Напоминание

«Разделительный мягкий знак» (УМК «Школа России»)


Автор: Сенькина Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Населённый пункт: городской округ город Кумертау Республики Башкортостан
Наименование материала: разработка открытого урока
Тема: «Разделительный мягкий знак» (УМК «Школа России»)
Раздел: начальное образование





Назад




Разработка открытого урока русского языка во 2 классе

по теме: «Разделительный мягкий знак» (УМК «Школа России»)

Автор:

Сенькина Людмила Александровна, учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5» городского округа город

Кумертау Республики Башкортостан

Цель:

создать условия для успешного формирования у учащихся

навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Предметные знания: правописание слов с разделительным мягким

знаком.

Предметные умения: правильное написание слов с мягким знаком

показателем

мягкости

и

разделительным;

объяснение

написания

разделительного мягкого знака в словах.

Метапредметные:

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других;

строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

умение работать в группе.

Регулятивные:

прогнозировать

предстоящую

работу;

оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: использовать словарь; представить информацию в

виде таблицы; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать,

классифицировать по признакам.

Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика; развитие

мотивов учебной деятельности; нравственное воспитание.

Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технические средства обучения: мультимедиапроектор для показа

презентации.

Оборудование: карточки, магнитные карточки, таблицы, игрушка.

Сценарий урока

I.

Организация начала урока. Создание психологического настроя.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

II. Мотивация к учебной деятельности

1. - В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в

тридесятом царстве, в небольшом домике, что стоял на

окраине этого

города, почти у самого леса жила-была буква. Была она такая тихая и

скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и,

вообще, не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: «Она даже

не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо,

очень одиноко.

- Ребята, как вы думаете, какая буква живет в этом домике? (ь знак)

(ученик читает стихотворение)

Ученик: Он очень вежлив Этот знак.

Не любит споров он и драк.

Во всем старается помочь.

Он в слове мать и в слове дочь,

И в тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить.

Так мягко просит Этот знак,

Что отказать нельзя никак.

Учитель: - Со всеми этот знак разговаривает мягко и

доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг.

- А вы хотели бы иметь такого друга?

- Какой это знак? (это мягкий знак)

-Значит, какая цель нашего урока?

-Чему мы будем учиться на уроке? (будем учиться писать слова с

мягким знаком)

2. Минутка чистописания.

-Какая буква будет главной в минутке чистописания?

-Вспомним правило посадки…(ученица читает стих)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь

-Итак, пишем букву мягкий знак. (начинаем писать с верхней линии

рабочей строки, ведём вниз и закругляем)

3. Постановка проблемы

- Мы будем учиться писать слова с мягким знаком на нашем уроке, для

этого нам необходимо поработать в группах.

- Посчитайте количество букв и звуков в данных словах.

Вьюга-5 букв, 5 звуков

Февраль-7 букв, 6 звуков

Метель-6 букв, 5 звуков

Снегирь-7 букв, 6 звуков

-Учитель:

-Что общего во всех этих словах? ( Во всех словах есть мягкий знак)

-Какое слово лишнее? Почему? ( снегирь – живая природа , слово

вьюга)

-В слове вьюга буква перед ь ю, обозначает два звука [йу].

-Какая буква будет главной на нашем уроке? (разделительный ь)

Учитель:

-Уточните, пожалуйста, слова с каким мягким знаком будем учиться

сегодня писать?

4. Цель урока (озвучивают дети)

-Написание слов с разделительным мягким знаком.

5. Развитие речи (работа в группах)

Учитель раздаёт каждой группе (их 6 по 4 человека) карточки со

словами: февраль, вьюга, метель, холодно, кормушка, снегирь) Дети

составляют с этими словами предложения.

-Что вы составили? ( предложение)

-Про что эти предложения?

-Какая у них тема?

-Значит, что мы составили? ( текст)

-Как его можно озаглавить? ( Зимой)

Примерный текст:

Наступил февраль. Вьюга замела все тропинки и дорожки. А по двору

метелица ковром шелковым стелется. Птицам холодно. Дети повесили

кормушки. Снегирь лакомится ягодами рябины.

-Какие слова в тексте были с мягким знаком?

