Авторы: Старостина Марина Евгеньева, Старостина Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ ВО "Александровский дом ребёнка специализированный"
Населённый пункт: г.Александров , Владимирская обл.
Наименование материала: ИГРА, КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА,
Тема: КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ С КУКЛОЙ (СОЦИАЛИЗАЦИЯ).
Раздел: дошкольное образование
КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ С КУКЛОЙ (СОЦИАЛИЗАЦИЯ).
В
результате
серии
игр-занятий
с
куклой
у
ребенка
формируются
представления о том, что кукла такая же, как девочка. У нее есть лицо, глаза,
нос, рот, руки, ноги и т.п. Она умеет плясать, петь, ходить и т.п. Когда она
падает, ей больно, она плачет, ее надо жалеть. Куклу можно покатать в
коляске (машине и пр.).
Ребенку показывают и поясняют, что он сильный и добрый, а кукла
маленькая и слабая, ее надо жалеть и беречь.
Учить ребенка обращаться с куклой и другими игрушками можно с
помощью: - совместных действий - когда взрослый управляет рукой ребенка;
-
действий
по
подражанию
-
когда
ребенок
повторяет
действия,
выполненные
взрослым;
-
действий
по
образцу
-
когда
ребенок
воспроизводит всю цепочку действий, проделанную взрослым.
Важно:
каждая игрушка, которую получает ребенок, должна быть ему
представлена (куклам, животным желательно дать имена);
необходимо
внимательно рассмотреть игрушку (из каких частей состоит, из чего сделана,
какого цвета и т.д.);
показать, как можно с ней действовать;
дать
возможность ребенку самому выполнить эти действия, поиграть.
Данные игры позволяют ребёнку соотнося себя с куклой, представлять себя
в различных жизненных ситуациях.
Ситуация знакомства с другими людьми.
1 «Познакомимся с куклой Катей» -
сопровождение их речью. Материал: кукла, коляска. Содержание игры.
Задачи: познакомить ребенка с куклой, вызвать интерес к ней, желание
играть.
Дать образец несложных игровых действий с куклой, стимулировать Ребенок
сидит на стуле за столом.
Взрослый говорит: «К нам в гости пришла кукла, ее зовут Катя, давай с ней
познакомимся!». Кукла «подходит», «протягивает» руку: «Я – Катя, а тебя как
зовут?» Взрослый предлагает пожать кукле руку, погладить ее по головке и
пр. Далее взрослый обращается к кукле: «Катя, хочешь сесть на стул? Садись,
Катя!
Обращается к ребенку: «Попроси Катю сесть» - стимулирует к общению с
куклой с помощью речи и жестов. Катя, как настоящая девочка, - продолжает
педагог, - вот у нее руки. Где у Кати руки? Вот ноги, где ноги? Вот голова, где
голова? Покажите, пожалуйста, где глаза, нос, рот? - Ребенок показывает,
легко дотрагиваясь руками, взрослый поощряет высказывания, действия
ребенка. Если ребенок не говорит, неоднократно четко произносить нужные
слова
самому
взрослому,
спокойно
и
ласково,
показывая
плавными
движениями и жестами, доступными для подражания. Взрослый делает вид,
что кукла шепчет ему что-то на ухо, а он внимательно слушает, потом
обращается к ребенку: «Катя хочет спросить, а где у (имя ребенка) руки и
ноги?» Кукла обращается: «Где у тебя ручки, где ножки? Можно я поглажу
тебя по голове, а ты можешь погладить меня? Можно к тебе на ручки?» - и
т.д. «Кукла устала, давай покатаем ее на коляске! Садись, Катя! Тебе удобно?
Я тебя покатаю! Не бойся!» - взрослый говорит короткими фразами,
стимулируя ребенка к повторению в зависимости от речевых возможностей
своего малыша.
2 «Кукла Катя и медвежонок Даня» -
Задачи:
продолжать
учить
ребенка
игровым
действиям
с
куклой,
познакомить их с мишкой, учить воспроизводить знакомые действия по
слову,
стимулировать
к
речевому
сопровождению
игровых
действий.
