Напоминание

Памятка молодому специалисту ДОУ


Авторы: Ганичкина Ирина Викторовна, Кислицина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 68
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Памятка молодому специалисту ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПАМЯТКА МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ

для построения успешного образовательного процесса в ДОО.

Роль воспитателя в ДОО чрезвычайно велика. Он отвечает за жизнь и

здоровье доверенных ему детей, изо дня в день ведет воспитательную работу,

требующую больших душевных и физических сил. В то же время

современные дети, растущие в насыщенном информационном пространстве,

не позволяют его «душе лениться».

Уважающий себя воспитатель стремится быть компетентным в глазах детей

и их родителей, быть интересным для них. Он всегда внимательно

выслушивает детские вопросы, а потом ищет в книгах ответы на них,

увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы

художественной

деятельности,

экспериментирует,

проектирует,

конструирует, моделирует и т. д.

Воспитатель является для ребенка образцом подражания. Он оказывает

педагогическое

воздействие

на

ребенка

не

только

своими

интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными

качествами. Именно такой педагог активно включается в экспериментальную

и инновационную деятельность.

Воспитатель детского сада – это человек, воплощающий собой мир взрослых.

Творческая

ориентированность

педагога

позволяет

создать

наиболее

благоприятные условия для развития индивидуальности ребенка.

10 заповедей для успешного творчества

1.Будь хозяином своей судьбы.

2.Достигни успеха в том, что ты любишь.

3.Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4.Строй свои отношения с людьми на доверии.

5.Развивай свои творческие способности.

6.Культивируй в себе смелость.

7.Заботься о своем здоровье.

8.Не теряй веру в себя.

9.Старайся мыслить позитивно.

10.Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

ДЕТСКИЙ САД – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ДЕТИ, НО КОЛЛЕКТИВ ВЗРОСЛЫХ

ЛЮДЕЙ, к которому тоже нужен особый подход.

Адаптация к педагогическому коллективу детского сада – сложный процесс,

и от того, как он пройдет, зависит ваша дальнейшая судьба. Воспользуйтесь

несколькими простыми советами, которые помогут вам на начальном этапе

педагогического пути:

1.

познакомьтесь с историей, традициями, достижениями дошкольного

учреждения;

2.

вникните в свои функциональные обязанности;

3.

изучите опыт коллег – стиль их общения с детьми, методы и приемы

организации разных видов детской деятельности обогатят вашу

практику;

4.

отнеситесь с доверием к вашим наставникам;

5.

стремитесь установить контакт с коллегами, будьте готовы принять

их помощь, постарайтесь быть полезными им;

6.

пословица «Встречают по одежке…» еще актуальна, поэтому

внимательно отнеситесь к своему внешнему виду: прическе, одежде –

они должны соответствовать статусу воспитателя;

7.

улыбайтесь как можно чаще – улыбка располагает к общению;

8.

старайтесь решать проблемы дошкольного учреждения наравне с

опытными педагогами, не ставьте себя на ступень ниже, этим вы

завоюете доверие и приобретете профессиональный опыт;

9.

постарайтесь выражать свое мнение ясно, четко, логично и

последовательно, если в беседе возникает неясность, уточните:

«Правильно ли я понимаю это..?».

Педагогическая профессия требует постоянного совершенствования,

постоянного движения вперед, только путем самообразования и творческих

поисков педагог придет к своему мастерству.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по

совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных

навыков и умений в свете современных требований педагогической и

психологической наук. Выберите проблему, решение которой вызывает у вас

определенные затруднения, которая является предметом особого интереса,

углубленно занимайтесь ею в течение учебного года или другого периода

времени.

Основными направлениями в системе самообразования педагогов детского

сада могут быть:

1.

ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам

дошкольного воспитания;

2.

изучение учебной и научно-методической литературы;

3.

ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской

психологии, анатомии, физиологии;

4.

изучение новых программ и педагогических технологий;

5.

ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

6.

повышение общекультурного уровня.

Рекомендуем примерную тематику самообразования, отражающую

актуальные проблемы дошкольного образования:

1.

Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания,

образования и развития.

2.

Педагогическое общение и коммуникативная компетентность.

3.

Индивидуализация и дифференциация воспитания и обучения.

4.

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в

условиях вариативности программ.

5.

Педагогическая диагностика и мониторинг качества дошкольного

образования.

Психолого-педагогические

условия

обеспечения

равных

стартовых

возможностей развития дошкольников и др.

