Автор: Толокнова Юлия Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№2
Населённый пункт: Тюменская область город Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: «Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда».
Раздел: дошкольное образование
«Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда».
Для
организации театральной деятельности
с
детьми
необходимо научить их общаться в коллективе. Развитие первоначальных
навыков игрового поведения можно начинать с использования упражнений,
развивающих
коммуникативные
навыки,
которые
сближают
детский
коллектив, помогают наладить контакт со сверстниками и взрослыми и
настраивают на непринужденное общение
Упражнение «Клубочек знакомства»
Я предлагаю нам встать в круг. Учитель-логопед показывает клубок ниток
яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок
поможет нам познакомиться. Передаём его по кругу и называем своё имя.
Я ласково имя своё назову – Светланочка,
Клубочек другому передаю
- Спасибо, за активное участие.
Актуальность: В последнее время проблемы коррекции речи приобретают
особую
актуальность.
Своевременное
выявление
детей
с
речевыми
нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют
исправить первичный дефект. На этапе автоматизации главная цель –
добиться
правильного
произношения
поставленного
звука
во
всех
формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче,
доступнее всего это происходит в игровых упражнениях. Игра – ведущий вид
деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи –
трудоёмкий труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка
игрой
так,
чтобы
он
не
заметил,
что
занимается
тяжёлой,
монотонной работой.
В
этом учителю-логопеду
помогают
средства театрализованной деятельности. В этот период работы в арсенале
логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых
дидактических
приёмов,
атрибутов (различные
куклы,
персонажи,
игрушки) для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для
ребёнка в увлекательную игру. Постоянное создание игровых ситуаций
побуждает детей логопатов к речи.
Театрализованная деятельность - это в первую очередь импровизация,
оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими
видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием,
необходимость систематизировать ее в едином процессе.
Цель коррекционной работы логопеда - скорректировать речь детей-
логопатов через использование театрализованных игр.
• Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим
миром через образы, краски, звуки.
• Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
• Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
• Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться,
управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
•
В
процессе работы над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных высказываний активизируется самоконтроль за собственной
речью,
совершенствуется
звуковая
культура
речи. Исполняемая
роль,
особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Историческая справка:
Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и
других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших
явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами
по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается
там, где появляется зритель, — он предполагает не только коллективные
усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и
своей
эстетической
цели театр достигает
лишь
в
том
случае,
если
сценическое действие находит отклик у зрителей.
На логопедическом пункте имеются театрализованные игры:
1. Пальчиковый театр: «Три поросёнка», «Лютый»
2. Плоскостной театр: «Заюшкина избушка»;
3. Пальчиковый театр (деревянный) «Гуси лебеди»;
4. Настольный конусный: «Колобок», «Теремок», «Три поросёнка»;
5. Герои: волк, собака, кот, мышка, заяц (пальчиковый театр)
Обоснование: Во время проигрывания театрализованной игры ребенок
общается
со взрослым,
где открываются
большие
возможности
для
коррекционной работы. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а
участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого, обучения.
Мотивация: Традиционная постановка и автоматизация звуков скучный,
однообразный и утомительный процесс, а театрализованные игры вовлекают
детей
в
эту
кропотливую
монотонную работу,
помогают
преодолеть
трудности при коррекции речевых нарушений.
Ход мастер – класса:
1. Упражнения, способствующие развитию произносительной стороны
речи
Игра: «Мыльные
пузыри»,
способствующая
правильному
речевому
дыханию.
Нужно разделиться на две команды. Первая команда надувает мыльные
пузыри. участники второй группы следят за их действиями и одновременно
читают хором стихотворение Э. Фирджен «Мыльные пузыри»
Осторожно -пузыри!
- Ой какие, ой смотри.
2. «Артикуляционная разминка».
•
Научим
куклу-Машу
правильно
выполнять
артикуляционную
гимнастику (перчаточная кукла)
А сейчас послушайте меня, я расскажу вам историю про божью коровку.
Жила была божья коровка, однажды она вышла из своего домика, солнышко
осветило ей спинку и все насекомые увидели, что у неё нет пятнышек на
спинке, и они стали смеяться над ней. И божья коровка заплакала, но тут
солнышко пощекотало её тёплыми лучиками, и божья коровка улыбнулась
ему.
