Напоминание

Путешествие в мир химии


Автор: Козулина Элеонора Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 ЗАТО Видяево
Населённый пункт: Видяево
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Путешествие в мир химии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ЗАТО Видяево «Детский сад № 1 «Солнышко»».

Конспект опытно – экпериментальной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в мир химии»

Автор: воспитатель

Козулина Э.В.

Аннотация

Организованная деятельность «Путешествие в мир химии» разработана

для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) в рамках опытно –

экспериментальной деятельности.

В процессе экспериментирования дети учатся ставить цель, решать

проблемы, анализировать свою деятельность, делать выводы. На данном

занятии у ребят расширяются знания об окружающем мире, о свойствах

разных веществ. Совершенствуются представления детей о соде, о сфере ее

применения в жизни.

В ходе ОД у детей формируются представления о том, как можно

использовать пищевую соду в домашних и промышленных целях, а также

формируются представления о взаимодействии различных веществ и

получения совершенно нового продукта.

В

результате

данной

экспериментальной

деятельности

у

детей

развиваются такие психические процессы, как внимание, память, мышление,

воображение и мыслительные операции, которые выражаются в умении

анализировать, обобщать, сравнивать и конкретизировать.

Представленный

опыт

можно

использовать

в

дошкольном

общеобразовательном учреждении и начальной школе.

Предварительная работа: наблюдения, беседы, чтение, рассматривание

иллюстративных материалов.

Оборудование и материалы: проектор, сода, вода, сахар, варенье, уксус,

лимонная кислота, лупы, стаканы, блюдца, ложки, фартуки, красители,

наградные медали для детей, фото химиков – лаборантов.

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире, о свойствах разных

веществ. Совершенствование представлений детей о соде.

Задачи:

Обучающие:

-сформировать у детей элементарные представления о соде.

-познакомить с наукой химией, профессией химик – лаборант.

-упражнять в умение анализировать, делать выводы.

Развивающие:

-развивать психические процессы: внимание, мышление, память.

-развивать любознательность, воображение

-развивать

познавательную

активность

детей

в

процессе

экспериментирования

Воспитательные:

-воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в

окружающем мире.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, вы находитесь в научной лаборатории, и я приглашаю

вас в путешествие по дороге, которая ведет к открытиям. Сегодня наше

путешествие мы начнем с науки химии. Химия изучает такие превращения, в

результате которых получается что – то новое. Когда вы будете учиться в

школе, вы будете изучать эту науку. Вам предстоит проводить опыты, делать

выводы. Людей, которые проводят химические опыты называют химиками –

лаборантами. Хотите побывать в роли химика лаборанта?

В лаборатории есть все необходимое для этого. Но сначала давайте повторим

правила безопасности в лаборатории.

1.

Аккуратность

2.

Для проведения опытов необходимо использование

специальной

посуды или формочек.

3.

Никогда не нюхайте незнакомое вещество, не пробуйте его на вкус.

4.

Прежде чем начать опыт внимательно выслушайте инструкцию.

Ребята, давайте пройдем к столам.

Воспитатель: у каждого из вас на столах стоит стакан с водой и баночка с

вареньем. Это два вещества: вода и варенье. Как вы думаете, из этих 2

разных веществ можно сделать другое вещество? Как это можно сделать?

(смешать).

Давайте проведем опыт. Возьмите ложечку с вареньем и опустите в стакан с

водой. А теперь размешайте. Какое вещество получилось? У нас получилось

новое вещество – морс, который можно пить.

На данном примере мы с вами убедились, что при соединение двух разных

веществ, может получиться одно совершенно новое и полезное вещество.

Ребята, а для того, чтобы узнать какие исследования мы будем проводить

сегодня давайте попробуем отгадать загадку:

Вот лежала, не горела

На полке в баночке белела.

Кулинара пригласили,

Ее уксусом гасили…

Ребята, это сода. Обратите внимание на экран.

Сегодня мы познакомимся с пищевой содой. Сода – это порошок белого

цвета, состоит из мелких кристалликов и не имеет запаха. Соду используют в

самых различных домашних делах.

И, прежде чем, мы начнем проводить опыты с содой, давайте ее рассмотрим.

И убедимся в том, что она действительно состоит из мелких кристалликов.

Подойдите к столу и рассмотрите соду через лупу.

Из чего состоит сода? ( Из маленьких песчинок, кристалликов). Мы с вами

рассматривали кристаллы сахара. Какие кристаллы крупнее соды или сахара?

Дети: кристаллы сахара крупнее.

Опыт №1.

Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с холодной водой и пищевая

сода. Я предлагаю вам в стакан с холодной водой высыпать чайную ложку

соды, размешать ее и внимательно понаблюдать за тем, что происходит.

Дети (вывод): Сода растворилась в воде.

Воспитатель: таким раствором в лечебных целях можно полоскать горло.

