Автор: Желязкова Юлия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКДОУ "Детский сад № 154" МО РФ
Населённый пункт: г. Оленегорск-2, Мурманская область
Наименование материала: Учебная программа кружка для детей 5-6 лет "Почемучки"
Тема: "Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, посредством конструктивно – исследовательской деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Рабочая программа
самообразования
«Формирование у дошкольников
представлений об окружающем
мире, посредством конструктивно –
исследовательской деятельности»
Автор – составитель:
Желязкова Ю.В.
2018-2022 годы
Содержание:
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи реализации РП.
1.2. Задачи и направления образовательной области «Познавательное
развитие».
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
1.4. Характеристика возрастных особенностей познавательного развития
детей дошкольного возраста.
1.5. Планируемые результаты освоения РП.
II. Содержательный раздел
2.1. Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»
с другими образовательными областями.
2.2. Принципы познавательного развития.
2.3. Формы, методы и средства образовательной деятельности
по освоению детьми образовательной области
«Познавательное развитие».
2.4. Игры- эксперименты как средство и условие познавательно –
исследовательской деятельности ребенка.
2.5 Содержание образовательной деятельности в соответствии
с возрастом детей. (задачи, способы, формы, методы).
2.6. Особенности образовательной деятельности по познавательному
развитию детей.
2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
и социальными партнерами.
III. Организационный раздел
3.1. Материально - техническое обеспечение РП.
3.2. Методические материалы и средства познавательного развития.
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи реализации РП
Нормативными основаниями разработки рабочей программы
«Познавательногоразвития детей дошкольного возраста» являются:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях». Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (зарегистрировано министерство юстиции РФ
29.05.2013 г., регистрационный № 28564);
Основная образовательная программа дошкольного образования.
Рабочая программа по познавательному развитию детей дошкольного
возраста является структурной единицей основной образовательной
программы дошкольного образования (далее Программа).
Реализация Рабочей программы предусматривает решение ведущих целей и
задач, отраженных в общей направленности Программы, и конкретных задач
образовательной области «Познавательное развитие».
Общая направленность Программы (ФГОС, п. 2.4.):
создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих
возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества
со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту
видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей;
решение задач федерального государственного стандарта дошкольного
образования (ФГОС, п. 1.6.):
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого
ребёнка;
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.2. Задачи и направления образовательной области
«Познавательное развитие» (ФГОС, п. 2.6.)
1.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
2.
Формирование познавательных действий, становление сознания;
3.
Развитие воображения и творческой активности;
4.
Формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении
и покое, причинах и следствиях и др.),
5.
О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
1.3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
Рабочая программа разработана в соответствии с культурно-историческим,
личностным, культурологическим, деятельностными подходами в
воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский)
определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость
учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны
ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого
как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию
образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и
детей и др.).
Личностный подход в широком значении предполагает отношение к
каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков
он есть.
Вандрагогической образовательной парадигме сам ребёнок понимается как
высшая ценность процесса образования.
Культурологический подход ориентирует образование на формирование
общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных
ценностей.
Центральной категорией деятельностного подхода является категория
деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребёнка с
окружающей его действительностью, направленное на её познание и
преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя
действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как
субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития.
Принципы формирования Программы
принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего
решения программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов;
принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности
ведущего вида деятельности – игры.
1.4. Характеристика возрастных особенностей
«Развития познавательно-исследовательской деятельности через
организацию детского экспериментирования»
детей дошкольного возраста
Характеристика возрастных возможностей детей
младшего дошкольного возраста (4 год жизни)
На четвертом году жизни возникает наглядно-образной мышление. У детей
ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым
многочисленные вопросы, что свидетельствует о важных достижениях:
- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по
совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
- сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между
ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных
знаниях;
- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от
взрослого.
Очень полезно. Не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку
получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае
детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает
малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и
рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети
данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно
делают это вместе с взрослым.
Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два
действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать
привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей
начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать
первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при
помощи знаковых обозначений.
Характеристика возрастных возможностей детей
среднего дошкольного возраста (5 год жизни)
На пятом году количество вопросов у детей возрастает, потребность
получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря
накоплению личного опыта действия ребенка становятся более
целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать
самостоятельно, причем дети способны получить уже три указания сразу,
если действия просты и знакомы. Непосредственное участие взрослого в
знакомой работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим, как
для обеспечения безопасности экспериментирования. Так и для моральной
поддержки, т.к. деятельность детей еще не устойчива и быстро затухает без
постоянного поощрения и одобрения.
В этой группе можно проводить эксперименты по выяснению причин
отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют
готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые
взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех
детей. у которых хорошо развиты технические навыки.
Давая словесный отчет об увиденном, дети произносят несколько
предложений, делая предпосылки к развернутому рассказу. Воспитатель
наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и
находить пока только разницу между ними.
С этого возраста проводятся длительные наблюдения, которые будут
предпосылкой для проведения в будущем длительных экспериментов.
Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обобщенным
способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью
специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
Стимулировать использование исследовательских действий.
