Автор: Храмцова Вероника Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактический и речевой материал для исследования состояния интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Дидактический и
речевой материал
для исследования
состояния
интонационной
стороны речи у
детей с
нарушениями речи
Восприятие и воспроизведение интонационных конструкций.
Методика №1. «Методика восприятия интонации».
Цель: выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры
в имперссивной речи.
Задание 1.
Инструкция:
«Я хочу познакомить тебя с добрым гномиком из сказочного леса
(знакомство
с
карточкой-символом
повествовательной
интонации).
Послушай,
внимательно предложения и подними картинку, где гномик сидит, если я буду говорить
ровным спокойным голосом».
В сказочном лесу живет гномик.
Мы сегодня пойдем гулять?
Давай есть конфеты!
Задание 2.
Инструкция:
«Послушай внимательно предложения и подними картинку, где
гномик удивился, если я буду спрашивать, задавать тебе вопрос. (Знакомство с карточкой-
символом вопросительной интонации.)»
Идет дождик.
Мы сегодня пойдем гулять?
Давай есть конфеты!
У тебя новая игрушка?
Задание 3.
Инструкция:
«Послушай внимательно предложения и подними картинку, где
гномик радостно подпрыгивает, если я буду говорить радостным приподнятым голосом.
(Знакомство с карточкой-символом восклицательной интонации.)»
Завтра пойдем в зоопарк!
У тебя новая игрушка?
Дети идут в детский сад.
Задание 4.
Инструкция:
«Послушай предложения и подними нужную карточку с
гномиком».
Идет дождик. Идет дождик!
Мы сегодня пойдем гулять? Мы сегодня пойдем гулять!
Завтра пойдем в зоопарк! Завтра пойдем в зоопарк?
В сказочном лесу живет гномик. В сказочном лесу живет гномик?
Обследования восприятия эмоциональных оттенков интонации.
Задание 1.
Инструкция:
«Послушай предложение и определи, как я сказала: весело,
грустно, удивленно.
Подними картинку с веселым, грустным или удивленным
гномиком».
А) Это маленький добрый гномик! (весело)_____________________________
Это маленький добрый гномик? (удивленно)____________________________
Это маленький добрый гномик. (грустно)_______________________________
Б) У гномика есть фонарик! (весело)___________________________________
У гномика есть фонарик. (грустно)___________________________________
У гномика есть фонарик? (удивленно)_________________________________
В) Гномик любит читать сказки. (грустно)______________________________
Гномик любит читать сказки! (весело)_________________________________
Гномик любит читать сказки? (удивленно)_____________________________
Методика №2. «Методика воспроизведения интонации»
Цель: выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные
структуры в экспрессивной речи.
Задание 1.
Инструкция:
«А теперь я задам тебе вопрос, а ты ответь этими же словами.
Подними картинку с гномиком».
Дети умеют рисовать? (Дети умеют рисовать.)
Гномик добрый? (Гномик добрый.)
В лесу растут грибы? (В лесу растут грибы.)
Задание 2.
Инструкция:
«Давай поиграем. Представь, что ты старенький гномик, плохо
слышишь и постоянно все переспрашиваешь. Я скажу предложение, а ты переспроси меня
теми же словами. Подними картинку с гномиком».
Сейчас осень. (Сейчас осень?)
На улице холодно. (На улице холодно?)
Часто идут дожди. (Часто идут дожди?)
Задание 3.
Инструкция:
«Я скажу предложение ровным спокойным голосом, а ты скажи
это же предложение, как будто ты радуешься. Подними картинку с гномиком».
Я буду кататься на качелях. (Я буду кататься на качелях!)
Миша смотрит веселые картинки. (Миша смотрит веселые картинки!)
Катя играет с машинкой. (Катя играет с машинкой!)
Задание 4.
Инструкция:
«Послушай, как я произнесу предложение и повтори за мной».
Мы играем. Мы играем? Мы играем!
Это гномик! Это гномик? Это гномик.
Мне интересно? Мне интересно! Мне интересно.
Методика №3. «Методика восприятия ритма»
Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять количество: а) изолированных
ударов; б) серии простых ударов; в) акцентированных ударов путем показа карточки с
записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
Задание 1
. Инструкция:
«Бам-бам, бам-бам, у меня есть барабан! Я буду стучать в
барабан, а ты покажи столько палочек, сколько ударов услышишь (палочки в
определенном порядке выложены на столе)».
