Автор: Пелеванюк Елена Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская СОШ №2
Населённый пункт: г. Домодедово
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровье ребёнка как цель совместных усилий школы и семьи".
Раздел: полное образование
Здоровье
ребёнка
как
цель
совместных
усилий
школы
и
семьи
.
Пелеванюк
Елена
Николаевна
Среди целей, перечисленных в образовательной реформе, на первое место
можно поставить подготовку сегодняшних школьников к жизни в
современном обществе. Для этого необходимо создание оптимальных
условий для физического развития и сохранения здоровья учащихся при
обеспечении целостности и преемственности учебно-воспитательного
процесса на всех ступенях образования. Исходя из данных статистики,
отклонения в психофизическом развитии детей проявляются уже у
новорожденных, среди которых только 14 % рождаются физиологически
здоровыми. В возрасте до 7 лет практически здоровы только 23 % детей, а за
период обучения в школе это число сокращается в четыре раза, при этом в
два раза возрастает частота хронической заболеваемости.
Ухудшение здоровья детей обусловлено экономической нестабильностью,
нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, широким
распространением вредных социальных привычек, слабым внедрением
здорового образа жизни и рядом других причин, а это, несомненно, отразится
и на здоровье последующих поколений.
На формирование культуры здоровья детей оказывают влияние различные по
набору и взаимодействию социальные факторы, среди которых
определяющими является семья, ее образ жизни, привычки, традиции. Семья
─ один из главных факторов развития и воспитания личности. Ребенка
должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь
содействовать им в обеспечении условий для саморазвития, помогая показать
свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой
форме, полезной для него самого и общества. Поэтому современная школа
должна быть крайне заинтересована в образовании и формировании культуры
здоровья прежде всего родителей. Образование родителей, в отличие от
детей, в первую очередь призвано оказать им помощь в сохранении и
укреплении здоровья детей.
В работе педагога по формированию культуры здоровья школьников
приобретает особое значение педагогическое просвещение родителей как
традиционная составная часть совместной деятельности семьи и школы.
Сущность совместной деятельности семьи и школы как педагогической
категории позволяет нам представить ее в формировании культуры здоровья
детей как целостный процесс практики воспитания, выражающийся в
совокупности взаимообусловленных действий субъектов взаимодействия,
направленных на формирование таких личностных качеств и свойств
ребенка, которые позволили бы ему приобрести высокий уровень культуры
здоровья и занять активную жизненную позицию.
Целенаправленное организованное взаимодействие педагога и родителей
осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной
здоровьесберегающей позиции родителей.
Первым и решающим условием такого положительно направленного
взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и
родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей
возник интерес к процессу формирования культуры здоровья, потребность
добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, не менее важная задача
педагога заключается в вооружении семьи знаниями и умениями по вопросам
укрепления и сохранения здоровья, в их усвоении непосредственно
теоретической и практической, определенным образом организованной
здоровьеориентированной деятельности. Следствием такой организации
педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в
формировании культуры здоровья не только своего ребенка, но и класса в
целом.
На мой взгляд, совместная работа школы и семьи должна вестись в
следующих направлениях:
просветительская работа с родителями учащихся;
обучение
родителей
формам
и
методам
формирования
у
детей
и
подростков здоровьесохранных умений и навыков;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, внеклассную
и внешкольную воспитательную работу;
пропаганда опыта семейного воспитания культуры здоровья.
Несомненно, что основная роль в формировании культуры здоровья детей
отводится школе (учителю). Однако ни один навык культуры здоровья
учитель не сможет полностью сформировать без поддержки семьи. Только
при совместных усилиях школы и семьи можно получить положительный
результат, и тогда каждый представитель (родитель, ребёнок, учитель) будет
являться активным участником процесса формирования культуры здоровья.
Учителя и родители в формировании культуры здоровья школьников как
партнёры должны дополнять друг друга. Отношения партнёрства
предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.
Совместная и согласованная работа школы и семьи обеспечивает единые
взгляды на сущность и значение основных требований и норм поведения в
жизни человека и позволяет уже в семейных условиях продолжать обучение и
закреплять полученные в школе здоровьесохранные знания, а приобретенные
умения трансформировать в навыки и привычки. Формы работы с
родителями многообразны: групповые и индивидуальные беседы, лекции на
родительских собраниях, специальные лектории или факультативы по
формированию культуры здоровья у родителей, участие родителей в
оздоровительных мероприятиях и т.д. Главное в этой работе, чтобы родители
понимали, что только единство требований к ребенку в школе и семье может
дать положительные результаты в формировании культуры здоровья детей.
Работа по взаимодействию педагогов и родителей вызвана заботой об
индивидуальном развитии каждого ребенка. Необходимо, чтобы в семье были
созданы благоприятные условия, семейное воспитание находилось в
гармонии с системой школьного воспитания, и воспитательные результаты
школы не "стирались" семьёй, чтобы не было педагогического
противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь
ребёнок и его развитие.
Особую актуальность проблема совместной деятельности учителей и
родителей по формированию культуры здоровья учащихся приобретает при
смене различных ступеней обучения. Так, при переходе учащихся из
начальной в среднюю школу трудности при организации совместной
деятельности обусловливаются сменой учителей, что нередко ведет к
нарушению преемственных связей в формировании культуры здоровья
учащихся между начальной и средней школой. Часто в средней школе
учитель начинает вести работу с семьей по формированию культуры здоровья
детей заново, не учитывая накопленного родителями опыта в начальной
школе, дублирует работу начальной школы, а нередко и вовсе ее не проводит.
В результате родители теряют ориентиры в подходах к проблеме сохранения
и укрепления здоровья своих детей, от чего страдают как дети, так как
уровень их культуры здоровья падает, так и сам учитель, поскольку
нарушается целостность педагогического процесса.
Объединение педагогических усилий семьи и школы способствует осознанию
и скорейшему выбору путей формирования культуры здоровья учащихся.
Результатом такой совместной деятельности учителей и родителей явилась
выработка единого подхода к реализации целевых установок и повышение
содержательности
формирования
культуры
здоровья
учащихся,
родители
осознали
исследуемую
проблему,
а
также
поставленную
цель.
Процесс формирования культуры здоровья школьников протекает успешно,
если
учителя
и
родители
являют
собой
образцы
культуры
здоровья
и
здоровьесохранного поведения. В таких случаях их слова и дела имеют
большой вес и побуждают учащихся подражать взрослым, формируя тем
самым свою культуру здоровья.