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные
действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются
ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием
алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия
моделирующего характера
Характеристика возрастных возможностей детей
старшего дошкольного возраста (6 год жизни)
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется
устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на
них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а
педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда
ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в
этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить
действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию
результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий
своих действий и прогнозирование поведения объектов.
При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав
и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению
объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных
случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить
за ходом его выполнения.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются
графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных
объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.).
Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать
выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен
задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в
процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и
процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу,
но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.
Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют
более строгому соблюдению правил безопасности.
Характеристика возрастных возможностей детей
подготовительного дошкольного возраста (7 год жизни)
В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни,
единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим
миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных
процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и
все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется
равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно
задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности,
сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему
наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля
таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям
огромную радость.
В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции:
выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от
гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых
свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а
также давать яркое, красочное описание увиденного.
Со старшими дошкольниками можно начинать решать
экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой
зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в
двух вариантах:
1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом
приобретают новые знания;
2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли
они мыслили.
1.5. Планируемые результаты освоения РП
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе
завершения уровня дошкольного образования
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (к 7
годам):
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких
и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными
связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он
живёт.
Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных сферах действительности.
Достижения ребенка четырех лет:
- Может исследовать различные объекты окружающей жизни с помощью
специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
- Активно включается в совместные с взрослыми практические
познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых
выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
- с помощью взрослого используют действия моделирующего характера в
соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.
Достижения ребенка пяти лет:
- Умеет с помощью обобщённых способов исследовать разные объекты
- Осваивает перцептивные действия, специально разработанные системы
эталонов
- Умеет получать сведенья о новом объекте в процессе его практического
исследования
- умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей
и предлагаемым алгоритмом деятельности
- Понимает и использует в познавательно – исследовательской деятельности
модели, предложенные взрослым.
Достижения ребенка шести лет:
- Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с
помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов,
перцептивных действий
- умеет устанавливать функциональные связи и отношения между системами
объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий
- умеет самостоятельно действия экспериментального характера для
выявления скрытых свойств
- умеет получать информацию о новом объекте в процессе его исследования
- умеет действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом
- умеет определять алгоритм собственной деятельности
- умеет с помощью взрослого составлять модели и использовать их в
познавательно – исследовательской деятельности
Достижения ребенка семи лет:
- Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с
помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов,
перцептивных действий, сам выбирает их в соответствии с познавательной
задачей
- Умеет самостоятельно устанавливать связи и отношения между системами
объектов и явлений с применением различных средств; умеет определять
характер действий экспериментального характера, направленных на
выявление скрытых свойств объектов
- умеет определять способ получения необходимой информации в
соответствии с условиями и целями деятельности
- умеет самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым
алгоритмом; ставить цель; составлять соответствующий собственный
алгоритм; корректировать свою деятельность
- умеет самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно
– исследовательской деятельности.
II. Содержательный раздел
2.1. Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»
с другими образовательными областями
Основания интеграции
По задачам и содержанию образовательной деятельности
По средствам организации образовательного процесса
«Социально-коммуникативное развитие»
Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к
совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать,
обследовать, экспериментирование с разнообразными материалами).
Обогащение представления об объектах ближайшего окружения и
поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской
деятельности.
Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически
действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения
какого-либо образа, изменять полученное.
«Речевое развитие»
Развитие познавательных и речевых умений по выявлению свойств, качеств и
отношений объектов окружающего мира (предметного, природного,
социального), способы обследования предметов (погладить, надавить,
понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).
Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов. Развивать
умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять,
приводить примеры и аналогии.
«Физическое развитие»
В части двигательной активности как способа усвоения ребенком
предметных действий, а также как одного из средств овладения
операциональным составом различных видов детской деятельности),
формирования элементарных математических представлений (ориентировка
в пространстве, временные, количественные отношения и т. д.
Использование подвижных игр и физических упражнений для реализации
задач образовательной области «Познавательное развитие».
«Художественно-эстетическое развитие»
Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах
детской деятельности.
Использование музыкальных произведений для обогащения содержания
области «Познание».
2.2. Принципы познавательного развития (по Л.В.Занкову)
- Принцип научности обучения - предполагает подкрепление всех средств
познания научно-обоснованными и практически апробированными
методиками; содержание работы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет
возможность реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип доступности основывается на умении педагога соотнести
учебный процесс
с уровнем развития детей, их личным опытом, со знаниями, умениями и
навыками, которыми они владеют.
- Принцип наглядности обучения – наглядное пособие всегда средство
познания, основа формирования чувственного образа представления из
которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.
- Принцип сознательности и активности детей – предполагает
формирование у детей сознательного понимания материала, сознательного
отношения к обучению, познавательной активности. Создание условий для
повышения общей познавательной активности детей, сформированности
положительного отношения к учебным занятиям, воспитание
самостоятельности и работоспособности.
-Принцип прочности обучения – связь главной мысли учебного материала с
имеющимися у ребёнка знаниями. Знания должны быть включены в систему
взглядов и рассуждений ребёнка, тогда они становятся его внутренним
достоянием и он не забывает их. Знания становятся прочными, если они
связаны с чувствами, эмоциями, переживаниями детей. Если изучение
учебного материала вызывает у ребёнка чувство радости или огорчения,
переживание успеха, то знания сохраняются надолго.
-Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе
построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-
исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
педагогов, детей и родителей.
-Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач ,
развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет
детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных
повторений.
-Принцип индивидуально-личностной ориентации
воспитания: предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного
детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности
ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее
развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный
комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные
особенности ребенка.
-Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых
знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они
сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных
проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения
дошкольников, пособствующих развитию у детей самостоятельности,
инициативы, творчества.
-Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у
дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в
ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять
потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и
проблемных ситуаций.
-Принцип результативности: - предусматривает получения
положительного результата проводимой работы по теме независимо от
уровня интеллектуального развития детей.
2.3. Формы, методы и средства образовательной деятельности
по освоению детьми образовательной области
«Познавательное развитие»
Формы познавательно – исследовательской деятельности
Особенности организации
1
НОД с элементами исследования и экспериментирования
«Занятия – открытия»;
«Занятия – удивления»
По сетке занятий
Опыты и эксперименты - 1 раз в неделю как предварительная работа перед
занятием (по усмотрению педагога).
Исследования - на прогулке, в свободной деятельности.
Коллекционирование - в свободной деятельности.
Проектирование - в течении всего года.
Наблюдение, труд в уголке и на участке - вовремя, отведенное для труда и
наблюдении в уголке природы и на участке.
Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию
рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность) - 1 раз в
неделю во второй половине дня (по усмотрению воспитателя).
Развлечения - вовремя, отведенное для развлечений.
2
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Ежедневно в помещении и на открытом воздухе
3
Совместная физкультурно-оздоровительная работа
ДОУ и семьи
Участие родителей в совместной познавательно – исследовательской
деятельности. В течение периода.
4
Дополнительное образование детей
Вариативная НОД
В течении года
Методы и средства познавательно – исследовательской деятельности
Наглядные
Словесные
Практические
наглядно-зрительные приемы (показ, использование наглядных пособий);
тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)
объяснения, пояснения, указания;
вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы
вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента,
его содержание или природную закономерность;
Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.
загадки
схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
метод «первой пробы» применения результатов собственной
исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении
ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские
центры, центры науки.).
Совместная детско-взрослая познавательно – исследовательская
деятельность.
2.4. Игры- эксперименты как средство и условие
познавательно – исследовательской деятельности ребенка
Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с
предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция
с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-
путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку
в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную
игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая
необходимый опыт деятельности.
Принципы организации игр-экспериментов
учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
доступности содержания игр;
сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария
воспитателя и действий детей;
ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации
любознательности;
адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом
процессе;
постепенного усложнения игр;
цикличной организации игр.
2.5 Содержание образовательной деятельности
в соответствии с возрастом детей
Младший дошкольный возраст:
способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию
(ведущая роль педагога);
активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию
объекта;
формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности
(практические опыты).
Дети могут:
Младшая группа:
Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.
Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями
правил безопасности не могут.
Средняя группа:
Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.
Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и
поощрения воспитанников.
Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных
явлений.
Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные
фиксирования
Старший дошкольный возраст:
формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
развивать умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формировать умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности;
развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать
выводы.
Дети могут:
Старшая группа:
Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.
Даются задания по прогнозированию результатов.
Опыты проводятся поэтапно.
Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы.
Вводятся длительные эксперименты.
Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за
несформированности произвольного внимания могут их забыть.
Подготовительная группа:
Проведение экспериментов – норма жизни.
Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их
истину, умеют от нее отказаться.
Воспитанники проявляют инициативу.
Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и
явлений.
Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.
Основное содержание исследований, производимых воспитанниками,
предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со
снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес,
притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа,
луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как
заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне «1 минута».
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для
рисования и прочее).
2.6. Особенности образовательной деятельности
по познавательному развитию детей
На возрастных этапах развитие познавательных процессов характеризуется
своими особенностями. Психические познавательные процессы в
дошкольном возрасте обретают произвольный характер. Дети получают
знания о себе, об окружающем мире, целенаправленно усваивают
информацию, способны анализировать, прибегают к обобщению.
Формируется познавательная активность, определяющая в дальнейшем
уровень развития ребенка. Чем больше уделить внимания на стадии
дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.
Внимание:
С раннего детства внимание детей отличается непроизвольностью. Их
привлекают новизной и интенсивностью: яркой игрушкой, громким звуком
или различными специфическими раздражителями. Внимание дошкольника
начинает привлекаться предметами и объектами, связанными с
переживаниями, вызываемыми эмоциями, а также раздражителями,
имеющими непосредственную связь с потребностями ребенка. С развитием
же произвольного внимания дети в силах направить свое сознание и
удерживать его довольно долго на определенных явлениях, объектах, пока
есть интерес.
Дети учатся управлять своим вниманием, но в силу возраста по требованию
взрослого им еще трудно переключиться с интересного объекта на заданный.
Позже дошкольники могут распределять внимание и действовать с
несколькими предметами. В завершении дошкольного периода дети
способны к получасовым занятиям. Внимание переходит в произвольное, а
от него уже к начальной ступени послепроизвольного, когда дошкольник сам
возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом
произвольного сосредоточения. Формированию сферы внимания
способствуют:
1.
