Автор: Ананичева Наталия Алексеевна
Должность: Преподаватель по классу домры и ансамбля
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №20 Приволжского района г. Казани"
Населённый пункт: Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок "Работа над раскрытием художественного образа произведения".
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
«Детская музыкальная школа №20 Приволжского района г. Казани»
Открытый урок на тему:
Работа над раскрытием художественного образа произведения.
Подготовила
Ананичева Наталия Алексеевна
Преподаватель Высшей квалификационной категории
по классу домры
МБУ ДО «Детская музыкальная школа №20
Приволжского района г. Казани»
Казань, 2020 г
Цель урока:
Активация ассоциативного мышления в работе над раскрытием
художественного образа произведения.
Задачи:
Развивающие
1.Совершенствование технических навыков.
2. Развитие эмоционального образно – ассоциативного мышления,
понимания учащимся содержания произведения.
3. Развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие
индивидуальности учащегося.
4. Развитие основных музыкальных способностей (гармонического и
мелодического слуха, чувство ритма, чувство стиля, взаимодействие в
ансамбле с концертмейстером)
5. Создание психологически комфортных условий для проявления и
самовыражения полученных знаний.
Воспитательные
1. Формирование коммуникативной культуры поведения и общения.
2. Воспитание эстетического вкуса на литературно- поэтических образцах,
картинах природы.
3. Воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремленности,
трудолюбия.
Образовательные
1. Способствовать формированию у ученика положительной мотивации,
стойкого интереса к процессу обучения.
2. Формирование комплекса знаний, умений, навыков необходимых для
овладения культурой музыкального исполнительства.
Здоровьесберегающие
1. Снятие мышечных зажимов, правильная организация игрового аппарата.
2. Использование инструмента, соответствующего анатомическим
особенностям и возрасту ребенка.
Форма занятия – индивидуальный урок.
Вид урока: Урок совершенствования новых знаний и умений.
Структура урока.
I Организационный этап:
1. Приветствие. Эпиграф "Наполненный сосуд".
2. Сообщение цели и хода работы на уроке.
II Этап Основная часть урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа над пьесой «Штиль и шторм» С.Фёдорова
III Заключительный этап:
1. Оценка
2. Домашнее задание
3. Конец урока
Методы и приемы, используемые на уроке:
Словесный — сообщение, беседа.
Демонстративный – рассмотрение картин природы, слушание стихов, показ
приемов в исполнении учителя.
Практический – постановка конкретных заданий и отслеживание их
выполнения.
Репродуктивный – исполнение выученного материала.
Аналитический – развитие логического и ассоциативного мышления.
В основу урока легли следующие методические принципы:
Индивидуальный подход.
Обеспечение комфортной и доброжелательной атмосферы на уроке.
Единство художественного и технического развития.
Техническое оснащение.
Инструменты (2 домры, фортепиано), экран, стулья, ноты, пюпитр,
презентация «Картины природы. Море».
I Организационный этап:
Преподаватель здоровается с ученицей 5 класса Жариковой Анастасией и
предлагает Эпиграф к уроку "Наполненный сосуд".
Преподаватель наполняет сосуд красивыми камнями, затем спрашивает
ученицу: «До конца ли он наполнен?». «Да» - отвечает ученица. Далее
учитель предлагает дополнить сосуд мелким ярким песком. Почти весь песок
уходит, заполняя пространство между камнями. Опять ученица говорит, что
сосуд полностью заполнен. Тогда учитель доливает в него воды и говорит о
том, что и в музыке всегда есть чем дополнить казалось бы выученное
произведение, ведь кроме нотного текста, штрихов, аппликатуры есть
высшая цель – раскрытие художественного образа.
Педагог: Сегодня на уроке мы поговорим о сюжете - картине, которая
рисуется в произведении С. Фёдорова «Штиль и шторм». Посмотрим на
фотографии, в которых изображены картины Штиля и Шторма, а так же я
прочитаю для тебя стихи, посвященные этой теме. Поработаем над
раскрытием художественного образа в нашей пьесе. С помощью средств
музыкальной выразительности, технических приемов постараемся
«нарисовать» то, о чем это произведение. Давай посмотрим на экран.
