 до 30, так, чтобы детям было не слишком

трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше, чтобы они были

эмоционально окрашенными и различными по темпоритмическому рисунку: «Хороший

мальчик!», «Отстань!», «Пожалуйста, не сердись!» «Мама, он меня обижает!», «Ура!»,

«Бедненький мой», «Вот это да!» и проч. Научившись улавливать и воспроизводить чужие

интонации, замкнутые, застенчивые дети перебросят еще один мостик от себя к

окружающим.

«РАЗНЫЕ ГОЛОСА» (для детей 4-7лет)

Лучше всего использовать этот прием при игре в кукольный театр. Инсценируя сказки,

поручайте ребенку несколько ролей и учите его изменять голос, когда он говорит за

разных персонажей. Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем-Теремок»,

«Кошкин дом», «Колобок». Дети преддошкольного возраста могут, кроме того,

изображать персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывать и разыгрывать

на ширме диалоги между сказочными героями. Например:

- Мышка-Норушка рассказывает Лягушке-Квакушке, как однажды ее чуть не поймала

Сова, а Лягушка-Квакушка ей сочувствует;

- звери, от которых убежал Колобок, негодуют и жалуются на него друг другу;

- персонажи «Кошкиного дома» возвращаются к себе и обсуждают прием, который им

устроила Кошка;

- Котята мерзнут на улице и стараются подбодрить друг друга, рассказывая веселые

истории.

«РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ» (игра, предложенная В.Леви, подходит для детей 8-

12 лет)

Это ролевая гимнастика, дающая ребенку возможность мысленно «примерить» на себя

разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на

окружающих, находясь в той или иной роли. Предложите ему рассказать какой-нибудь

стишок (простенький, чтобы он не напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить все

внимание на нужной интонации). Но рассказать стишок нужно не просто, а

— шепотом,

- с максимальной громкостью

- с пулеметной скоростью,

- со скоростью улитки,

- как робот,

- как иностранец.

При желании можете, естественно, включить в задание и свои варианты.



В раздел образования