Организация режима дня с правильно подобранными задачами (умеренная
нагрузка, перемена видов деятельности).
2.
Подбор материала эмоционально насыщенного, вызывающего интерес.
3.
Включение развивающих упражнений.
Память:
Память дошкольника отличается непроизвольностью. Малыш не ставит
задачи сознательно запомнить что-либо для последующего воспроизведения.
То, что вызывает эмоциональное переживание и интерес, легче
запоминается. Элементы произвольности памяти приобретаются в 4 года.
Малыш начинает понимать методику запоминания, может по указанию
взрослого запомнить или припомнить.
Для раннего дошкольного периода характерно механическое запоминание,
осуществляемое путем повторений. Ребенок опирается на внешние связи
объектов. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового
запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей
материала, также материала и прошлого опыта. Образная память долгое
время является преимущественной для дошкольника. Познавательные
процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие.
Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у
предмета. С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная
память. Ребенок запоминает существенные связи объектов. Двигательная
память дошкольника значительно развивается благодаря сформированному
зрительному образу. Роль взрослого в качестве образца по мере усвоения
движений уменьшается, и дети сравнивают движения уже
со своими личными идеальными представлениями. Это значительно
расширяет двигательные возможности детей.
Восприятие:
Для развития восприятия объединяются психические процессы и опыт,
получаемый из окружающего мира. Активному развитию восприятия
способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование,
просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где
моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и
познается воспринятая информация.
Сущность восприятия отражается в получении и переработке полученных
данных из внешнего мира. Дошкольник узнает, выделяет уникальные
свойства объектов, их особенности, назначение. Активно развиваясь,
восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять
существующие связи. Целесообразно организованные доступные виды
деятельности способствуют развитию восприятия.
Мышление:
Накопленная за период раннего возраста образная информация и простейшие
понятия служат основой развития мышления. За счет оперирования
дошкольником образами расширяются границы познания. Усвоение понятий
во многом определяет развитие мышления. Особенно трудным для
дошкольника является правильное определение понятия. Он объединяет
несоединимые по логике признаки предметов.
Использование собственных представлений порождает необычность
рассуждений. Рассуждая, малыш использует обобщение и сопоставление,
перебирает возможные варианты, использует чувственный опыт и
информацию, полученную от взрослого. В пятилетнем возрасте дети
понимают причинные связи объектов, переходят от глобальных к точным
объяснениям, от внешних признаков к скрытым, внутренним, постигают
обобщенную закономерность.
Уровень мышления зависит от познавательной активности, формируемой
семьей и дошкольным учреждением. Используя продуктивные виды
познавательной деятельности, к примеру, дидактические игры, взрослые
оказывают непосредственное благотворное влияние на развитие мышления
дошкольника. Дошкольный возраст характерен переходом к словесно-
логическому, когда ребенок решает поставленные задачи, используя речь.
Это подразумевает формирование у детей внутреннего плана действий,
присущего логическому мышлению.
Воображение:
Процесс развития воображения проходит у дошкольников в 2 этапа. Сначала
оно носит непроизвольный характер, представления возникают спонтанно.
На втором этапе возникают активные формы воображения, появляется
произвольность процесса. Первоначально представления возникают по
инициативе взрослого, затем ребенок вызывает их целенаправленно сам. Это
находит отражение в играх, они приобретают сюжетный характер.
Развитие воображения влияет на формирование всей познавательной сферы,
обуславливая мыслительную деятельность и способствуя расширению
словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его,
отражает рост воображения в дошкольном возрасте. Дошкольник
фантазирует произвольно до начала деятельности, обдумывает ее ход,
планирует процесс воплощения. Для раннего дошкольного периода
характерны фантазии, основанные на небольшом изменении чего-либо
существующего. Затем ребенок разрабатывает оригинальные сюжеты и
образы. Важной характеристикой воображения считается его реализм,
умение отделить возможное от невозможного. Воображение, отличаясь
познавательно-интеллектуальной функцией, позволяет ребенку
удовлетворить познавательные потребности.
Речь:
Речевое развитие стимулируют переход к внеситуативному общению,
усложнение деятельности, расширение социальных контактов.
Количественный и качественный состав словаря ребенка зависит от условий
воспитания, коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей.
Дошкольники учатся выстраивать словосочетания, предложения по правилам
грамматики.
Для речи раннего дошкольного возраста характерно словотворчество,
выражающее недостаточный уровень владения грамматическими формами. В
речевых высказываниях дошкольника раннего периода преобладают простые
предложения. С возрастом предложения становятся более сложными.
Активное овладение речью сопровождается овладением ребенком нормами
произношения.
Появляется планирующая функция речи. Ребенок формулирует свою
деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью
действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь –
умственный план. В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные
функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В
интенсивном развитии речи совершенствуются все психические
познавательные процессы.
2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
и социальными партнерами
Для плодотворного сотрудничества с родителями определяются задачи,
приоритетные для соответствующего возраста, которые реализуются через
следующие направления:
Педагогическая поддержка;
Педагогическое образование;
Совместная деятельность педагогов и родителей.
Информационные (например, устные журналы; рекламные буклеты,
листовки; памятки и консультации).
Организационные (родительские собрания, анкетирование).