// ________________________________________________________________
///_________________________________________________________________
////________________________________________________________________
Задание 2
. Инструкция:
«Бам-бам, бам-бам, стучу я в барабан! Я буду стучать в барабан, а
ты определи, сколько и какие были удары, покажи палочки (палочки в определенном
порядке выложены на столе)».
// //_______________________________________________________________
/// /_______________________________________________________________
/ ///_______________________________________________________________
Задание 3.
Инструкция:
«Бам-бам-бам! Громко и тихо стучу в барабан! Я буду стучать в
барабан, а ты покажи ручками, сколько было ударов, и звук барабана – тихий или
громкий. Громкий – закрой ушко ладошкой, два громких – два раза закрой ушко, тихий –
закрой рот ладошкой».
ГТ________________________________________________________________
ГТГ_______________________________________________________________
ГГТТ_____________________________________________________________
Методика №4. «Методика воспроизведения ритма».
Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию
(без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых уда ров,
акцентированные удары.
Задание 1.
Инструкция:
«Бам-бам-бам! Будем с тобой стучать в барабан! Я постучу в
барабан, а ты повтори».
// ________________________________________________________________
///_________________________________________________________________
////________________________________________________________________
Задание 2.
Инструкция:
«Сначала я буду стучать в барабан, а потом ты также постучи».
// //_______________________________________________________________
/// /_______________________________________________________________
/ ///_______________________________________________________________
Задание 3.
Инструкция:
«Я буду стучать в барабан, а ты повтори».
ГТ ГТГ ГГТТ
Методика №5. «Методика восприятия логического ударения»
Цель: обследование восприятия логического ударения необходимо для того, чтобы
выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли
сами выделить любую часть высказывания в зависимости от того, что необходимо
подчеркнуть.
Задание 1.
Инструкция
: «Послушай слоги, обрати внимание, что один я выделяю, скажи,
на каком месте стоит этот слог».
ТА-та, та-Т
А
ДУ-ду-ду, ду-ДУ-ду, ду-ду-ДУ
па-ПА-па-па, ПА-па-па-па, па-па-ПА-па, па-па-па-ПА
Задание 2. Инструкция: «Послушай слова и скажи, какие я произнесла неправильно».
Груша-груша
Великан-великан
Собака-собака
Задание 3. Инструкция: «Послушай предложения и скажи, какое слово я выделила
голосом».
Девочка поливает цветы.
На столе стоит торт.
«Я задам тебе вопрос и при этом выделю важное слово голосом, ответь на вопрос этим
важным словом».
Настя рисует кошку?
Тане подарили куклу?
«Я буду произносить предложения радостным приподнятым голосом, а ты скажи, чему я
радуюсь, какие слова выделяю голосом».
Скоро наступит Новый год!
Подарки всем будут дарить!
Методика №6. «Методика воспроизведения логического ударения».
Цель: определить, может ли ребенок выделять голосом главные по смыслу слова во
фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.
Задание 1.
Инструкция
:
А) «Послушай слоги, повтори, как я».
ТА-та, та-ТА
ДУ-ду-ду, ду-ДУ-ду, ду-ду-ДУ
па-ПА-па-па, ПА-па-па-па, па-па-ПА-па, па-па-па-ПА
Б) «Произнеси два (три, четыре) слога, выделяя голосом первый (второй, третий,
четвертый)».
В) «Посмотри и назови то, что нарисовано на картинках».
Задание 2.
Инструкция
: «Послушай предложение, обрати внимание на «важное» слово,
которое я выделю голосом. Повтори предложение также, выделяя «важное слово»».
Девочка перевязывает собаке лапу.
Девочка перевязывает собаке лапу.
Девочка перевязывает собаке лапу.
Девочка перевязывает собаке лапу.
Задание 3.
Инструкция:
А) «Скажи предложение: Девочка причесывает куклу. И выдели нужное слово, так,
чтобы было ясно, что именно девочка причесывает куклу».
Б) «Скажи предложение так, чтобы стало понятно, что девочка причесывает куклу, а не
играет с ней»
В) «Скажи предложение так, чтобы стало понятно, что девочка причесывает именно
куклу, а не кого-нибудь другого».
