Напоминание

«Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда».


Автор: Толокнова Юлия Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№2
Населённый пункт: Тюменская область город Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: «Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда».

Для

организации театральной деятельности

с

детьми

необходимо научить их общаться в коллективе. Развитие первоначальных

навыков игрового поведения можно начинать с использования упражнений,

развивающих

коммуникативные

навыки,

которые

сближают

детский

коллектив, помогают наладить контакт со сверстниками и взрослыми и

настраивают на непринужденное общение

Упражнение «Клубочек знакомства»

Я предлагаю нам встать в круг. Учитель-логопед показывает клубок ниток

яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок

поможет нам познакомиться. Передаём его по кругу и называем своё имя.

Я ласково имя своё назову – Светланочка,

Клубочек другому передаю

- Спасибо, за активное участие.

Актуальность: В последнее время проблемы коррекции речи приобретают

особую

актуальность.

Своевременное

выявление

детей

с

речевыми

нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют

исправить первичный дефект. На этапе автоматизации главная цель –

добиться

правильного

произношения

поставленного

звука

во

всех

формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче,

доступнее всего это происходит в игровых упражнениях. Игра – ведущий вид

деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи –

трудоёмкий труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка

игрой

так,

чтобы

он

не

заметил,

что

занимается

тяжёлой,

монотонной работой.

В

этом учителю-логопеду

помогают

средства театрализованной деятельности. В этот период работы в арсенале

логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых

дидактических

приёмов,

атрибутов (различные

куклы,

персонажи,

игрушки) для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для

ребёнка в увлекательную игру. Постоянное создание игровых ситуаций

побуждает детей логопатов к речи.

Театрализованная деятельность - это в первую очередь импровизация,

оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими

видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием,

необходимость систематизировать ее в едином процессе.

Цель коррекционной работы логопеда - скорректировать речь детей-

логопатов через использование театрализованных игр.

• Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим

миром через образы, краски, звуки.

• Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.

• Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.

• Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться,

управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми

В

процессе работы над

выразительностью

реплик

персонажей,

собственных высказываний активизируется самоконтроль за собственной

речью,

совершенствуется

звуковая

культура

речи. Исполняемая

роль,

особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед

необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Историческая справка:

Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и

других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших

явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами

по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается

там, где появляется зритель, — он предполагает не только коллективные

усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и

своей

эстетической

цели театр достигает

лишь

в

том

случае,

если

сценическое действие находит отклик у зрителей.

На логопедическом пункте имеются театрализованные игры:

1. Пальчиковый театр: «Три поросёнка», «Лютый»

2. Плоскостной театр: «Заюшкина избушка»;

3. Пальчиковый театр (деревянный) «Гуси лебеди»;

4. Настольный конусный: «Колобок», «Теремок», «Три поросёнка»;

5. Герои: волк, собака, кот, мышка, заяц (пальчиковый театр)

Обоснование: Во время проигрывания театрализованной игры ребенок

общается

со взрослым,

где открываются

большие

возможности

для

коррекционной работы. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а

участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого, обучения.

Мотивация: Традиционная постановка и автоматизация звуков скучный,

однообразный и утомительный процесс, а театрализованные игры вовлекают

детей

в

эту

кропотливую

монотонную работу,

помогают

преодолеть

трудности при коррекции речевых нарушений.

Ход мастер – класса:

1. Упражнения, способствующие развитию произносительной стороны

речи

Игра: «Мыльные

пузыри»,

способствующая

правильному

речевому

дыханию.

Нужно разделиться на две команды. Первая команда надувает мыльные

пузыри. участники второй группы следят за их действиями и одновременно

читают хором стихотворение Э. Фирджен «Мыльные пузыри»

Осторожно -пузыри!

- Ой какие, ой смотри.

2. «Артикуляционная разминка».

Научим

куклу-Машу

правильно

выполнять

артикуляционную

гимнастику (перчаточная кукла)

А сейчас послушайте меня, я расскажу вам историю про божью коровку.

Жила была божья коровка, однажды она вышла из своего домика, солнышко

осветило ей спинку и все насекомые увидели, что у неё нет пятнышек на

спинке, и они стали смеяться над ней. И божья коровка заплакала, но тут

солнышко пощекотало её тёплыми лучиками, и божья коровка улыбнулась

ему.

