Напоминание

Башкирский национальный костюм


Автор: Куштанова Лейсан Вакилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 260
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. З. Расулева 6 корпус 1
Наименование материала: Конспект ООД раздел "Художественно-эстетическое творчество"
Тема: Башкирский национальный костюм
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Башкирский национальный костюм»

Программное содержание: знакомство детей с башкирским национальным

костюмом, с названием деталей костюма; при рисовании карандашом учить

передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш (в карандашном

исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трёх оттенков цвета);

продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться

достигнутому

результату,

замечать

и

выделять

выразительные

решения

изображений; воспитывать чувство гордости за свою родину; воспитывать

эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного

искусства.

Дидактический материал и оборудование: башкирские национальные

костюмы, куклы в башкирских национальных костюмах; картонная кукла с

элементами одежды; аудиозапись классической музыки; аудиозапись башкирской

музыки; проигрыватель, посылка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в национальных

костюмах; в режимные моменты рассматривание альбома по аппликации

«Башкирский национальный костюм»; игры с башкирской народной утварью.

Словарная работа: джигит, егет, курай, кубыз, батыр.

Ход занятия:

Утреннее приветствие:

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Воспитатель: А теперь ребята все дружно садимся на свои места.

Башкортостан — моя земля!

Бескрайние твои поля,

Леса, зеленые луга…

Как сильно я люблю тебя.

В речках быстрых и глубоких

Течет кристальная вода.

Ты — колыбель для наций многих,

Цвети и радуй нас всегда!

Воспитатель:

Ребята кто знает, про что этот стих? (ответ детей).

Правильно, молодцы! А вы хотите узнать, как появилась наша родина –

Башкортостан? (Ответы детей.)

Давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень

хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы,

строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени.

Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего

малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала

мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался

егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда,

куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на

пути девушка - красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить

вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих

детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия.

Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду

тянутся обширные хлебные поля. Ребята, а вы знаете, как называется столица

нашей

родины?

(Уфа).

Правильно!

Наша

Башкирия

занимает

большую

территорию, и здесь живут люди с разными национальностями. Вы знаете какие?

(ответ детей). Правильно! И у каждого народа есть свои традиции, сказки,

любимые песни, танцы и народные костюмы.

Воспитатель: И сегодня мы с вами поговорим про национальную одежду

Башкирии. И в этом нам помогут кукла Айгуль и Азат.

Вот эту куклу зовут Айгуль. Как зовут куклу? (индивидуальные ответы).

Что это у Айгуль? (Платье). Какое оно, какого цвета, чем украшено? (Дети

называют цвет, элементы украшения). Что есть у платья? (Воротник, рукава

длинные, оборки внизу). Что это у Айгуль на ногах? (Туфельки). Какого они

цвета? Как называется предмет, который украшает лоб? (Налобная повязка).

Молодцы.

Воспитатель: А эту куклу зовут Азат. Давайте посмотрим, во что одет

Азат.

Он одет по-другому. Что это у Азата? (Штаны). Какого цвета штаны,

какие они? (Дети называют цвет). А это что? (Рубаха). А это что? (Камзол).

Как называется головной убор? Это меховая шапка.

-Айгуль и Азат – друзья. У Айгуль платье, а у Азата … рубаха. У Айгуль

камзул, а у Азата … тоже камзул. У Айгуль туфли, а у Азата - сапожки. У Айгуль

налобная повязка на голове, а у Азата … меховая шапка.

-Молодцы, ребятки, мы с вами рассмотрели башкирскую одежду

мальчика и девочки. Надеюсь, вы хорошо запомнили её название. И теперь, я вам

предлагаю рассмотреть с вами картинки, вывешенные на доске.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были

также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные

уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг

отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор

– кумьяулын – платок- покрывало.

А теперь рассмотрим мужской костюм. У мужчин было платье - летнее из

белой

шерсти.

Под

верхним

халатом

дорогая

серебряная

убранная

драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре -

калта (кожаная плоская сумка), на другом бедре – натруска (сумочка для узкого

ножа и для дроби). Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили

дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах

башкиры

носили башмаки и глубокие

галоши.

Национальная

обувь

это

башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома

носили комнатные туфли – кэуэш.

«Пальчиковая гимнастика»

Воспитатель: Ребята, куклы к нам пришли с небольшим подаркам. Они нам

принесли

раскраски.

Давайте

их

рассмотрим.

(обсуждение

раскрасок).

«Раскрашивание раскрасок».

Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с

костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!



В раздел образования