Напоминание

Дидактический и речевой материал для исследования состояния интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи


Автор: Храмцова Вероника Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактический и речевой материал для исследования состояния интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактический и

речевой материал

для исследования

состояния

интонационной

стороны речи у

детей с

нарушениями речи

Восприятие и воспроизведение интонационных конструкций.

Методика №1. «Методика восприятия интонации».

Цель: выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры

в имперссивной речи.

Задание 1.

Инструкция:

«Я хочу познакомить тебя с добрым гномиком из сказочного леса

(знакомство

с

карточкой-символом

повествовательной

интонации).

Послушай,

внимательно предложения и подними картинку, где гномик сидит, если я буду говорить

ровным спокойным голосом».

В сказочном лесу живет гномик.

Мы сегодня пойдем гулять?

Давай есть конфеты!

Задание 2.

Инструкция:

«Послушай внимательно предложения и подними картинку, где

гномик удивился, если я буду спрашивать, задавать тебе вопрос. (Знакомство с карточкой-

символом вопросительной интонации.)»

Идет дождик.

Мы сегодня пойдем гулять?

Давай есть конфеты!

У тебя новая игрушка?

Задание 3.

Инструкция:

«Послушай внимательно предложения и подними картинку, где

гномик радостно подпрыгивает, если я буду говорить радостным приподнятым голосом.

(Знакомство с карточкой-символом восклицательной интонации.)»

Завтра пойдем в зоопарк!

У тебя новая игрушка?

Дети идут в детский сад.

Задание 4.

Инструкция:

«Послушай предложения и подними нужную карточку с

гномиком».

Идет дождик. Идет дождик!

Мы сегодня пойдем гулять? Мы сегодня пойдем гулять!

Завтра пойдем в зоопарк! Завтра пойдем в зоопарк?

В сказочном лесу живет гномик. В сказочном лесу живет гномик?

Обследования восприятия эмоциональных оттенков интонации.

Задание 1.

Инструкция:

«Послушай предложение и определи, как я сказала: весело,

грустно, удивленно.

Подними картинку с веселым, грустным или удивленным

гномиком».

А) Это маленький добрый гномик! (весело)_____________________________

Это маленький добрый гномик? (удивленно)____________________________

Это маленький добрый гномик. (грустно)_______________________________

Б) У гномика есть фонарик! (весело)___________________________________

У гномика есть фонарик. (грустно)___________________________________

У гномика есть фонарик? (удивленно)_________________________________

В) Гномик любит читать сказки. (грустно)______________________________

Гномик любит читать сказки! (весело)_________________________________

Гномик любит читать сказки? (удивленно)_____________________________

Методика №2. «Методика воспроизведения интонации»

Цель: выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные

структуры в экспрессивной речи.

Задание 1.

Инструкция:

«А теперь я задам тебе вопрос, а ты ответь этими же словами.

Подними картинку с гномиком».

Дети умеют рисовать? (Дети умеют рисовать.)

Гномик добрый? (Гномик добрый.)

В лесу растут грибы? (В лесу растут грибы.)

Задание 2.

Инструкция:

«Давай поиграем. Представь, что ты старенький гномик, плохо

слышишь и постоянно все переспрашиваешь. Я скажу предложение, а ты переспроси меня

теми же словами. Подними картинку с гномиком».

Сейчас осень. (Сейчас осень?)

На улице холодно. (На улице холодно?)

Часто идут дожди. (Часто идут дожди?)

Задание 3.

Инструкция:

«Я скажу предложение ровным спокойным голосом, а ты скажи

это же предложение, как будто ты радуешься. Подними картинку с гномиком».

Я буду кататься на качелях. (Я буду кататься на качелях!)

Миша смотрит веселые картинки. (Миша смотрит веселые картинки!)

Катя играет с машинкой. (Катя играет с машинкой!)

Задание 4.

Инструкция:

«Послушай, как я произнесу предложение и повтори за мной».

Мы играем. Мы играем? Мы играем!

Это гномик! Это гномик? Это гномик.

Мне интересно? Мне интересно! Мне интересно.

Методика №3. «Методика восприятия ритма»

Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять количество: а) изолированных

ударов; б) серии простых ударов; в) акцентированных ударов путем показа карточки с

записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

Задание 1

. Инструкция:

«Бам-бам, бам-бам, у меня есть барабан! Я буду стучать в

барабан, а ты покажи столько палочек, сколько ударов услышишь (палочки в

определенном порядке выложены на столе)».