Упражнение: «Улыбка».

«Что бы у тебя появились пятнышки, нужно трудиться» - сказало

солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка стала рассматривать картинки и делать упражнения,

написанные в книжке. Она даже вытащила язычок и пошлёпала его, а затем

покусала.

Упражнение: «Непослушный язычок».

И язычок стал ровным, как лопаточка.

Упражнение: «Лопаточка».

Вскоре набежала тучка и помыла божью коровку дождиком, но тут она не

растерялась, и сложила свой язычок чашечкой.

Упражнение: «Чашечка».

И снова за работу. На картинках она увидела лошадку.

Упражнение: «Лошадка».

«Божья коровка спать пора ложиться» - обратилось к ней солнышко.

«Хорошо, давай я тебя чаем угощу» - сказала божья коровка и напоила

солнышко чаем с вареньем.

Упражнение: «Вкусное варенье».

И отправились спать, солнышко под горку, а божья коровка под грибок.

Упражнение: «Горка».

Упражнение: «Грибок».

А утром все увидели, что у божьей коровки появились пятнышки. Вот

такая история произошла с божьей коровкой. Вот и мы, если будем

упражнять свой язычок, выговаривать чётко слова, то научимся говорить

красиво и правильно.

3. «Буду чисто говорить»

Чистоговорки используются для чёткого и правильного произношения

звуков в речи, развития словарного запаса и чувства ритма. Используйте их в

игре с игрушкой, картинкой повторяйте, как считалочку.

• Покажем Буратино правильную артикуляцию звуков, вместе с ним

произнесём слова с изучаемым звуком. (перчаточная кукла)

Са-са-са-са;

Со-со-со-со;

Су-су-су-су;

Сы-сы-сы-сы

• Надеваем на пальчики «лисичек» - пальчиковый театр, и произносим

чистоговорку, выполняя движения лисичкой.

Произносим слоги СА.

Са - са - са - са - са - са - будет в доме жить лиса.

Произносим слоги СЫ.

Сы - сы - сы - сы - сы - сы - дом просторный у лисы.

Произносим слоги СУ.

Су-су-су-су-су-су- дом порадует лису (Используем перчаточную куклу-

лиса или конусный, пальчиковый театр, персонаж- лиса)

• Используем

пальчиковый

театр,

персонаж-змейка

и

произносим

чистоговорку, выполняя движения.

Зашипели змейки — ША.

Ша - ша - ша - ша - как погода хороша!

Прошипела змейка — ШУ.

Шу - шу - шу - шу - никуда я не спешу!

Произносим слоги — ШИ.

Ши - ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!

Повторяем слоги — ШО.

Шо - шо - шо - шо - солнце греет хорошо

Улыбнулись змейки — ШЕ.

Ше - ше - ше - ше - как приятно на душе!

• Произносим чистоговорку, выполняя движения пальчиками, используя

пальчиковый театр, персонаж- комар)

Ры - ры - ры - вьются всюду комары.

Ра – ра – ра – мы поймали комара

Ра – ра – ра – вот такая вот игра.

• Используем пальчиковый театр, персонаж- ёжик и чётко проговариваем

чистоговорку.

Ры - ры - ры - сидит ёжик у норы.

Ру - ру – ру - ёжик забежал в нору.

4. «СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»

Произнесите

скороговорку

медленно,

быстрее,

быстро используя

пальчиковый театр.

Утром, присев на зелёном пригорке,

Учат сороки скороговорки. (пальчиковый театр, персонаж-сорока)

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ежа. (пальчиковый театр, персонаж-жук)

5. «Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»

Учитель-логопед надевает маску медведицы. Представьте, что я мама-

медведица, а вы один из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть.

Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито

требовать

и

даже

приказывать. (Взрослый

изображает

варианты

интонаций.) Теперь ласково попросите у меня, нойте, сердито требуйте,

приказывайте. Вы сейчас говорили с разными интонациями. Как вы думаете,

какая интонация понравится маме-медведице? Изобразите ее еще раз.

6. Развитие слухового восприятия

Игра: «Услышишь-стой»

Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха,

фонематического восприятия.

Ход игры: Назначается запретный звук (например, [С]). Участники

становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед

громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг

вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой

позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Учитель-логопед: Толокнова Юлия Васильевна



В раздел образования