Важным органом коллегиального самоуправления дошкольного учреждения

является педагогический совет, решения которого обязательны для каждого

члена педагогического коллектива и имеют силу закона в детском саду. Его

деятельность определяется статьей 35 Федерального закона «О внесении

изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Молодые специалисты должны быть активными участниками в работе

педагогического

совета.

Он

определяет

направление

образовательной

деятельности, отбирает и утверждает образовательные программы, по

которым

работает

ДОУ,

обсуждает

содержание,

формы

и

методы

образовательного

процесса,

организует

выявление,

обобщение,

распространение и внедрение педагогического опыта.

В конце учебного года, на итоговом педсовете проводится обсуждение

результатов работы за год, обсуждаются задачи на новый учебный год и

основные мероприятия по их реализации.

Примерные

вопросы,

предлагаемые

к

обсуждению

на

итоговом

педагогическом совете, помогут и вам профессионально проанализировать

свою деятельность и оценить свой вклад в практику работы учреждения:

1. Можете ли вы сказать, что программа воспитания и обучения в вашей

возрастной группе (по вашему разделу) в целом выполнена? Что этому

способствовало? Что мешало?

2. Что помогло вам дать объективный анализ выполнения программы?

(диагностические срезы, система опроса детей, беседы с детьми, детские

работы, данные медико-педагогического контроля, результаты обследования

двигательной подготовленности детей и т. д.).

3. Какие разделы программы выполнены не полностью и в чем, по вашему

мнению, причина? (отсутствие теоретических знаний, неумение применить

теорию на практике, недостаток методического материала, наглядных

пособий, неумение планировать работу с перспективой на будущее, слабые

знания передового педагогического опыта, недостаточная помощь со

стороны наставников, руководства детского сада и т. д.)

4. Какие знания, полученные в ВУЗе, в ходе работы по самообразованию,

вам удалось применить на практике? В чем испытывали трудности?

5. С каким положительным опытом работы педагогов детского сада, района,

округа, города вы познакомились? Какое отражение нашел он в вашей

работе, как повлиял на качество усвоения программы детьми?

6.

Какие

формы

и

методы

работы

с

детьми

оказались

более

результативными? (различные формы организации занятий, проведение

комплексных и интегрированных занятий, использование игровых форм,

ТСО, компьютерных и медиатехнологий)

Важным условием повышения качества работы молодого специалиста с

дошкольниками является умение проводить самоанализ деятельности,

находить положительные результаты, видеть перспективу, исправлять

ошибки.

Алгоритм самоанализа педагогической деятельности:

Организация игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте

· Типичные сюжеты, которые отражают дети в игре.

· Соответствие возрастным требованиям программы воспитания и обучения

в детском саду.

Используемые формы работы по обогащению игровой деятельности (занятия

по ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы,

наблюдения,

· экскурсии, рассматривание картин, знакомство с профессиями родителей и

т. д.)

· Наличие предметов-заместителей, атрибутов, совместное изготовление их с

педагогами и родителями.

· Отметить сговор детей на игру:

- кто предложил сюжет?

- вносились ли предложения по построению сюжета одним ребенком или

группой детей, взрослым?

- было ли предложение сюжета развернутым? (была указана тема,

перечислены основные этапы, сюжет строился в процессе игры)

- прослеживалось ли объединение нескольких сюжетов в общую игру?

· Возникали ли при этом конфликты, каковы их причины, как они

разрешались? (с помощью воспитателя, самостоятельно детьми)

· Отметьте предпочтения детей в выборе игровых партнеров, чем этот выбор

обусловлен?

· Место педагога в игре и методы руководства данной деятельностью.

Принципы построения взаимоотношений взрослого и ребенка

· Создание косвенных ситуаций, расширяющих каналы социализации

ребенка.

Социализация ребенка осуществляется на основе принципа «от простого к

сложному»:

- от эмоций к чувствам;

- от невербальных знаков общения к вербальным;

- от проигрывания ситуаций с предметами-заместителями к принятию на

себя роли;

- от подражания к саморегуляции.

· Умение не торопить ребенка.

· Сравнение ребенка с ним самим, только вчерашним.

· Проектирование зоны ближайшего развития.

· Умение найти качественный момент успеха ребенка в любых сферах.

· Не фиксировать внимание на неудачах ребенка

· Ребенок и все люди имеют право на ошибку.

УСПЕХОВ В РАБОТЕ!



В раздел образования