Упражнение: «Улыбка».
«Что бы у тебя появились пятнышки, нужно трудиться» - сказало
солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка стала рассматривать картинки и делать упражнения,
написанные в книжке. Она даже вытащила язычок и пошлёпала его, а затем
покусала.
Упражнение: «Непослушный язычок».
И язычок стал ровным, как лопаточка.
Упражнение: «Лопаточка».
Вскоре набежала тучка и помыла божью коровку дождиком, но тут она не
растерялась, и сложила свой язычок чашечкой.
Упражнение: «Чашечка».
И снова за работу. На картинках она увидела лошадку.
Упражнение: «Лошадка».
«Божья коровка спать пора ложиться» - обратилось к ней солнышко.
«Хорошо, давай я тебя чаем угощу» - сказала божья коровка и напоила
солнышко чаем с вареньем.
Упражнение: «Вкусное варенье».
И отправились спать, солнышко под горку, а божья коровка под грибок.
Упражнение: «Горка».
Упражнение: «Грибок».
А утром все увидели, что у божьей коровки появились пятнышки. Вот
такая история произошла с божьей коровкой. Вот и мы, если будем
упражнять свой язычок, выговаривать чётко слова, то научимся говорить
красиво и правильно.
3. «Буду чисто говорить»
Чистоговорки используются для чёткого и правильного произношения
звуков в речи, развития словарного запаса и чувства ритма. Используйте их в
игре с игрушкой, картинкой повторяйте, как считалочку.
• Покажем Буратино правильную артикуляцию звуков, вместе с ним
произнесём слова с изучаемым звуком. (перчаточная кукла)
Са-са-са-са;
Со-со-со-со;
Су-су-су-су;
Сы-сы-сы-сы
• Надеваем на пальчики «лисичек» - пальчиковый театр, и произносим
чистоговорку, выполняя движения лисичкой.
Произносим слоги СА.
Са - са - са - са - са - са - будет в доме жить лиса.
Произносим слоги СЫ.
Сы - сы - сы - сы - сы - сы - дом просторный у лисы.
Произносим слоги СУ.
Су-су-су-су-су-су- дом порадует лису (Используем перчаточную куклу-
лиса или конусный, пальчиковый театр, персонаж- лиса)
• Используем
пальчиковый
театр,
персонаж-змейка
и
произносим
чистоговорку, выполняя движения.
Зашипели змейки — ША.
Ша - ша - ша - ша - как погода хороша!
Прошипела змейка — ШУ.
Шу - шу - шу - шу - никуда я не спешу!
Произносим слоги — ШИ.
Ши - ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Повторяем слоги — ШО.
Шо - шо - шо - шо - солнце греет хорошо
Улыбнулись змейки — ШЕ.
Ше - ше - ше - ше - как приятно на душе!
• Произносим чистоговорку, выполняя движения пальчиками, используя
пальчиковый театр, персонаж- комар)
Ры - ры - ры - вьются всюду комары.
Ра – ра – ра – мы поймали комара
Ра – ра – ра – вот такая вот игра.
• Используем пальчиковый театр, персонаж- ёжик и чётко проговариваем
чистоговорку.
Ры - ры - ры - сидит ёжик у норы.
Ру - ру – ру - ёжик забежал в нору.
4. «СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»
Произнесите
скороговорку
медленно,
быстрее,
быстро используя
пальчиковый театр.
Утром, присев на зелёном пригорке,
Учат сороки скороговорки. (пальчиковый театр, персонаж-сорока)
Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ежа. (пальчиковый театр, персонаж-жук)
5. «Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»
Учитель-логопед надевает маску медведицы. Представьте, что я мама-
медведица, а вы один из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть.
Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито
требовать
и
даже
приказывать. (Взрослый
изображает
варианты
интонаций.) Теперь ласково попросите у меня, нойте, сердито требуйте,
приказывайте. Вы сейчас говорили с разными интонациями. Как вы думаете,
какая интонация понравится маме-медведице? Изобразите ее еще раз.
6. Развитие слухового восприятия
Игра: «Услышишь-стой»
Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха,
фонематического восприятия.
Ход игры: Назначается запретный звук (например, [С]). Участники
становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед
громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг
вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой
позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.
Учитель-логопед: Толокнова Юлия Васильевна