Материал: кукла Катя, медвежонок Даня. Содержание игры. Взрослый
говорит ребенку о том, что сегодня у куклы будет гость. «К нам придет
медвежонок Даня». Появляется медвежонок, знакомиться с ребенком и
куклой. Медвежонок обращается с разными вопросами. Например: «Как
зовут куклу? А что это у нее? (глаза, уши, нос, руки, ноги и т.п.) Медвежонок
(педагог) спрашивает у ребенка: «А что умеет Катя? Покажите, как она
топает? А петь умеет Катя? Спой вместе с ней!» - продолжает взрослый
вместе с медвежонком, удивляется вместе с ним, радуется, стимулирует и
поощряет ребенка. «А умеет Катя танцевать? Я хочу с ней потанцевать,
можно?» «Танцуй, Катя, танцуй, Даня!» Взрослый берет куклу и мишку и
показывает танец под знакомую детскую песенку: «Мишка с куклой громко
топают, громко топают, посмотри, и в ладоши звонко хлопают, звонко
хлопают, раз, два, три! Возьми свою куклу Катя – она будет танцевать с
Даней?» - обращается взрослый к ребенку, дает возможность проиграть
сценку самостоятельно, помогает, если трудно. Взрослый говорит: «Устал
медвежонок, устала Катя, пусть посидят, а мы спляшем». Взрослый
повторяет слова песенки, танцует вместе с ребенком. Позже для танца с
куклой можно брать зайку, собачку и т.д. В этом случае и слова меняются:
«Кукла с зайкой громко топают...».
Ситуации часто встречающиеся в жизни ребёнка.
1.«Куклы в детском саду строятся парами и идут гулять»
Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел.
Формировать
начальные
навыки
ролевого
поведения.
Материал
и
оборудование: куклы для кукольного
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям куклы и говорит, что куклы строятся
парами и идут на прогулку. Дети ставят кукол парами и напоминают им, как
нужно ходить в парах. Воспитатель помогает и направляет игру.
2.«Делаем причёску кукле Кате»
Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать
сюжетные
действия
с
названием
роли.
Материал
и
оборудование:
Инструменты для игры в парикмахерскую
Ход игры: Воспитатель сообщает: «Кукла Катя собирается на бал и ей нужна
очень красивая причёска, поэтому она пришла в ваш салон к самому
лучшему
мастеру».
Выбирает
из
детей
мастера.
Далее
воспитатель
подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
3.«Кукла Катя заболела»
Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать
сюжетные действия с названием роли. Материал и оборудование: Игровой
набор «Больница»
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя заболела. Нужно
вызвать доктора. Воспитатель выбирает из детей «Доктора» и одевает его в
белый халат и шапочку и предлагает ему осмотреть больную. Далее
воспитатель направляет игру детей и наблюдает за её ходом.
4.
«Купание куклы»
Задачи: Учить детей купать кукол. Учить последовательно выполнять цепочку
игровых действий, сопровождая их речью, мимикой, жестами. Формировать
умение передавать отношение к кукле, как к ребёнку, выражать ласку,
понимать её состояние (весёлая, грустная, холодно ей или тепло и т. д.)
Формировать
представление
о
культурно-гигиенических
навыках,
о
предметах необходимых для водных процедур, упражнять в названиях
предметов, одежды, белья. Материалы и оборудование: кукла, ванночка,
мыло, мыльница, мочалка, полотенце, лейка, ведерко, теплая вода.
Дети сидят полукругом перед столиком, на котором находятся ванночка и
кукольные принадлежности. Воспитатель говорит: «Дети, сейчас мы будем
купать нашу куклу Катю. Садитесь на стульчики, а ты (имя ребенка) принеси
мне куколку. Вот она сидит, радуется, что сейчас ее будут купать»
Воспитатель ставит на стол ванночку с водой и говорит: «Сейчас мы
разденем куколку. Вас мамы тоже раздевают перед купанием». Дети
поочередно снимают с куклы одежду (платье, трусики, колготки и т. д.) «А
куда мы положим одежду? » - спрашивает воспитатель. - Повесим на спинку
стула. Воспитатель: «Смотрите, куколка протягивает руки к воде, ей хочется
купаться. Где ее можно выкупать? (В ванночке) Какая нужна водичка?
(Теплая). Просит одного ребенка принести водичку - Спасибо, какую ты
водичку принес? (Теплую) Что еще нам надо, чтобы помыть куклу? (Мыло,
мочалка) Чем куколку будем вытирать? (Полотенцем) Начинаем мыть куклу.
Куда надо посадить Катю? (В ванночку) Что будем мыть кукле? (Ручки,
ножки) А животик будем мыть? (Да) Выполняет вместе с детьми действия. А
теперь
польем
на
Катю
из
лейки
водичкой.
