Напоминание

Поэзия ночи


Автор: Сажко Дарья Сергеевна
Должность: обучающаяся 11 а класса
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Осташков
Наименование материала: статья
Тема: Поэзия ночи
Раздел: среднее образование





Назад




Поэзия ночи

Анна Ахматова и Марина Цветаева. Два имени, которые вечно идут рядом,

при этом не имея практически ничего общего. Они всегда были словно на

двух разных берегах одной реки под названием "Серебряный век". Цветаева

всегда была "москвичкой", а то время как Ахматова называла себя поэтом

Петербурга.

Говорят, что Цветаева вечно движении - Ахматова в созерцании. Цветаева —

вихрь, Ахматова — тишина...

Ахматова и Цветаева подарили нам и потомкам огромное количество ярких,

самобытных и очень искренних стихов. Но если творчество Ахматовой — это

спокойная и уверенная сила воды, то в стихах Цветаевой мы ощущаем

жаркое, порывистое пламя.

Меня заинтересовал вопрос: а так лишь уж разнятся образы, идеи

поэтического мира Ахматовой и Цветаевой, как принято считать? Ответ на

этот вопрос я попробую найти, проведя сопоставительный анализ их

стихотворений, объединенных общей темой.

Попробуем убедиться в том, что несмотря на различия в творчестве, манере

письма, мироощущении, судьбе поэтесс, данные стихотворения объединяют

не только общая тема, но и идея, образы, и сделаем это на примере

стихотворений А.Ахматовой "Двадцать первое. Ночь. Понедельник..." И

М.Цветаевой "В огромном городе моём - ночь...". Почему именно эти

стихотворения? Их объединяет общая тема. Они – о ночи… Таинственном,

сокровенном времени, когда душа человека доступна всему прекрасному

и когда, словно предвидя будущие невзгоды, она особенно не защищена и

тревожна…

Актуальность данной работы обусловлена

Утратой интереса к поэзии в современном мире;

Связью А.А.Ахматовой с Тверской землёй – Бежецком и Слепнёво;

В 2019 году исполнится 130 лет со дня рождения А.Ахматовой

Готовя эту работу, я провела анкетирование в 8, 9, 10 и 11 классах и пришла к

следующим выводам: только 33% гимназистов сумели назвать известные им

стихи Ахматовой и Цветаевой.

Самыми популярными из них стали поэма «Реквием» А.Ахматовой и «Мне

нравится, что вы больны не мой…» М.Цветаевой. Первое стихотворение чаще

называли одиннадцатиклассники, т.к. оно изучается в школе, а второе

приобрело популярность благодаря фильму «Ирония судьбы, или с лёгким

паром!»

65% опрошенных отметили, что им не нравится поэзия, только 35%

испытывают к ней интерес.

Только 4% гимназистов смогли правильно сопоставить названия

стихотворений с их авторами.

60% опрошенных не смогли вспомнить ни одной строчки из стихотворений

А.Ахматовой и М.Цветаевой.

Грустно. Не правда ли?

Анна Ахматова и Марина Цветаева. Все и всегда твердят об их непохожести,

об их различиях, но, может, есть в них что-то, что делает их не такими уж и

отличными друг от друга?

Стихотворения "В огромном городе моём - ночь..." и "Двадцать первое. Ночь.

Понедельник..." по сути своей содержат в себе похожие переживания и

мысли. Желание уйти от бренного мира, не быть такой, как все. В

стихотворении Анна Ахматовой лирическая героиня верит, что любовь на

земле придумал бездельник, а верят в эту любовь практически все на свете,

те, которым лень верить во что-то другое или которым стало скучно.

В стихотворении Цветаевой героиня не только не хочет любви - она не хочет

жизни на этой бренной земле. Её тяготит присутствие здесь. Такое чувство,

что её здесь нет.

Почему-то люди думают, что идущая девушка чья-то жена или дочь, но для

нее самой есть только ночь. Проходя по ночному городу, она невольно

замечает музыку в окне, ветер, чёрный тополь, огни, звон на башне, это всё

есть, а сама она просит освободить её. Не для нее этот мир. Она лишь сон,

который почему-то явился нам.

Выбрав общую тему, поэты не изменяют самим себе. Их стили, рифмы,

стихотворные размеры - всё опять различается. Анна Ахматова начинает своё

стихотворение с ряда назывных предложений, показывающих

интонационное деление высказанной мысли на отдельные смысловые части.

«Двадцать первое, ночь, понедельник.