-В каком слове мягкий знак разделительный?

6. Словарная работа (картинный словарь)

- На второй строчке мы запишем слова. Здесь представлены картинки,

вам надо посмотреть и записать, что это.

Коньки, тетрадь, пальто, медведь, морковь, мальчик

Самопроверка.

- Что общего во всех этих словах? ( Во всех словах есть мягкий знак)

- Какую функцию он выполняет? (дети объясняют)

III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии

-Что изображено на картинке?

-А на другой?

- Правильно ли я подписала картинки?(семя - семья)

-А знаем ли мы, зачем здесь нужен ь знак?

IV. Построение проекта выхода из затруднения

1.

полёт стрижей польёт цветы

2.

Аналогично проводится работа по учебнику с.31 со словами полю

грядки-полью грядки, солю капусту-солью воду

Физминутка.

Учитель называет слова. Если в слове мягкий знак-показатель мягкости

согласного звука, то дети хлопают в ладоши. Если в слове разделительный

мягкий знак - приседают.( пень, листья, лень, счастье, пальто, льёт, стулья, цель,

пальма, деревья).

V. Реализация построенного проекта

Наблюдение над разделительным мягким знаком.

- Давайте с вами понаблюдаем, когда же пишется разделительный ь,

исследуя слова: льют, хлопья, ружьё, платье, воробьи.

Где пишется ь? Перед какими буквами? Для чего нужен ь в этих словах?

(Ь подчеркивается одной чертой, гласная после него двумя)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1.

Игра «Отгадай загадку»

-Мы с вами сказали, что мягкий знак живёт почти в самом лесу и очень

любит придумывать разные задания.

- Отгадайте загадки:

1.Расцвели ромашки

Летом на Наташке.

На маленьком карманчике

Желтеют одуванчики. платье

2. На скамейке у ворот

Лена горько слёзы … льёт

3.У метели есть подруга,

Звать подружку эту ... вьюга

- Как по-другому можно сказать? (пурга, метель, буран) Это слова-

синонимы

4. Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посредине - спинка

А на ней щетинка. Кто это? свинья

5.Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке муравьи

- Подчеркните разделительный мягкий знак с буквой, перед которой он

стоит.

-Найдите в загадке и назовите слова с разделительным мягким знаком.

2.

Работа над правилом

- Откроем учебник на стр. 32 и прочитаем правило.

3.

Работа со схемой:

(Появляется схема)

Е

Ё

Ь Ю

Я

И

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учебник с. 32 упр. 53 (с комментированием)

VIII. Включение в систему знаний и повторение

1.

Знакомство со словарным словом обезьяна.

- Как вы думаете, а почему у нас на уроке появился этот зверёк?

-Как зовут нашу обезьянку?

- Читалочка.

- Почему её так зовут?

-Она помогала нам учиться читать в 1 классе.

-А какие книги вы любите читать? (ответы детей)

обезьяна – 4 слога

2. Работа в парах

- Посмотрите на экран

-Для 1 варианта нужно выбрать и записать слова с мягким знаком -

показателем мягкости, а для 2 варианта - слова с ь знаком разделительным.

Вьюга, хлопья, печенье, братья, жилье, резьба. Пальто, апельсин,

скользко, окуньки, тетрадь, учитель.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Урок цели достиг?

-Для чего нам нужны знания, которые вы получили на уроке?

Оценки.

IХ. Домашнее задание:

Всем выучить правило,

1 группа- упр.55

2 группа- записать 10 слов с разделительным ь знаком

Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Посмотрите на лица мальчиков, которые пришли в гости к нашей

букве.

- Их зовут Илья, Игорь, Эмиль. Они просят вас оценить свои знания,

полученные на уроке.

-Илья: А теперь вперёд! В знаниях уверен я!

-Игорь: Здесь - внимание! Сомневаюсь я ещё!

-Эмиль: Стоп! Вперёд идти нельзя! Повторять усядусь я!

-Все правильно оценили свои успехи на уроке.

- Давайте пожелаем нашим гостям, что-нибудь хорошее, но такими

словами, чтобы в них был ь знак.

Мы желаем СчастЬя и ЗдоровЬя Вам!!!



В раздел образования