II Этап Основная часть.
Слушаем и смотрим. Звучат стихи. Презентация картин природы, где
изображен штиль и шторм.
Учитель: А теперь давай подготовимся к работе над пьесой, проиграем
гамму, которая поможет разогреть аппарат и настроиться на виртуозное
произведение.
Но прежде упражнение «Робот» – это упражнение для выработки правильной
осанки. Поднять руки вверх (все тело до кончиков напряжено). Завод
закончился – постепенно падают пальцы рук, кисти, руки, туловище. Наклон
и раскачивание расслабленными руками. «Шейка» – педагог мягкими
ласковыми касаниями рук осторожно помогает делать плавные круговые
движения головой. Это упражнение помогает снять напряжение шейных
мышц. Шея должна быть расслаблена. Ученик выполняет.
Педагог: Молодец! Садись за инструмент и готовься к проигрыванию пьесы.
Ученица играет.
Педагог: В какой тональности написана пьеса? Какой темп?
Ученица: Тональность ми минор, темп Andante, затем allegro.
Педагог: Вспомни, какой образ у тебя возник при знакомстве с пьесой?
Ученица: Образ моря во время штиля и грозы, шторма.
Педагог: А теперь обратимся к форме пьесы. Сколько частей в пьесе? Как их
можно обозначить?
Ученица: Две части
1. Штиль - спокойствие.
2. Шторм - тревога, возбуждение
Педагог: Все части одинаковые по длине?
Ученица: Нет. Самая большая 2 часть, в ней происходят основные события,
кульминация.
Педагог: Давай проанализируем первую часть. Что мы слышим в начале
пьесы?
Ученица: Пьеса начинается с плавных тихих аккордов - арпеджио домры
соло, затем вступает фортепиано.
Педагог: Что хотел изобразить этим композитор?
Ученица: ровную спокойную гладь моря, и отблеск в нём солнечных лучей с
помощью флажолет.
Педагог: Что важно соблюдать при исполнении таких арпеджио?
Ученица: Аккуратность, мягкость движений правой руки, исполнение
аккордов на пиано.
Педагог: А на что еще нужно обратить внимание?
Ученица: Флажолеты. Замедление - дыхание.
Педагог: Умница! Уже подметила неточности в исполнении?
Ученица: Да, не все звуки в аккордах прозвучали и надо добавить
замедления.
Педагог: В звучание основной темы выключаются Fl (флажолеты). Давай
поработаем над аккордами. Еще больше разложим звуки в арпеджиато.
Выделим каждый 3 аккорд, подходя к нему на крещендо, и сделаем
небольшое замедление перед Fl. Исполнение флажолет требует быстрой
реакции и перестройки правой руки. Ученица играет.
Наша мелодия состоит из 4 маленьких фраз. Внутри нее происходит так же
развитие. Постарайся сыграть их с усилением звучания к третьему такту, а
затем, постепенно затихая, поставь тихую точку Fl.
2-ая фраза более динамичная, но тоже спокойная и в конце затихает на
фермате. Что такое фермата?
Ученица: остановка.
Педагог: да, звук как бы завис. Молодец. А что происходит дальше?
Ученица: начинается 2-ая часть.
Педагог: какой у неё характер, темп?
Ученица: Решительный, стремительный, возбуждённый.
Педагог: Как изобразил это композитор?
Ученица: Темп быстрый. Дубль штрих, мелодия строится на гаммах, громкая
динамика.
Педагог: при игре в быстром темпе важно соблюдать ровность пассажей,
точность взятия звуков, пальцы при этом должны быть цепкими, но лёгкими.
Важно чувствовать движение к цели, пассажи не должны быть ровными по
динамике, а наоборот - волнообразными. Еще в левой руке важно преодолеть
скачок сверху вниз и далее плавным движением скользить по грифу.