Очертанья столицы во мгле…»

Цветаева же использует характерные для неё «рубленые фразы» на

протяжении всего стихотворения. Тире безжалостно разрывает строку на

«до» и «после», даже если это идёт вразрез с правилами русского языка.

«…Июльский ветер мне метет - путь,

И где-то музыка в окне - чуть.

Ах, нынче ветру до зари - дуть

Сквозь стенки тонкие груди - в грудь…»

В стихотворении Ахматовой время и место действия обозначены реально,

зримо « Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» У Цветаевой время и место

– категории условные: И где-то музыка в окне – чуть.

Ах, нынче ветру до зари – дуть..

Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» кажется каким-то

суховатым: всё просто, без надрыва, без ненужных эмоций, чётко и по факту.

Словно это просто мысль, которая внезапно пришла в голову. Простота

достигается ещё и отсутствием изобразительно-выразительных средств: одна

метафора на всё стихотворение. (Но иным открывается тайна

и почиет на них

тишина…) Сюжет передают глаголы: ждут, поют, боятся, поверили. Все здесь

уже дышит внешним спокойствием, осмысленностью и внутренней

напряженностью. Любовь теперь для лирической героини А.Ахматовой – это

не чувство, возникшее «от лености или со скуки», это «тайна», которая

открывается немногим. Она не просто побуждает людей ждать свиданий,

бояться разлуки и петь любовные песни, а переживается глубоко внутри, как

болезнь.

Но это совсем не значит, что поэту чужды высокие чувства и сильнейшие

душевные переживания.

Все это составляет особенность стиля А.Ахматовой, неповторимость которого

заключается в способности рисовать обыкновенные образы, максимально

наполняя их многогранным смыслом и эмоциональностью.

Совсем иначе воспринимается «В огромном городе моём – ночь…». Здесь

есть мольба, здесь есть отречение, здесь есть тоска. Точно непонятно, куда

идёт героиня, да и зачем она туда идёт? «Из дома сонного иду – прочь». Она

помнит только ночь, она чувствует только ветер, который ей «метёт путь».

Антитеза в третьей строфе Цветаева убеждает нас в отсутствие

существования лирической героини. И тополь есть, и свет в окне есть, и звон

на башне, цветок в руке, даже её шаг и тень есть, а самой её нет. Мольба об

освобождении звучит не только в последней строфе, она прослеживается в

каждой буковке, в каждом звуке данного произведения, это слышится между

строк. Автор пытается докричаться до нас, что всё это – сон, что она сама –

сон, настолько она пытается раствориться в самой Вселенной, настолько ей

больно. В каждой строке стихотворения - метафоры, сравнения, антитезы,

излюбленные цветаевские тире.

У Ахматовой всё сдержанно, малоэмоционально, у Цветаевой чувства хлещут

фонтаном; у Ахматовой тишина, у Цветаевой – музыка в окне и звон на

башне; у одной конкретика – у другой недосказанность; мгла – огни и свет в

окне. Как обычно, они непохожи, даже о любви мыслят по-разному. Но всё

же можно сказать, что общего в стихотворениях тоже немало. В обоих

стихотворениях "я" и другие противопоставлены друг другу. Вот там они,

поют песни, звонят в колокола, боятся разлуки, а здесь я, та, что обойдётся

без них, та, что никогда и не захочет стать частью того мира, что находится

за той невидимой гранью. Этот мотив – мотив непохожести лирической

героини на других, мотив избранничества – объединяет оба стихотворения.

Несмотря на все различия в поэзии и в самих поэтах, обе они - женщины, и

ни одной из них не чужды женские слабости, женские проблемы и,

конечно, любовь.

Любовь принесла их лирическим героиням страдания, равнодушие,

отрешенность. НО главное - они обе наделены способностью любить...

Анна Ахматова и Марина Цветаева — два поэтических голоса своей эпохи.

Две женщины, женщины — ПОЭТЫ, а не поэтессы. На этом настаивали обе.

Детство той и другой было печальным: «И никакого розового детства», —

сказала Ахматова, — то же могла сказать и Цветаева. И вообще судьба обеим

выпала тяжелая.

Им пришлось жить в эпоху революционных бурь и глобальных перемен.

Проведя исследование, я убедилась, что несмотря на различия в творчестве,

манере письма, мироощущении, судьбе поэтесс, данные стихотворения

объединяют не только общая тема, но и идея, образы, внутреннее

ощущения, чувства, а значит, моя гипотеза подтвердилась.

И не случайно Цветаева писала: «… Мы коронованы тем, что одну с тобой мы

землю топчем, что небо над нами – то же!..»



В раздел образования