Просветительские (консультирование; тематические встречи; организация
тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии;
круглые столы и др.).
Организационно - деятельностные (совместный с родителями
педагогический мониторинг развития детей; совместные детско-
родительские проекты; выставки работ, участие в мастер-классах (а также их
самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и
педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и
бросового материала для творческой деятельности детей;).Участие родителей
в педагогическом процессе (чтение детям сказок, рассказывание историй;
беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием
родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время
прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей и др.)
III. Организационный раздел
3.1. Материально - техническое обеспечение РП
Образовательная задача
«Школа педагога» (библиотека педагога)
Повышение компетенции педагогов.
Методическая литература.
Аудио- видеокассеты, DVD диски и т.п.
Изучение, планирование, организация, поиск новых путей, внедрение
передовых методик.
Лаборатория «Почемучки»
Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий,
обследования объектов.
Накопление и расширение опыта.
Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и
т.д.).
Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики,
емкости и т.п.).
Приборы (микроскоп, часы, весы, лупа и т.п.).
Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации явлений,
свойств.
Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы)
деятельности.
Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования.
Опыты, эксперименты, исследования.
Уголок природы
Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой
деятельности.
Растения, животные (по возрасту).
Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, исследований.
Детская библиотека
Формирование интереса к книге как к источнику знаний, умения
самостоятельно работать с книгой, добывать нужную информацию.
Накопление познавательного опыта
Познавательная литература, наглядный материал для накопления
познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи,
иллюстрации, рисунки, коллекции, макеты, гербарии и т.п.
Рассматривание, чтение, слушание, составление коллекций, гербариев,
систематизация (раскладывание) наглядных материалов.
Игротека
Уточнение, систематизация знаний, умений, навыков, их использование в
игровой деятельности
Дидактические игры различного содержания в соответствии с возрастом
Центр изодеятельности
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной
деятельности. Развитие технических умений, творчества. Выработка позиции
творца.
Природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага
и т.п.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто (бумажное, соленое)
пластилин, проволока, иголки. Нитки, дырокол, степлер, тесьма и пр.
Изготовление поделок, макетов, построек, игрушек, тематических альбомов,
стенгазет, преобразование накопленного опыта
Территория детского сада
Наблюдения за природными объектами и окружающим, труд в природе.
Растительность (различные деревья, кустарники, травы, цветы)
Песочницы.
Выносной материал.
Мини-музей «Волшебный мир предметов»
Понимание ретроспективы предмета, видение его в развитии, движении и
изменении.
Коллекции, гербарии, предметы.
Рассматривание, составление, коллекций, игры-путешествия.
Принципы развивающей среды
Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития.
Это становится возможным при создании условий для двух типов детской
активности:
- собственной, полностью определяемой ребёнком, детерминированной его
внутренним сознанием;
- стимулируемой взрослым, который организует деятельность ребенка для
получения заранее определенного результата.
В связи с этим лежит проблема материала, оборудования и их размещения.
Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости.
На разных этапах развития личности ребенка этот принцип обеспечивается
разнообразной тематикой, обогащением функциональных свойств элементов
среды, природными и социокультурными средствами, объектами и
средствами многоплановой деятельности, предоставлением возможности
получать информацию, необходимую для постановки и решения задач. В
связи с этим развивающая среда должна быть неисчерпаема, удовлетворять
потребности ребенка в новизне.
Принцип активности.
В развивающей среде должна быть заложена возможность как для детей, так
и для взрослых изменять ее внешний вид, оформление, определять
местоположение материала, объектов. Это стимулирует возникновение и
развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций,
чувств. Положение взрослого «рядом» с ребенком, а не «над» ним.
Принцип эмоциональной насыщенности.
Здесь рассматривается способность среды воздействовать на эмоции ребенка.
Окружение должно давать ему разнообразные и меняющиеся впечатления,
вызывающие эмоциональный отклик, возможность прожить и выразить свои
чувства в какой-либо деятельности, побуждать к освоению полюсов «добро –
зло», «прекрасно – безобразно»…
Принцип системности.
Среда должна отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности
детей, целям воспитания и обучения, системе развития «от простого к
сложному», основным принципам дизайна.
Материал подобран (сконцентрирован по определенному принципу:
- по задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта
через наглядность);
- по виду деятельности (экспериментирование, преобразование);
- содержанию и тематике («Осень», «Камни»…)
Принцип статичности – подвижности.
С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной
ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и
защищенности, а с другой – он может изменять, вносить в среду новое в
соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.
Принцип эмоционального благополучия и комфорта.
Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка
помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность
находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и
для индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности. Этот принцип
также предполагает наличие структурных «емкостей», содержащих личные
вещи и предметы, отражающие индивидуальность, внутренний мир ребенка
(«сокровищницы», «личные полочки», «стены творчества» и т.п.)
Принцип закрытости.
Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего
мира («я и другие», «один ребенок – группа детей», «группа детей – детский
сад», «детский сад – весь мир»…), предполагает открытость природе,
обществу и т.д.
Предполагает наличие материалов и предметов интересных для мальчиков и
для девочек, способствует осознанию половой принадлежности. (Например,
материалы по темам «Мир тканей» и «Мир металла»…)
Принцип универсальности.
Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого
изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само
оборудование, так и его размещение.
Принцип многофункциональности.
Предполагает возможность использования для решения различных задач
организацию деятельности детей.
Принцип рациональноси.
Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его
использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности,
многократное использование материала.
Принцип обновляемости материала.
Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их
возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа
занятий и интересами детей.
Именной характер материала, т.е. наличие названия, маркировки или
надписи (для читающих детей), чтобы ребенок мог самостоятельно
восстановить цепочку действий с данным материалом и использовать его в
соответствии с назначением.
3.2. Методические материалы
и средства познавательно – исследовательской деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Методические материалы
1. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска». М., 2005
2. Дыбина О.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников. М., 2005.
3. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной
действительности. Самара, 1997.
4. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду. М., 2007.
6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
М., 2004.
7. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». М., 2005
8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005
9. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М., 2005
10. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. М., 2005
11. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. М.,2005
12. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М., 2005
Уголок экспериментирования
1.
Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования,
распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты»,
«Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном
для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
2.
В уголке экспериментирования содержит:
Приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы,
компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов
(пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,
шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожа, меха, ткани,
пластмассы, дерева, пробки и т. д
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы,
детали конструктора и т. д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски).
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без
игл), мерные ложки, резиновые груши и др.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и т. д.
Разработки картотеки опытов и экспериментов: «Опыты с водой», «Опыты с
песком» и др. Альбомы: «Край мой родной», «Мой любимый город»,
«Морские жители и жители аквариумов», «Комнатные растения, садовые и
полевые цветы», «Растения нашего края», «Природа и фантазия»,
«Необыкновенный мир магнитов», и др.
3.
Дидактические пособия и игрушки.
Игрушки для сенсорного развития (цвет, форма, размер, тактильные
ощущения и пр.), наборы для классификаций. Кубики, шарики,
всевозможные вкладыши (в рамку, в основание, один в другой. Пазлы,
мозаики, лото, домино. Блоки Дьенеша, «Квадраты», палочки Кьюизенера и
пр. Наглядные пособия, иллюстрации художников. Аудиозаписи со звуками
природы, голосами птиц и др.
4.
Игрушки и оборудование для экспериментирования
Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом
(комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для
переливания, ведра, лопатки и пр.) Разноцветные пластиковые мячики,
ракушки и пр. Непромокаемые фартуки. Вертушки, флюгеры для
наблюдений за ветром, крупные лупы и пр.
5.
Строительные материалы и конструкторы
Строительные наборы (деревянные, пластмассовые) разного размера;
конструкторы разного размера, в том числе типа Лего.
Литература:
1.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. — М.: Мозаика/Синтез, 2014. — с. 368 с.
2.
Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к
обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.
3.
Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.
4.
Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской
деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная
педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.
5.
Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок –
педагог – родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2012.- 96 с.
– М.: Аркти, 2004.- 144с.
6.
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012г
7.
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования»
8.
Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
1.1 Цель организации кружка – дать ребенку возможность реализовать себя в
познавательно – исследовательской деятельности.
1.2 Организация работы кружка по формированию у дошкольников
представлений об окружающем мире, посредством конструктивно –
исследовательской деятельности «Почемучка» является дополнительной
услугой для детей, посещающих младшую группу.
1.3 Основанием работы кружка является: социальный заказ.
1.4 Кружок не является платным.
1.5 Дни для занятий воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности
учебной нагрузки на детей, в соответствии с расписанием НОД. Каждый
ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но для реализации творческого
замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется
индивидуально.
Продолжительность занятий в каждой подгруппе в младшей группе не -
более 15 минут. Гибкая форма организации кружка совместной деятельности
детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей,
желания, состояния здоровья, уровень овладения навыками обследования,
нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные
факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может
меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок
работает на своем уровне сложности, начинает с того места, где закончил.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
2.1 Развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
2.2 Формирование познавательных действий, становление сознания;
2.3 Развитие воображения и творческой активности;
2.4 Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.).
2.5 Оказание дополнительных услуг по желанию родителей в рамках
образовательной программы ДОУ.
2.6 Просветительская работа среди родительского сообщества.
ПАСПОРТ КРУЖКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, ПОСРЕДСТВОМ
КОНСТРУКТИВНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОЧЕМУЧКА».
1. Кружок находится в группе «Радуга». Игровая зона расположена на
расстоянии 1,5 метров от детей, чтобы не отвлекать их во время НОД.
Материал и оборудование находится в специальной исследовательской зоне,
в прозрачных контейнерах согласно ФГОС. В кружке занимаются 28 детей 3-
4 летнего возраста.
2. Кружок ведет воспитатель группы Желязкова Ю. В.
3. Цель работы: развитие представлений об окружающем мире через
конструктивно исследовательскую деятельность.
4. В кружке есть необходимое оборудование к занятиям:
- материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и
т.п.)
- оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики,
емкости и т.п.)
- приборы (микроскоп, часы, весы, лупы и т.п.)
- дидактические пособия и игрушки
- предметы рукотворного мира для обследования и преобразования
- методическая литература
- ТСО: магнитофон, компьютер
5. Методы:
Наглядные, словесные, практические.