Методика №7. «Методика восприятия тембра».
При
исследовании
восприятия
тембра
голоса
оценивается
умение
определять характер звучания тона голоса на слух.
Задание 1.
Инструкция
: «Это герои сказки «Репка». Давай представим, что, когда внучка
позвала собачку, она грызла косточку и ответила недовольно: «Гав, гав, гав!», кошка
ответила радостно: «Мяу, мяу, мяу!», а мышка испугалась: «Пи, пи, пи!» и даже залезла в
норку. Используй предложенные карточки-символы. Подумай, каким тоном я произнесу:
«Гав, гав, гав!» (недовольно, радостно или испуганно?)
«Мяу, мяу, мяу!» (недовольно, радостно или испуганно?)
«Пи, пи, пи!» (недовольно, радостно или испуганно?)»
Задание 2.
Инструкция:
«Давай представим, что дед, баба и внучка говорили, когда
тянули репку. Отгадай, чей голос».
«Ох, тяжелая репка!» (грубым старческим голосом)
«Ох, тяжелая репка!» (мягким старческим голосом)
«Ох, тяжелая репка!» (звонким девичьим голосом)
Задание 3.
Инструкция:
«Как ты думаешь, какой был голос у
Деда
Бабы
Внучки»
Методика №8. «Методика воспроизведения тембра голоса».
Оцениваются эмоциональные характеристики голоса. Так как изменение
окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоциональной речи.
Задание 1.
Инструкция
: «Произнеси:
«Гав, гав, гав!» (недовольно)
«Мяу, мяу, мяу!» (радостно)
«Пи, пи, пи!» (испуганно)»
Задание 2.
Инструкция:
«Произнеси как дед, баба и внучка:
«Ох, тяжелая репка!» (грубым старческим голосом)
«Ох, тяжелая репка!» (мягким старческим голосом)
«Ох, тяжелая репка!» (звонким голосом)»
Задание 3.
Инструкция:
«Послушай несколько предложений из сказки, запомни и
произнеси их:
«Посадил дед репку»
«Выросла репка большая-пребольшая»
«Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может»
Методика№9. «Методика модуляций голоса по высоте»
Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять и интонировать постепенное
движение мелодии снизу-вверх, сверху вниз. Обследование модуляций голоса по высоте
необходимо для того, чтобы узнать, насколько ребенок может владеть своим голосом,
изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса.
Задание1.
Инструкция:
«Давай
представим,
что
мы
поехали
к
бабушке
в деревню. У бабушки на скотном дворике много животных и птиц – коровы, овцы,
лошади, гуси, а в норке под полом живут маленькие добрые мышки. Послушай, и
определи, чей голос:
Как гогочет большой гусь, а как маленький гусенок.
ГА-ГА-ГА га-га-га
Угадай голос лошади и маленького жеребенка.
ИГО-ГО иго-го
Как мычит корова, а как маленький теленок.
МУ-МУ-МУ му-му-му
Как блеет большая овечка, а как маленький ягненок
БЕ-БЕ-БЕ бе-бе-бе
Как пищит папа-мышка, а как маленький мышонок.
ПИ-ПИ-ПИ пи-пи-пи
Исследование умения интонировать высоту голоса
Задание 1.
Инструкция:
«Изобрази, как гогочет большой гусь, а как маленький гусенок.
Потяни
последний
звук,
(Звукоподражания
произносятся
низким
и высоким голосом с протягиванием последней гласной.)»
ГА-ГА-ГА-А-А-А га-га-га-а-а-а
Изобрази голос лошади и маленького жеребенка.
ИГО-ГО-О-О-О иго-го-о-о-о
Как мычит корова, а как маленький теленок.
МУ-МУ-МУ-У-У-У му-му-му-у-у-у
Как блеет большая овечка, а как маленький ягненок
БЕ-БЕ-БЕ-Э-Э-Э бе-бе-бе-э-э-э-э
Как пищит папа-мышка, а как маленький мышонок.
ПИ-ПИ-ПИ-И-И-И пи-пи-пи-и-и-и
Исследование восприятия и изменения громкости голоса
Задание 1.