А сейчас проверим, что получится, если положить соду в горячую воду. Но

это буду делать я, т.к. вода очень горячая (наливаю из термоса горячую

воду).

В стакан с горячей водой высыпаем столовую ложку соды и внимательно

смотрим за тем, что происходит.

Дети: Выделяются пузырьки газа.

Воспитатель: Правильно. Сода – тихоня превратилась в опасного врага.

Какой вывод мы можем сделать?

Дети (вывод): сода в холодной воде просто растворилась, ей можно

полоскать горло, а в горячей воде стали выделяться пузырьки, сода шипит.

Такую воду пить категорически нельзя.

Опыт №2.

А теперь мы будем делать газировку в процессе химической реакции.

В стакан с водой я наливаю лимонный сок. А вы, насыпьте в свои стаканы с

лимонным соком 2 чайных ложки сахара и размешайте. Теперь положите 1

чайную ложку соды. Что происходит?

Дети: огромное количество пузырьков и вода шипит.

Вывод: когда лимонный сок в воде соединяются с содой – появляются

пузырьки газа, и вода начинает шипеть. Поэтому этот напиток называется

газированным. После реакции можно пить газировку.

Вам понравился опыт?

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

Динамическая пауза.

Вверх рука и вниз рука (Правую руку поднимают вверх, левую опускают

вниз)

Потянули их слегка (Тянут правую руку вверх, левую вниз)

Быстро поменяли руки (Рывком меняют руки)

Нам сегодня не до скуки.

Это все эксперименты (Правую ногу выставляют вперед, левую- назад

прыжком)

Интересные моменты! (Левую ногу выставляют вперед, правую - назад в

прыжке)

Все, все, все хотим узнать: (Совершают круговые движения руками перед

собой)

Как наш опыт получился? (Приподнимают плечи к голове)

Сколько времени он длился (Опускают плечи)

Удивляемся всему (Выполняют поворот туловища в правую сторону,

разводят руки в разные стороны)

Как, зачем и почему?

(Выполняют поворот туловища в левую сторону,

разводят руки в разные стороны).

Продолжим наши исследования, а что это тут за светильник? Ребята –

это лава лампа – вид прибора, состоящий из прозрачной стеклянной емкости,

которая наполнена водой. В этом устройстве основную роль в визуальной

привлекательности

играют

цветные

пузырьки.

Красиво?

А

давайте

попробуем сделать такую лампу своими руками. Проходите за мной.

Опыт №3.

Для этого опыта нам понадобятся:

-прозрачный стакан с водой

-растительное светлое масло

-немного жидкого пищевого красителя

-сода

-лимонная кислота

Все необходимое перед вами на столе. Берем емкость с красителем и

опускаем в стакан с водой. Затем берем емкость с растительным маслом, и

все содержимое выливаем в стакан. А теперь, чтобы появились пузырьки, в

содержимое ваших стаканов я добавляю соду и лимонную кислоту, и мы

увидим как красиво они заиграют.

Вывод: Жидкости разделяются слоями, т.к имеют разную плотность – масло,

как менее плотное будет сверху, краситель – снизу.

Сода и лимонная кислота реагируют с водой и в результате химической

реакции

выделяется

углекислый

газ,

который

подхватывает

частицы

красителя и стремится кверху. Далее газ покидают стакан, а частицы

красителя возвращаются вниз. И так далее.

По причине постоянного круговорота жидкости получается интересная и

очень красивая лава.

Воспитатель: Ну как, вам понравился опыт?

Опыт № 4.

А следующий опыт я проведу сама, а вы будете наблюдать. Он называется

«Цветной вулкан».

Я беру столовую ложку соды, немного краски, вливаю чайную ложку

жидкости для мытья посуды. А теперь внимание! Это уксус! Он опасен и

вреден для здоровья, поэтому с ним нужно обращаться очень осторожно

(добавляю уксус).

Вулкан тут же просыпается, из горлышка стакана начинает появляться

окрашенная пена.

Вывод: этот опыт наглядно показывает взаимодействие соды и уксуса. Сода

и уксус соединились вместе, и получилось такое извержение. А средство для

мытья посуды позволило нам увидеть много пузырьков.

Итог: Все дети подходят к воспитателю.

Воспитатель:

Ребята, давайте подведем итог нашей исследовательской

работы. Мы сегодня познакомились с такой наукой, как химия.

Проделывали опыты с каким веществом? (с содой).

Какие опыты вы проводили? (Вулкан, газировка, опыт с холодной и горячей

водой).

Воспитатель: А какой опыт был самым интересным?

Работать с вами мне очень понравилось, вы были внимательны, соблюдали

технику

безопасности

в

лаборатории,

были

организованы

и

дисциплинированы.

За ваши старания я хочу присвоить вам звание «Юный химик» и вручить

медаль.

Я благодарю вас за активное участие в экспериментах.

Большое вам спасибо. Давайте попрощаемся с гостями.



В раздел образования