Автор: Сенькина Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Населённый пункт: городской округ город Кумертау Республики Башкортостан
Наименование материала: разработка открытого урока
Тема: «Разделительный мягкий знак» (УМК «Школа России»)
Раздел: начальное образование
Разработка открытого урока русского языка во 2 классе
по теме: «Разделительный мягкий знак» (УМК «Школа России»)
Автор:
Сенькина Людмила Александровна, учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» городского округа город
Кумертау Республики Башкортостан
Цель:
создать условия для успешного формирования у учащихся
навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Предметные знания: правописание слов с разделительным мягким
знаком.
Предметные умения: правильное написание слов с мягким знаком
показателем
мягкости
и
разделительным;
объяснение
написания
разделительного мягкого знака в словах.
Метапредметные:
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других;
строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
умение работать в группе.
Регулятивные:
прогнозировать
предстоящую
работу;
оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: использовать словарь; представить информацию в
виде таблицы; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать,
классифицировать по признакам.
Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика; развитие
мотивов учебной деятельности; нравственное воспитание.
Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технические средства обучения: мультимедиапроектор для показа
презентации.
Оборудование: карточки, магнитные карточки, таблицы, игрушка.
Сценарий урока
I.
Организация начала урока. Создание психологического настроя.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
II. Мотивация к учебной деятельности
1. - В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в
тридесятом царстве, в небольшом домике, что стоял на
окраине этого
города, почти у самого леса жила-была буква. Была она такая тихая и
скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и,
вообще, не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: «Она даже
не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо,
очень одиноко.
- Ребята, как вы думаете, какая буква живет в этом домике? (ь знак)
(ученик читает стихотворение)
Ученик: Он очень вежлив Этот знак.
Не любит споров он и драк.
Во всем старается помочь.
Он в слове мать и в слове дочь,
И в тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить.
Так мягко просит Этот знак,
Что отказать нельзя никак.
Учитель: - Со всеми этот знак разговаривает мягко и
доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг.
- А вы хотели бы иметь такого друга?
- Какой это знак? (это мягкий знак)
-Значит, какая цель нашего урока?
-Чему мы будем учиться на уроке? (будем учиться писать слова с
мягким знаком)
2. Минутка чистописания.
-Какая буква будет главной в минутке чистописания?
-Вспомним правило посадки…(ученица читает стих)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
-Итак, пишем букву мягкий знак. (начинаем писать с верхней линии
рабочей строки, ведём вниз и закругляем)
3. Постановка проблемы
- Мы будем учиться писать слова с мягким знаком на нашем уроке, для
этого нам необходимо поработать в группах.
- Посчитайте количество букв и звуков в данных словах.
Вьюга-5 букв, 5 звуков
Февраль-7 букв, 6 звуков
Метель-6 букв, 5 звуков
Снегирь-7 букв, 6 звуков
-Учитель:
-Что общего во всех этих словах? ( Во всех словах есть мягкий знак)
-Какое слово лишнее? Почему? ( снегирь – живая природа , слово
вьюга)
-В слове вьюга буква перед ь ю, обозначает два звука [йу].
-Какая буква будет главной на нашем уроке? (разделительный ь)
Учитель:
-Уточните, пожалуйста, слова с каким мягким знаком будем учиться
сегодня писать?
4. Цель урока (озвучивают дети)
-Написание слов с разделительным мягким знаком.
5. Развитие речи (работа в группах)
Учитель раздаёт каждой группе (их 6 по 4 человека) карточки со
словами: февраль, вьюга, метель, холодно, кормушка, снегирь) Дети
составляют с этими словами предложения.
-Что вы составили? ( предложение)
-Про что эти предложения?
-Какая у них тема?
-Значит, что мы составили? ( текст)
-Как его можно озаглавить? ( Зимой)
Примерный текст:
Наступил февраль. Вьюга замела все тропинки и дорожки. А по двору
метелица ковром шелковым стелется. Птицам холодно. Дети повесили
кормушки. Снегирь лакомится ягодами рябины.
-Какие слова в тексте были с мягким знаком?
-В каком слове мягкий знак разделительный?
