Напоминание

"Здоровье ребёнка как цель совместных усилий школы и семьи".


Автор: Пелеванюк Елена Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская СОШ №2
Населённый пункт: г. Домодедово
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровье ребёнка как цель совместных усилий школы и семьи".
Раздел: полное образование





Назад




Здоровье

ребёнка

как

цель

совместных

усилий

школы

и

семьи

.

Пелеванюк

Елена

Николаевна

Среди целей, перечисленных в образовательной реформе, на первое место

можно поставить подготовку сегодняшних школьников к жизни в

современном обществе. Для этого необходимо создание оптимальных

условий для физического развития и сохранения здоровья учащихся при

обеспечении целостности и преемственности учебно-воспитательного

процесса на всех ступенях образования. Исходя из данных статистики,

отклонения в психофизическом развитии детей проявляются уже у

новорожденных, среди которых только 14 % рождаются физиологически

здоровыми. В возрасте до 7 лет практически здоровы только 23 % детей, а за

период обучения в школе это число сокращается в четыре раза, при этом в

два раза возрастает частота хронической заболеваемости.

Ухудшение здоровья детей обусловлено экономической нестабильностью,

нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, широким

распространением вредных социальных привычек, слабым внедрением

здорового образа жизни и рядом других причин, а это, несомненно, отразится

и на здоровье последующих поколений.

На формирование культуры здоровья детей оказывают влияние различные по

набору и взаимодействию социальные факторы, среди которых

определяющими является семья, ее образ жизни, привычки, традиции. Семья

─ один из главных факторов развития и воспитания личности. Ребенка

должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь

содействовать им в обеспечении условий для саморазвития, помогая показать

свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой

форме, полезной для него самого и общества. Поэтому современная школа

должна быть крайне заинтересована в образовании и формировании культуры

здоровья прежде всего родителей. Образование родителей, в отличие от

детей, в первую очередь призвано оказать им помощь в сохранении и

укреплении здоровья детей.

В работе педагога по формированию культуры здоровья школьников

приобретает особое значение педагогическое просвещение родителей как

традиционная составная часть совместной деятельности семьи и школы.

Сущность совместной деятельности семьи и школы как педагогической

категории позволяет нам представить ее в формировании культуры здоровья

детей как целостный процесс практики воспитания, выражающийся в

совокупности взаимообусловленных действий субъектов взаимодействия,

направленных на формирование таких личностных качеств и свойств

ребенка, которые позволили бы ему приобрести высокий уровень культуры

здоровья и занять активную жизненную позицию.

Целенаправленное организованное взаимодействие педагога и родителей

осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной

здоровьесберегающей позиции родителей.

Первым и решающим условием такого положительно направленного

взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и

родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей

возник интерес к процессу формирования культуры здоровья, потребность

добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, не менее важная задача

педагога заключается в вооружении семьи знаниями и умениями по вопросам

укрепления и сохранения здоровья, в их усвоении непосредственно

теоретической и практической, определенным образом организованной

здоровьеориентированной деятельности. Следствием такой организации

педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в

формировании культуры здоровья не только своего ребенка, но и класса в

целом.

На мой взгляд, совместная работа школы и семьи должна вестись в

следующих направлениях:

просветительская работа с родителями учащихся;

обучение

родителей

формам

и

методам

формирования

у

детей

и

подростков здоровьесохранных умений и навыков;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, внеклассную

и внешкольную воспитательную работу;

пропаганда опыта семейного воспитания культуры здоровья.

Несомненно, что основная роль в формировании культуры здоровья детей

отводится школе (учителю). Однако ни один навык культуры здоровья

учитель не сможет полностью сформировать без поддержки семьи. Только

при совместных усилиях школы и семьи можно получить положительный

результат, и тогда каждый представитель (родитель, ребёнок, учитель) будет

являться активным участником процесса формирования культуры здоровья.

Учителя и родители в формировании культуры здоровья школьников как

партнёры должны дополнять друг друга. Отношения партнёрства

предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.

Совместная и согласованная работа школы и семьи обеспечивает единые

взгляды на сущность и значение основных требований и норм поведения в

жизни человека и позволяет уже в семейных условиях продолжать обучение и

закреплять полученные в школе здоровьесохранные знания, а приобретенные

умения трансформировать в навыки и привычки. Формы работы с

родителями многообразны: групповые и индивидуальные беседы, лекции на

родительских собраниях, специальные лектории или факультативы по

формированию культуры здоровья у родителей, участие родителей в

оздоровительных мероприятиях и т.д. Главное в этой работе, чтобы родители

понимали, что только единство требований к ребенку в школе и семье может

дать положительные результаты в формировании культуры здоровья детей.

Работа по взаимодействию педагогов и родителей вызвана заботой об

индивидуальном развитии каждого ребенка. Необходимо, чтобы в семье были

созданы благоприятные условия, семейное воспитание находилось в

гармонии с системой школьного воспитания, и воспитательные результаты

школы не "стирались" семьёй, чтобы не было педагогического

противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь

ребёнок и его развитие.

Особую актуальность проблема совместной деятельности учителей и

родителей по формированию культуры здоровья учащихся приобретает при

смене различных ступеней обучения. Так, при переходе учащихся из

начальной в среднюю школу трудности при организации совместной

деятельности обусловливаются сменой учителей, что нередко ведет к

нарушению преемственных связей в формировании культуры здоровья

учащихся между начальной и средней школой. Часто в средней школе

учитель начинает вести работу с семьей по формированию культуры здоровья

детей заново, не учитывая накопленного родителями опыта в начальной

школе, дублирует работу начальной школы, а нередко и вовсе ее не проводит.

В результате родители теряют ориентиры в подходах к проблеме сохранения

и укрепления здоровья своих детей, от чего страдают как дети, так как

уровень их культуры здоровья падает, так и сам учитель, поскольку

нарушается целостность педагогического процесса.

Объединение педагогических усилий семьи и школы способствует осознанию

и скорейшему выбору путей формирования культуры здоровья учащихся.

Результатом такой совместной деятельности учителей и родителей явилась

выработка единого подхода к реализации целевых установок и повышение

содержательности

формирования

культуры

здоровья

учащихся,

родители

осознали

исследуемую

проблему,

а

также

поставленную

цель.

Процесс формирования культуры здоровья школьников протекает успешно,

если

учителя

и

родители

являют

собой

образцы

культуры

здоровья

и

здоровьесохранного поведения. В таких случаях их слова и дела имеют

большой вес и побуждают учащихся подражать взрослым, формируя тем

самым свою культуру здоровья.



В раздел образования