наглядно-зрительные приемы (показ, использование наглядных пособий);
тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)
объяснения, пояснения, указания;
вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы
вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента,
его содержание или природную закономерность;
проведение циклов познавательных, эвристических бесед.
загадки
схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
метод «первой пробы» применения результатов собственной
исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении
ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
создание условий для детского экспериментирования.
совместная детско-взрослая познавательно – исследовательская
деятельность.
6. Формы организации деятельности:
- групповая
- индивидуальная
7. Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно –
эстетическое развитие», «Познание».
Памятка для педагогов
Перечень оборудования в уголке экспериментальной деятельности
в младшей группе
• книги познавательного характера для младшего возраста
• тематические альбомы
• коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, ракушки (крупных
размеров), коллекции "Ткани", "Бумага"
• песок, глина
• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
• воронки, трубочки, соломинки
•
поролоновые губки, щетки
•
предметы для игр с тенями
•
пищевые красители, мыльные пузыри
•
зеркала, стекла разного цвета
• материалы для игр с мыльной пеной
• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
• семена бобов, фасоли, гороха
• Простейшие приборы и приспособления:
лупы, сосуды для воды разных размеров, зеркальце для игр с "солнечным
зайчиком"
• «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, нитки, вата, синтепон,
катушки деревянные, киндер – сюрпризы, прищепки разноцветные
• «Погремушки», «Звонкие бутылочки» (коробочки, баночки с разными
наполнителями)
• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные
детям младшего возраста.
• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем):
ставится дата, опыт зарисовывается.
Планирование познавательно-исследовательской
деятельности в старшей группе
Для реализации задач по познавательно-исследовательской
деятельности старших дошкольников рекомендуется пополнить
развивающую предметно-пространственную среду следующими пособиями:
— макетами и модулями планет солнечной системы,
— коллекциями минералов, часов, календарей,
— дорожными, математическими знаками,
— географической картой мира для детей, картой местности, где живут дети,
глобусами,
— микролабораториями,
— дидактическим материалом для моделирования по разделам: «Портрет
Земли», «Дом», «Мой город», «Солнечная система», «Земной шар».
Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности
детей старшей группы:
— систематизировать знания и естественно-научные представления об
окружающем мире;
— формировать умение самостоятельно находить причинно-
следственные связи в процессе опытнической деятельности;
— развивать самостоятельное мышление, доказательную речь.
Примерное тематическое планирование познавательно-
исследовательской работы с детьми старшей группы
1. Наш участок.
Задачи и содержание: Закрепить знания детей об особенностях осеннего участка.
Провести наблюдение за деревьями и кустарниками, растущими на участке.
Рассмотреть листья деревьев: найти самый узорчатый, самый маленький.
Выкладывание узоров на песке из осенних листочков.
2. Сюрпризы нашего участка. Кто спрятался под листочком.
Задачи и содержание: Рассмотреть дождевого червяка. Понаблюдать за
передвижением дождевого червяка. Провести опыт: залить ход червяка в земле
водой. Выяснить, почему он вылез из-под земли (нечем дышать).
3. Чудеса нашего участка. Наши гости — животные.
Задачи и содержание: Выяснить, есть ли органы обоняния у кошки или собаки.
Предложить животным различное угощение. Какую пищу можно кушать, а какую
— нет, — животное определит с помощью органов обоняния.
4. Наш участок. Деревья нашего участка.
Задачи и содержание: Закрепить название деревьев. Проверить, какие из них имеют
плоды.
Исследование: проверить есть ли плоды у берёзы. Ветку берёзы принести в группу
и провести наблюдение — как из почек появится лист.
5. Ягоды нашего леса.
Задачи и содержание: Выяснить совместно с детьми — есть ли у ягод цвет, вкус,
форма. Закрепить название ягод. Предложить детям рассказать, какие ягоды растут
в ближайших лесах. Провести обследование ягод на цвет, форму, вкус.
6. Гости нашего участка. Птицы.
Задачи и содержание: Познакомить с воробьем, голубем, вороной. Выяснить
характерные особенности каждой птицы.
7. Воздух.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами воздуха. Провести беседу о том,
что воздух везде вокруг нас, мы его не видим. При помощи воздуха мы дышим.
Провести исследовательские действия: есть ли воздух в пластиковой бутылочке
(сжать). А в коробочке из-под сока или молока (сжать их). Проверить, есть ли
воздух в воздушном шарике (проколоть его). Что можно услышать при
прокалывании?
8. Наша планета – Земля.
Задачи и содержание: Познакомить с глобусом, рассказать, что Земля вращается.
Внести глобус. Провести игру «Путешествие по глобусу»: найти север, юг. Россию,
Америку, Китай.
9. Наша планета – Земля. Горы.
Задачи и содержание: Продолжить знакомство с глобусом, показать, как на нём
отмечены горы. Найти самые высокие горы, они находятся на юге, в далёкой
стране Индии. Рассказать о природе страны, людях, животных. Опыт: сделать из
песка горку. Обследовать песчинки с помощью лупы.
10. Лёд. Вода.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами льда. Провести опыты:
положить лёд в горячую воду, в холодную воду. Что произойдёт, если его посыпать
солью? Солёный лёд тает быстро. А если на лёд нажать пальцем? А если нажать
ручкой от ложки?