Воспитатель
читает
стихотворение: «Хлюп-хлюп» С. Капутикян. Вот, какая Катя, чистая. Вытрем
Катю полотенцем. Сейчас оденем на нее чистую рубашечку, завернем
куколку в простынку. А что же дальше будем делать? Теплого чаю выпить
дадим и положим в постель. Дети вместе с воспитателем укладывают Катю в
кровать и поют ей колыбельную песенку. Когда мытье куклы закончено,
воспитатель предлагает детям убрать предметы на место. Затем благодарит
за помощь.
5.«Укладывание куклы спать» (1)
Задачи:
Познакомиться
с
предметами
одежды;
закрепить
последовательность
одевания
и
раздевания
куклы;
воспитывать
доброжелательность, умение оказывать помощь окружающим;
формировать словарь, прививать культуру общения. Игровое оборудование:
Кукла в одежде, кровать, стульчик.
Воспитатель приносит в группу куклу. Кукла «здоровается» с детьми.
Воспитатель обращает внимание детей на то, кукла очень ласковая, добрая и
воспитанная девочка. Но она очень устала, долго гуляла на улице, помогала
другим ребятам и ей очень хочется отдохнуть. Дети предлагают ей
отдохнуть, показывают красивую кроватку («Отдохни, Катенька, приляг на
кроватку, тебе будет удобно») Воспитатель обращает внимание на ласковое
произношение слов. Но Катя еще маленькая, не умеет самостоятельно
раздеваться и поэтому воспитатель предлагает детям помочь ей в этом.
Воспитатель
обращает
внимание
на
последовательность
раздевания,
аккуратного складывания вещей на стульчик, уточняет название одежды.
Дети желают кукле «Спокойного сна!», а вечером «Спокойной ночи!».
Воспитатель предлагает спеть для Кати колыбельную, обращает внимание на
то, что когда кто- нибудь спит, играть и разговаривать надо тихо, чтобы не
разбудить спящего. А пока кукла спит, воспитатель предлагает детям
поиграть в тихие игры или нарисовать для куклы красивый мяч. Свои рисунки
дети откладывают в сторону, воспитатель говорит, что пора уже будить Катю.
Будить надо ласково, нежно, чтобы не испугать, говорить при этом добрые
слова.
Катя
просыпается,
дети
помогают
ей
одеться,
соблюдая
последовательность одевания и снова закрепляя названия одежды. Затем
дарят ей свои рисунки, а воспитатель предлагает поиграть с настоящими
мячами
«Укладывание куклы спать» (2)
Задачи: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить
матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу
головой на подушку, накрыть одеялом; Формировать у детей временные
отношения: день – гуляют, играют, кушают, ночь - спят, учить ласково
обращаться с куклой, как с дочкой. Воспитывать культуру поведения.
Материал: Ширма – «квартира», домик с окошками, солнышко, месяц со
звездами, кукла, кроватка, одеяло, пододеяльник, подушки, наволочки,
простынка, матрасик, стол и стулья.
Воспитатель обращает внимание на домик, где горят огоньки, солнышка нет,
за окошком месяц и звезды. Все люди ложатся спать. Пора и Катеньке в
кровать. Педагог обращается к детям: «Мы сегодня будем укладывать спать
нашу Катю. Куда положим Катю? Правильно, на кровать. Сиди, Катюша, пока
на стуле, мы тебе все приготовим». Взрослый достает по очереди (по логике
последовательности действий) необходимые предметы, медленно и четко
действует, комментируя короткой фразой: «Это… матрац. Что это? Зачем
матрац? Правильно, чтобы было мягко спать. На матрац положим …
правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался. Зачем
простынка? Под голову положим… подушку. Зачем подушка? А чем накроем
Катю? Правильно, одеялом. Зачем одеяло?» Если дети могут назвать
наволочку и пододеяльник, то педагог называет и эти предметы. Позже дети
учатся самостоятельно надевать их. Педагог продолжает: «Ложись, Катя,
голову клади на подушку. Я тебя накрою одеялом, чтобы было тепло. Спи. Я
тебе песенку спою».
6 «Кормление куклы Кати»
Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь
детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое
отношение к кукле. Материал и оборудование: Кукла Катя, набор посуды в
игровом уголке. Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель
показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие
тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т.д.),
показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как
пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу
обедом.
Воспитатель:
Старостина М.Е.
ГКУЗ ВО «Александровский дом ребёнка специализированный»
2020г.