// ________________________________________________________________

///_________________________________________________________________

////________________________________________________________________

Задание 2

. Инструкция:

«Бам-бам, бам-бам, стучу я в барабан! Я буду стучать в барабан, а

ты определи, сколько и какие были удары, покажи палочки (палочки в определенном

порядке выложены на столе)».

// //_______________________________________________________________

/// /_______________________________________________________________

/ ///_______________________________________________________________

Задание 3.

Инструкция:

«Бам-бам-бам! Громко и тихо стучу в барабан! Я буду стучать в

барабан, а ты покажи ручками, сколько было ударов, и звук барабана – тихий или

громкий. Громкий – закрой ушко ладошкой, два громких – два раза закрой ушко, тихий –

закрой рот ладошкой».

ГТ________________________________________________________________

ГТГ_______________________________________________________________

ГГТТ_____________________________________________________________

Методика №4. «Методика воспроизведения ритма».

Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию

(без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых уда ров,

акцентированные удары.

Задание 1.

Инструкция:

«Бам-бам-бам! Будем с тобой стучать в барабан! Я постучу в

барабан, а ты повтори».

// ________________________________________________________________

///_________________________________________________________________

////________________________________________________________________

Задание 2.

Инструкция:

«Сначала я буду стучать в барабан, а потом ты также постучи».

// //_______________________________________________________________

/// /_______________________________________________________________

/ ///_______________________________________________________________

Задание 3.

Инструкция:

«Я буду стучать в барабан, а ты повтори».

ГТ ГТГ ГГТТ

Методика №5. «Методика восприятия логического ударения»

Цель: обследование восприятия логического ударения необходимо для того, чтобы

выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли

сами выделить любую часть высказывания в зависимости от того, что необходимо

подчеркнуть.

Задание 1.

Инструкция

: «Послушай слоги, обрати внимание, что один я выделяю, скажи,

на каком месте стоит этот слог».

ТА-та, та-Т

А

ДУ-ду-ду, ду-ДУ-ду, ду-ду-ДУ

па-ПА-па-па, ПА-па-па-па, па-па-ПА-па, па-па-па-ПА

Задание 2. Инструкция: «Послушай слова и скажи, какие я произнесла неправильно».

Груша-груша

Великан-великан

Собака-собака

Задание 3. Инструкция: «Послушай предложения и скажи, какое слово я выделила

голосом».

Девочка поливает цветы.

На столе стоит торт.

«Я задам тебе вопрос и при этом выделю важное слово голосом, ответь на вопрос этим

важным словом».

Настя рисует кошку?

Тане подарили куклу?

«Я буду произносить предложения радостным приподнятым голосом, а ты скажи, чему я

радуюсь, какие слова выделяю голосом».

Скоро наступит Новый год!

Подарки всем будут дарить!

Методика №6. «Методика воспроизведения логического ударения».

Цель: определить, может ли ребенок выделять голосом главные по смыслу слова во

фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.

Задание 1.

Инструкция

:

А) «Послушай слоги, повтори, как я».

ТА-та, та-ТА

ДУ-ду-ду, ду-ДУ-ду, ду-ду-ДУ

па-ПА-па-па, ПА-па-па-па, па-па-ПА-па, па-па-па-ПА

Б) «Произнеси два (три, четыре) слога, выделяя голосом первый (второй, третий,

четвертый)».

В) «Посмотри и назови то, что нарисовано на картинках».

Задание 2.

Инструкция

: «Послушай предложение, обрати внимание на «важное» слово,

которое я выделю голосом. Повтори предложение также, выделяя «важное слово»».

Девочка перевязывает собаке лапу.

Девочка перевязывает собаке лапу.

Девочка перевязывает собаке лапу.

Девочка перевязывает собаке лапу.

Задание 3.

Инструкция:

А) «Скажи предложение: Девочка причесывает куклу. И выдели нужное слово, так,

чтобы было ясно, что именно девочка причесывает куклу».

Б) «Скажи предложение так, чтобы стало понятно, что девочка причесывает куклу, а не

играет с ней»

В) «Скажи предложение так, чтобы стало понятно, что девочка причесывает именно

куклу, а не кого-нибудь другого».