Инструкция:
«Послушай историю: «медвежонок Винни, гуляя в лесу,
повстречал эхо, и они начали играть. Медвежонок говорил слова громко, а эхо повторяло
тихо, потому что было далеко, где-то в верхушках деревьев». Давай и мы поиграем. Если
я произнесу слово громко, ты поднимешь карточку с медвежонком, а если тихо – ты
закроешь рот ладошкой».
Медвежонок (громко) медвежонок (тихо)
Идёт (громко) идёт (тихо)
гулять (громко) гулять (тихо)
Задание 2.
Инструкция:
«Медвежонок и эхо так долго играли, что совсем запутались:
сначала тихо говорило эхо, а потом громко - медвежонок, а потом, наоборот, сначала
громко – медвежонок, а потом тихо – эхо. Помоги разобраться, когда говорит медвежонок,
а когда – эхо. Услышишь громко - подними карточку с медвежонком, тихо - закрой рот
ладошкой».
Идёт (тихо) медвежонок (тихо)
Гулять (громко) медвежонок (тихо)
Идёт (громко) гулять (громко)
Задание 3
. Инструкция:
А) «А теперь произнеси слова, как медвежонок – громко».
Медвежонок (громко). Идёт (громко). Гулять (громко).
Б) «Произнеси слова, как эхо – тихо».
Медвежонок (тихо). Идёт (тихо). Гулять (тихо).
Задание 4.
Инструкция:
«Наигравшись с эхом, медвежонок пошел домой. По дороге он
увидел дерево с гнездом пчел. Пчелки собрались на цветочное поле и всей гурьбой
вылетели из домика».
А) «Послушай, как жужжат пчелы, которые приближаются к медвежонку: ж-ж-ж-ж-ж-Ж-
Ж-Ж-Ж (с нарастанием голоса). Медвежонок бросился наутек, передразнивая пчел: Ж-Ж-
Ж-Ж-ж-ж-ж-ж (с падением силы голоса). Определи, кто приближается, кто удаляется.
ж-ж-ж-ж-ж-Ж-Ж-Ж-Ж (с нарастанием голоса).
Ж-Ж-Ж-Ж-ж-ж-ж-ж (с падением силы голоса).
Б) «Произнеси, как пчелки, которые приближаются».
ж-ж-ж-ж-ж-Ж-Ж-Ж-Ж (с нарастанием голоса).
«Произнеси, как медвежонок, который удаляется».
Ж-Ж-Ж-Ж-ж-ж-ж-ж (с падением силы голоса).
Исследование восприятия и воспроизведения предложений различной темповой
организации
Задание 1.
Инструкция:
«Посмотри на картинки. Поезд едет очень быстро, машина -
нормально, а велосипедист - медленно. Сейчас я буду говорить предложения, а ты угадай,
как я говорю: быстро, нормально или медленно. Покажи соответствующую картинку».
А) Вот ползет сороконожка, по тропинке на дорожку (медленно).
Хорош пирожок, внутри творожок! (быстро).
Дети в детском саду рисуют и танцуют (нормально).
Б) Как ярко светит солнце (нормально).
У елки иголки колки (быстро).
Были бы у елочки ножки, побежала бы она по дорожке (медленно).
Задание 2
. Инструкция:
«А теперь послушай предложения и повтори также, как и я».
Дети играют в комнате (нормально).
В клетке сидит попугай (быстро).
Дежурный накрывает на стол (медленно).
Задание 3.
Инструкция:
«Расскажи стихотворение, которое ты знаешь, или расскажи о
своих друзьях, любимых игрушках»
Если ребенок затрудняется, предлагаются для произнесения простые в звуковом
оформлении предложения:
Мама купила батон и буханку хлеба
Охотник идет на охоту.
На скамейке семь котят, все котята есть хотят.
Светина киска уснула на скамейке.
Демонстрационный материал к методике обследования
интонационной стороны речи
Обследование восприятия и воспроизведения интонации
Карточка-символ повествовательной интонации
Карточка-символ восклицательной интонации
Карточка-символ вопросительной интонации
Обследование восприятия и воспроизведения эмоциональных оттенков интонации
Веселый гномик
Грустный гномик
Удивленный гномик
Обследование воспроизведения словесного ударения
Обследование восприятия и воспроизведения тембра голоса
Недовольно Радостно
Испуганно
Обследование умения определять и интонировать высоту голоса
Исследование восприятия и изменения громкости голоса
Обследование восприятия предложений различной темповой организации