Авторы: Ганичкина Ирина Викторовна, Кислицина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 68
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Памятка молодому специалисту ДОУ
Раздел: дошкольное образование
ПАМЯТКА МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ
для построения успешного образовательного процесса в ДОО.
Роль воспитателя в ДОО чрезвычайно велика. Он отвечает за жизнь и
здоровье доверенных ему детей, изо дня в день ведет воспитательную работу,
требующую больших душевных и физических сил. В то же время
современные дети, растущие в насыщенном информационном пространстве,
не позволяют его «душе лениться».
Уважающий себя воспитатель стремится быть компетентным в глазах детей
и их родителей, быть интересным для них. Он всегда внимательно
выслушивает детские вопросы, а потом ищет в книгах ответы на них,
увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы
художественной
деятельности,
экспериментирует,
проектирует,
конструирует, моделирует и т. д.
Воспитатель является для ребенка образцом подражания. Он оказывает
педагогическое
воздействие
на
ребенка
не
только
своими
интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными
качествами. Именно такой педагог активно включается в экспериментальную
и инновационную деятельность.
Воспитатель детского сада – это человек, воплощающий собой мир взрослых.
Творческая
ориентированность
педагога
позволяет
создать
наиболее
благоприятные условия для развития индивидуальности ребенка.
10 заповедей для успешного творчества
1.Будь хозяином своей судьбы.
2.Достигни успеха в том, что ты любишь.
3.Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
4.Строй свои отношения с людьми на доверии.
5.Развивай свои творческие способности.
6.Культивируй в себе смелость.
7.Заботься о своем здоровье.
8.Не теряй веру в себя.
9.Старайся мыслить позитивно.
10.Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
ДЕТСКИЙ САД – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ДЕТИ, НО КОЛЛЕКТИВ ВЗРОСЛЫХ
ЛЮДЕЙ, к которому тоже нужен особый подход.
Адаптация к педагогическому коллективу детского сада – сложный процесс,
и от того, как он пройдет, зависит ваша дальнейшая судьба. Воспользуйтесь
несколькими простыми советами, которые помогут вам на начальном этапе
педагогического пути:
1.
познакомьтесь с историей, традициями, достижениями дошкольного
учреждения;
2.
вникните в свои функциональные обязанности;
3.
изучите опыт коллег – стиль их общения с детьми, методы и приемы
организации разных видов детской деятельности обогатят вашу
практику;
4.
отнеситесь с доверием к вашим наставникам;
5.
стремитесь установить контакт с коллегами, будьте готовы принять
их помощь, постарайтесь быть полезными им;
6.
пословица «Встречают по одежке…» еще актуальна, поэтому
внимательно отнеситесь к своему внешнему виду: прическе, одежде –
они должны соответствовать статусу воспитателя;
7.
улыбайтесь как можно чаще – улыбка располагает к общению;
8.
старайтесь решать проблемы дошкольного учреждения наравне с
опытными педагогами, не ставьте себя на ступень ниже, этим вы
завоюете доверие и приобретете профессиональный опыт;
9.
постарайтесь выражать свое мнение ясно, четко, логично и
последовательно, если в беседе возникает неясность, уточните:
«Правильно ли я понимаю это..?».
Педагогическая профессия требует постоянного совершенствования,
постоянного движения вперед, только путем самообразования и творческих
поисков педагог придет к своему мастерству.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по
совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных
навыков и умений в свете современных требований педагогической и
психологической наук. Выберите проблему, решение которой вызывает у вас
определенные затруднения, которая является предметом особого интереса,
углубленно занимайтесь ею в течение учебного года или другого периода
времени.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов детского
сада могут быть:
1.
ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам
дошкольного воспитания;
2.
изучение учебной и научно-методической литературы;
3.
ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской
психологии, анатомии, физиологии;
4.
изучение новых программ и педагогических технологий;
5.
ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
6.
повышение общекультурного уровня.
Рекомендуем примерную тематику самообразования, отражающую
актуальные проблемы дошкольного образования:
1.
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания,
образования и развития.
2.
Педагогическое общение и коммуникативная компетентность.
3.
Индивидуализация и дифференциация воспитания и обучения.
4.
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в
условиях вариативности программ.
5.
Педагогическая диагностика и мониторинг качества дошкольного
образования.
Психолого-педагогические
условия
обеспечения
равных
стартовых
возможностей развития дошкольников и др.