Методика №7. «Методика восприятия тембра».

При

исследовании

восприятия

тембра

голоса

оценивается

умение

определять характер звучания тона голоса на слух.

Задание 1.

Инструкция

: «Это герои сказки «Репка». Давай представим, что, когда внучка

позвала собачку, она грызла косточку и ответила недовольно: «Гав, гав, гав!», кошка

ответила радостно: «Мяу, мяу, мяу!», а мышка испугалась: «Пи, пи, пи!» и даже залезла в

норку. Используй предложенные карточки-символы. Подумай, каким тоном я произнесу:

«Гав, гав, гав!» (недовольно, радостно или испуганно?)

«Мяу, мяу, мяу!» (недовольно, радостно или испуганно?)

«Пи, пи, пи!» (недовольно, радостно или испуганно?)»

Задание 2.

Инструкция:

«Давай представим, что дед, баба и внучка говорили, когда

тянули репку. Отгадай, чей голос».

«Ох, тяжелая репка!» (грубым старческим голосом)

«Ох, тяжелая репка!» (мягким старческим голосом)

«Ох, тяжелая репка!» (звонким девичьим голосом)

Задание 3.

Инструкция:

«Как ты думаешь, какой был голос у

Деда

Бабы

Внучки»

Методика №8. «Методика воспроизведения тембра голоса».

Оцениваются эмоциональные характеристики голоса. Так как изменение

окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоциональной речи.

Задание 1.

Инструкция

: «Произнеси:

«Гав, гав, гав!» (недовольно)

«Мяу, мяу, мяу!» (радостно)

«Пи, пи, пи!» (испуганно)»

Задание 2.

Инструкция:

«Произнеси как дед, баба и внучка:

«Ох, тяжелая репка!» (грубым старческим голосом)

«Ох, тяжелая репка!» (мягким старческим голосом)

«Ох, тяжелая репка!» (звонким голосом)»

Задание 3.

Инструкция:

«Послушай несколько предложений из сказки, запомни и

произнеси их:

«Посадил дед репку»

«Выросла репка большая-пребольшая»

«Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может»

Методика№9. «Методика модуляций голоса по высоте»

Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять и интонировать постепенное

движение мелодии снизу-вверх, сверху вниз. Обследование модуляций голоса по высоте

необходимо для того, чтобы узнать, насколько ребенок может владеть своим голосом,

изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса.

Задание1.

Инструкция:

«Давай

представим,

что

мы

поехали

к

бабушке

в деревню. У бабушки на скотном дворике много животных и птиц – коровы, овцы,

лошади, гуси, а в норке под полом живут маленькие добрые мышки. Послушай, и

определи, чей голос:

Как гогочет большой гусь, а как маленький гусенок.

ГА-ГА-ГА га-га-га

Угадай голос лошади и маленького жеребенка.

ИГО-ГО иго-го

Как мычит корова, а как маленький теленок.

МУ-МУ-МУ му-му-му

Как блеет большая овечка, а как маленький ягненок

БЕ-БЕ-БЕ бе-бе-бе

Как пищит папа-мышка, а как маленький мышонок.

ПИ-ПИ-ПИ пи-пи-пи

Исследование умения интонировать высоту голоса

Задание 1.

Инструкция:

«Изобрази, как гогочет большой гусь, а как маленький гусенок.

Потяни

последний

звук,

(Звукоподражания

произносятся

низким

и высоким голосом с протягиванием последней гласной.)»

ГА-ГА-ГА-А-А-А га-га-га-а-а-а

Изобрази голос лошади и маленького жеребенка.

ИГО-ГО-О-О-О иго-го-о-о-о

Как мычит корова, а как маленький теленок.

МУ-МУ-МУ-У-У-У му-му-му-у-у-у

Как блеет большая овечка, а как маленький ягненок

БЕ-БЕ-БЕ-Э-Э-Э бе-бе-бе-э-э-э-э

Как пищит папа-мышка, а как маленький мышонок.

ПИ-ПИ-ПИ-И-И-И пи-пи-пи-и-и-и

Исследование восприятия и изменения громкости голоса

Задание 1.