11. Вода. Снег.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойством снега. Доказать детям,
что снег – это вода. Провести беседу о том, как много на Земле воды: морей, рек,
озёр, болот. На глобусе они голубого цвета. Без воды нет жизни, она нужна людям,
животным, птицам. Опыт: таяние снега от пламени свечи.
12. Вода. Снег. Значение снежного покрова.
Задачи и содержание: Продолжить знакомство со свойствами снега: плотный,
скрипит, рыхлый, липкий. Рассказать о роли снежного покрова для растений.
13. Обследование бумаги.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами бумаги: картон, калька, писчая.
Обследование: гладим ладошкой, мнём, сгибаем, дуем на неё. Что произойдёт, если
опустить бумагу в воду?
14. Обследование тканей.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами ткани: ситца, фланели, шерсти.
Внести лупу и рассмотреть строение ткани из нитей. Обследование ткани и
сравнение её с ватой: что быстрее впитает воду? Почему?
15. Обследование металлических и стеклянных предметов. Знакомство с
магнитом.
Задачи и содержание: Познакомить с металлами: алюминием, свинцом, железом.
Познакомить со свойствами стекла. Определить с детьми, какая посуда может
разбиться? Можно ли её склеить? Внести магнит. Что может сделать магнит?
Провести опыт с магнитом и металлическими предметами.
16. Такие разные камни.
Задачи и содержание: Познакомить детей с природными богатствами недр Земли.
Знакомить со свойствами камня. Внести различные минералы: уголь, нефрит,
мрамор, гранит. Рассказать детям, что это всё природные богатства гор. Опыт:
Проверить камни на вес, найти самый тяжёлый. А можно ли разрезать камень?
Показать шлифовальные камни, камни в ювелирном изделии.
17. Звёзды в небе.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить детей с Полярной звездой и
созвездием Большой и Малой медведиц. Провести наблюдение с детьми за
звёздным небом. Найти самые яркие — Полярную звезду, созвездие Большой и
Малой медведиц. Побеседовать о космосе, о далёких мирах.
18. Космос. Луна и Солнце.
Задачи и содержание: Познакомить с планетами Солнечной системы. Наблюдать за
Луной, её видоизменением, сделать зарисовки. Чем отличается Луна от Солнца?
19. День тепла и света: Мамин день. Готовимся к празднику.
Задачи и содержание: Провести беседу об изменениях в природе с приходом весны.
Отметить значение тепла в жизни людей. Предложить испечь в весенний праздник
пирог. Обследование свойств теста: влажное, вязкое, хорошо приобретает нужную
форму.
20. Весна. Ветер. Дождь.
Задачи и содержание: Рассказать детям о силе ветра. Научить определять его
направление с помощью ленточек, флажка или по дереву (оно наклоняется в ту
сторону, куда дует ветер). Исследование направления ветра при помощи пальца:
намочить палец, поднять его вверх. Пальцу станет холодно с той стороны, откуда
дует ветер.
21. Звук и воздух. Музыкальные бутылочки.
Задачи и содержание: Научить детей получать звук и слышать его. Подуть над
горлышком пустой бутылки. Послушать звук, который получится (свист).
Исследование: налить в каждую бутылочку разное количество воды, снова подуть
над горлышком бутылки. Звук изменится: чем больше воды, тем выше звук.
22. Вода. Болото.
Задачи и содержание: Познакомить с правилами поведения на болоте. Выяснить,
чем отличается озеро от лужи? Кто живет на болоте, что растет на нем? Каковы
положительные и отрицательные стороны существования болот?
23. Вода. Воздух. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Обратить внимание детей на пузырьки воздуха на
водорослях, камнях, стенках аквариума. Для чего рыбкам нужен воздух? Провести
наблюдение, как дышит рыбка. А что ещё дышит в аквариуме? (Водоросли).
24. Вода. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за развитием лягушки. Объяснить
детям, что головастик – маленькая лягушка. С помощью лупы рассмотреть
внешний вид, отмечать как будет видоизменяться головастик со временем.
25. Наш огород. Свет и вода.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение воды для роста растений. На
ветке дерева рассмотреть почки. Поставить ветку в вазу с чистой водой и
наблюдать, как распустятся листья. Опыт: Одну из веток поставить в сосуд без
воды, в тёмное место. Провести наблюдение, что произойдёт с ней?
26. Наш огород. Вода. Свет. Проращивание луковиц.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света для жизни растений.
Опыт: Поместить луковицы в стеклянный сосуд, налить в него воды. Вторую
луковицу оставить в банке без воды и поставить в темноте. Пронаблюдать, когда
появятся побеги. Сделать вывод о том, что в темноте побеги жёлтые, бледные. А на
свету – ярко-зелёные. Отметить, что в банке с водой быстрее появятся корни, без
света – корней нет.
27. Наш огород. Вода и свет.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света и воды для жизни
растений. Опыт: Поместить верхушки свеклы и моркови в тарелку с водой. Свеклу
расположить на свету, а морковь – в темное место. Провести наблюдение: побеги
листьев у свеклы – большие, яркие. Объяснить, что за счёт света в них образуются
питательные вещества, которые необходимы для роста. В темноте они не
образуются, поэтому зелень моркови — очень бледная.