Важным органом коллегиального самоуправления дошкольного учреждения
является педагогический совет, решения которого обязательны для каждого
члена педагогического коллектива и имеют силу закона в детском саду. Его
деятельность определяется статьей 35 Федерального закона «О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
Молодые специалисты должны быть активными участниками в работе
педагогического
совета.
Он
определяет
направление
образовательной
деятельности, отбирает и утверждает образовательные программы, по
которым
работает
ДОУ,
обсуждает
содержание,
формы
и
методы
образовательного
процесса,
организует
выявление,
обобщение,
распространение и внедрение педагогического опыта.
В конце учебного года, на итоговом педсовете проводится обсуждение
результатов работы за год, обсуждаются задачи на новый учебный год и
основные мероприятия по их реализации.
Примерные
вопросы,
предлагаемые
к
обсуждению
на
итоговом
педагогическом совете, помогут и вам профессионально проанализировать
свою деятельность и оценить свой вклад в практику работы учреждения:
1. Можете ли вы сказать, что программа воспитания и обучения в вашей
возрастной группе (по вашему разделу) в целом выполнена? Что этому
способствовало? Что мешало?
2. Что помогло вам дать объективный анализ выполнения программы?
(диагностические срезы, система опроса детей, беседы с детьми, детские
работы, данные медико-педагогического контроля, результаты обследования
двигательной подготовленности детей и т. д.).
3. Какие разделы программы выполнены не полностью и в чем, по вашему
мнению, причина? (отсутствие теоретических знаний, неумение применить
теорию на практике, недостаток методического материала, наглядных
пособий, неумение планировать работу с перспективой на будущее, слабые
знания передового педагогического опыта, недостаточная помощь со
стороны наставников, руководства детского сада и т. д.)
4. Какие знания, полученные в ВУЗе, в ходе работы по самообразованию,
вам удалось применить на практике? В чем испытывали трудности?
5. С каким положительным опытом работы педагогов детского сада, района,
округа, города вы познакомились? Какое отражение нашел он в вашей
работе, как повлиял на качество усвоения программы детьми?
6.
Какие
формы
и
методы
работы
с
детьми
оказались
более
результативными? (различные формы организации занятий, проведение
комплексных и интегрированных занятий, использование игровых форм,
ТСО, компьютерных и медиатехнологий)
Важным условием повышения качества работы молодого специалиста с
дошкольниками является умение проводить самоанализ деятельности,
находить положительные результаты, видеть перспективу, исправлять
ошибки.
Алгоритм самоанализа педагогической деятельности:
Организация игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
· Типичные сюжеты, которые отражают дети в игре.
· Соответствие возрастным требованиям программы воспитания и обучения
в детском саду.
Используемые формы работы по обогащению игровой деятельности (занятия
по ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы,
наблюдения,
· экскурсии, рассматривание картин, знакомство с профессиями родителей и
т. д.)
· Наличие предметов-заместителей, атрибутов, совместное изготовление их с
педагогами и родителями.
· Отметить сговор детей на игру:
- кто предложил сюжет?
- вносились ли предложения по построению сюжета одним ребенком или
группой детей, взрослым?
- было ли предложение сюжета развернутым? (была указана тема,
перечислены основные этапы, сюжет строился в процессе игры)
- прослеживалось ли объединение нескольких сюжетов в общую игру?
· Возникали ли при этом конфликты, каковы их причины, как они
разрешались? (с помощью воспитателя, самостоятельно детьми)
· Отметьте предпочтения детей в выборе игровых партнеров, чем этот выбор
обусловлен?
· Место педагога в игре и методы руководства данной деятельностью.
Принципы построения взаимоотношений взрослого и ребенка
· Создание косвенных ситуаций, расширяющих каналы социализации
ребенка.
Социализация ребенка осуществляется на основе принципа «от простого к
сложному»:
- от эмоций к чувствам;
- от невербальных знаков общения к вербальным;
- от проигрывания ситуаций с предметами-заместителями к принятию на
себя роли;
- от подражания к саморегуляции.
· Умение не торопить ребенка.
· Сравнение ребенка с ним самим, только вчерашним.
· Проектирование зоны ближайшего развития.
· Умение найти качественный момент успеха ребенка в любых сферах.
· Не фиксировать внимание на неудачах ребенка
· Ребенок и все люди имеют право на ошибку.
УСПЕХОВ В РАБОТЕ!