Инструкция:

«Послушай историю: «медвежонок Винни, гуляя в лесу,

повстречал эхо, и они начали играть. Медвежонок говорил слова громко, а эхо повторяло

тихо, потому что было далеко, где-то в верхушках деревьев». Давай и мы поиграем. Если

я произнесу слово громко, ты поднимешь карточку с медвежонком, а если тихо – ты

закроешь рот ладошкой».

Медвежонок (громко) медвежонок (тихо)

Идёт (громко) идёт (тихо)

гулять (громко) гулять (тихо)

Задание 2.

Инструкция:

«Медвежонок и эхо так долго играли, что совсем запутались:

сначала тихо говорило эхо, а потом громко - медвежонок, а потом, наоборот, сначала

громко – медвежонок, а потом тихо – эхо. Помоги разобраться, когда говорит медвежонок,

а когда – эхо. Услышишь громко - подними карточку с медвежонком, тихо - закрой рот

ладошкой».

Идёт (тихо) медвежонок (тихо)

Гулять (громко) медвежонок (тихо)

Идёт (громко) гулять (громко)

Задание 3

. Инструкция:

А) «А теперь произнеси слова, как медвежонок – громко».

Медвежонок (громко). Идёт (громко). Гулять (громко).

Б) «Произнеси слова, как эхо – тихо».

Медвежонок (тихо). Идёт (тихо). Гулять (тихо).

Задание 4.

Инструкция:

«Наигравшись с эхом, медвежонок пошел домой. По дороге он

увидел дерево с гнездом пчел. Пчелки собрались на цветочное поле и всей гурьбой

вылетели из домика».

А) «Послушай, как жужжат пчелы, которые приближаются к медвежонку: ж-ж-ж-ж-ж-Ж-

Ж-Ж-Ж (с нарастанием голоса). Медвежонок бросился наутек, передразнивая пчел: Ж-Ж-

Ж-Ж-ж-ж-ж-ж (с падением силы голоса). Определи, кто приближается, кто удаляется.

ж-ж-ж-ж-ж-Ж-Ж-Ж-Ж (с нарастанием голоса).

Ж-Ж-Ж-Ж-ж-ж-ж-ж (с падением силы голоса).

Б) «Произнеси, как пчелки, которые приближаются».

ж-ж-ж-ж-ж-Ж-Ж-Ж-Ж (с нарастанием голоса).

«Произнеси, как медвежонок, который удаляется».

Ж-Ж-Ж-Ж-ж-ж-ж-ж (с падением силы голоса).

Исследование восприятия и воспроизведения предложений различной темповой

организации

Задание 1.

Инструкция:

«Посмотри на картинки. Поезд едет очень быстро, машина -

нормально, а велосипедист - медленно. Сейчас я буду говорить предложения, а ты угадай,

как я говорю: быстро, нормально или медленно. Покажи соответствующую картинку».

А) Вот ползет сороконожка, по тропинке на дорожку (медленно).

Хорош пирожок, внутри творожок! (быстро).

Дети в детском саду рисуют и танцуют (нормально).

Б) Как ярко светит солнце (нормально).

У елки иголки колки (быстро).

Были бы у елочки ножки, побежала бы она по дорожке (медленно).

Задание 2

. Инструкция:

«А теперь послушай предложения и повтори также, как и я».

Дети играют в комнате (нормально).

В клетке сидит попугай (быстро).

Дежурный накрывает на стол (медленно).

Задание 3.

Инструкция:

«Расскажи стихотворение, которое ты знаешь, или расскажи о

своих друзьях, любимых игрушках»

Если ребенок затрудняется, предлагаются для произнесения простые в звуковом

оформлении предложения:

Мама купила батон и буханку хлеба

Охотник идет на охоту.

На скамейке семь котят, все котята есть хотят.

Светина киска уснула на скамейке.

Демонстрационный материал к методике обследования

интонационной стороны речи

Обследование восприятия и воспроизведения интонации

Карточка-символ повествовательной интонации

Карточка-символ восклицательной интонации

Карточка-символ вопросительной интонации

Обследование восприятия и воспроизведения эмоциональных оттенков интонации

Веселый гномик

Грустный гномик

Удивленный гномик

Обследование воспроизведения словесного ударения

Обследование восприятия и воспроизведения тембра голоса

Недовольно Радостно

Испуганно

Обследование умения определять и интонировать высоту голоса

Исследование восприятия и изменения громкости голоса

Обследование восприятия предложений различной темповой организации



В раздел образования