Автор: Марчукова Екатерина Сергеевна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 им. М.И.Короткова
Населённый пункт: город Гулькевичи, Гулькевичский район
Наименование материала: статья
Тема: "ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ".
Раздел: среднее образование
"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ".
Марчукова Е.С., учитель английского языка
(МАОУ СОШ №1 им. М.И.Короткова г.Гулькевичи)
Достичь современного уровня владения иностранным языком, а
также способствовать обнаружению и развитию творческого потенциала
ребенка помогает внеурочная деятельность. Школа после уроков – это мир
творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов,
увлечений, своего «Я». Цель внеурочной деятельности - создание условий
для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе
свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и
культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального
и
эмоционального
развития
детей.
Основные
задачи
внеурочной
деятельности – развитие личности каждого ребенка через самореализацию,
поощрение инициативы и нестандартного мышления детей.
Творческая
самореализация
детей,
сформированность
навыков
коллективной и организаторской деятельности, психологический комфорт
и социальная защищенность каждого ребенка являются результатами
правильно
организованной
внеурочной
деятельности.
Каковы
же
особенности внеурочной деятельности? Во-первых, занятие может быть
полностью посвящено творчеству, в отличие от урока это менее
традиционный вид деятельности. Во-вторых, творческий процесс увлекает
как обучающихся, так и учителя. В-третьих, внеурочная деятельность – это
способ раскрыть творческие способности ребенка, его скрытый потенциал.
Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность учителя,
недопустимость критики действий ребёнка, личный пример творческого
подхода к решению проблемы, создание ситуации успеха, предоставление
ребенку
возможности
нестандартно
мыслить
-
все
это
способы
стимулирования и раскрытия творческих способностей. В методической
копилке учителя найдется немало заданий, способных дать обучающимся
возможность проявить и развить свои способности и таланты. Важное
условие
–
задания,
предлагаемые
учителем
с
учетом
возрастных
особенностей ребенка, не должны быть принудительными.
Я считаю, что первое условие успешного создания творческой
обучающей среды развития способностей детей — раннее начало. Уже на
начальном этапе обучения английскому языку я создаю условия для
развития творческого потенциала детей и формирования положительной
мотивации к изучению иноязычной культуре. На уроках и на внеклассных
занятиях мы изучаем детский фольклор, инсценируем сказки, поем песни.
Традиционным стало проведение праздника «Алфавита", "Путешествие в
мир сказок".
Очень нравится детям неделя английского языка. Во время этой
недели мы проводим праздник алфавита, развлекательные утренники,
карнавалы
цветов.
Эти
мероприятия
предусматривают
конкурсы,
лингвистические и подвижные игры, викторины, загадки, песни, которые
так нравятся детям. Тематика этих мероприятий выходит за пределы
школьной программы, а новые технологии их проведения обеспечивают
создание творческой атмосферы, ощущение увлеченности, необычности и
праздничности, что является обязательным условием массовой работы.
Малышам очень нравится выступать перед зрителями. Поэтому мы
организовываем внеклассные мероприятия с учетом присутствия на них
взрослых, которые помогают нам оборудовать сцену и зал, изготавливают
плакаты, рисуют декорации.
Проведение
развлекательных
мероприятий
способствует
дополнительной мотивации учащихся, стимулирует их лингвистическую
активность,
обеспечивая,
вместе
с
тем,
развитие
социокультурной
компетенции
школьников
и
поддерживая
их
интерес
к
изучению
иностранного языка в целом.
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми
эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее
время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку.
Игры способствуют интенсивной языковой практике.
При организации внеурочной деятельности я принимаю во внимание
не только возраст ребенка, но и его склонности и интересы. Среди
младших школьников популярностью пользуются творческие словари или
тетради для записи изучаемой лексики, в которых вместо традиционного
перевода на родном языке дети создают рисунок, таким образом,
запоминая графический образ слова. Создание таких словарей позволяет
ребенку
проявить
фантазию,
продемонстрировать
изобразительные
навыки, повышает интерес к процессу познания и запоминания новой
лексики. Ребятам постарше нравится создавать кроссворды, используя
новую лексику, и особенно нравится их разгадывать.
В настоящее время в практике обучения иностранным языком
широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к
исследовательской
деятельности,
развивает
их
творчество,
самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная
деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в
процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом,
формирует
обще
учебные
интеллектуальные
умения
работы
с
информацией на английском языке. При выполнении творческих заданий
ученики используют дополнительную литературу, средства массовой
информации, возможности интернета.
Я широко использую метод проектов в своей практике со 2 по 11
классы, так как эта форма очень нравится учащимся, естественно, с учетом
возрастных особенностей. В начале изучения языка это простые проекты
на такие темы, как «The ABC», «Мой домашний питомец», «Мои
каникулы» и т. д. Конечный результат – коллажи, постеры или стенгазеты.
На старшей ступени обучения я провожу уроки защиты проектов.
Я считаю, что внеурочная деятельность по иностранному языку - это
своеобразная творческая мастерская. Здесь мы можем создать простор для
творчества, предлагая задания и ситуации, которые заставляют думать,
использовать фантазию, воображение. Знакомя младших школьников с
названиями животных, я предлагаю детям отгадать загадки или составить
слово (название животного) из предложенных букв, учащимся дается одно
слово, последняя буква которого образует первую букву нового слова. При
изучении звуков в игровой форме можно предложить определить
"лишний" звук, произнося слова с общим звуком, назвать слово, в котором
звук отличается, например, по долготе, дети определяют "лишний " звук,
затем
получают
задание
составить
собственные
упражнения
для
одноклассников, можно объявить конкурс на самое сложное задание.
При творческом подходе обучающиеся самостоятельно смогут
моделировать
различные
речевые
ситуации
(например:
подобрать
пословицы к содержанию текста, придумать продолжение истории,
нарисовать иллюстрации к текстам, смастерить поделки, создать костюмы
и декорации и т.п.) Несомненно, учащимся трудно творить, не имея опыта,
поэтому огромную роль играет пример творческой деятельности самого
учителя. На современном этапе интеллектуальное развитие школьников
является важной задачей подготовки подрастающего поколения. Степень
интереса
к
процессу
познания,
качество
знаний,
готовность
к
самообразованию школьников полностью зависит от умения учителя
организовать познавательную деятельность, как на уроке, так и во
внеурочное время. Я считаю, что творчески мыслящий и действующий
учитель способен: - создать условия для развития творческой личности; -
мотивировать личность ребенка к познанию и творчеству; - обеспечить
комфортное
эмоциональное
благополучие
ребенка;
-
приобщить
обучающихся к общечеловеческим ценностям; - создать условия для
социального,
культурного
и
профессионального
самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка.
Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный
мир личности. Учитель направляет деятельность ребенка, помогает
раскрыть его возможности, веру в себя через внеурочную деятельность.
Итак, внеурочная деятельность играет важную роль в сохранении и
развитии
мотивации
к
изучению
учебного
предмета,
способствует
реализации
целей
и
задач
обучения,
приобщает
обучающихся
к
межкультурным мировым ценностям, развивает в высокой мере их
творческий потенциал.