6. Словарная работа (картинный словарь)
- На второй строчке мы запишем слова. Здесь представлены картинки,
вам надо посмотреть и записать, что это.
Коньки, тетрадь, пальто, медведь, морковь, мальчик
Самопроверка.
- Что общего во всех этих словах? ( Во всех словах есть мягкий знак)
- Какую функцию он выполняет? (дети объясняют)
III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии
-Что изображено на картинке?
-А на другой?
- Правильно ли я подписала картинки?(семя - семья)
-А знаем ли мы, зачем здесь нужен ь знак?
IV. Построение проекта выхода из затруднения
1.
полёт стрижей польёт цветы
2.
Аналогично проводится работа по учебнику с.31 со словами полю
грядки-полью грядки, солю капусту-солью воду
Физминутка.
Учитель называет слова. Если в слове мягкий знак-показатель мягкости
согласного звука, то дети хлопают в ладоши. Если в слове разделительный
мягкий знак - приседают.( пень, листья, лень, счастье, пальто, льёт, стулья, цель,
пальма, деревья).
V. Реализация построенного проекта
Наблюдение над разделительным мягким знаком.
- Давайте с вами понаблюдаем, когда же пишется разделительный ь,
исследуя слова: льют, хлопья, ружьё, платье, воробьи.
Где пишется ь? Перед какими буквами? Для чего нужен ь в этих словах?
(Ь подчеркивается одной чертой, гласная после него двумя)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1.
Игра «Отгадай загадку»
-Мы с вами сказали, что мягкий знак живёт почти в самом лесу и очень
любит придумывать разные задания.
- Отгадайте загадки:
1.Расцвели ромашки
Летом на Наташке.
На маленьком карманчике
Желтеют одуванчики. платье
2. На скамейке у ворот
Лена горько слёзы … льёт
3.У метели есть подруга,
Звать подружку эту ... вьюга
- Как по-другому можно сказать? (пурга, метель, буран) Это слова-
синонимы
4. Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посредине - спинка
А на ней щетинка. Кто это? свинья
5.Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке муравьи
- Подчеркните разделительный мягкий знак с буквой, перед которой он
стоит.
-Найдите в загадке и назовите слова с разделительным мягким знаком.
2.
Работа над правилом
- Откроем учебник на стр. 32 и прочитаем правило.
3.
Работа со схемой:
(Появляется схема)
Е
Ё
Ь Ю
Я
И
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учебник с. 32 упр. 53 (с комментированием)
VIII. Включение в систему знаний и повторение
1.
Знакомство со словарным словом обезьяна.
- Как вы думаете, а почему у нас на уроке появился этот зверёк?
-Как зовут нашу обезьянку?
- Читалочка.
- Почему её так зовут?
-Она помогала нам учиться читать в 1 классе.
-А какие книги вы любите читать? (ответы детей)
обезьяна – 4 слога
2. Работа в парах
- Посмотрите на экран
-Для 1 варианта нужно выбрать и записать слова с мягким знаком -
показателем мягкости, а для 2 варианта - слова с ь знаком разделительным.
Вьюга, хлопья, печенье, братья, жилье, резьба. Пальто, апельсин,
скользко, окуньки, тетрадь, учитель.
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Урок цели достиг?
-Для чего нам нужны знания, которые вы получили на уроке?
Оценки.
IХ. Домашнее задание:
Всем выучить правило,
1 группа- упр.55
2 группа- записать 10 слов с разделительным ь знаком
Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Посмотрите на лица мальчиков, которые пришли в гости к нашей
букве.
- Их зовут Илья, Игорь, Эмиль. Они просят вас оценить свои знания,
полученные на уроке.
-Илья: А теперь вперёд! В знаниях уверен я!
-Игорь: Здесь - внимание! Сомневаюсь я ещё!
-Эмиль: Стоп! Вперёд идти нельзя! Повторять усядусь я!
-Все правильно оценили свои успехи на уроке.
- Давайте пожелаем нашим гостям, что-нибудь хорошее, но такими
словами, чтобы в них был ь знак.
Мы желаем СчастЬя и ЗдоровЬя Вам!!!