Напоминание

"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ".


Автор: Марчукова Екатерина Сергеевна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 им. М.И.Короткова
Населённый пункт: город Гулькевичи, Гулькевичский район
Наименование материала: статья
Тема: "ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ".
Раздел: среднее образование





Назад




"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ".

Марчукова Е.С., учитель английского языка

(МАОУ СОШ №1 им. М.И.Короткова г.Гулькевичи)

Достичь современного уровня владения иностранным языком, а

также способствовать обнаружению и развитию творческого потенциала

ребенка помогает внеурочная деятельность. Школа после уроков – это мир

творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов,

увлечений, своего «Я». Цель внеурочной деятельности - создание условий

для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе

свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и

культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального

и

эмоционального

развития

детей.

Основные

задачи

внеурочной

деятельности – развитие личности каждого ребенка через самореализацию,

поощрение инициативы и нестандартного мышления детей.

Творческая

самореализация

детей,

сформированность

навыков

коллективной и организаторской деятельности, психологический комфорт

и социальная защищенность каждого ребенка являются результатами

правильно

организованной

внеурочной

деятельности.

Каковы

же

особенности внеурочной деятельности? Во-первых, занятие может быть

полностью посвящено творчеству, в отличие от урока это менее

традиционный вид деятельности. Во-вторых, творческий процесс увлекает

как обучающихся, так и учителя. В-третьих, внеурочная деятельность – это

способ раскрыть творческие способности ребенка, его скрытый потенциал.

Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность учителя,

недопустимость критики действий ребёнка, личный пример творческого

подхода к решению проблемы, создание ситуации успеха, предоставление

ребенку

возможности

нестандартно

мыслить

-

все

это

способы

стимулирования и раскрытия творческих способностей. В методической

копилке учителя найдется немало заданий, способных дать обучающимся

возможность проявить и развить свои способности и таланты. Важное

условие

задания,

предлагаемые

учителем

с

учетом

возрастных

особенностей ребенка, не должны быть принудительными.

Я считаю, что первое условие успешного создания творческой

обучающей среды развития способностей детей — раннее начало. Уже на

начальном этапе обучения английскому языку я создаю условия для

развития творческого потенциала детей и формирования положительной

мотивации к изучению иноязычной культуре. На уроках и на внеклассных

занятиях мы изучаем детский фольклор, инсценируем сказки, поем песни.

Традиционным стало проведение праздника «Алфавита", "Путешествие в

мир сказок".

Очень нравится детям неделя английского языка. Во время этой

недели мы проводим праздник алфавита, развлекательные утренники,

карнавалы

цветов.

Эти

мероприятия

предусматривают

конкурсы,

лингвистические и подвижные игры, викторины, загадки, песни, которые

так нравятся детям. Тематика этих мероприятий выходит за пределы

школьной программы, а новые технологии их проведения обеспечивают

создание творческой атмосферы, ощущение увлеченности, необычности и

праздничности, что является обязательным условием массовой работы.

Малышам очень нравится выступать перед зрителями. Поэтому мы

организовываем внеклассные мероприятия с учетом присутствия на них

взрослых, которые помогают нам оборудовать сцену и зал, изготавливают

плакаты, рисуют декорации.

Проведение

развлекательных

мероприятий

способствует

дополнительной мотивации учащихся, стимулирует их лингвистическую

активность,

обеспечивая,

вместе

с

тем,

развитие

социокультурной

компетенции

школьников

и

поддерживая

их

интерес

к

изучению

иностранного языка в целом.

Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми

эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее

время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку.

Игры способствуют интенсивной языковой практике.

При организации внеурочной деятельности я принимаю во внимание

не только возраст ребенка, но и его склонности и интересы. Среди

младших школьников популярностью пользуются творческие словари или

тетради для записи изучаемой лексики, в которых вместо традиционного

перевода на родном языке дети создают рисунок, таким образом,

запоминая графический образ слова. Создание таких словарей позволяет

ребенку

проявить

фантазию,

продемонстрировать

изобразительные

навыки, повышает интерес к процессу познания и запоминания новой

лексики. Ребятам постарше нравится создавать кроссворды, используя

новую лексику, и особенно нравится их разгадывать.

В настоящее время в практике обучения иностранным языком

широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к

исследовательской

деятельности,

развивает

их

творчество,

самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная

деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в

процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом,

формирует

обще

учебные

интеллектуальные

умения

работы

с

информацией на английском языке. При выполнении творческих заданий

ученики используют дополнительную литературу, средства массовой

информации, возможности интернета.

Я широко использую метод проектов в своей практике со 2 по 11

классы, так как эта форма очень нравится учащимся, естественно, с учетом

возрастных особенностей. В начале изучения языка это простые проекты

на такие темы, как «The ABC», «Мой домашний питомец», «Мои

каникулы» и т. д. Конечный результат – коллажи, постеры или стенгазеты.

На старшей ступени обучения я провожу уроки защиты проектов.

Я считаю, что внеурочная деятельность по иностранному языку - это

своеобразная творческая мастерская. Здесь мы можем создать простор для

творчества, предлагая задания и ситуации, которые заставляют думать,

использовать фантазию, воображение. Знакомя младших школьников с

названиями животных, я предлагаю детям отгадать загадки или составить

слово (название животного) из предложенных букв, учащимся дается одно

слово, последняя буква которого образует первую букву нового слова. При

изучении звуков в игровой форме можно предложить определить

"лишний" звук, произнося слова с общим звуком, назвать слово, в котором

звук отличается, например, по долготе, дети определяют "лишний " звук,

затем

получают

задание

составить

собственные

упражнения

для

одноклассников, можно объявить конкурс на самое сложное задание.

При творческом подходе обучающиеся самостоятельно смогут

моделировать

различные

речевые

ситуации

(например:

подобрать

пословицы к содержанию текста, придумать продолжение истории,

нарисовать иллюстрации к текстам, смастерить поделки, создать костюмы

и декорации и т.п.) Несомненно, учащимся трудно творить, не имея опыта,

поэтому огромную роль играет пример творческой деятельности самого

учителя. На современном этапе интеллектуальное развитие школьников

является важной задачей подготовки подрастающего поколения. Степень

интереса

к

процессу

познания,

качество

знаний,

готовность

к

самообразованию школьников полностью зависит от умения учителя

организовать познавательную деятельность, как на уроке, так и во

внеурочное время. Я считаю, что творчески мыслящий и действующий

учитель способен: - создать условия для развития творческой личности; -

мотивировать личность ребенка к познанию и творчеству; - обеспечить

комфортное

эмоциональное

благополучие

ребенка;

-

приобщить

обучающихся к общечеловеческим ценностям; - создать условия для

социального,

культурного

и

профессионального

самоопределения,

творческой самореализации личности ребенка.

Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный

мир личности. Учитель направляет деятельность ребенка, помогает

раскрыть его возможности, веру в себя через внеурочную деятельность.

Итак, внеурочная деятельность играет важную роль в сохранении и

развитии

мотивации

к

изучению

учебного

предмета,

способствует

реализации

целей

и

задач

обучения,

приобщает

обучающихся

к

межкультурным мировым ценностям, развивает в высокой мере их

творческий потенциал.



В раздел образования