Попытайся выполнить, ведь это основное, часто повторяющееся движение в
этой части. Ученица играет.
Педагог: А как ты думаешь, где основная кульминация произведения.
Ученица: она находится на самом высоком звуке пьесы.
- Правильно. Но прежде чем до неё дойти, есть несколько волн, на
протяжении которых динамика то усиливается, то затихает. Попробуй
изобразить эти волны звуком. Показ учителя.
Педагог: Настя, кроме гамм здесь есть часто повторяющиеся звуки -
квартоли. Удары вверх и вниз должны быть ровные с небольшим акцентом -
опорной точкой на первый звук квартоли. Давай поработаем над этим
отдельно.
Педагог с показом: правая рука собранная, сосредоточена на медиаторе. В
начале каждой квартоли нажим-акцент.
Ученица повторяет, добиваясь аналогичного звучания.
Педагог: Настя, а как фортепиано (концертмейстер) помогает тебе раскрыть
образ.
Ученица: изображает волны, гром, где-то помогает сделать сильное
крещендо до кульминации.
Педагог: правильно. Главное сохранять баланс в динамике, чтоб твоя
солирующая партия была
немного выше. У концертмейстера mf, у тебя f.
А теперь сыграй пьесу от начала до конца.
Педагог: Да, теперь твоё исполнение полностью соответствует замыслу
автора.
III
Заключительный этап
Педагог: Настя, мы с тобой попытались раскрыть содержание пьесы:
представили картину событий, определили, какими средствами изобразил это
композитор, открыли новые приемы и тембры, разными способами
поработали над преодолением технических трудностей, над
выразительностью музыкального языка. Ты хорошо поработала на уроке и
заслужила отличную оценку. Наш урок окончен и в домашней работе над
произведением постарайся закрепить наши начинания. А также ты можешь
найти свои новые краски для раскрытия художественного образа.
Выставляется оценка и записывается домашнее задание.
Вывод: понятия и смысл поставленных в начале урока задач был понятен,
ухвачен ученицей. Используя этот подход, она сможет и дальше работать над
достижением цели в самостоятельной и классной работе.
Приложение 1
ШТИЛЬ: (гол. stil). Полное затишье, безветрие (на Море, реке, озере). -
Стоял полный штиль. Море растянулось кругом неподвижной скатертью
свинцового цвета. Тургенев.; Словарь Ожегова
1)
И.Бунин «Штиль на море» (1795 г.)
Дремлют воды. Недвижимый
Словно скован кругозор,
И с тревогой корабельщик
Смотрит в сумрачный простор.
Иль не стало ветра в мире?
Мертвенная тишина.
Ни одна в бескрайней шири
Не шелохнется волна.
2)
Саша Черный «Море»
Море дремлет... Солнце стрелы
С высоты свергает в воду.
И корабль в дрожащих искрах
Гонит хвост зеленых борозд.
Море дремлет... Из пучины
Рыбка-умница всплывает,
Греет голову на солнце
И хвостом игриво плещет.
3. Анжелика Градо «Шторм»
Бельём полощут в небе тучи
Клоками мчатся и клубком.
И ветром, поднятый, могучим
Ревёт и стонет в море шторм
Здесь вихри синий вальс кружили
Сюда примчась издалека
И вспышки молний озарили
Набухшей ваты облака
И в очертаньях горизонта
Как будто вести добрый знак
Рвя (пронзая) мглу лучом пооборотно
Мигал спасительный маяк
Приложение 2 Презентация с картинами природы
Список литературы
1. Вольская Т.И., Гареева И.В. Колористические приемы игры на домре.
Издательство: Екатеринбург: Уральская гос. консерватория им. М. П.
Мусоргского, 2018
2. В. Игонин, М. Говорушко «Вопросы музыкальной педагогики». Л. :
Музыка, 1985
3. Круглов Вячеслав Искусство игры на домре. Музыка, 2019
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990